ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АРТ-дистант»
рабочая программа

Еременко Светлана Леонидовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТ-дистант» объединения «Старт» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности, знакомит с разнообразными художественными материалами и техниками, рассказывает о правилах изобразительной грамоты, формирует практические навыки творчества с натуры, по памяти и представлению.

Рисование наиболее доступный и любимый вид деятельности ребенка, т.к. в процессе рисования создается что-то красивое и необычное. Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне.

Картины, скульптуры, произведения архитектуры раздвигают горизонты жизни, учат видеть мир шире, понимать явления глубже и разностороннее.

Программа знакомит детей с различными видами изобразительного творчества, дает представление об особенностях и традициях православной  культуры, кубанскими традициями. Практические знания о различных художественных, живописных, графических, декоративных материалах и техниках, развивает творческие способности и потребности учащихся. Она вводит в увлекательный мир творчества, развивает собственное творчество детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-distant_2021-2022.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                         Утверждаю

педагогического совета                             Директор МБУ ДО     Протокол № ______                                          ДДТ ст. Калининской

от «___»___________2021г.                             __________Н.П.Косик

                                                                                       «____»___________ 2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «АРТ-дистант»

объединения «Старт»

Уровень: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

Возрастная категория: от 9 до 13 лет

Состав группы: от  10 человек

Форма обучения: дистанционная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер программы в АИС «Навигатор»:

                   Автор-составитель:

                                        Светлана Леонидовна Еременко

                                                   педагог дополнительного образования

ст. Калининская

2021 г.

Оглавление

Введение

3

1.

Раздел №1. «Нормативно-правовая база»

4

2.

Раздел №2. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

6

2.1.

Пояснительная записка

6

2.2.

Цель и задачи программы

9

2.3.

Содержание программы

11

2.3.1.

Учебный план

11

2.3.2.

Содержание учебного плана

11

2.4

Планируемые результаты

13

3.

Раздел №3. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

16

3.1

Календарный учебный график

16

3.2

Рабочая программа воспитания

16

3.3

Условия реализации программы

19

3.4

Формы аттестации

20

3.5

Оценочные материалы

20

3.6

Методические материалы

21

3.7

Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

27

Список литературы

28

Приложения

30

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТ-дистант» объединения «Старт» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности, знакомит с разнообразными художественными материалами и техниками, рассказывает о правилах изобразительной грамоты, формирует практические навыки творчества с натуры, по памяти и представлению.

Рисование наиболее доступный и любимый вид деятельности ребенка, т.к. в процессе рисования создается что-то красивое и необычное. Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне.

Картины, скульптуры, произведения архитектуры раздвигают горизонты жизни, учат видеть мир шире, понимать явления глубже и разностороннее.

Программа знакомит детей с различными видами изобразительного творчества, дает представление об особенностях и традициях православной  культуры, кубанскими традициями. Практические знания о различных художественных, живописных, графических, декоративных материалах и техниках, развивает творческие способности и потребности учащихся. Она вводит в увлекательный мир творчества, развивает собственное творчество детей.

  1. Нормативно-правовая база

         1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект).
  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»,  утвержденный 07 декабря 2018 г.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.    № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и 30.09.2020 г.).
  6. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16)
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
  8. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».

         11. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)

         12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.

  • 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

         13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января  2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

         14. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 25016).

         15. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.

16. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

          17. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г.

          18. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

          19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.)        2020 RMC.23@YA.RU

20.         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации  от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в  порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты

  1. Пояснительная  записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТ-дистант» объединения  «Старт» (далее – программа) является  программой художественной направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению. 

Новизна программы состоит в том, что образовательная деятельность проходит с применением дистанционных технологий, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.

Инновационным является преподавание изобразительного творчества в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем, предметов, изучаемых в объединении, у учащихся развиваются и формируются художественное и экологическое сознание, любовь к окружающей природе.

Актуальность программы заключается  в том, что она  хорошо адаптирована для успешной реализации  в условиях дистанционного обучения.

В системе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Педагогическая целесообразность в том, что использование форм, средств и методов образовательной деятельности, в условиях дистанционного обучения, в соответствии с целями и задачами образовательной программы, направлены на творческое развитие учащихся.

Отличие программы от уже существующих в этой области заключается в обеспечении доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству. Каждое занятие направлено на овладение основами художественного творчества,  приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения художественному творчеству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы,  при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся развиваются творческие начала. Занятия в детском объединении «Старт» способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Структура деятельности на занятии создает условия для творческого и личностного развития учащихся  на различных возрастных этапах и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

 Адресат программы. Программа  рассчитана на детей от 9 до 13 лет с учетом психовозрастных особенностей.

Учащиеся отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Дети учатся видеть мир в живых красках.  Закладывается фундамент личности, поэтому  важно зажечь в детях огонек  творчества. Дети среднего школьного возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Состав детского объединения - постоянный. Набор учащихся в группы – свободный, осуществляется на основании Заявки в системе Навигатор дополнительного образования Краснодарского края, письменного заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья в течение всего учебного процесса.

