Пояснительная записка к учебнику "Твой друг французский язык!" 5 класс
рабочая программа по французскому языку (5 класс) по теме

Шмелёва Галина Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

5 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 5 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2-11 классы, изд-во «Глобус»,  2008г.), авторы: Л.И.Пономарёва, Т.В.Горшкова.

В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом данного общеобразовательного учреждения предусмотрено 3  учебных часа в неделю на изучение предмета «Французский язык» в общей средней школе, соответственно 105 часов в учебном году.

УМК  А.С.Кулигиной  «Твой друг французский язык!-5» продолжает курс обучения французскому языку в начальной школе.

Планирование данной рабочей программы опирается на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений А.С.Кулигиной «Твой друг французский язык», М.: Просвещение, 2011.

Базовыми для программы являются следующие темы:

Название темы (раздела) программы

Кол-во часов по программе

 
 

1

Блок 1. «Здравствуй, французский язык!»

4

 

2

Блок 2. «Летние каникулы»

18

 

3

Блок 3. «Семья»

15

 

4

Блок 4. «Праздник»

14

 

5

Блок 5. «Друзья»

13

 

6

Блок 6. «Распорядок дня»

12

 

7

Блок 7. «Путешествия»

14

 

8

Блок 8. «Увлечения»

9

 

 

Резерв (Повторение пройденного материала)

6

 

В целом

105

 

 

 

Пояснительная записка (5 класс)

         В состав УМК «Твой друг французский язык» для 5 класса А.С. Кулигиной входят:

    - учебник;

    -тетрадь для ученика;

    - аудиокассета;

    - книга для учителя.

    Форма итоговой и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно уставу и локальному акту  общеобразовательного учреждения.

    В процессе изучения фр. языка реализуются следующие цели:

     - овладение иноязычным общением на базовом уровне;

     - увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

     - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире.

 По окончании курса  обучающиеся должны овладеть следующими навыками и умениями.

Речевые умения

Говорение

  1. Диалогическая речь. В 5 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, увеличивается количество реплик, произносимых в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:

  1. Начать, поддержать и вести разговор;
  2. Поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
  3. Выразить благодарность;
  4. Вежливо переспросить, выразить согласие/отказ.

    Объём диалогов – до 3 реплик со стороны каждого участника.

    При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объём диалогов – до 4 реплик со стороны каждого участника.

    При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

  1. Обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ её выполнить;
  2. Дать совет и принять/не принять его;
  3. Пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нём участие.

Объём диалогов – до 2 реплик со стороны каждого участника.

   При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

  1. Выражать свою точку зрения;
  2. Выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнёра;
  3. Выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).

  Объём диалогов – до 2 реплик со стороны каждого участника.

  1. Монологическая речь.  Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение сл. умениями.
  1. Кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
  2. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
  3. Делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

    Объём монологического высказывания – 8-10 фраз.

Аудирование

     Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание ( с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

    При этом предусматривается развитие умений:

  1. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  2. Выбирать главные факты, опуская второстепенные;
  3. Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

    Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.

Чтение

    Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание ( в зависимости от вида чтения); с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующейся информации (просмотровое/поисковое чтение).

        Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

   Чтение с пониманием основного содержания текста с ориентацией на предметное содержание осуществляется на несложных аутентичных материалах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объём текстов для чтения – 400-500 слов.

   Умения чтения, подлежащие формированию:

  1. Определять тему, содержание по заголовку;
  2. Выделять основную мысль;
  3. Выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
  4. Установить логическую последовательность основных фактов текста.

   Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,

Ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе. Формируются и отрабатываются умения:

  1. Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использование двуязычного словаря);
  2. Выражать своё мнение по прочитанному;
  3. Объём текстов для чтения – 150-170 слов.

   Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Письменная речь

   Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

  1. Писать короткие поздравления с днём рождения, другим праздником (объём до 15-30 слов, включая адрес);
  2. Заполнять бланки (указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
  3. Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объём личного письма – 20 слов, включая адрес.

Социокультурные знания и умения

   Обучающиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование фр. языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство:

  1. Фамилиями и именами выдающихся людей страны изучаемого языка;
  2. Оригинальными и адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
  3. Иноязычными сказками и легендами, рассказами;
  4. С государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицей страны изучаемого языка);
  5. С традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в стране изучаемого языка;
  6. Словами фр. языка, вошедшими во многие языки мира (в том  числе и русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон фр. языка.

             Предусматривается овладение умениями:

  1. Писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на фр. языке;
  2. Правильно оформлять адрес на фр. языке;
  3. Описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов/сёл/деревень, в котором живут школьники.

Языковые знания и умения

  1. Графика и орфорграфия. Знание правил чтения и написания новых школ, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
  2. Фонетическая сторона речи. Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков фр. языка: соблюдение правильного ударения в словах, ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaiment) слов внутри ритмических групп. Ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений.
  3.  Лексическая сторона речи. Расширение объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 ЛЕ, усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых ЛЕ, отражающих культуру страны изучаемого языка.
  4. Грамматическая сторона речи. Расширение объёма знаний грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.

   Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений; безличных предложений (il est intéressant); предложений с неопределённо-личным местоимением on. Прямой порядок слов и инверсия. Вопросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment.

      Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи временных форм изъявительного наклонения (indicatif): present, future simple, passé  proche, imparfait. Знание глаголов, спрягающихся в сложных формах с вспомогательными глаголами avoir или être. Владение особенностями спряжения наиболее распространённых нерегулярных глаголов, отобранных для данного этапа обучения (voir, mettre, lire, savoir, prendre, venir, dire, écrire и пр.); возвратных (местоименных) глаголов. Употребление в речи повелительного наклонения регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (imperative).

    Знание и употребления в речи  особых форм существительных жен. р. и мн.ч. (travail-longue). Употребление сущ-х с определённым и неопределённым. Частичным и слитным формами артикля. Степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon-meilleur, bien-mieux).  Наречия на –ment.

Требования к уровню подготовки обучающихся  5 класса

знать:

- числительные до 80;

- особые формы существительных женского рода и множественного числа, употреблять их в речи;

- принципы словообразования во французском языке, распознавать глаголы в повелительной форме;

- реалии страны, работать с картой Франции, делать спонтанный перевод с французского.

уметь:

- структурировать сообщение о себе, о достопримечательностях Москвы, Парижа;

- употреблять глаголы I и II группы в Présent, структурировать рассказ о товарище;

- употреблять ударные местоимения;

- вести поиск информации в прочитанном;

- употреблять изученные ЛЕ в диалогической и монологической речи;

- структурировать сообщение на тему « La rentrée» с использованием глаголов III группы;

- определять группу глаголов, давать спряжение в Présent;

- использовать новую лексику в вопросах и ответах, составлять рассказ о своей школе;

- структурировать рассказ о школе;

- спрягать глаголы III группы на -re и -ir в Présent;

- употреблять глаголы III группы на –oir;

- употреблять глагол connaître  в диалогической и монологической речи;

- задавать вопросы и отвечать на них с использованием новых ЛЕ;

- комментировать содержание текста, высказывать своё мнение;

- употреблять в речи вопросительное прилагательное quel, вопросительное наречие comment;

- обсуждать прочитанное;

- воспринимать информацию на слух, задавать вопросы;

- находить нужную информацию в тексте, понимать содержание текста без перевода;

-  находить нужную информацию в прослушанном;

- употреблять изученные ЛЕ в диалогической и монологической речи; употреблять в речи прилагательные мужского и женского рода;

- задавать вопросы, составлять рассказ о своей квартире, своём доме;

- комментировать содержание текста, структурировать вопросы с инверсией;

- спрягать глаголы типа «manger»;

- обсуждать прочитанное, спонтанно высказываться по заданной ситуации;

- употреблять местоимение en в утвердительных и отрицательных предложениях;

- комментировать полученную информацию из текста, сюжетную картинку, переводить с русского на французский;

- обсуждать тему «Les fêtes en France», брать интервью у товарищей;

- разыгрывать сценки, описывать реалии французской жизни и жизни в России;

- употреблять притяжательные прилагательные в нужном роде и числе;

- рассказывать о французских праздниках;

- оформить праздничную поздравительную открытку, прокомментировать вручение подарка и прореагировать на его получение;

- рассказать о своей семье, о своём доме, любимом празднике;

- структурировать рассказ по теме «Портрет»;

- спрягать глаголы I и II группы в Passé composé, воспринимать на слух микротексты с глаголами в Passé composé;

- комментировать название текста, структурировать спонтанно микромонолог «Mon portable»;

- структурировать вопросы в Passé composé с оборотом Est-ce que;

- комментировать сюжетную картинку, обмениваться мнениями по предложенной теме в Passé composé;

- извлекать нужную информацию из прослушанного, употреблять в речи и на письме глаголы voir, faire, boire … в Passé composé;

- пользоваться глаголами III группы в Présent и в Passé composé с местоимениями в роли косвенных дополнений в утвердительной и отрицательной форме;

- конструировать вопросы с оборотом Est-ce que и инверсией в Passé composé, написать письмо французскому сверстнику;

- делать стилистический перевод, отбирать необходимые сведения для передачи информации, проигрывать ситуацию в ролях, переводить с русского, выразительно и бегло читать;

- употреблять известные глаголы в Futur immédiat при конструировании вопросов, ответов, в подстановочных предложениях;

- пересказать текст с опорой на иллюстрации, различать однокоренные слова и определять их семантику;

- употреблять наречия en и y  в подстановочных упражнениях, при конструировании вопросов и ответов;

- спонтанно переводить страноведческий текст, беседовать по прочитанному, использовать в речи глагол vivre;

- вести переписку с сообщениями о путешествии, использовать ЛЕ: enfin, d’abord, depuis…;

- использовать предлоги в вопросно-ответных упражнениях, написать письмо зарубежному другу о достопримечательностях Москвы или Санкт-Петербурга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Урок французского языка в 5 классе "Моя школа" УМК А.С. Кулигина «Твой друг французский язык"-5 (ФГОС ООО)

Урок французского языка в 5 классе "Моя школа" УМК А.С.Кулигина "Твой друг французский язык"-5 (ФГОС ООО). Авторы: учителя французского языка Свинаренко А.А. и Ванжула Е.В....

План урока французского языка в 5 классе по учебнику А. С. Кулигиной «Твой друг французский язык»

План урока французского языка в 5 классе по учебнику А. С. Кулигиной «Твой друг французский язык»,Москва. «Просвещение»,2011Учитель: Егорова Л.В.Тема программы: «Любимые праздники детей».Тема уро...

пояснительная записка к рабочей программе для 9 класса по французскому языку

Аннотация к рабочей программе по французскому языку для 9 класса Рабочая программа учебного предмета «Французский язык» для 9 класса составлена на основании:  -  закона «Об Образов...