Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»
статья

Гаврилова Елена Владимирова

Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 217 Красносельского района

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 217

Решение от  31.08.2015г.  

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 22/1-од  от  01.09. 2015г.

Директор  ГБОУ школа  №  217        

_____________  С.Н. Калиберда

Санкт-Петербурга им. Н.А. Алексеева

Рабочая программа

дополнительной общеобразовательной  

(общеразвивающей) программы

«Студия живописи и графики»

Год обучения первый

Возраст учащихся:6-7 лет

Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования Гаврилова Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2015/2016 учебный год

                                 

Пояснительная  записка.

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству  рассчитана  на  3  года  обучения. Рабочая программа рассчитана на первый год обучения.

Целью программы для детей первого года обучения является развитие эстетических способностей детей, мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств, раскрытие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

        Обучающие:

  •  формирование образного, пространственного мышления;
  •  использование   и освоение разных техник изобразительного искусства;
  •  формирование знаний и умений применять полученные знания на практике;
  • Научить качественно выполнять свою работу, воплощать свою мысль с помощью разнообразных приемов и материалов.

Развивающие:

  •  развить любознательность в области изобразительного искусства;
  • развить устойчивый интерес к творчеству художника;
  •  развить умение пользоваться карандашом и кистью;
  •  развить технические возможности рисунка;
  •  развить и сформировать творческие способности;

Воспитательные:

  •  воспитать эстетический вкус учащихся;
  • воспитать  интерес к изобразительному искусству;
  •  воспитать чувство коллективизма;
  •  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  •  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность .

  Возраст детей группы первого года обучения 6-7 лет.  Группа состоит из детей впервых классов, все ее участники одного возраста. Во многом благодаря этому сформировался дружный, активный коллектив с желанием заниматься ИЗО. Большинство детей обладают  достаточно развитым для их возраста эстетическим чувством, художественными навыкам. Есть несколько детей с выраженными способностями к рисованию. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей (определенные трудности технического порядка) и психологическими особенностями детей этого возраста.  Знание этих возможностей помогает выбрать посильный для освоения художественный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься изобразительным искусством.

       

Режим занятий и количество детей в группе.  Группа 1 года обучения составляет 15 человек.  В учебном плане группы реализуется 72  часа учебных занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты.

В конце 1 года обучения обучающиеся должны:

 - самостоятельно ориентироваться в выбранном формате листа;

  -  уметь правильно скомпоновать рисунок;

  -  уметь правильно выбрать технику исполнения;

  -  знать средства худ. Выразительности и правильно из использовать;

  -  уметь качественно и  без помощи педагога закончить работу;

  -  уметь органично вести себя в коллективе.

 

 

Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.
  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
  • Умение работать в коллективе.
  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.
  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

Критерии замера прогнозируемых результатов

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
  • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
  • выставочная  деятельность.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

  • педагогическое наблюдение;
  • опрос;
  • открытые занятия с последующим обсуждением;
  • итоговые занятия;

Календарно-тематический план

рабочей программы «Студии живописи и графики»

для группы

 1 года обучения.

План учебно-воспитательной работы объединения

Тематическое планирование    (ИЗО, 1 год обучения)

  ТЕМА

Часы

Время провед.

  1. Выразительные возможности линии, ее характер, разнообразие.

1.1 Что такое линия, какие линии использует художник.

2

1.2.Виды линий – ломаная, прямая, волнистая.

4

1.3.Изображение настроения линией.

2

1.4.Графическая фактура линии – контур.

4

1.5.Силуэт в рисунке.

2

1.6..Графическая фактура   пятна – отпечаток.

4

09.09-04.11

                2.Выразительные возможности силуэта, штриха, пятна, контура.

 2.1.Знакомство с новыми худ.материалами – пастель.

4

2.2.Работа с меловой пастелью.

4

2.3.Работа с масляной пастелью – растушевка и выбеливание.

4

11.11-16.12

3.Использование линии разного характера в работе.

3.1.Силуэтное пятно как основа рисунка.

4

3.2.Рисунок карандашом – рисуем линией.

4

3.3.Акватипия с доработкой линией.

4

3.4.Техника – акватушь.

4

6.2.Рисунок акварельным карандашом.

2

23.12-17.03

                     4.Знакомство с материалами живописи.

2

24.03

                     5.Использование локального цвета и его выразительных свойств.

5.1.Локальный цвет и локальное пятно.

2

5.2.Гармония локальных цветов.

2

02.03-09.03

                     6.Использование локального цвета в работе.

2

16.03

                     7.Заполнение поверхности листа локальными цветами.

 

тема

 

часы        

 

7.1.Знакомство с понятием светлый цвет и темный цвет. Палитра.

2

 7.2.Гуашь-работаем цветом.

2

23.03-30.03

                    8.Основные, составные цвета и их выразительные свойства.      

 8.1.Изучаем три основных цвета.

2

 8.2.Что такое составные цвета. Работаем с палитрой.

4

 8.3.Светлота и насыщенность тонов краски.

2

06.04-27.04

                     9.Знакомство с разными материалами и техническими приемами в работе.

9.1..Техника граттаж.

4

04.05-

9.2.Приемы работы с акварелью.