  В объединение могут приниматься  как девочки, так и мальчики без требований к предварительной подготовке, уровня подготовки и без наличия способностей, но имеющих желание овладеть технологиями различных видов художественного творчества: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, его жанрами: натюрмортом, портретом, пейзажем и т.д. Количественный состав объединения – не менее 10 человек (согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января  2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).

Основанием для отчисления являются: длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на ознакомительном уровне. Форма обучения – дистанционная. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1  академическому часу, итого 72 часа.

   Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Виды занятий определяются содержанием программы. При этом используются беседы, дискуссии, учебные игры, конкурсы, выставки, самостоятельная работа, практические занятия, тренинги, выполнение самостоятельной работы и др. Применяется дифференцированный подход через выполнение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы.

На сайте образовательной социальной сети nsportal.ru имеется страница педагога, на которой организовано дистанционное обучение. Электронный курс представляет собой УМК, содержащий пояснительную записку (рекомендации к курсу), ДООП, учебные (конспекты занятий, видео-уроки, фотографии), оценочные (диагностическая карта), методические материалы. Конспекты занятий содержат приветственное слово с рекомендациями по изучению темы и формы обратной связи от учащихся, ссылку на теоретический материал и практическую часть, которая представляет собой мастер-класс.

В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися. Дети знакомятся с такими профессиями как художник, скульптор, оформитель, мультипликатор, архитектор, дизайнер, реставратор.

Приобретают некоторые навыки, определяют приоритеты, необходимые для выбора будущей профессии.  

Обучение  способствует разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях организована  деятельность, создающая условия для творческого развития детей  и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Реализация программы осуществляется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с положением  об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.

В дистанционной форме программа реализуется с помощью видео-сайта YouTube.com. На данном сайте создается канал творческого объединения, на который можно перейти по ссылке педагога. Инструментарий канала позволяет проводить полноценные стримы (прямые трансляции с возможностями живого чата с учащимися) занятий. Для учащихся, у которых расписание дистанционных занятий в школе совпадает с занятиями в творческом объединении,  загружаются и хранятся видео-занятия, что позволяет им в свободное время просмотреть видео-занятие, освоить материал самостоятельно, а интересующие вопросы задать педагогу.

В обучении с применением ЭО и ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

- лекция;

- консультация;

- практическое занятие;

- презентация;

- видео-уроки;

- самостоятельная работа.

Электронные образовательные ресурсы,  используемые при применении дистанционных образовательных технологий: YouTube -  видеохостинг, платформа, на которую можно загружать, хранить и раздавать доступ к видеофайлам; WhatsApp — приложение, удобный инструмент для общения педагога  со своими учащимися.

Формы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.

Дистанционное обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовывать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. При этом повышается активность и работоспособность учащихся; мотивация к обучению; улучшается качество знаний.

Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе.

  Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 В ходе образовательного процесса происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.

        

  1. Цели и задачи программы

Целью программы является создание собственного Арт-продукта

посредством изучения техник и методик изобразительного творчества.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

образовательные:

- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;

- научить понимать и применять в речевой коммуникации простейшие профессиональные термины: композиция; цветоведение, наименование основных графических приемов;

- развивать мелкую  моторику и глазомер, умение строить композицию, организуя композиционные связи между изображаемыми предметами;

- освоить практические приемы и навыки художественного творчества (рисунка, живописи и композиции);

личностные:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- воспитание  усидчивости, настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, коммуникативности, самостоятельности;

- воспитание  уважительного отношения к русским традициям и национальной культуре;

- формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

метапредметные:

- формирование потребностей в нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;

-  формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности.

Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В содержание учебного плана  входят 8 разделов программы. В каждом из них выделяют образовательную часть: первоначальные сведения о декоративно-прикладном и художественном творчестве; воспитывающую часть: понимание значения художественного творчества, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства; практическую работу на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, работы с натуры, по представлению и т.д.).

Срок реализации. Программа имеет ознакомительный характер, направлена на первичное знакомство с художественным творчеством, приобретение первичных навыков художественного творчества, применения различных техник и приемов. Даёт подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе при освоении программ базового уровня.

  1. Содержание программы

  1. Учебный план

п\п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

 

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Наблюдение

2.

Нетрадиционное рисование

6

1

5

Анализ

3.

Декоративно-прикладное творчество

7

1

6

Анализ

4.

Лепка

14

1

13

Выставка

5.

Графика

3

1

2

Наблюдение

6.

Живопись

35

1

34

Выставка

7.

Портрет

5

1

4

Анализ

8.

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

Выставка, анализ

Всего:

72

7

65

72

  1. Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие - 1 час

Теория: знакомство с учащимися. Ознакомление с программой, целями и задачами объединения на период обучения, Уставом ДДТ, правилами поведения, инструктаж по технике безопасности. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

Практика: первые пробы  с кисточкой и красками. Тренировка в воздухе кистью, затем на бумаге. Выполнение творческой работы «Пальмы». Беседа, наблюдение.

