Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».
статья по русскому языку на тему

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено краткое описание педагогических технологий, используемых при развитии  названных компетенций. В основной части работы теоретические положения темы проиллюстрированы примерами из практики работы учителя. Приложение содержит конспекты уроков, опорные схемы, образцы ученических работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский край

Управление образования

Соликамского муниципального района

Районное методическое объединение учителей

Обобщение опыта

Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся

на уроках русского языка и литературы

Автор:Янченкова Наталья Эдмундовна,

высшая квалификационная категория по должности учитель, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения Басимской средней общеобразовательной школы Соликамского района

Соликамск, 2007

Содержание.

  1. Введение.                                                                                                          3
  2. Развитие и становление коммуникативного и культуроведческого           8

подхода в преподавании русского языка и литературы.                          

  1. Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции               12

учащихся на уроках русского языка и литературы.

Основные направления совершенствования речевой                                 12

деятельности учащихся.

  1. Методика и технологии, способствующие развитию                                 13

коммуникативной и культуроведческой компетенций.

  1. Формирование и совершенствование различных видов речевой              22

деятельности – основа развития коммуникативной и

культуроведческой компетенций учащихся.              

  1. Развитие культуроведческой компетенции учащихся.                               29
  1. Заключение.                                                                                                   33
  2. Приложение 1. Словарная работа.                                                              34
  3. Приложение 2. Сочинение по опорным словам.                                       35
  4. Приложение 3. Урок русского языка в 5 классе по теме                          36

«Окончание».                                    

  1. Приложение 4. Опорная схема к уроку русского языка в 5 классе         43

по теме «Что такое текст».

  1. Приложение 5. Словарная работа по схеме.                                              44
  2. Приложение 6. Опорная схема к уроку литературы в 8 классе               45

по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  1. Список литературы.                                                                                     46

I. Введение.

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» [3;5]. Эти слова основоположника научной методики преподавания русского языка Федора Ивановича Буслаева, произнесенные в XIX веке, актуальны и в наше время. Ведь язык – явление уникальное. Он является средством передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, опыта, накопленного человечеством, средством установления межличностного и группового контакта, средством влияния друг на друга.

Русский язык как предмет занимает в системе школьного образования центральное место, так как, «будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми науками и профессиями, а значит, и со всеми школьными предметами» [2;7].

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, развивает абстрактное мышление, память, воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя средствами самоанализа и самовыражения.

Язык является важнейшим средством воспитания. «Усваивая язык, ребенок не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем приобщается к духовным богатствам, хранимым языкам, соотносит знания с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, то есть социализуется» [10;13].

Важнейшим средством социализации личности, совершенствование ее интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоционально-волевой сфер является развитие речи, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся. Особая роль в решении этих вопросов принадлежит урокам русского языка и литературы. Данные предметы являются основными гуманитарными дисциплинами в общеобразовательной школе.

В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года сделан акцент на усиление гуманизации образования. Общеизвестно, что формирование коммуникативной и нравственной культуры – высшие ступени гуманизации, поскольку связаны с пониманием роли и места человека в обществе и его ответственности за сохранение историческо-культурного наследия для будущих поколений людей.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования на всех ступенях обучения изучение русского языка и литературы предполагает достижение следующих коммуникативных и культуроведческих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  2. формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  3. овладение культурой межнационального общения, нормами речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения;
  6. развитие культуры читательского восприятия художественного текста; литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Особое внимание коммуникативной составляющей русского языка уделено в стандарте основного общего образования. Так, среди требований к уровню подготовки выпускников основной школы сказано: «В результате изучения русского языка ученик должен… уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения… эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  3. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения» [16;10].

В стандарте основного общего образования по литературе среди требований к уровню подготовки выпускников сказано: «В результате изучения литературы ученик должен… уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. определять род и жанр произведения;
  3. выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
  4. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;
  5. выявлять авторскую позицию;
  6. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров» [16;29].

Достижение этих целей, развитие данных умений можно осуществить в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Главная роль в формировании коммуникативной и культуроведческой  компетенций принадлежит общеобразовательной школе. Наиболее реальными путями их развития  являются:

  1. гуманизация учебных дисциплин;
  2. усиление речевой направленности уроков русского языка на основе обучения по учебно-методическому комплекту под редакцией М.М. Разумовской;
  3. организация активной внеурочной (факультативы, кружки, культурно-просветительная, исследовательская деятельность) и внеклассной деятельности учащихся.

Тема «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» выбрана не случайно. Общение с учениками на уроке, во время внеклассных занятий, неформальные беседы после уроков позволяют сделать вывод о том, что современная действительность, увы, далеко не благополучная, оказывает негативное влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся. Известно, что примерно 70 – 80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, то есть занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Значит, приобщение человека к культуре происходит под влиянием той речевой среды, в которую он погружен, от которой зависит постоянно, ежедневно, ежечасно. Ребенок особенно чутко воспринимает эту зависимость, это влияние.

К сожалению,   естественная речевая среда, окружающая ребенка, – язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее. Большинство детей мало читают, общение с книгой вытесняется общением с компьютером, телевизором. Давно исчезла традиция семейного чтения вслух.

В тридцатые годы прошлого века М.М. Пришвин писал о целебном врачующем действии любимых произведений русских классиков, о потребности их перечитывать «ежедневно на сон грядущий»: «Я держу один из самых мне близких томов Пушкина на столике возле своей постели, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы отделаться от словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно…» [11;9].

Бесчисленное количество этой «словесной отравы» ежедневно принимает в себя современный ученик, когда включает телевизор, видит рекламу, слушает, как говорят вокруг. Чтобы противостоять этому, необходимо целенаправленными усилиями учителя, воспитателя создать обучающую, развивающую речевую среду, способную вызвать у школьника потребность постоянного общения с книгой, приобщения к культуре.

Значительная часть учащихся современной школы не обладает необходимыми коммуникативными качествами и в различных жизненных ситуациях переживает этот недостаток. Возникновение трудностей в общении негативно отражается на индивидуальном интеллектуальном развитии учащихся, на их социальной адаптации.

