Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.chgk_pokalyuk_dorabotano_2.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ Лицей г. Истры  

«Утверждаю»                                  

Директор  ОУ                  Оличева О.А.        

«____»                                       2015г.            

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет                      _Курс внеурочных занятий по развитию познавательных и интеллектуальных способностей «Что? Где? Когда?»

Учебный год              ______2016 — 2017__________________________________________                                                        _________

Класс                          ______5_а_;_5__б ;__5_в;__5_г;_5 д.___________________________________                                                          ____

Количество часов в год         _34________________________________________                                                                                   _____

Количество часов в неделю  _____1___________________     ____                                                                           ____________________

Учитель            Покалюк С.А.


Пояснительная записка

        Курс занятий по развитию познавательных и интеллектуальных способностей с учащимися 5класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Он включён в учебный план (один час в неделю – 34 ч) и рассчитан на регулярную работу с детьми.

        Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций ученых и практиков, работающих с одаренными детьми: Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружиниа, Ю.Н. Белехова, А.И. Савенкова, а так же в программе А.З.Зака, В. Стрениной и др. За основу рабочей программы взята авторская программа по развитию познавательных способностей О. А. Холодовой и Е.А. Моренко «Умникам и умницам. Гений. Интеллектуал. Аналитик».

        Данная программа культурологического направления деятельности предназначена для развития интеллектуальных способностей детей с использованием естественных для них игровых форм обучения и ориентирована на детей с начальным уровнем развития.

        Сейчас, когда происходит лавинообразное увеличение объема знаний, на переднем плане должно стоять умение творчески подходить к самому процессу поиска и усвоения нового знания. Следует уделять больше внимания развивающим функциям обучения и делать это с самого начала учебы ребенка в школе. Известно, что процесс мышления включается только тогда, когда человек сталкивается с новой для себя задачей. Для развития навыков эффективного мышления, требуется специально отработанная целенаправленная практика. «Подобно тому, как нужно научиться плавать до того, как начнешь тонуть, - говорил известный психолог Эдуард де Боно, - нужно чаще прибегать к нашему мышлению, развивать навыки нестандартного подхода к решению старых и новых задач».

        К настоящему времени накоплен значительный опыт развития творческого мышления при помощи различных программ, составленных известными психологами и педагогами. Однако, как мудро заметил когда-то Марк Твен: «Работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать». Наиболее ярко это проявляется при работе с детьми младшего школьного возраста. Игра для них является наиболее привычным, приятным и понятным способом овладения приемами, навыками системного мышления. Гибкие рамки правил, многообразие форм проведения интеллектуальных игр дают простор детскому воображению. Эффект усиливается еще и тем, что в игре присутствует главный фактор успешного обучения – активность обучающегося.

        Очень важно вовремя научить ребенка не только ориентироваться в потоке информации, но и сохранить долговременный интерес (мотивацию) к самостоятельному поиску необходимых знаний, к самообразованию. Для этого следует ознакомить детей с методами эффективного мышления, способствующими развитию природных способностей, «окультурить» интеллект.

        Задания и тренинги в игровой форме не только способствуют созданию условий для развития психических функций интеллекта и повышению эрудиции. При умелом руководстве командная игра позволяет детям проявить лидерские качества, привить им навыки коммуникации и социальной толерантности, научить прислушиваться к высказываниям других.

        Цель состоит в развитии мышления природных способностей детей к интеллектуальной творческой деятельности, формировании устойчивой мотивации к самообразованию.
        
Задачи  конкретизируют цель и подразделяются на обучающие,  воспитательные и развивающие.
        
Развивающие:
- увеличить активный словарь обучающихся и на этой основе улучшить вербальные способности детей;
- расширить аппарат понятийного и проблемного мышления;
- развить логическое мышление;
        
Обучающие:
- научить детей пользоваться методами, позволяющими отойти от шаблонности мышления;
- ознакомить обучающихся с элементами системного подхода;
- ознакомить детей с приемами эффективного запоминания информации.

        Воспитательные:
- сформировать у обучающихся навыки конструктивного коллективного обсуждения проблемных вопросов и ситуаций;
- повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний;
- воспитать позитивные личностные качества: терпение, самоорганизованность, толерантность, лидерские качества.

        В программе предусмотрено использование игр и тренингов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. Основной упор делается на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, вербальных и способностей. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:

  • - широкое использование тренингов, прошедших апробацию в психологической практике, которые после формализации правилами превращены в игры;
  • - использование игр на основе викторин различного типа с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
  • - активное участие обучающихся в соревнованиях по интеллектуальным играм различного уровня, вплоть до чемпионата мира, их участие в подготовке массовых мероприятий, проводимых на базе общеобразовательного учреждения, где они учатся;
  • - привлечение обучающихся к поиску интересной для них информации или информации на заданную тему, к работе с литературой;
  • - активное сотрудничество с родителями.

