Ты и твой друг
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Конспект занятия кружка "Мир общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_i_tvoy_drug.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе дополнительного образования

«Мир общения»

Тема: «Ты и твой друг».

Цель: Создание условий для формирования фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и развития связной речи. Обобщение знаний по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Расширение и активизация словаря по теме  ,,Дружба’’; подбор слов с противоположным значением. Совершенствование  грамматического  строя  речи (подбор  родствен-ных слов ); образование прилагательных от существительных .
  • Совершенствование  синтаксической стороны  речи ( составление сложноподчиненных  предложений   с противопоставлениями )  
  • Совершенствование   фонематических  представлений  (выделение  звука  на фоне  слова )  

Коррекционно – развивающие:

Развитие  связной  речи, речевого  слуха, зрительного  восприятия, внимания, памяти,  мышления,  артикуляционной  моторики (  с помощью чистогово-рок ),  мелкой, общей  моторики, координации  речи  с  движением .

Коррекционно – воспитательные : воспитывать  дружеские  взаимоотношения,  доброжелательность, самостоятельность,  инициативность.

Оборудование: демонстрационные картинки, клубок ниток,  планшетики из картона для составления пар, скрепки, клубок ниток, карточки со слогами.

Ход занятия

  1. Организационный момент
    Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей , давайте будем вежливы и покажем , как мы  приветствуем друг  друга:

Здравствуй, Небо!                         ( Руки подняты  вверх)

Здравствуй, Солнце!                        ( Пальцы  лучи)

Здравствуй, Земля!                        ( Руки опустить  на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья!        ( Дети обнимают  друг друга)

  ( Дети  проходят  и садятся )

II. Основная часть.

1.Чему посвящено наше занятие? Давайте определим тему занятия.  Посмотрите на доску. (на доске перепутаны буквы) 

Дидактическое упражнение «Буквы перепутались»
ДУБ (Р, Ж, А). а что же у нас такое? Кто – то перепутал буквы. Я видела, Домовенок Кузя выбегал из зала. Это его проделки. Но ничего страшного. Сейчас мы всё поправим. Слушайте внимательно, что я говорю,  и  расставляйте буквы.
- Поставить букву Р между Д и У.
- Поставить букву Ж между У и Б
- Поставить А справа от Б. Можно сказать, что А стоит между чем-то? Почему?
- Какие слово получилось? (ДРУЖБА).

Значит, тема нашего занятия – (дети говорят «Дружба». Правильно, дружба, а ещё конкретней: «Ты и твой друг»). Девизом нашего занятия и всей жизни будет такая чистоговорка : «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно». Повторите за мной. Чтобы её произнести, нужно размять губы и язык. Выполним несколько упражнений артикуляционной гимнастики.

«Улыбка», «Заборчик», «Окошко»,  «Часики». (повторяем чистоговорку, четко произнося все звуки). Начнем основную работу с небольшой словарной разминки. Скажите слова, относящиеся к теме занятия.

Дидактическая игра  ,,Семейка  слов ‘’  от  слова  -  дружба.

Все  дети в группе что делают? …         дружат.

Значит, у нас группа   какая? …            дружная.

Если ты дружишь с мальчиком, то он тебе…друг.

А если с девочкой, то она тебе…               подруга.

А  ласково    как их можно назвать?...  дружок-дружочек,   подруженька.

Как  назвать  людей , которые  любят   дружить   со  многими  людьми?  …

                                                                        дружелюбные.

Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? Каким бывает друг? И какие мы сами друзья? Давайте поразмышляем об этом.
Вы  видите на доске 4 сундучка.
В этих сундучках спрятана пословица о дружбе.  Чтобы  ее прочитать, нужно выполнить интересные задания.


2. Дидактическое упражнение «Сказочные друзья» (демонстрационные картинки лежат на столе вперемешку, рядом стоят планшетики, лежат скрепки).

Посмотрите на этих героев. Если я попрошу поставить их попарно, как вы их расставите? (дети расставляют)  Правильно. А почему именно так вы их расставили?  Конечно, у героев разных сказок были друзья, и вы верно их соединили.

Карлсон - у Малыша ....... Пончик - у Незнайки
Крокодил Гена - у Чебурашки ....... Львенок - у Черепахи; Медведь у Маши.
Молодцы,  верно  выполнили задание. Открываем сундучок.
(Открываем первый сундучок - слово ДРУГ.)
Скажите, ребята, а кто из этих друзей самый терпеливый? Конечно, это Медведь. Он прощал все машины проделки. То есть, каким качеством обладает друг?  Да, терпение. А какие еще качества должны быть у друга?  Ещё одна игра.