По словам профессора М.А. Рыбниковой, труды которой посвящены развитию речи учащихся, словарной работе,  «работу над языком пора осознать как серьезную воспитательную работу» [7;7]. Эти суждения и тревоги заставляют искать новые подходы к учащимся, к построению урока, подбору познавательного, дополнительного, воспитывающего материала. Поэтому одной из определяющих деятельности учителя русского языка и литературы является организация работы по развитию коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сформировать у школьников четкое представление об основных коммуникативных понятиях (речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи);
  2. научить соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  3. помочь осознать роль русского языка и художественной литературы как духовной нравственной и культурной ценности народа;
  4. научить использовать приобретение знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самообразования, самореализации и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

II. Развитие и становление коммуникативного и культуроведческого подхода к преподаванию русского языка и литературы.

С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Большой вклад в ее разработку внесли известные русские ученые-лингвисты разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов и другие. Один из известных русских педагогов-словесников В.В. Острогорский считал, что нужно уделять больше внимание общению с учащимися, беседе как одной из форм общения. Он писал: «Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова» [7;6]. Образцы великолепных ораторских речей оставили нам древнерусская литература. М.В. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» [7;6]; он считал, что именно язык помог собраться людям в сообщества, работал за глубокую, содержательную, простую и ясную речь. В.Г. Белинский рекомендовал обогащать речь пословицами, поговорками, прибегать к пересказам как средству обогащения речи.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.

В 20-е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. Именно тогда появились  разделы «Развитие речи», стали  выходить специальные учебники по развитию речи.

В 30 – 50-е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. А в 60-е годы раздел «Связная речь» появляется вновь, уже общий для уроков русского языка и литературы.

В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

На рубеже XX – XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. В методике преподавания русского языка входит в обиход понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

В современной филологии под компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение языком.

В федеральном стандарте по русскому языку говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.

Лингвистическая компетенция включает в себя знания основ науки о языке, сведений о фонеме, морфеме, словосочетании, предложении и т.д., представлений о том, что в языке изменяется, какие аспекты в нем наиболее актуальны.

Языковая компетенция дает освоение системы языка (звуковых, предложно-падежных, видовременных, определительных, обстоятельственных и других отношений).

Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения.

Компонентами коммуникативной ситуации, определяющими выбор лексических и грамматических средств, являются:

  1. взаимоотношения (официальные/ неофициальные);
  2. социальные роли собеседников.

Характер речевого общения зависит:

  1. от статуса говорящих (ученик, учитель, студент, их возраст, пол, интересы и т.д.);
  2. от места общения (на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т.д.);
  3. от цели и направления говорящего.

На третьей ступени обучения по русскому языку раскрывается следующее содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

  1. сферы и ситуации речевого общения, компоненты речевой ситуации;
  2. монологическая и диалогическая речь;
  3. различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  4. совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров, редактирование собственного текста;
  5. культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы);
  6. написание доклада, реферата, тезисов, рецензии;
  7. составление деловых документов различных жанров;
  8. культура публичной, разговорной, письменной речи;
  9. информационная переработка текста;
  10. закономерности построения текста.

Современный период развития методики характеризуется обостренным интересам к языку, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях  народа, нравственно-этических ценностей, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию.

Формирование культуроведческой компетенции, согласно стандарту среднего полного образования, обеспечивает следующее содержание:

  1. взаимосвязь языка и культуры;
  2. отражение в языке материальной и духовной культуры русского языка и других народов;
  3. диалекты как историческая база литературных языков;
  4. взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур;
  5. соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.

Все перечисленные виды компетенций тесно взаимосвязаны. В основе их лежит неразрывная триада «язык – культура – общество, новый взгляд на роль социума (и микросоциума) в становлении языковой личности».

В данной работе основное внимание уделяется развитию коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся.

III. Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.

«Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства»[4;318]. Это высказывание известного русского лингвиста В.В. Виноградова говорит о том, что речь человека неотделима от морально-этических убеждений и поведения человека и связи с его нравственными устоями. Значит, для формирования красивой правильной речи необходимо развивать следующие коммуникативные умения учащихся:

  1. умение раскрывать тему и основную мысль текста;
  2. умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;
  3. умение строить высказывание в определенной композиционной форме;
  4. умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
  5. умения править, совершенствовать написанное;
  6. умение пользоваться средствами выразительности речи, навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

3.1. Основные направления совершенствования речевой деятельности учащихся.

Следует выделить следующие направления в работе по развитию речи на уроках русского языка:

  1. овладение нормами литературного языка;
  2. совершенствование культуры речи;
  3. обогащение словарного запаса учащихся;
  4. обогащение грамматического строя речи учащихся;
  5. обучение различным видам речевой деятельности (слушанию, чтению, устной и письменной речи).

На уроках литературы в качестве основных выдвигаются такие направления:

  1. словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов;
  2. обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний;
  3. организация речевой деятельности в процессе диалогического общения;
  4. создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников;
  5. активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.

3.2. Характеристика методик и технологий, способствующих развитию коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В современной методике преподавания русского языка и литературы используются и устоявшиеся, и новые методики и технологии для развития коммуникативной и культуроведческой компетенций школьников.

Среди прочно вошедших в методику данных предметов наиболее интересными представляются проблемный метод, система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека), технология С.Н. Лысенковой (использование опорных схем при комментируемом управлении), игровые технологии, деятельностный подход.

Проблемный метод.

Основа проблемного обучения – создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Существуют различные способы создания проблемной ситуации, наиболее применимы и оптимальны, на наш взгляд следующие:

  1. выдвижение проблемного вопроса.

Например:

  1. В чем выражена «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  2. В чем «правда» Сони Мармеладовой?
  1. создание проблемной ситуации на основе высказывания.

Например,  эпиграф к анализу образа Сони Мармеладовой:

  1. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» (Ф.М. Достоевский);
  1.  эпиграф к рассказу А.П.Чехова «Ионыч» «Берегите в себе человека!».

Игровые технологии.

Большой интерес представляют игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры.

Пример. Игра «Выберите правильное слово»:

Задание. Выбрать одно из двух слов, данных в столбиках, чтобы получилось верное словосочетание (Неправильный ответ отмечается красной карточкой).

  1. Концертный (абонемент, абонент).
  2. (Длинные, длительные) наблюдения.
  3. (Вдох, вздох) сожаления.
  4. (Искусно, искусственно) рисовать.
  5. (Невежа, невежда) в музыке.
  6. (Сытно, сыто) пообедать.
  7. (Памятный, памятливый) разговор.
  8. (Экономика, экономия) времени.

Использование опорных схем при комментируемом управлении.

Особый интерес представляет использование опорных схем при комментируемом управлении. Данная технология предполагает поэтапное введение материала:

  1. «перспективная подготовка (тема раскрывается последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами);
  2. уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  3. развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий» [13;77].

Во время проведения такой перспективной подготовки (то есть начала прохождения темы, изучения материала) осуществляется комментированное управление. А затем составляется опорная схема, которая рождается на глазах учеников в процессе объяснения материала (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы). (Приложение 4, 6).

Данная технология позволяет развивать умение учащихся строить связный рассказ по опорной схеме.