  1. Нетрадиционные техники рисования  –  6 часов

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника рисования монотипия и мятая бумага. Сходство и различия. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: техника монотипия «Деревья, отраженные в воде», «Бабочка», техника рисования мятой бумагой «Цветущее дерево», рисование с помощью кофе «Кофеграфия», выполнение творческой работы в технике кляксография и метод тычка «Одуванчики». Наблюдение за работой детей, их осанкой, соблюдением правил безопасности труда. Оформление выставки.

  1. Декоративно-прикладное творчество – 7 часов

Теория: знакомство с новым видом деятельности. Техника аппликация. Цвет и фактура. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как  дизайнер, оформитель и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережному отношению к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: Аппликация «Попугайчик», «Кораблик на волнах», «Веселый зверек», «Русские просторы», «Золотая рыбка», работа на стекле красками и маркером по трафарету «Солдат». Наблюдение за работой детей. Оформление выставки.

  1. Лепка – 14 часов

Теория: развитие  воображения, видов мышления - логического и абстрактного, а также художественных способностей путем формирования умения выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его  можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – скульптор, архитектор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: лепка «Цветик-семицветик», «Божья коровка», «Рыжий кот», «Человек из пластилина»; пластилинография: «Африканские мотивы», «Золотая рыбка», «Весенние мотивы», «Букет тюльпанов», «Ветка сирени», «Ветка мимозы», «Грибная полянка», «Петушок», «Эхо Войны». Оформление выставки.

5. Графика  – 3 часа

Теория: выразительные средства графики. Основы работы с карандашом. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания.

Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой родине.

Практика: применение на практике теоретических знаний о работе с карандашом. Выполнение композиции «Колокольный звон», «Городской пейзаж». Оформление выставки.

  1. Живопись – 35 часов

Теория: виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая.  Что мы можем нарисовать с помощью этих линий?  Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц. Цветовой спектр. Радуга-дуга. Сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, колорит и т.п.). Основные средства о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода. Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, выделение главного Центра). Цвет и настроение: «веселый» и «грустный». Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – художник, реставратор и др. Знакомство с особенностями кубанской культуры и быта. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде и своей малой.

Практика: Выполнение узоров различными видами линии: тонкой, толстой, ломаной, прямой, волнистой. Выполнение композиции на тему: «Река», «Дерево на скале», «На закате», «Русская природа», «Морской пейзаж», «Горный пейзаж», «Лес в ночи», «По дороге к солнцу», «Веточка яблони», «Воображариум», «По дороге в горы», «Ветряная мельница», «Летняя стихия», «Зимний лес», «Пальмы на закате», «Березовый лес», «Небеса», «Город над рекой», «Стрекоза на колоске», «Воробей», «Кот Мурзик», «На краю», «В свете луны», «Сирень», «Вальс Победы», «Стихия», «Безмятежность», «Лунная ночь», «Полева дорога», «На вершине», «Три горы», «Забавные коты», «Море в штиль», «Горы на закате». Оформление выставки.

7. Портрет – 5 часов

Теория:  рисуем лицо человека.  Пропорции головы. Пропорции лица анфас. Пропорции лица профиль. Мимика и эмоции в портрете. Знакомство с профессиями, в которых можно применять получаемые навыки и знания, такими как – портретист, мультипликатор и др.

Практика Применение на практике пропорций «Построение и пропорции  лица», «Портрет в профиль», «Построение глаз», «Построение носа», «Построение губ». Оформление выставки.

8. Итоговое занятие – 1 час

Теория: анализ работ учащихся в динамике с начала учебного процесса. Итоговая аттестация учащихся.

Практика: оформление итоговой выставки. Анализ выполненной работы.

  1. Планируемые результаты освоения программы 

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального АРТ-продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного творчества может каждый по- настоящему желающий этого ребенок.

Планируемые результаты освоения программы раскрываются в триединстве реализованных задач:

образовательные:

- учащиеся  ознакомлены с различными видами изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;

- умеют  понимать и применять в речевой коммуникации простейшие профессиональные термины: композиция; цветоведение, наименование основных графических приемов;

- развиты мелкая  моторика рук и глазомер, умение строить композицию, используя  композиционные связи между изображаемыми предметами;

- освоены практические приемы и навыки художественного мастерства (рисунка, живописи и композиции, аппликации, скульптуры);

личностные:

- сформировано эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- развиты  навыки  усидчивости, настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, коммуникативности, самостоятельности;

- развиты творческие способности, фантазия и воображение, образное мышление;

- проявляется   уважительное отношение к русским традициям и национальной культуре;

- приобретены навыки  культуры общения и поведения в социуме, потребности в здоровом образе жизни;

метапредметные:

- сформированы навыки  применения  нестандартных приемов и решений при реализации творческих идей;

- сформированы навыки  аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;

-  сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности.

В конце обучения учащийся сможет знать:

- разнообразие материалов, применяемых при изображении;

- как устроено дерево, схемы изображения птиц, животных, в стойке и движении;

- линию и пятно как средства выражения в графике и их характер;

- основы создания узора на основе стилизаций и схем;

- основные и составные цвета, качества цвета;

- жанры изобразительного искусства.