        Постоянно обновляемый банк вопросов, ориентация на способности ребенка определили широту учебно-тематического плана программы: педагог вправе выбирать задания, соответствующие уровню знаний и способностям детей конкретной группы, делать упор на развитие тех или иных граней интеллекта детей.

        Основные формы занятий - групповая, индивидуальные консультации и выполнение заданий, участие в соревнованиях по интеллектуальным играм различного ранга, участие в массовых мероприятиях, праздниках, проводимых учебным заведением, предусматривается посещение музеев, экскурсии на природу.

        Основу программы составляют интеллектуальные упражнения и тренинги, логические задания, головоломки различного типа, проблемные вопросы, интеллектуальные игры. Упражнения, тренинги задаются в игровой, состязательной форме.

        Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

        С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые задания.

        Каждое занятие на чинается с «Мозговой гимнастики» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения. Всередине занятия обязательно проводятся упражнения для снятия глазного напряжения (1-2 минуты). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслабления мышц глаза, улучшают циркуляцию внутризлазной жидкости.

        Обязательным условием для успешного выполнения Программы является тесная работа с родителями детей. Педагог обучает родителей, как правильно помочь ребенку найти нужную информацию, сообщает родителям об успехах и трудностях детей, составляет с ними планы совместных мероприятий (экскурсий, праздников и др.).

        Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • целенаправленная работа по тренировке основных интеллектуальных компонентов, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата;
  • формирование умения рассуждать как компонента логической граммотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

        Главный девиз курса: РАЗВИВАЮСЬ — ИГРАЮ — ОБУЧАЮСЬ — СООБРАЖАЮ — ДОСТИГАЮ.

        Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Распределение учебного времени в течение учебного года  

Триместр

Количество

недель в

триместр

Количество

часов  в

неделю

 

Количество

часов в

триместре

Количество практических работ

Количество лабораторных работ

I   триместр

10

1

10

2

II  триместр

12

1

11

2

1

III триместр

12

1

13

3

1

Итого в год

34

-

34

7

2

Ожидаемые результаты и требования к уровню подготовки учащихся

1. Улучшатся вербальные способности. Дети на слух понимают объяснения, реже нуждаются в пояснениях, легко подбирают и оперируют словами, используют понятия, отвечающие заданным условиям, умеют объяснять слова и понятия.

2. Улучшится память. Дети осваивают методы ассоциативного запоминания списков, улучшают слуховую память, привыкают к широкому «сканированию» своей памяти, извлекая необходимые сведения из самых различных областей знаний.

3. Развивается фантазия и воображение. Дети способны придумать несуществующее слово, понятие, дать им толкование, сочинить загадку, поговорку, сказку.

4. Развивается логическое мышление. Дети могут объяснить разницу и сходство между предметами, их существенные и несущественные признаки, сгруппировать предметы в соответствии с самостоятельно установленной закономерностью, дать объяснение своего решения, объяснить выбор варианта, найти понятие, аналогичное или противоположное заданному, подхватить и развить мысль товарища.

5. Улучшаются личностно - социальные характеристики детей. Дети приобретают навыки совместной работы в небольших группах, делятся друг с другом интересной информацией, вносят предложения по проведению игр, мероприятий и др.

Критерии оценки и формы контроля

        Оценка результатов работы каждого ребенка в конце года производится в соответствии с таблицей критериев результатов обучения и личностного развития ребенка. Таблица приведена в разделе «Методическое обеспечение программы».

Оценка результатов работы детей на занятиях проводится с помощью рейтинговой системы накопления очков. Дети заполняют свои таблицы сами в конце урока. Каждый тип задания имеет свой рейтинг (очки). Педагог может добавить баллы за оригинальность, образность, количество и скорость выполнения заданий, размер (длину цепочки слов, объем рассказа и т.д.).

Результаты тестирования в начале и конце года (при отсутствии профессионального психолога в учреждении) помогают сделать вывод о динамике изменения способностей детей, соответствии параметрам таблиц критериев результатов обучения и критериев личностного развития ребенка. Используются тесты, оценивающие вербальное, знаковое, образное мышление детей, их внимание, сосредоточенность, объем памяти и др.

Внешней экспертной оценкой достижений детей является участие в конкурсах, фестивалях интеллектуальных игр, проводимых другими организациями. Каждое достижение в соревнованиях, конкурсах, фестивалях также оценивается в определенной сумме баллов. Подготовка и проведение мероприятий и соревнований в своем образовательном учреждении является способом практического приложения знаний и умений детей.