При обучении литературе  наиболее интересными представляются система Е.Н. Ильина и деятельностный подход, в основе которого заложены концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

В системе Е.Н.Ильина литература рассматривается как предмет, формирующий человека. Основные концептуальные положения данной системы:

  1. «художественность;
  2. принцип обучающего воспитания;
  3. идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
  4. нравственные категории общения с книгой;
  5. знание через общение и общение через знание;
  6. формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
  7. демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю» [13;48].

Урок литературы, по данной системе,– это урок-общение, искусство, жизнь; урок-спектакль, открытие, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Например, на уроке литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - «Униженные и оскорбленные на страницах романа» - были выдвинуты нравственные проблемы добра и зла, гнета и насилия над личностью, сострадание к человеку.

На уроке в ходе дискуссии, анализа образов героев романа, учащиеся вместе с учителем делают вывод о большем влиянии образа города на судьбы героев, выясняют авторское отношение к героям. Все утверждения и выводы подкрепляются доказательными выступлениями учащихся. Таким образом, на уроке формировались такие качества учащихся, как милосердие, сострадание, любовь к людям, уважение к личности.

В основе деятельностного подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников. Педагог создаёт проблемные ситуации, составляет и обсуждает план урока вместе с учениками, использует разнообразные формы и методы в учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся.

При деятельностном подходе  «изменяется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а отчет учащихся о наблюдениях по художественному произведению» [5;2]. Во время этой работы школьники учатся добросовестности, скрупулезности, развивают внимание в работе над словом.

Учитель выполняет роль консультанта, создавая ситуацию успеха. Оценивается данная работа по желанию учащихся, что снимает эмоциональное напряжение.

На уроке учащиеся слушают сообщения одноклассников, имеют возможность при этом корректировать свои работы, заимствуя положительное из прозвучавших выступлений.

При деятельностном подходе формы уроков могут быть различными – это уроки-размышления, уроки-исследования, уроки-дискуссии, ролевые игры.

.Например, при изучении ранних рассказов М. Горького в 11 классе проводится урок-дискуссия по рассказам «Челкаш» и «Мальва». В ходе урока, беседуя по содержанию рассказов, анализируя созданные писателем образы, совместно приходим к выводу, что Горький поэтизирует свободную личность, не терпит кротких, жалующихся и жалеющих, делая главный акцент не на трагичности конфликта, а на возвышенности выбора.

Деятельностный подход позволяет развивать успешную научно-исследовательскую деятельность учащихся, результатом которой является написание рефератов и проектов.

Среди новых методик представляют интерес несколько: это методика взаимосвязанности обучения, методика речетворчества, проектная методика и методика субъективации.

Методика взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Сущность методики взаимосвязанного обучения «состоит в такой организации учебной деятельности школьников, когда происходит взаимодействие всех видов речевой деятельности. Основные характеристики взаимосвязанного обучения:

  1. речевая деятельность в совокупности ее видов;
  2. перенос формируемых знаний и умений из одного вида речевой деятельности в другой;
  3. цикличный характер обучения;
  4. обучение приемам речевой деятельности;
  5. управление предметным планам высказываний;
  6. доминирование одного из видов речевой деятельности при параллельном развитии всех» [14;3].

Этапы работы при взаимосвязанном обучении:

  1. Восприятие текста;
  2. Извлечение информации для предметного высказывания (тема высказывания не должна повторять тему текста);
  3. Анализ образцовых текстов для усвоения приемов композиционного развертывания микротем, поиска и выбора выразительных средств;
  4. Составление собственного высказывания.

Применяя данную методику, используем следующие задания.

-Прочитайте текст, выделите основную мысль.

  Красота рощи, луга, степной былинки, простого камешка делает людей более чуткими и человечными. Но все ли это понимают?

  Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, брошенный на траву мусор, скомканные целлофановые пакеты под ногами. Такой мы оставляем след на земле.

 - Закончите данный текст собственными рассуждениями и выводом.

 - Выберите из предложенных пословиц те, которые подходят к тексту.

    Красота без разума пуста.

    Красна птица перьями, а человек умом.

    Не ищи красоты, а ищи доброты.

    Живи добрее, будешь всем милее.

   -Составьте высказывание – рассуждение по одной из пословиц, опираясь на завершённый вами текст.

Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений» [6;309].

Учителю необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Основными формами организации речетворческой деятельности являются урок и мастерская.

На уроке учитель решает следующие речетворческие задачи:

  1. учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  2. пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  3. развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Речетворческую деятельность в мастерской организуем с учетом трехступенчатости данного процесса:

  1. погружение в (художественный) текст на уроках речевого мастерства;
  2. рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;
  3. создание текста и его совершенствование.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

а) «Прием свободных ассоциаций»;

б) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

в) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации).

Используя данные приемы, строим работу, учитывая следующие этапы:

  1. Учащимся дано домашнее задание написать сочинение на определенную или свободную тему. Делаем пояснение для успешного выполнения работы.
  2. Учащиеся выполняют задание дома, создают записи, оформляют содержание.
  3. Проверка работ с целью выявления тех сочинений, которые вызовут интерес у других учеников.
  4. Работа в классе по группам по инструкции (найти в сочинении положительное, интересное, высказать свои мысли в группе, не обращать внимание на неудачные моменты работы).

Воспринимая позитивные оценки, дети запоминают свои удачные находки, убеждаются в своих способностях. Развивается интерес к выполнению данных работ.

Метод проектов.

Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся. Система проектной работы может быть представлена тремя направлениями:

-связь проектов с учебными темами, включение их в программу;

-использование проектной деятельности в процессе итоговой аттестации учащихся;

-использование проектной деятельности во внеурочной работе.

Данную работу организуем по следующему плану:

  1. Определение задания, темы (учитель);
  2. Постановка цели (учитель + ученик);
  3. Обсуждение условий выполнения задания, процесса работы (учитель + ученик);
  4. Изучение литературы по теме исследования (ученик);
  5. Написание и оформление проекта (ученик);
  6. Подготовка и презентация проекта (ученик);
  7. Анализ проекта (учитель);
  8. Оценивание работы учащихся (ученики + учитель).

В работе по методу проектов используем второе и третье направления, так как количество часов, отведенных на изучение предметов, ограничено.

В 2005 – 2006 учебном году все учащие 11 класса выбрали исследовательскую работу как форму сдачи обязательного государственного экзамена по литературе.

В процессе совместной работы учителя и учащиеся были созданы рефераты по следующим темам:

  1. Образ родины в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова;
  2. Мир природы и поэтика пейзажа в лирико-философской поэме «Лесная капель» Михаила Михайловича Пришвина;
  3. Тема любви в «женской» лирике Анны Ахматовой и Марины Цветаевой;
  4. Народный характер поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин»;
  5. Изображение мира человеческих чувств в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»;
  6. Женские образы в лирике Сергея Есенина;
  7. Пейзажная лирика Сергея Есенина;
  8. Образ Родины, России в лирике Александра Блока;
  9. Жизнь и творчество Булата Окуджавы.