4

25.05

72

72  

Группы первого года обучения

п/п

Название мероприятия

   Сроки

 Место проведения

1

Выставка «Краски осени»

сентябрь

школа 217

2

Входная диагностика

сентябрь

школа 217

3

Школьный этап городского конкурса                                  «Мы – дети Петербурга»

сентябрь- ноябрь

школа 217

4

Участие в школьном мероприятии «День учителя»

октябрь

школа 217

5

Выставка работ, посвященных  Дню матери

ноябрь

школа 217

6

Новогодний праздник «Сказочный калейдоскоп»  

(для начальной школы)

декабрь

школа 217

7

Выставка работ, посвященная  Дню снятия блокады Ленинграда

январь

школа 217

8

Анкетирование детей

январь

школа 217

7

Праздник « Здравствуй, Масленица!»

февраль-март

школа 217

8

Выставка работ «Нашим милым посвящается», посвященному  международному женскому дню 8 марта

март

школа 217

9

Итоговая диагностика

апрель

школа 217

10

Выставка работ, посвященная  Дню Победы

май

школа 217

11

Отчётное мероприятие ОДОД  «Парад достижений»

апрель

школа 217

План работы с родителями

п/п

Название мероприятия

   Сроки

 Место проведения

1

Родительское собрание

сентябрь

школа № 217

2

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальная работа с родителями

 в течение года

3

Открытое занятие для родителей

февраль

школа № 217

4

Мониторинг родительского мнения о результативности работы объединения

март

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы на первый  год обучения

Тема программы

Формы

занятий

Дидактический и наглядный материал

Техническое

оснащение занятий

Формы

подведения

итогов

1

Вводное занятие.

Техника безопасности. Выразительноые возможности линии.

Беседа

Инструкция по технике безопасности

Опрос

2

Выразительные возможности силуэта, штриха, пятна, контура.

Беседа,

практические занятия

Иллюстрации,

педагогический показ

Компьютер;

Меловая и масляная пастель

Опрос,

педагогическое наблюдение

3

Использование линии разного характера в работе

Беседа,

практические занятия

Иллюстрации, педагогический рисунок

Компьютер,

Карандаш, акварель, тушь

Педагогическое наблюдение, итоговое занятие

4

Знакомство с материалами живописи

Беседа,

практические занятия

Педагогический  рисунок

акварель

Педагогическое наблюдение

5

Локальный цвет и его выразительные возможности.

Беседа,

практические занятия

Педагогический рисунок

Компьютер, гуашь

Выставка работ

6

Использование локального цвета в работе

Беседа,

практические занятия

Педагогический рисунок

Компьютер, гуашь

Педагогическое наблюдение

7

Заполнение поверхности листа локальными цветами

Беседа,

практические занятия

Педагогический рисунок

Компьютер, акварель

Педагогическое наблюдение

8

Основные и составные цвета

Беседа,

практические занятия

Педагогический рисунок

Компьютер, акварель

Выставка работ

9

Знакомство с разной техникой и  материалами

Беседа,

практические занятия

Педагогический рисунок

Компьютер, тушь, пастель, гуашь

Педагогическое наблюдение

               Список литературы, методическое обеспечение

N

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области "Искусство" - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005

1.2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству -  сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

1.3.

Авторская   программа:

Неменский Б.М.,  Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный  труд.  С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

1.4.

Учебно-методические комплекты к программе по  ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства:

УМК  под  редакцией   Неменского   Б. М.    

1.5.

Учебник    по изобразительному искусству:

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./Под ред. Неменского Б.М.  – М.: Просвещение, 2010

1.6.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство . Твоя мастерская.  Под ред. Неменского. Б.М. – М.: Просвещение, 2012,

1.7.

Методические пособия (рекомендации к проведению  уроков изобразительного искусства):

- Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2002

- Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.

- Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 2000

- Казначеева С.А., Бондарева. С.А.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

1.8.

Методические журналы по искусству

«Искусство в школе», «Юный художник»

1.9.

Учебно-наглядные пособия:

-  Дорожкин,Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 1999.

-  Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

-  Дорожкин,Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999.

- Жегалова С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991.

1.10

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

1.11

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

1.12

Альбомы по искусству

1.13

Книги о художниках и художественных музеях

1.1.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

1.15

Словарь искусствоведческих терминов

2.1.

Портреты русских и зарубежных художников

2.2.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

2.3.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

2.4.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

2.5.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

2.6.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по изобразительному искусству

3.2.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по искусству

3.3.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

3.4.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

(в том числе в электронном (цифровом) виде)

4.1.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

4.2.

Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям

4.3.

Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Студия живописи и графики»

В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира....

Возможные приёмы педагога дополнительного образования по изобразительному искусству и живописи по сбережению здоровья учащихся.

В материале даны примеры возможных приёмов по здоровьесбережению на уроках изобразительного искусства и живописи в дополнительном образовании и приведён список литературы по здоровьесбережению....

Открытый урок Изобразительные средства музыки,живописи и литературы

Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности...

Презентация к уроку "Изобразительные средства музыки,живописи и литературы"

Презентация посвящена взаимодействию музыки ,живописи и литературы В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые опред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Сказка в живописи и графике

Ребята узнают о художниках  иллюстраторах .и живописцах, чьи работы и пользуются в качестве оформления книг. Вспоминают что такое живопись, и чем она отличается от графики....