Учащийся сможет уметь:

- пользоваться карандашом и гуашевыми красками для выражения своих замыслов;

- использовать народные приемы в лепке;

- не бояться изображать фигуры людей, птиц, животных, транспортные средства, пользуясь простейшими схемами;

- строить различные орнаментальные композиции на программные темы;

- выполнять этюды и зарисовки несложных плоских форм;

- пользоваться трафаретной техникой шрифта.

Учащийся сможет проявлять коммуникативные качества:

- проявлять интерес к творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни.

Формы подведения итогов. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в формах:  

- конкурса;

- выставки детских работ;

- в конце периода обучения готовится итоговая выставка работ;

- итоговой аттестации учащихся.

3. Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

3.1. Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

01.09.2021 г. – 31.05.2022

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

-

Место проведения занятий

ДДТ – каб.№ 21

Режим занятий

2 раза неделю по 1 академическому часу

Форма занятий

дистанционная

Сроки контрольных процедур

Начало учебного периода. Середина учебного периода. Конец учебного периода

Сроки выездов, экскурсий, походов, туристических прогулок

-

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках, выставках)

-

Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу (приложение №1).

3.2. Рабочая программа воспитания педагога  дополнительного образования

  1. Название программы «Арт-дистант»

Характеристика        объединения        (направленность) художественная

Количество учащихся объединения (кол-во групп, год обучения, численный состав). 1 группа, 1 год обучения, от 10 человек

Из них мальчиков–4,  девочек –6

Учащиеся        имеют возрастную категорию детей от 9 до13 лет.

 Формы работы (индивидуальные и групповые)дистанционная.

Цель программы: формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

 Патриотическое        воспитание  -        формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия        России, уважительного отношения        к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

Нравственное воспитание – формирование представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов России.

Национальное        воспитание – формирование представления о таких понятиях        как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», понимание таких явлений как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».

Трудовое и профориентационное воспитание - формирование знаний и представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных предпочтений учащихся.

Интеллектуальное воспитание - развитие кругозора и любознательности; воспитание                познавательных                интересов,  формирование потребности в приобретении        новых        знаний и  интереса к творческой    деятельности.

Семейное воспитание - формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Эстетическое воспитание - формирование характера и нравственных качеств, а также  развитие художественного вкуса и  эстетики поведения.

Физическое воспитание – формирование потребности в здоровом образе жизни; ориентация на целенаправленное укрепление здоровья учащихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизация работоспособности и предупреждение заболеваемости; укрепление физического, психологического и социального здоровья (сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих).

Экологическое воспитание - формирование экологической культуры личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и внимательном отношении людей к здоровью окружающей среды и человека.

Правовое воспитание - формирование у учащихся правовой культуры, представления об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п\п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Планируемые результаты

Примечание

1

Патриотическое воспитание

Конкурс рисунков «Моя любимая Россия»

Сентябрь

Взращивание у учащихся чувства любви к Родине;

Развитие интереса у учащихся к истории Родины.

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/09/23/konkurs-risunkov-moya-lyubimaya-rossiya

2

Нравственное воспитание

Мероприяте «Научи свое сердце добру»

Октябрь

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/10/11/meropriyatie-nauchi-svoe-serdtse-dobru

3

Национальное воспитание

Мастер-класс «Кубанские казаки»

Ноябрь

Воспитание гражданственности, патриотизма

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/02/16/master-klass-kubanskie-kazaki-suhoy-pastelyu

4

Трудовое воспитание

Викторина «Я будущий художник»

Декабрь

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/02/16/viktorina-ya-budushchiy-hudozhnik

5

Интеллектуальное воспитание

Мероприятие: «Угадайка»

Январь

Формирование целостной научно-обоснованной картины мира и своего места в нем

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/04/05/meropriyatie-v-ramkah-dnya-zashchitnika-otechestva-ugadayka

6

Семейное воспитание

Выставка рисунков «Моя семья»

Февраль

Воспитание бережного отношения к семейным ценностям

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2021/10/11/polozhenie-o-vystavke-detskih-risunkov-moya-semya

7

Эстетическое воспитание

Мастер-класс сухой пастелью «Закат»

Март

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/02/16/master-klass-suhoy-pastelyu-zakat

8

Физическое воспитание

Выставка детских рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Апрель

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2021/04/05/polozhenie-vystavke-detskih-risunkov-my-za

9

Экологическое воспитание

Мероприятие «Экология и энергосбережение»

Май

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/02/10/meropriyatie-ekologiya-i-energosberezhenie

10

Правовое воспитание

Флэшмоб рисунков «Безопасная Кубань»

Сентябрь

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/04/05/polozhenie-fleshmob-risunkov-bezopasnaya-kuban

3.3. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо выполнение следующих условий:

1. Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

2. Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий   обеспечивает атмосферу художественной мастерской.  Рабочее  место оборудовано персональным компьютером (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками, и (или наушниками), планшетом, или смартфоном. Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо иметь свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса.

Необходимые материалы и инструменты: акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, акварельные, гуашевые краски, сухая и масляная пастель, кисти (щетина, белка, синтетика), перья, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, ластик, точилка, губка и т.д.

Методическое обеспечение:

- словарь терминов и понятий;

- перечень расходных материалов, необходимых для работы на занятиях;

-  аудио- и видеоматериалы;

- наглядно-демонстрационный материал (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).