Учащие пятого класса после изучения темы «Устное народное творчество» работают над проектом: созданием альбома. Каждая группа работает над разделами данного проекта по плану:

  1. Постановка цели.
  2. Создание рабочей группы (по желанию ребят).
  3. Распределение ролей в группе:
  1. корреспондент (собирает материал);
  2. редактор (отбирает, рецензирует);
  3. оформитель (подбирает рисунки, фотографии, оформляет страницы альбома);
  4. секретарь (заносит записи в альбом).
  1. Работа над созданием и оформлением проекта.
  2. Презентация каждого раздела проекта.
  3. Анализ проекта, оценивание работы.

Методика субъективизации.

Особый интерес среди современных методик обучения русскому языку представляет методика субъективизации, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.

«Основными средствами субъективизации являются:

  1. систематическое использование антиципации почти на всех структурных этапах урока;
  2. целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
  3. повышение речевой активности школьников» [2;12].

С помощью антиципации (то есть опережающего отражения окружающей действительности) ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением.

Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Широкое включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, мышление, память ученика, существенно влияет на процесс овладения понятиями. В данной методике предлагается введение нового этапа урока – мобилизующего. Его проводим в начале урока и обеспечиваем тем самым высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность. «Происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по теме, совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления), их дальнейшее развитие» [1;4]. Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляем за счет широкого использования исследовательских методов. На этапе закрепления изученного в данной методике используем комплексные, интеллектуально-лингвистические упражнения. Большое место в данной методике занимает работа с текстом, имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействует на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знания об окружающем мире, о человеческих отношениях.

 Важным условием при работе с текстом является использование специальных знаний, которые призваны стимулировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление.

Реализация принципов субъективизации на уроках русского языка повышает активность и осознательность действий школьников, интенсифицирует развитие интеллекта и коммуникативной компетенции. (Приложение 3).

3.3. Формирование и совершенствование различных видов речевой деятельности – основа развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся.

Процесс обогащения устной и письменной речи учащихся не может быть легким, простым. От обучающихся требуются определенные усилия, чтобы выработать умения и навыки – слушать и слышать, читать и размышлять над прочитанным, устно и письменно поделить своими впечатлениями. Помочь школьникам преодолеть трудности на пути к совершенствованию речи можно, обучая их различным видам речевой деятельности на разных уровнях владения речью.

В основе системы обогащения речи, вырастающей из отдельных упражнений, различных видов работ по совершенствованию речи учащихся, проводимой на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе используем:

  1. специальные психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться;
  2. специальные речевые упражнения;
  3. речевая трактовка, позволяющая детям тренировать свою речь (монологическую и диалогическую, устную и письменную).

Работу по развитию речи строим с учетом рецептивных видов деятельности (слушание, чтение) и оперативных действий (говорение, письмо).

Ученые выделяют несколько уровней владения речью (классификация предложена В.Я. Коровиной). Суть классификации в поступательном продвижении школьника от простого к сложному, от репродуктивных упражнений к творческим.

Первый уровень владения речью – репродуктивный, что означает буквальное воспроизведение. На этом уровне работу строим с охватом всех видов речевой деятельности.

Слушание предполагает восприятие и осмысление речи учителя и учащихся, сообщение новой темы, правила, рассказа о писателе (его жизни, творчестве), чтение текстов художественных произведение, устный отзыв на прочитанную книгу или просмотренный фильм. Учащимся предлагается ответить на вопросы по содержанию услышанного материала, по воспроизведению текста.

Применяя этот вид речевой деятельности, делаем  рассказ, лекцию, чтение эмоциональными, четко проводим главную мысль, чтобы ясно прослеживались основная идея, главные положения, тезисы, доказательства, чтобы рассказ имел вывод и логическое завершение. Данный вид речевой деятельности применяем для сообщения новой темы, знакомства с биографией писателя и этапами его творчества, с теорией и историей литературы.

Слово учителя на данном уровне учащиеся закрепляют чтением правила и примером в учебнике, рассказов о писателе, высказываний, воспоминаний. В процессе этой работы совершенствуются навыки чтения, подготовка к выполнению заданий и упражнений, к чтению текстов художественных произведений. Читая правила, статьи учебника, школьники усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения, термины и определения. Словарную работу на данном этапе проводит учитель. После чтения применяем вопросы репродуктивного характера и выполнения упражнений по образцу.

Для развития письменной речи используем письменные ответы, требующие воспроизведения правила, прослушанного сообщения.

Второй уровень овладения речью – продуктивно-репродуктивный. На этом речевом уровне также используем все виды речевой деятельности. Но их применение предполагает уже большую свободу, позволяет критически относиться к выполнению работ по образцу и подобию. Учащиеся не только воспринимают учителя и одноклассников, но и получают определенную установку. Им предлагается обратить внимание на использованные рассказчикам новые и ключевые слова, выражения. Здесь  используем такие виды работ:

  1. составление плана, конспекта лекции, сообщения учителя или ученика, выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
  2. создание схемы, таблицы или алгоритма по образцу, рассказ учащегося по данной схеме или опорному рисунку – схеме (Приложение 4, 5, 6);
  3. сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
  4. создание коллективного (группового) образца, правила;
  5. составление плана параграфа;
  6. определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
  7. парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;
  8. формулирование правила учащимися, выбор наиболее удачной формулировки.

Для развития речевых, интеллектуальных способностей учащихся наиболее часто используем третий творчески самостоятельный уровень. Он, как и два предыдущих уровня, предполагает построение урока с учетом и рецептивных, и оперативных видов речевой деятельности.

Слушание лекции учителя или сообщений учащихся осуществляем с установкой – дать отзыв на услышанное, обратить внимание на то, что можно взять для своего рассказа, доклада, сочинения на данную тему.

Большое внимание уделяем различным видам чтения: ознакомительному, выборочному, выразительному чтению текста.

Во время данного вида учебной деятельности проявляется особая работа мысли и чувства ученика, происходит обучение художественному пересказу текста, анализу текста, наблюдение за особенностями интонации, языка, словарная работа, выявление средств художественной выразительности, использованных в тексте.

Творчески самостоятельный речевой уровень способствует развитию логического мышления в сочетании с повышенной активностью.