Описание

программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

авторская программа по развитию познавательных способностей О. А. Холодовой и Е.А. Моренко «Умникам и умницам. Гений. Интеллектуал. Аналитик».

Рабочая тетрадь

для обучающихся*

  1. Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). Курс «РПС». Рабочие тетради: В 2 частях — М.: Издательство РОСТ, 2013.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)*

  1. Винокурова Н.К. Лучшие тексты для развития творческих способностей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Методическое  пособие с поурочными разработками*

  1. Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). Курс «РПС». Методическое пособие для 5 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2013.

Список  используемой литературы*

  1. Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). Курс «РПС». Рабочие тетради: В 2 частях — М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Холодова О.А., Моренко Е.А. Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет). Курс «РПС». Методическое пособие для 5 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2013.
  3. Айзенк Г. Проверь свои способности. - Спб.: 1996.
  4. Винокурова Н.К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. I-VI. - М.: РОСТкнига, 1997-2000.
  5. Винокурова Н.К. Лучшие тексты для развития творческих способностей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  6. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Птрескина. - М.: Вита-Пресс, 2002.
  7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль, 1998.
  8. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будующих отличников. - М.: РОСТкнига, 2011.
  9. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  11. Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  12. Энциклопедия чудес, загадок и тайн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). - http://fcior.edu.ru/ .
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru/ .
  3. Международный математический конкурс «Кенгуру». -  http://mathkang.ru/ .
  4. Русский медвежонок. Языкознание для всех. - http://www.rm.kirov.ru/ .
  5. Познавательные задачи. - http://www.trizland.ru/ .
  6. Институт Развития Школьного Образования. - http://www.irsho.ru/ .

Технические средства обучения

Мультимедийная установка

 Психолого-педагогической характеристики классов

класс

 Количество обучающихся

15

15

15

15

15

  1. Общая оценка уровня успеваемости : средний.
  2. Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся: средний.
  3. Уровень сформированности универсальных учебных действий: средний.

Учебно-методическое планирование занятий «Что? Где? Когда?» в 5 классе на 2016-2017 уч. год

Календарно-тематический план

(альбомный формат)

п/п

Наименование разделов и тем урока,

используемые ресурсы*

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

1 триместр

1

За тридевять земель, в тридесятое царство

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в начале учебного года

2

От альфы до омеги

Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

3

Не боги горшки обжигают.

Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы

4

Не попадись на удочку

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

5

Брать быка за рога.

Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.

6

Зри в корень

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

7

Кот в мешке.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

8

В два счета.

Развитие быстрой реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

9

Метод проб и ошибок

Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.

10

Кто ищет, тот всегда найдет.

Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

2 триместр

11

Завязать узелок.

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

12

Видеть насквозь

Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.

13

Крепкий орешек

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

14

Да здравствует абракадабра

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

15

Бей прямо в цель.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

16

Путеводная нить.

Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.

17

А ларчик просто открывался.

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения расуждать как компонента логической грамотности

18

Без сучка и без задоринки

Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.

19

Семи пядей во лбу

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

20

Арабские сказки

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

21

Интеллектуальное ассорти.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

22

Попасть в самую точку.

Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

3 триместр

23

Не лыком шиты

Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы

24

Ушки на макушке

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

25

Не в бровь, а в глаз.

Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

26

Калейдоскоп головоломок

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

27

Поставить точки над i.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Формирование умения выбирать наиболее эффективный способ решения.

28

Разделать под орех.

Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных

29

Пришел, увидел, победил

Тренировка внимания. Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

30

Что и требовалось доказать!

Тренировка смысловой и слуховой памяти. Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

31

Глаз наметан.

Тренировка зрительной памяти. Освоение эвристических приемов рассуждений. Формирование умения моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.

32

Ума палата

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Формирование умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

33

Для стреляных воробьев.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

34

Пожинать плоды

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у пятиклассников в конце учебного года.

.

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                                        Согласовано

Зав кафедрой                                                                                                                        Заместитель директора по УВР

Смирнова Л.Ф.                                                                                                                                     Гордеева С. А.                                    

Протокол №         «      »                         2016г.                                                                                                         «       »                               2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений

Рабочая программа для учащихся 3 класса с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Программа включает в себя следующие предметы: русский язык, устная речь, чтение, математика, жив...

Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений

Рабочая программа для учащихся 3 класса с нарушением интеллекта включает в себя следующие предметы: русский язык, чтение, устная речь, математика, живой мир, занимательный труд, изобразительное искусс...

Рабочая программа по Социальной коммуникации 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Социальная коммуникация» (7 класс) Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»...

Рабочая программа по Социальной коммуникации 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)

Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год.Програм...

Рабочая программа "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Рабочая программа  "Мир растений" (5-9 классы) для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и испо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...