- календарный учебный график;

- диагностический инструментарий (диагностическая карта);

- разработки педагога информационного характера (беседы,  викторины, кроссворды и т.д.);

- разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий;

- планы-конспекты занятий;

- инструкции по ТБ.

Дидактический материал: бумага, карандаш, ластик, точилка, ножницы, кисточки, гуашь, акварель, стаканчик (непроливайка), палитра, тряпочка ХБ, разработки занятий.

 Информационное обеспечение: специальная литература. Аудио материалы, видеоматериалы, фотоматериалы. Интернет-источники.

3.4. Формы аттестации

Механизмом итоговой оценки результатов учащихся в ходе реализации данной программы является контроль знаний, умений и навыков.

Текущий контроль (в течение всего учебного периода) – выставки, анализ проделанной работы.

Итоговая аттестация. Критериями оценки результатов обучения являются:

- самостоятельная творческая деятельность;

- композиционное построение (выбор размера рисунка, расположения изображения в формате);

- передача пространственных соотношений предметов (ближе - дальше, ниже - выше);

- выразительность цветового решения, (гармоничные цветовые сочетания);

- характер формы предметов, передача пропорций, объема;

- колористическое решение (гармоничные цветовые сочетания);

- владение техникой исполнения (владение художественными инструментами и материалами, способами изображения).

В ходе освоения программы применяются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: беседа, просмотр выполненных работ, анализ, выставка, наблюдение, диагностические карты, изучение результатов продуктивной деятельности учащихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка детского творчества, участие в конкурсах.

3.5. Оценочные материалы

В ходе реализации программы для оценки качества уровня усвоения учебного материала учащимися   используются диагностические карты, которые заполняются в середине учебного курса и по окончании обучения. А также тестовые задания для проверки теоретических знаний, разработанные с помощью платформы гугл-тест.

Для удобства и наглядности проведения анализа, диагностики и контроля знаний и умений учащихся применяется диагностическая карта (Приложение №2)

Анализ, диагностика и контроль знаний и умений учащихся осуществляется по следующим критериям:

Нетрадиционное рисование:

- умение применять на практике теоретические знания;

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

Декоративно-прикладное творчество:

- умение применять на практике теоретические знания;

- владение художественными инструментами и материалами, способами изображения.

Лепка:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильность передачи формы и характера изделия.

Графика:

- умение применять на практике теоретические знания;

- передача характера, структуры и формы предметов в рисунке с помощью штриховки.

Живопись:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильная цветопередача сюжета и предметов.

Портрет:

- умение применять на практике теоретические знания;

- правильность построения и применение пропорций в портрете.

.

3.6. Методические материалы        

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Для освоения программы учащимися используются:

  • методы организации занятий:

- словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога;

- наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и  т.д.;

- репродуктивный метод – метод практического показа.

  • методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся  воспроизводят полученные знания и способы деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- проектно-исследовательский – творческая работа учащихся.

  • методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Конкретные проявления определённого метода на практике – игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Основные части занятия:

  • введение – создание эмоционального отношения к работе;
  • обсуждение пройденного ранее материала;
  • знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание      дидактических материалов;
  • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
  • творческая  деятельность детей;
  •         выставка - просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

Педагогические технологии

В данной программе широко используются современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально. Цель педагогической деятельности - это приобщение детей к позитивному человеческому опыту, создание условий для развития творческих способностей на занятиях. Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса уже не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Отсюда возникает противоречие между познавательными потребностями личности учащегося и невозможностью их полного удовлетворения за счет традиционных методов обучения. Поэтому настала необходимость изменения учебно-воспитательного процесса.

В новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно приобретать знания, применяя новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. Это способствует развитию личности учащегося, его творческих способностей, интереса к учебному процессу, формирования умения и желания учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • сделать занятие современным (с точки зрения использования современных технологий, технических средств);
  • приблизить занятие к мировосприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания между педагогом и учащимся;
  • развивать мотивацию учащихся и, как следствие, добиваться  повышения качества знаний;
  • расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании, выполнении творческих проектов и систематизации учебного материала;
  • формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развивать творческие способности учащихся.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес учащихся, как к учебному процессу, так и самостоятельной творческой деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Современные подходы к подаче учебного материала предполагают актуализацию  следующих направлений деятельности педагога:

  • использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
  • формирование информационной грамотности учащихся, через активизацию их языковой компетентности в изобразительном творчестве.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих ребят  самостоятельно приобретать художественные навыки.

Новизна идеи также и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на занятиях в объединении способствует:

  • активации познавательной деятельности;
  • формированию и развитию личности;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • раскрепощению, созданию эмоционального настроя;
  • развития творческо-информационного мышления памяти детей, внимания, сообразительности, расширяют их общий кругозор;
  • всестороннему развитию личности.

Работая над проблемой развития творческих способностей на занятиях художественной деятельностью, педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому применяется технология развивающего обучения. Данная технология направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося, на познание себя как личности, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения. На первом плане - развитие учащихся в различных видах деятельности, формирование познавательных, интеллектуальных, творческих качеств личности. Использование технологии развивающего обучения позволяет перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом.