На своих уроках используем различные виды таких работ, как

  1. формулирование учащимися темы и цели урока;
  2. формулирование нового правила через выполнение предложенных учителем практических операций;
  3. постановка проблемы в формулировке темы урока;
  4. проведение словарной работы по схеме: слово → орфографический облик → грамматическое значение → лексическое значение → этимология слова → образ слова (ассоциации) → примеры словосочетаний или предложений с данными словами (Приложение 5);
  5. различные способы введения нового слова (Приложение 1);
  6. диктанты различных типов: лексический, схематический, зрительный, орфоэпический, творческий;
  7. выступление учащегося в роли учителя;
  8. поиск примеров для изучаемой темы в дидактических материалах, учебниках по другим предметам, художественных текстах, энциклопедиях;
  9. составление словообразовательных гнезд);
  10. конструирование предложений по опорным словам, данному началу;
  11. сочинения-миниатюры по опорным словам (Приложение 2);
  12. составление упражнений на данную тему;
  13. редактирование текста (используется план):
  1. Читая текст, обрати внимание на содержание написанного. Определи:
  1. Соответствует ли содержание теме.
  2. Раскрыта ли основная мысль.
  3. Все ли изложено последовательно.
  4. Соразмерны ли части текста.
  5. Не нарушена ли связь между частями.
  1. Подумай, как сделать текст более интересным для читателя, внеси необходимые изменения.
  2. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой ошибки (речевые, орфографические, пунктуационные);
  1. поиск материала и подготовка сообщений о жизни писателя отдельных периодах творчества;
  2. анализ произведения (если небольшое) или эпизода по плану (используется план по лирике и эпосу, данный для районных олимпиад по русскому языку и литературе);
  3. речевая разминка;
  4. проблемные ситуации;
  5. различные виды пересказов (сжатый, выборочный, свободный, подробный и т.д.);
  6. подготовка письменного отзыва, рассказа, сочинения, реферата, зачеты, тесты, викторины, КВНы.

Особо благодатную почву для коммуникативного и культуроведческого развития дают уроки литературы. Уже при формулировании темы урока подбираем   заглавие, содержащее проблему, либо делаем  акцент на каком-либо слове или словосочетании. Например,

  1. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  2. Обличение нравственных пороков в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина;
  3. Смысл жизни и судьба в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и т.д.

К некоторым урокам подбираем эпиграф, проводим работу по его осмыслению.

Знакомство с художественными текстами предваряет словарная работа (в классе или самостоятельный поиск значений слов дома по толковым словарям). Учащиеся создают сравнительные характеристики, используя прием словесного рисования. Проводим параллели к произведениям ранее изученным, сходным по тематике (лирика природы, герои романов И.С. Тургенева, герои произведений Н. Лескова и былинные герои, герои произведений Н.А. Некрасова и сказочные герои).

На уроках литературы для речевого развития учащихся применяются следующие виды заданий:

  1. найти слова и предложения, характеризующие поступки героев, найти в тексте  или самим дать им оценку;
  2. найти приметы устного народного творчества (Лесков Н.С., Некрасов Н.А., Салтыков-Щедрин М.Е.);
  3. определить в произведении композиционную роль портрета, пейзажа, интерьера, сна, дневников;
  4. определить жанр произведения, литературное направление и доказать принадлежность к нему данного произведения (например, на уроке «Философская и пейзажная лирика А.С. Пушкина» проводим на основе анализа стихов показ творческого произведения поэта от классицизма к реализму).

Эмоциональный отклик на литературное произведение – один из самых важных моментов в речевом развитии учащихся. Поступки героев, их внутренний мир, свойства характера вызывают живой отклик в детях.

 Они критически оценивают героев, отмечают их положительные и отрицательные качества.

Например, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» я проводится урок «Нравственный смысл повести». Проанализировав поступки героев,  создаём с учащимися опорную схему положительных и отрицательных качеств героев и приходим к выводу, что каждый свободен в выборе жизненного пути. Но при этом герой должен обязательно руководствоваться законами чести и благородства. Не все герои смогли так поступить. (Приложение 6).

Большие возможности для размышления над поступками героев дают тургеневские повести и романы. Уже в восьмом классе проводим первый семинар «У счастья нет завтрашнего дня…» по повести И.С. Тургенева «Ася». В девятом классе -  обобщающие уроки: «Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Природа и лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В десятом классе учащиеся самостоятельно читают и рецензируют романы И.С. Тургенева «Наказание» и «Дворянское гнездо». При изучении творчества Ф.М. Достоевского готовим семинары «Униженные и оскорбленные на страницах романа «Преступление и наказание». «Сила и слабость женской души» (по пьесам А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»), «Ищем счастливого» (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - это темы обобщающих уроков и семинаров в десятом классе.

В одиннадцатом классе – это чаще самостоятельная поисковая работа, выступление с сообщениями, например:

  1. поэтические индивидуальности Серебряного века;
  2. «Загадка человеческой души» (анализ рассказов И.А. Бунина);
  3. страницы современной поэзии.

При изучении А.А. Блока используем материал учителя пермской школы С.М. Ивановой «Двенадцать» – первая попытка осмыслить революцию». На примере опорной схемы, представленной в материале, рассматриваем зеркальную, контрастную композицию поэмы, цветопись, заполняем схему.

Изучая творчество поэтов Серебряного века, С.А. Есенина, учащиеся самостоятельно (устно и письменно) анализируют стихи по выбору.

При изучении романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» исследуем тему «Образы – символы и их роль в романе».

При подготовке к сочинениям совместно обсуждаем не только темы предстоящих сочинений, но и возможные варианты планов.

Проводим уроки, охватывающие творчество нескольких авторов, по сквозным литературным темам. Например:

  1. «Природа родного края в творчестве пермских поэтов»;
  2. «А.С. Пушкин в памяти поколений»;
  3. «Путешествие по пушкинским местам»;
  4. «Санкт-Петербург в творчестве русских писателей и поэтов XVIII – XIX веков»;
  5. «Тихая лирика (с применением информационно-коммуникационных технологий – созданием презентации)» и т.д.

Формирование языковой личности в старших классов предполагает развитие высшего уровня речевой способности, который соотносится с умением целенаправленно работать с научной и художественной литературой и создавать тексты, обладающие стилистическими особенностями. Накопленный речевой опыт позволяет им делать обобщения и создавать работы научного и творческого характера.

3.4. Развитие культуроведческой компетенции учащихся.

Несомненно, культура представляет собой движение духа, духовное творчество, творчество мысли, интеллекта, человеческого гения. Совершенно очевидна зависимость ее от языка и, соответственно, влияния на язык.

Взаимосвязь языка и культуры указывает на необходимость культуроведческого подхода к изучению языка. Данный подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли чувства и поступки обучаемых. Он предусматривает и соединяет языки и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучаемых, «обогащение их словарного запаса фоновой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере» [17;10].

