Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта в научной статье
статья (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

В статье приведены основные требования к научным публикациям, даны рекомендации по правильному обобщению педагогического опыта работы и способов егог презентации в научной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomendatsii_po_napisaniyu_stati.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по обобщению педагогического опыта в научной статье

Лапина Т.П., методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г. Новокузнецк

        

Научная статья – это текст, в котором представлены результаты работы ученого или специалиста в определенной области трудовой деятельности по одной или нескольким взаимосвязанным проблемам современной науки и практики.

Научные статьи бывают разных видов:

  1. Научно-теоретические статьи описывают результаты исследований, теоретические объяснения и обоснования полученных результатов.
  2. Научно-практические статьи включают в себя описания экспериментов, опыта работы специалиста, в том числе и педагога. Большинство научных публикаций учителей и работников образования можно отнести именно к этому виду научных статей.
  3. Обзорные научные статьи посвящены анализу научных достижений в определенной области в определенный период времени.

Научная статья должна содержать собственные выводы и результаты проведенных исследований или анализ деятельности в определенной области. Статья обязательно должна содержать авторские разработки, рекомендации. Таким образом, можно утверждать, что научная статья должна обладать эффектом новизны, изложенные в статье выводы не должны быть ранее опубликованы. Публикация статьи закрепляет за автором приоритет в определенной области научной и практической деятельности.

        Выбор тематики и проблематики, отраженной в научной статье, определяется, в первую очередь, самим педагогом, во-вторых, тематическими конференциями и семинарами, в работе которых педагог хочет принять участие  и презентовать опыт своей деятельности.

        В начале работы необходимо проанализировать накопленный материал по выбранной проблеме. Статья должна быть актуальной и интересной не только лично вам, но и для педагогической науки и практики в целом.

        Название научной статьи должно быть конкретным и специализированным, отражающим сущность вашей работы в выбранном направлении.

        После того, как тема определена, необходимо разработать план написания статьи, определить недостающие звенья и набрать необходимую информацию.

        Научная статья имеет определенную структуру. Как любой научный текст, статья имеет:

  1. заголовок;
  2. аннотация;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. выводы и заключение;
  6. список литературы и информационных источников.

Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает содержание статьи.         

Типичные ошибки при выборе названия научной статьи:

  1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем сама статья. Например: «Работа педагога» - пример плохого заголовка.
    Заголовок должен быть конкретным. «Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста по методике развивающего обучения»
     - пример хорошего заголовка для статьи.
  2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса.
  3. Сенсационный заголовок. Пример плохого заголовка статьи: «Засорение окружающей среды: как мы за это расплачиваемся». Пример хорошего заголовка:  «Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием».
  4. Если рассматриваемый вопрос уже не раз поднимался в научных работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К вопросу о...», «К проблеме...», «К анализу...».

Научные руководители часто говорят своим студентам: «Удачное название не спасёт плохую статью, а вот неудачное название вполне может навредить хорошей статье». В потоке информации, которая обрушивается на читателя сегодня, важно сделать так, чтобы при первом беглом прочтении названия статьи было понятно, о чём в ней пойдёт речь.

Предположим, что название статьи готово. Необходимо проверить его соответствие требованиям по следующему алгоритму:

  1. Название краткое и лаконичное (3–15 слов).
  2. Название чётко отражает содержание статьи, а не только область знаний.
  3. Каждое слово в название статьи несёт определённую смысловую нагрузку, в нём отсутствуют лишние слова.
  4. Все слова в названии сочетаются между собой, название не противоречит нормам и правилам русского языка.
  5. В названии статьи используются ключевые понятия, которые способствуют индексации названия в Интернете, помогают найти статью в электронном каталоге библиотеки и привлечь нужного читателя.

Аннотация научной статьи. За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи. Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной. В аннотации дается информация об авторе статьи, кратко освещается научная проблема, цели и основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации отражается научная новизна статьи. Аннотация статьи должна быть написана простым языком с использованием коротких предложений, рекомендуется использовать безличные глаголы (установлено, раскрыто, рассмотрены вопросы и др.). Рекомендуемый размер аннотации составляет четыре-пять предложений, не более 500 символов. Аннотация выполняет две основные задачи: во-первых, она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации, на основе аннотации потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью; во-вторых, служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Введение. Научная статья начинается с описания проблемы, вопроса, которому и посвящена данная публикация. Автор обозначает актуальность проблемы и основные научные подходы к ее решению, разработанные другими учеными и коллегами, существующие нормативные документы по данному виду деятельности. Для написания этой части научной статьи автору необходимо ознакомиться с освещением проблемы в научной и методической литературе в последние два - три года. Условно эту часть научной статьи можно назвать «введением».

Основная часть научной статьи. После введения в изучаемую проблематику, автор приступает к описанию своего опыта педагогической деятельности.

Журнал «Молодой ученый» дает следующие рекомендации: «Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины. Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное на этом этапе работы – это сформировать скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее. Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после этого приступайте к заголовку и аннотации».

        Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо детально описать эксперименты, отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков. Исследования представляются по возможности в наглядной форме: схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а графический материал подрисуночными подписями. Каждый такой элемент должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи должна содержаться ссылка на него.

        Выводы – заключительная часть научной статьи. В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны. Автор статьи может предложить свой анализ полученных результатов.

        Научная статья после выводов автора всегда имеет список литературы. Список литературы включает в себя цитируемые автором информационные источники.

        Научная статья должна использовать научный стиль изложения. Для научного стиля изложения характерны связность, смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «конечно», «действительно». Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте научной статьи выражать эмоции. В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также специальная терминология. Необходимо аргументировать свою точку зрения, используя цитирование других авторов с указанием ссылки на первоисточник. Статья делится на абзацы, можно использовать подзаголовки для улучшения восприятия смысла статьи при большом объеме текста.

Журнал «Молодой ученый» дает следующие рекомендации: когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от темы; если есть возможность, отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте и внесите необходимые изменения и исправления.

Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

Литература

  1. Как написать хорошую статью студенту. Советы преподавателей. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.nauchniestati.ru
  2. Научная статья: алгоритм написания [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.studfiles.ru
  3. Правила написания научной статьи [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.journals.kantiana.ru
  4. Что такое научная статья? [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.moluch.ru

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....

Мастер-класса как форма обобщения педагогического опыта.Методические рекомендации

Мастер-класс – одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта. Его проведению предшествует стабильный положительный результат деятельности и нахождение рациональных путей, продук...

"Здоровьсбережение в рамках инновационной деятельности" Статья по обобщению педагогического опыта.

Данная статья рассматривает особую организацию коррекционно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) для обучающихся со сложной структурой дефекта в у...

Обобщение педагогического опыта в научной статье

Материалы методического объединения рассматривают правила обобщения опыта работы педагога и правила написания научной статьи. Знание основных требований к научным публикациям позволит педагогам методи...