К развивающим технологиям относятся игровые технологии. Игра на занятии помогает быстро вовлечь всех учащихся в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учащимися, располагает к активной работе. С помощью дидактической игры «Холодно - тепло» я обучаю учащихся температурному восприятию цвета, различать холодные и теплые цветовые гаммы, эмоционально воспринимать цвета добра и зла, радости и уныния, так как они должны быть различными. Также по теме «Цветоведение» применяется игра «Чудесная палитра», где дети самостоятельно смешивают краски различных цветов, и на собственном опыте познают данную тему. На занятиях, посвященных натюрморту, проводится игра «Сочиняем сами» (предлагается проанализировать различные натюрморты). Дети получают задание сочинить рассказ. По рассказам видно, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.  

Информационно-коммуникационные технологии на занятии рассматриваются:

  • не как цель, а как еще одно средство обучения;
  • как источник дополнительной информации;
  • как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  • как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность. 

Применение мультимедиа в работе с детьми даёт возможность подать информацию нетрадиционно. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей степени добиться поставленных целей и задач на занятиях, повышают мотивацию детей, привлекают внимание.

Использование мультимедиа на занятии сначала воспринимается учащимися на уровне игры, поэтому вовлечение их с более серьезную творческую работу происходит постепенно, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий способствует сохранению здоровья учащихся. Важным пунктом является контроль санитарного состояния помещения (влажная уборка, проветривание, освещение). Проведение инструктажей по технике безопасности, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Регулярное использование   технологий улучшает психологический климат в объединении, снижает количество пропусков занятий по болезни и приобщает детей стремиться к здоровому образу жизни. Ребята активны на занятиях, и это положительно сказывается на усвоении ими программы, качество знаний повышается. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

Технология творческого сотрудничества – это совместный поиск оптимального решения, коллективные дискуссии. Сначала организовывается групповая работа, но основная практическая часть занятий – это самостоятельный творческий поиск учащихся.

Технология эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных), активизирующих воображение у детей.  

Технология сравнения – один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла.

Конструирование, как вид изобразительного творчества, способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатываются усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Дифференциация предполагает выполнение учащимся индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Рефлексия: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих товарищей, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда учащихся проявляются в оформлении кабинета, организации выставок и др. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого раздела, итоговой аттестации. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением, анализом.

При планировании занятий учитываются возрастные особенности детей. На занятиях обязательно   используются дидактический материал, схемы и образцы изделий. Декоративно-прикладной вид творчества требует                                   индивидуального подхода к каждому ребенку независимо от способностей и одаренности. Поэтому при групповой форме обучения присутствует индивидуальный подход к каждому учащемуся при изготовлении нового изделия. Одаренные дети могут развить свою индивидуальность, творчество и фантазию, получая дополнительные знания по виду деятельности, глубже знакомиться с историей этого вида творчества, выполнять более сложные по уровню работы, композиции, сувениры, и т.д.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, демонстрация видеоматериалов.

  Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д..

Учебный процесс проходит с наблюдением и выявлением  талантливых и одаренных детей. 

Деятельность по развитию одаренности у учащихся осуществляется по двум направлениям:

  1. выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности;
  2. психолого-педагогическая поддержка одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:

- развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;

- развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Предположения о наличии изобразительной одаренности ребенка основываются на особенностях изобразительной деятельности одаренных детей, выявленные Комаровой Т.С. и Казаковой Т.Г.:

  • расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;
  • предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски;
  • переход от схематического к реалистическому изображению;
  • функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;
  • смешанные проекции в рисунке;
  • богатая тематика рисунков;
  • использование в работе большого количества материалов и техник;
  • практическая направленность продуктивной деятельности;
  • стремление к экспериментированию с различными материалами;
  • специфичность цветовых решений.

Выявление одаренности у учащихся проходит через:

- наблюдения и беседы с ребенком;

- мониторинг развития художественных способностей детей на начало и конец обучения;

- анализ продукта деятельности.

С большей степенью вероятности были сделаны предположения о наличии изобразительной одаренности у детей, которые:

- проявляли большой интерес к визуальной информации;

- проводили много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрировали опережающую свой возраст умелость;

- осознано строили композицию рисунков.

Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей.

После выявления одаренного ребенка, ему даются задания (работы) более сложного уровня в соответствии с учебной программой, чтобы не возникало противоречий. Важно, что дополнительные задания, позволяющие дать более глубокие навыки или умения, гармонично дополняют учебную программу. Работа с детьми с изобразительной одаренностью строиться на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику  развития изобразительной деятельности и ее специфику.

В детском коллективе полезно дружественное соперничество. Отличные результаты приносят частые игры, викторины, мероприятия. По окончании учебного процесса выполняется анализ работы с детьми. Он позволяет оценить, насколько эффективно проводилась эта деятельность. В случае необходимости вносятся коррективы в учебный план работы с детьми.    

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д. 

  1. 3.7. Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТ-дистант» объединения  «Старт» принимается  на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ.

        Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

Список литературы:

 - для педагога:

Интернетресурсы:

  1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
  2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
  4. stranamasterov.ru/
  5. http://pro-risunok.ru/
  6. http://www.koob.ru/draw/
  7. www.alleng.ru/edu/art3.htm
  8. http://iknigi.net/avtor-tamara-komarova/72164-detskoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-dlya-raboty-s-detmi-2-7-let-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-pedagogov-tamara-komarova/read/page-1.html
  9. https://alleng.org/d/art/art572.htm
  10. http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006
  11. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7409439/
  12. http://www.studmed.ru/iskusstvo-i-iskusstvovedenie/izobrazitelnoe-iskusstvo/?page=38
  13. https://www.maam.ru/detskijsad/aplikacija-kak-vid-hudozhestvenoi-dejatelnosti-doshkolnik.html
  14. https://studwood.ru/1722087/pedagogika/lepka_produktivnoy_deyatelnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
  15. https://www.daniil-belov.com/ru/osnovy-kompozitsii-v-zhivopisi-risunke-izo
  16. https://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
  17. https://say-hi.me/obuchenie/osnovy-risovaniya-portreta-proporcii-i-rakursy.html
  18. https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html
  19. http://www.artprojekt.ru/school/painting/
  20. https://babyps.livejournal.com/406486.html
  21. http://www.o-krohe.ru/tvorchestvo/kraski-dlya-risovaniya/
  22. https://tailytales.ru/2017/09/03/13511/
  23. https://zen.yandex.ru/media/id/5b007b22ad0f222dd299ae06/chto-takoe-plener-i-chem-risovat-na-prirode-5b00aab85816699c7bdf1278
  24. https://nsportal.ru/eremenko-svetlana-leonidovna
  25. https://www.youtube.com/channel/UCmcBB1Jg3ahkDUT9OUKrl7w

- для учащихся и родителей:

Интернетресурсы:

  1. http://iknigi.net/avtor-tamara-komarova/72164-detskoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-dlya-raboty-s-detmi-2-7-let-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-pedagogov-tamara-komarova/read/page-1.html
  2. https://alleng.org/d/art/art572.htm
  3. http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006
  4. https://www.ozon.ru/context/detail/id/7409439/
  5. http://www.studmed.ru/iskusstvo-i-iskusstvovedenie/izobrazitelnoe-iskusstvo/?page=38
  6. https://nsportal.ru/eremenko-svetlana-leonidovna
  7. https://www.youtube.com/channel/UCmcBB1Jg3ahkDUT9OUKrl7w

Материалы для самообразования

1.http://ddt-kalininskaya.ru/wp-content/uploads/2021/01/Для-педагогов.pdf

2. http://ddt-kalininskaya.ru/wp-content/uploads/2021/01/Рекомендации-по-дистанционке.pdf

3. http://school5-kalin.ru/wp-content/uploads/2020/03/google_classroom.pdf

4. http://iro23.ru/poleznye-kanikuly

5. https://www.youtube.com/watch?v=2aLz5gUokrA

6. https://www.youtube.com/watch?v=xQ4NN6b2g-0

7. https://www.youtube.com/watch?v=H82AWiKUhVk

8. https://rmc23.ru/дистанционное-образования-дома/

9. https://rmc23.ru/п/

10. https://rmc23.ru/медиапрофи/

Имиджевые материалы

  1. http://ddt-kalininskaya.ru/wp-content/uploads/2020/02/за-руку-с-педагогом.pdf
  2. https://nsportal.ru/eremenko-svetlana-leonidovna
  3. https://www.youtube.com/channel/UCmcBB1Jg3ahkDUT9OUKrl7w?view_as=subscriber

Приложение №1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

                                                                           СОГЛАСОВАНО

                                                                           заместитель директора по УВР

                                                                           ____________    Е.А. Коханенко

                                                                           «__» __________ 2021 года

Календарный учебный график

на программу «АРТ-дистант»

2021-2022 учебный год

Название программы: «АРТ-дистант»

Количество часов по программе:  72 часа

Режим работы: 2 раза в неделю по 1 часу

Возраст учащихся:  9-13 лет

Срок реализации программы:  1год

Педагог:  Еременко Светлана Леонидовна

Планирование составлено на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога, утвержденной решением педагогического совета, протокол №__ от  «_____» ___________ 2021 года  

               

                                 

1 группа

ст. Калининская

2021 год

Тема занятия

Кол.