В урочной деятельности для формирования культуроведческой компетенции используем следующие приемы.

Этимологические этюды: изучение истории слов, слов из историко-культурного прошлого страны, фоновой лексики (например, масленица, матрешка, ратник, кольчуга).

Историческая топонимика: изучение происхождений географических названий, прежде всего, малой родины  (например, посёлок Басим – из угорского «бас» - «лес», «сом» - «ручей» - «лесной ручей»; Уролка (река и село на ней) – от коми слов «ур» - «белка» и «ол» - «заболоченное место, урочище» - в целом «сырое беличье урочище» или «беличье болото»).

Историко-тематический словарь: изучение слов, связанных по теме (народ, государство, труд и т.д.).

Межъязыковые сопоставления: изучение и сопоставление слов из разных языков.

Социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам.

Словарь писателя (поэта).

Важным источником культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания являются произведения искусства: живопись и музыка. Использование живописи и музыки на уроках позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием и такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческую.

Произведения живописи являются «достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции» [18;12]. Работа по картине помогает строить обучение родному языку, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погружённости» учащихся в изображаемый художником мир.

Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся собственную потребность в творчестве.

Данный вид работы проводим на специальных уроках по развитию речи. Обучение сочинению по картине выстраиваем по следующим  этапам:

  1. подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);
  2. рассмотрение картины;
  3. беседа по картине;
  4. словарная и орфографическая работа;
  5. чтение и анализ искусствоведческого текста;
  6. составление плана речевого произведения по картине;
  7.  устное или письменное сочинение;
  8. анализ письменных работ учащихся.

Музыкальные произведения звучат на уроках литературы как фон при исполнении лирических и прозаических произведений, способствуют сопоставлению лирических и музыкальных произведений, созданных на основе лирики поэтов-классиков.

Для развития культуроведческой компетенции на уроках вводим фрагменты по культуре речи (орфоэпические, акцентологические упражнения, разминки), проводим специальные уроки по речевому этикету.

Уроки внеклассного чтения также являются важным средством развития коммуникативной и культуроведческой компетенций, так как позволяют «переносить знания, умения и навыки, полученные на уроках, в сферу нерегламентированной речи, позволяют связать их с материалом самостоятельного чтения, близкого интересам учащихся и наиболее свободного в выборе книг и тем для обсуждения» [8;128].

Уроки внеклассного чтения позволяют закреплять и углублять самостоятельную речевую и творческую деятельность учащихся. Например, в 5 классе в курсе изучения литературы провожу уроки внеклассного чтения по временам года: «Песнь осенняя природы», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».

Такая работа позволяет развивать языковую личность учащихся, осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин, реализовать культурологический подход в преподавании русского языка и литературы.

Внеурочная и внеклассная деятельность школьников  воспитывает бережное отношение к слову, к богатству языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами. Внеурочная и внеклассная работа – хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, формировании у них эстетически–нравственных ориентаций, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

IV. Заключение.

«Литература – это искусство слова, слово-первоэлемент литературы». [12;3].

В этом высказывании неразрывно связаны два предмета школьного образования – русский язык и литература, так как именно они имеют наибольшее значение в обогащении духовного мира человека.

В школе проводится систематическая целенаправленная работа способствующая подрастающей личности овладеть богатствами русского языка и литературы. Она позволяет достичь определенных результатов, способствовала более полному усвоению программного материала, изучению дополнительных источников речевой и культуроведческой информации, помогает учащимся справиться с заданиями олимпиад.

На основании изложенного, можно отметить что целенаправленная деятельность по развитию у учащихся коммуникативной и культуроведческой компетенции дает возможность комплексно реализовать общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи, способствует накоплению у школьников «знаний о мире, постепенно культуры мира и науки, социализации личности, ее адаптации к жизни в современном обществе».

Русский лингвист А.А. Потебня писал: «Литературно образованный человек своего народа имеет перед простолюдином то преимущество, что на последнего влияет лишь незначительная часть народной традиции, именно, почти исключено устное предание одной местности, между тем как первый, в разной мере, приходит в столкновении с многовековым течением народной жизни, взятым как в его составных частях, так и в конечных результатах, состоящих в письменности его времени».

Приложение 1. 

Словарная работа

  1. Составление нового слова из других слов.

Задание

  1. В слове три части; соедините их, получив новое слово.
  1. Расстройство функций организма из-за физического, психического повреждения (шок).
  2. Предлог, состоящий из одной гласной буквы (о).
  3. Согласие, мир, порядок (лад).

(Шоколад)

  1. Последовательное соединение морфем, указанных в данных словах, с целью составления нового слова.

Задание

  1. Соедините части, указанные в словах, чтобы получить новое слово.

расцвести

отчётливый

насмешливый

настенный

(Расчётливый)

  1. Определение нового слова с помощью приема, обеспечивающего непосредственную связь с темой урока.

Задание

  1. Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов первого спряжения, и назовите словарное слово.

Покивать, одолеть, зашуметь, подсказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть.

(Костюм)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сочинение по опорным словам

Задание. Написать сочинение-миниатюру, используя данные слова.

Зима, мороз, солнце, узоры, цветы, деревья, радостный, удивительный, чудесный, погода.

Зима

Декабрь – года конец, а зиме – начало. Обычно в декабре уже трещат морозы. А в этом году первая январская неделя была теплая: шёл мокрый снег, небо было хмурым, солнца не видно.

Лишь в конце января пришли морозы. Погода сразу изменилась. На окнах появились удивительные морозные узоры из чудесных листьев и цветов. Дни солнечные, ясные. Деревья стоят в пушистом инее. Хоть мороз и щиплет нос и щёки, а мне нравится это радостное время года.

Зима

Зима. На улице стоит чудесная погода. Яркое солнце светит на небе. Мороз нарисовал на стекле удивительные узоры. Он заколдовал в своих рисунках цветы и деревья. Посмотришь на разрисованное окно, и сразу появляется радостное настроение.

 

Приложение 3.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема «Окончание».

  1. Мобилизующий этап

На доске написано предложение:

Ре…кого ч…л…века цв…ты ост…вляют равнодушным.

Уч-ль. Прочитайте вслух имеющееся на доске предложение. Напишите его в тетрадь. Расскажите, как пишутся слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам. Начните с орфограммы, на которую имеется меньшее количество слов.

Уч-к. В этом предложении одно слово с сомнительной согласной. Это слово редкий. Пишется буква д. Проверочное слово редок.

Уч-ль. Кто продолжит рассказ об орфограммах в словах этого предложения?

Уч-к. В слове человека имеются две непроверяемые безударные гласные в корне: в первом слоге буква е, во втором – о. написание этого слова надо запомнит.