3.  Дидактическое упражнение «Слова о дружбе» (собрать слово из слогов на доске. Слоги прилеплены обратной стороной. Перепутаны местами. Открываю, все спутано).

 И снова наш Домовенок  нам всё перепутал. Только в этот раз он напроказничал со слогами. Внимательно посмотрите на слоги и соберите слова, которые относятся к понятию «Дружба».
ЗА-БО-ТА
ЩЕД-РОСТЬ
ДОБ-РО-ТА
- Каким должен быть друг? (заботливым, щедрым, добрым). Скажите, а вы сами являетесь такими друзьями? ( ответы детей)

Всё верно выполнили , открываем второй сундучок - слово ПОЗНАЕТСЯ.

Мы с вами выяснили, каким должен быть друг. А теперь давайте скажем, каким друг не бывает. Ответьте на мои вопросы.

4. Дидактическое упражнение "Скажи наоборот". Какой твой друг?

 ( бросаю с вопросом мячик су – джок. Пока отвечают, катают его в ладонях).

Если возникает необходимость, показываю образец полного ответа)
твой друг – плохой? ( Нет, мой друг хороший)
твой друг жадный? (Добрый, щедрый)
твой друг злой? (добрый)
твой друг глупый? (умный)
твой друг грустный (веселый)
твой друг грубый? (вежливый, послушный, добрый, хороший)
твой друг страшный? (красивый)
твой друг ненадежный? (нет, мой друг надежный)
Верно  выполнили задание, открываем третий сундучок - слово В.

Мы хорошо потрудились, нужно немного размяться. Проведем физминутку.


5. Физминутка "Если есть хороший друг".
Настроение упало,                       опускают руки вниз
Дело валится из рук…                 встряхивают кистями- разводят руками
Но еще не все пропало,                качание головой
Если есть хороший друг.              разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем,         пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем -            делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем-                  нагибаются и медленно выпрямляются.
И от пыли отряхнем! - -                 отряхиваются

Ну что, нам осталось открыть одно слово. Выполним ещё одно упражнение.


6. Дидактическое упражнение “Паутинка” (сидя на ковре, с клубком ниток). Посмотрите, Домовенок оставил нам клубок ниток. А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).
(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить. Можно пригласить кого – то из гостей присесть и сказать добрые слова ).
Например: Я благодарю …. за то, что она всегда помогает. Паутинку оставляем на полу.
Открывает четвертый сундучок - слова БЕДЕ. Прочитайте, какая пословица получилась? ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ.

7. Дидактическое упражнение «Как вы понимаете пословицу « Друг познается в беде»? (ответы детей).

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, мы с вами говорили о том, каким должен быть друг.  И выяснили, что друг должен быть….(ответы детей). А каким должен быть ты сам, чтобы тебя считали другом?  

Давайте  построим "Пирамиду дружбы". ( приглашаем всех гостей принять участие). Говорим о том, какой я или каким я должен быть, чтобы меня считали другом.
( Предполагаемые ответы детей:  Я дружу со всеми ребятами нашего Центра;  дружба – это быть добрым;  это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой;  делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным;  разговаривать вежливо и не грубить;  быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить);не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге,  стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
- Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что в нашем Центре живёт дружба и все можем быть друзьями.

Входит Домовенок.

Домовенок: Я тут пошалил немножко.

Логопед: ребята, вот он, виновник всех наших путаниц. Но мы тебе скажем спасибо, ведь благодаря тому, что ты всё нам перепутал, мы выполнили задания.

Домовенок: Ребятушки, а понравилось вам занятие? А чем оно понравилось? Что же вы узнали о дружбе и друзьях?  Каким должен быть друг? (ответы детей)

Логопед: На этом наше занятие завершено. Спасибо всем.

   

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме " Откуда твой друг?"в 5 классе

Данный урок -завершающий урок раздела 8 учебника "Счастливый английский.ру" авт.К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман-5 класс. Цель урока-формирование коммуникативной  компетенции по пройденным разговорной...

Книга – твой друг, береги ее.

1       Познакомить  с  историей  появления  книги.        2   Развивать  интерес  к  книге,  ...

Книга – твой друг, береги ее.

1       Познакомить  с  историей  появления  книги.        2   Развивать  интерес  к  книге,  ...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка к учебнику "Твой друг французский язык!" 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА5 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 5 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Поурочное планирование к учебнику "Твой друг французский язык!" 5 класс

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ Учитель: Г.А.ШмелёваУчебник: А.Кулигина «Твой друг французский язык!-5»  5 класс № урокаРаздел, темаКол-во часовДата проведения1Блок 1....