 часов

дата

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие

1

1.1

Выполнение творческой работы «Пальмы»

1

2

Нетрадиционные техники рисования

6

2.2

Деревья, отраженные в воде

1

2.3

Цветущее дерево

1

2.4

Бабочка

1

2.5

Кофеграфия

1

2.6

Одуванчики

1

2.7

Самостоятельная работа в любой нетрадиционной технике

1

3

Декоративно-прикладное творчество

7

3.8

Аппликация «Попугайчик»

1

3.9

Аппликация «Кораблик на волнах»

1

3.10

Аппликация «Веселый зверек»

1

3.11

Аппликация «Русские просторы»

1

3.12

Аппликация «Золотая рыбка»

1

3.13

«Солдат»

1

3.14

Выполнение самостоятельной творческой работы в любой технике

1

4

Лепка

14

4.15

Цветик-семицветик

1

4.16

Золотая рыбка

1

4.17

Весенние мотивы

1

4.18

Рыжий кот

1

4.19

Букет тюльпанов

1

4.20

Ветка сирени

1

4.21

Ветка мимозы

1

4.22

Божья коровка

1

4.23

Человек из пластилина

1

4.24

Африканские мотивы

1

4.25

Грибная полянка

1

4.26

Петушок

1

4.27

Эхо Войны

1

4.28

Выполнение самостоятельной творческой работы из пластилина

1

5

Графика

3

5.29

Колокольный звон

1

5.30

Городской пейзаж

1

5.31

Самостоятельное выполнение графического рисунка

1

6

Живопись

35

6.32

Река

1

6.33

Дерево на скале

1

6.34

На закате

1

6.35

Русская природа

1

6.36

Морской пейзаж

1

6.37

Горный пейзаж

1

6.38

Лес в ночи

1

6.39

По дороге к солнцу

1

6.40

Веточка яблони

1

6.41

Воображариум

1

6.42

Зимний лес

1

6.43

По дороге в горы

1

6.44

Ветряная мельница

1

6.45

Летняя стихия

1

6.46

Пальмы на закате

1

6.47

Березовый лес

1

6.48

Небеса

1

6.49

Город над рекой

1

6.50

Стрекоза на колоске

1

6.51

Воробей

1

6.52

Кот Мурзик

1

6.53

На краю

1

6.54

В свете луны

1

6.55

Сирень

1

6.56

Стихия

1

6.57

Пасхальная корзина

1

6.58

Лунная ночь

1

6.59

Безмятежность

1

6.60

Забавные коты

1

6.61

Горы на закате

1

6.62

Вальс Победы

1

6.63

Полевая дорога

1

6.64

На вершине

1

6.65

Три горы

1

6.66

Море в штиль

1

7

Портрет

5

7.67

Построение и пропорции лица

1

7.68

Портрет в профиль

1

7.69

Построение глаза

1

7.70

Построение носа

1

7.71

Построение губ

1

8

Итоговая выставка

1

8.72

Итоговая видео-выставка творческих работ.

1

ИТОГО

72

Приложение №2

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Диагностика уровня освоения образовательной программы «Арт-дистант»

Объединение «Старт», группа №1

2021-2022 год.

п\п

Фамилия и имя учащегося

Разделы учебной программы и оценка знаний и умений учащихся

Вводное занятие

Нетрадиционное рисование

Декоративно-прикладное творчество

Лепка

Графика

Живопись

Портрет

Итоговое занятие

Показатель, %

Показатель, %

Показатель, %

Показатель, %

Показатель, %

Показатель,

%

Показатель, %

Показатель, %

ИТОГО:

Показатели уровня освоения образовательной программы по каждому разделу определяются следующим образом:

- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; в работе не испытывает особых трудностей; выполняет задания самостоятельно, с элементами творчества;

- средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 80-60%; работает с практической помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 60% предусмотренных знаний, умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе; в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.

Вывод:_______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования                                                                                                 С.Л. Еременко

Приложение № 3

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы  «Арт-дистант»

2021-2022 год

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень развития

Методы диагностики

1. Организационно- волевые качества

1. Терпение

Способность переносить (выдерживать ) известные нагрузки, уметь преодолевать трудности.

  • Терпения хватает меньше. чем на ½ занятия;
  • Терпения хватает больше. чем на ½ занятия
  • Терпения хватает  на  всё занятие

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

2.Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • Волевые усилия воспитанника побуждаются извне;
  • Иногда- самим  воспитанником;
  • Всегда-- самим  воспитанником;

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

3.Самоконтроль

Умение контролировать поступки (приводить к должному действию)

  • Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля;
  • Периодически контролирует себя сам;
  • Постоянно контролирует себя сам

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

  1. 2 Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная
  • Заниженная
  • нормальная

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Анкетирование

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознание участия воспитанника в освоении образовательной программы

  • интерес к занятиям продиктован извне;
  • интерес периодически поддерживается самим воспитанником;
  • интерес постоянно поддерживается воспитанником самостоятельно.

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Тестирование

3. Поведенческие качества

1.Конфликтоность

Умение воспитанника контролировать себя в любой конфликтной ситуации

  • желание участвовать (активно) в конфликте (провоцировать конфликт)
  • сторонний наблюдатель
  • активное примирение

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

2.Тип сотрудничества

Умение ребёнка сотрудничать

  • не желание сотрудничать ( по принуждению)
  • желание сотрудничать (участие)
  • активное сотрудничество (проявляет инициативу)

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

4. Личностные достижения воспитанника

1 Участие во всех мероприятиях объединения, учреждения

Степень и качество участия

  • не принимает участия
  • принимает участие с помощью педагога или родителей
  • самостоятельно выполняет работу

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Выполнение работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Художественное творчество для малышей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Художественное творчество для малышей» объединения «Рисуйка» предоставляет возможность для развития у ...