Уч-ль. Кто завершит наш рассказ?

Уч-к. В словах цветы, оставляют – имеются проверяемые безударные гласные в корне. В слове цветы – безударная гласная е, проверочное слово цвет. В лове оставляют – безударная гласная а, проверочное слово оставить.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. А теперь внимательно посмотрим на состав слов данного предложения. Скажите, какая часть есть в каждом его слове (кроме корня), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Уч-к. В каждом слове данного предложения, кроме корня, имеется окончание. Значит, тема сегодняшнего урока: «Окончание».

Уч-ль. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого опорные фразы:

Цель: 1) повторить то, что … … … ٱ;

2) выяснить, что обозначает ٱ в именах существительных, именах прилагательных, глаголах;

3) указать, что образуют ٱ;

4) учиться находить ٱ в  .

Уч-к. Цель нашего урока: повторить то, что мы знаем об окончании; выяснить, что обозначает окончание в именах существительных, именах прилагательных, глаголах; узнать, что образует окончание; учиться находить окончание в словах.

Уч-ль. Приступим к реализации первой цели.

  1. Актуализация знаний

Уч-ль. Вспомните, что такое морфемы?

Уч-к. Морфемы – это части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Уч-ль. Что такое окончание?

Уч-к. Окончание – это значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

  1. Изучение нового материала

На доске написаны окончания:

1) -а ( -я )          2) -ое ( -ее )          3) -ешь ( -ишь )

Уч-ль. Начнем работу по реализации второй цели урока. Скажите, что напи-сано на доске?

Уч-к. На доске написаны окончания.

Уч-ль. К словам какой части речи относятся эти окончания?

Уч-к. -а (-я) – это окончания имен существительных; -ое (-ее) – окончания имен прилагательных; -ешь (-ишь) – окончания глаголов.

Уч-ль. Какие грамматические признаки имени существительного вы можете определить по окончанию -а (-я)?

Уч-к. Имя существительное с окончанием -а (-я) стоит в именительном падеже, в единственном числе.

Уч-ль. Сделайте вывод, что обозначает окончание у имени существительного?

Уч-к. Окончание у имени существительного обозначает падеж и число. (Учитель вносит соответствующее дополнение в запись на доске.)

Уч-ль. Какие грамматические признаки имени прилагательного вы можете определить по окончанию -ая (-яя)?

Уч-к. Имя прилагательное с окончанием -ая (-яя) стоит в женском роде, именительном падеже, единственном числе.

Уч-ль. Сделайте вывод, что обозначает окончание у имени прилагательного?

Уч-к. окончание у имени прилагательного обозначает род, число, падеж. (Учитель вносит соответствующее дополнение в запись на доске.)

Уч-ль. Какие грамматические признаки глагола вы можете определить по окончанию -ешь (-ишь)?

Уч-к. Глагол с окончанием -ешь (-ишь) второго лица, единственного числа.

Уч-ль. Это касается глаголов настоящего и будущего времени. А что можно определить по окончанию у глагола в прошедшем времени?

Уч-к. У глагола в прошедшем времени по окончанию можно определить род и число.

Уч-ль. Сделайте вывод, что обозначает окончание у глаголов?

Уч-к. Окончание у глаголов в настоящем и будущем времени обозначает лицо и число, а в прошедшем времени – род и число. (Учитель вносит соответствующее дополнение в запись на доске. В результате она должна иметь такой вид:

-а ( -я )                    -ая ( - яя )                    -ешь ( - ишь )

п., ч.                        р.. п.. ч.                        в н., б. вр.: л., ч.

Уч-ль. Мы с вами увидели, что окончание не только служит для связи слов в словосочетании и предложении, но и образует формы слова. Составьте новое определение окончания, более точно указав в нем, для чего оно служит?

Уч-к. Окончание – это значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, и образует формы слова.

Уч-ль. А теперь обобщите все наши рассуждения по плану:

1. Что такое окончание?

2. Что обозначает окончание у имени существительного, прилагательного и глагола?

(Учащиеся обобщают изученный материал. Сравнивают его с материалом учебника. Повторяют вывод по памяти, приводят примеры.)

  1. Закрепление изученного

Упражнение 1

Рос..ия, растут, астра, гвоздика, ромашка, флокс.

Уч-ль. Прочитайте слова. Исключите их по одному из данного ряда по самостоятельно найденному признаку так, чтобы в нем оставалось только одно слов. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Уч-к. Можно исключить слово растут, так как это глагол, а остальные – имена существительные.

Уч-к. Можно исключить слово Россия, так как это существительное собственное, а остальные – нарицательные.

Уч-к. Можно исключить слово гвоздика. Это омоним. Гвоздика – это растение с яркими цветами. Гвоздика – это приправа, пряность из сушенных цветочных почек тропического дерева. Остальные слова не являются омонимами.

Уч-к. Можно исключить слово флокс. Это существительное мужского рода, а остальные – женского. (Из двух последних выделяется одно по любому признаку или сразу нескольким признакам: по орфограмме, количеству слогов, букв.)

Уч-ль. Во всех словах выделите окончание. (Выполняется задание.) Что вы заметили?

Уч-к. В слове флокс окончание не выражено звуками.

Уч-ль. Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым. Как и любое окончание, оно имеет грамматическое значение. Определите грамматическое значение слова флокс. (Выполняется задание.)

Уч-ль. Обобщите все то, что мы говорили сегодня об окончании. (Выполняется задание.)

Упражнение 2

Василек

Гиацинт

Кувшинка

Георгин

Ирис

Роза

Клумба

растение с крупными красивыми душистыми цв…тками и со стеблем, обыч…но п…крытым шипами.

в…д…ная лилия.

лукович…ное с…довое растение с собр…нными в кисть п…хучими цв…тами.

перуница.

гря…ка с цв…тами в виде замкнутой ф…гуры.

темно-г…лубой цв…ток, растущий в злаках.

крупное с…довое тр…вянистое растение с б…льшими яркими с…цветиями.

Уч-ль. Прочитайте левую и правую часть записи на доске. Сформулируйте к ней задание. Не забывайте о теме урока.

Уч-к. Надо соединить между собой слова из левой части с подходящими по смыслу словами или фразами из правой части так, чтобы получилось предложение. Предложения написать, а в словах выделить окончания. Вставить пропущенные буквы.

Уч-ль. Первое предложение выполним вместе. Кто его уже составил? Назовите его со знаками препинания.

Уч-к. Василек – темно-голубой цветок, растущий в злаках. В этом предложении ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. В слове василек нулевое окончание, в слове темно-голубой – ой, в слове цветок – нулевое, в слове растущий – ий, в слове в злаках – ах. В слове голубой – непроверяемая безударная гласная о, ее надо запомнить. В слове цветок – проверяемая безударная гласная е в корне, проверочное слово – цвет.

Уч-ль. Составьте и назовите остальные предложения.

Уч-к. Гиацинт – луковичное садовое растение с собранными в кисть пахучими цветами.

Уч-к. Кувшинка – водяная лилия.

Уч-к. Георгин – крупное  садовое травянистое растение с большими яркими соцветиями.

Уч-к. Ирис – перуница.

Уч-к. Роза – растение с крупными красивыми душистыми цветками и со стеблем, обычно покрытым шипами.

Уч-к. Клумба – грядка с цветами в виде замкнутой фигуры.

Уч-ль. Выделите окончание и назовите грамматические признаки слова, в котором все согласные звонкие, непарные, мягкие. (Работа со словом лилия.)

Уч-ль. Подчеркните имеющиеся в этом предложении однокоренные слова. Устно и письменно выделите морфемы, которые помогут доказать вашу точку зрения. (Выполняется задание.)

Упражнение 3

Трон императора Японии зовется хризантемным.

Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.

Золотистая хризантема символ солнца.

Хризантема украшает герб и печать Японии.

Плоды опунции едят.

Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.

Один император имел право носить одежду с изображением этого цветка.

Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.

Никто другой не смел носить такую одежду.

Ослушнику грозила смерть.

Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие – малину, третьи – душистые персики.

  1. Символический цветок.
  2. Вкусный цветок.

Уч-ль. Цветы очень много значат в жизни человека. Они сопровождают его в самые разные моменты. О несколько необычном предназначении цветов вы узнаете из очередного упражнения. Прочитайте данную запись очень внимательно. Сформулируйте к ней задание.

Уч-к. Из написанных на карточке предложений надо составить два текста. Первый на тему: «Символический цветок», второй – на тему «Вкусный цветок».

Уч-ль. Давайте составим вместе текст на тему «Символический цветок». (Выполняется задание.)

Уч-ль. Теперь кто-либо один прочитает второй текст. (Выполняется задание.)

Уч-ль. Напишите тот текст, в каждом предложении которого есть хотя бы одно слово с нулевым окончанием. (Выполняется задание.)

Уч-ль. Найдите предложение, в котором пропущен знак препинания. Какой это знак и почему он ставится в этом предложении?

Уч-к. В предложении Золотистая хризантема – символ солнца ставится тире, так как подлежащее хризантема и сказуемое символ выражены существительными в именительном падеже.

Уч-ль. Выделите окончание и укажите грамматические признаки в однокоренных словах. (Выполняется задание.)

Уч-ль. Найдите в этом тексте слова с такими же орфограммами, как в первом записанном на уроке предложении. Орфограммы подчеркните. (Работа выполняется и проверяется.)

  1. Итог урока

Уч-ль. О какой морфеме мы говорили сегодня на уроке?

Уч-к. Мы говорили об окончании.

Уч-ль. Расскажите весь материал об окончании, который звучал сегодня на уроке. (Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.)

Приложение 4.

Что такое текст.

Узкая тема.

Широкая тема.

Название.

Текст –

группа предложений.

Цель: познакомить с особенностями строения текста.

Композиция (вступление, основная часть, заключение).

Микротемы.

Общая тема.

Общая мысль.

Связаны с помощью языковых средств.

Приложение 5.

Словарная работа по схеме.

Схема.                                                                                     Например.

Слово.

Орфографический облик.

Грамматическое значение.

Этимология слова.

Лексическое значение.

Образ слова (ассоциации).

Примеры словосочетаний или предложений.

Апельсин.

Апельсиновое дерево.

На витрине магазина лежали яркие, сочные апельсины.

Яркий, сочный, ароматный, как солнце.

Из голландского языка, буквально «китайское яблоко».

Цитрусовое дерево, а также сочный, ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета.

Апельсин.

Имя существительное, единственного числа, мужского рода, Именительного падежа.

Приложение 6.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Цель: показать, как герои выстояли перед испытаниями, отношениями автора к героям.

Екатерина II (отменила смертную казнь и наказание  совсем)

Пугачев Емельян (взаимопомощь)

Максимыч (спасение Марьи Ивановны, письмо)

Семья священника (душевность, помощь,   спасение Марьи Ивановны)

Марья Ивановна (любовь на всю жизнь)

Отец Андрей Петрович (благородство, мужество, честность)

Мироновы (были вместо отца и матери в Белогорской крепости)

Савельич (уважение, преданность. сдержанность, любовь по отношению к пожилым людям)

Мать Авдотья Васильевна (доброта, нежность, любовь, ласка)

Зурин  (предупредил об аресте)

ГРИНЕВ П.А.

Зурин (-) (жадность, обманчивость, пьянство, распутность)

Генерал (отказ в помощи)

Максимыч

(предательство, воровство денег Гринева)

Швабрин (предательство, ненависть)

Вывод: каждый свободен в выборе жизненного пути, но не все сохранили честь и благородство.

Список литературы.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка. 5 класс. – Киров: 2002. – 160 с.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка, // Русский язык в школе. – 2002. =№1. – с. 11-15.
  3. Баранов М.Т.,  Ипполитова Н. А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 200. – 368 с.
  4. Богданова О. Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, - 400 с.
  5. Иванова С.М. О деятельностном  подходе в преподавании литературы в старших классах. – Пермь: 1994. – 56 с.
  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – Санкт-Петербург: Каро, 2002. – 367 с.
  7. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. Москва: Мнемозина, 1996, - 158 с.
  8. Коровина В. Я. Развитие речи учащихся 4 -10 классов в процессе изучения литературы в школе. – Москва: Просвещение, 1985. – 142 с.
  9. Концепция образования по русскому(родному ) языку в 12-летней  школе (основное и среднее (полное) общее образование), // Русский язык в школе. – 2000. - №2. – с. 7-9.
  10. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике, // Русский язык в школе. – 2006. - №3. – с. 12-16
  11.  Пахнова Т.В. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре, // Русский язык в школе. – 2003. - №4. – с. 8-17
  12.  Пахнова Т.В. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре, // Русский язык в школе. – 2005. - №4. – с. 3-11
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.

  1. Стативка В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, //    Русский язык в школе. – 2004. - № 5. – с. 3- 7.
  2. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И.Внеурочная работа по русскому языку. –Москва: Просвещение, 1985. – 173 с.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, // Вестник образования. – 2004. - № 14. – с.7 – 45.
  4. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства, // Русский язык в школе, 2004 . - №6. – с.8 – 16.
  5. Ходякова Л.А., Новикова Л.И.,  Штыкина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5 классе. – М.: АСТ-Астрель, 2003. – 255 с.