Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Юный художник"
рабочая программа

Папырина Наталья Васильевна

Программа разработана на основе многолетнего личного педагогического опыта автора, позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам.Отражает социальный заказ на разнообразие видов и содержания образовательных услуг для дошкольников. Данная программа призвана обеспечить образовательный процесс, в задачи которого входит создание условий для развития творческих способностей дошкольника, повышение уровня готовности к обучению в школе, ориентирует ребёнка на дальнейшее освоение дополнительных образовательных программ различной направленности в учреждениях дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yun_hud_21.docx418.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юный художник»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации:2года

Автор – составитель:

Папырина Наталья Васильевна,

Педагог дополнительного образования

Брянск,202

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа  имеет художественную направленность.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выраженная активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

        Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

        Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

        Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

        Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый - педагог Л.С. Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению»,- следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое воспитание. Основной побудитель эстетической активности - стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляет «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.

Данная программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014, регистрационный № 33660),

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 (II часть),

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»,

- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы Советского района" г. Брянска.

Программа разработана на основе многолетнего личного педагогического опыта автора, позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам.

Отражает социальный заказ на разнообразие видов и содержания образовательных услуг для дошкольников. Данная программа призвана обеспечить образовательный процесс, в задачи которого входит создание условий для развития творческих способностей дошкольника, повышение уровня готовности к обучению в школе, ориентирует ребёнка на дальнейшее освоение дополнительных образовательных программ различной направленности в учреждениях дополнительного образования. Содержание программы направлено творчеству, на обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие мотивации личности ребёнка к познанию и взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

Актуальность  программы «Юный художник» заключается в том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое, радостное настроение, обеспечивает положительное  эмоциональное состояние каждого ребёнка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковой у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна образовательной программы «Юный художник» заключается в том, что она комплексно направлена на практическое воплощение новых идей в художественной деятельности детей дошкольного возраста на основе расширения содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания, ей  развивающего и творческого характера.

        Отличительные  особенности  программы заключаются в  том, что во время проведения занятий использованы разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительный, информационный. Применяются информационные технологии, что способствует вовлеченности, заинтересованности ребят, расширение их кругозора. Программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности. Программа позволяет доставить детям радость от общения с изобразительным искусством, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

Адресат программы:

Группа комплектуется детьми  в возрасте 5 - 7 лет на основании заявлений  родителей с учетом желания ребенка.

В группе занимаются 12 детей

Объем и срок реализации данной программы составляет   2 года.    

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество 36, 72 занятия.           

Ее освоение происходит поэтапно:

- первый год обучения – для детей 5-6лет.                                     Продолжительность одного  занятия составляет 25 минут;

- второй год обучения - для детей 6-7 лет.                                    Продолжительность одного  занятия составляет 30 минут.

                        Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю с сентября по май включительно.

Формы обучения и режим занятий:

Занятия в объединении  проводятся 2 раз в неделю по 1 часу с 10-15 минутным перерывом.

 Обучение проводится по двум направлениям:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

В связи с этим при проведении занятий используются такие  формы и методы как - рассказ, беседа, объяснение, показ и т.д.

При проявлении первых признаков утомления проводится физкультминутки и пальчиковые гимнастики для снятия напряжения и переключения внимания детей. Как правило, они тематически связаны с заданиями, что позволяет переключить активность детей, не выходя из ситуации занятия.

Работа с детьми строится на принципах:                                                        - от простого к сложному;                                                 

– индивидуального подхода;                                                                

развития творческой инициативы.                                                         Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Особенности организации образовательного процесса

В группы первой ступени принимаются все желающие дети соответствующего возраста. Специального отбора не проводится. В группу второй ступени могут поступать и вновь прибывшие дети после беседы с педагогом при наличии определенного уровня общего развития и интереса к занятиям. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения или на индивидуальных занятиях.

        При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми  дома; ежеквартально - тематические выставки.

Цель и задачи программы

         Цель: прививать интерес и любовь к изобразительному искусству

Задачи:

  • развитие художественно – творческих способностей, фантазии, воображения детей;
  • развитие положительно – эмоционального восприятия окружающего мира;
  • развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей;
  • формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира;
  • формирование умений и навыков работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи;
  • создание почвы для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

        Работа строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников

Интеграция с другими образовательными областями:

         1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

        2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

        3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и  монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие  коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря  

        

4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровье сберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается:

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки;
  • осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений;
  • использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук, для  концентрации внимания и усидчивости, подготовка руки к письму и  работе на компьютере (с мышкой).

Для достижения поставленных целей программа ставит

 следующие задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно — образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно — образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

В программе эти задачи, имеющие первостепенное значение, дополняются  с учетом конкретных целей:

  • Знакомить     детей    с   многообразием    художественных      материалов.
  • Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; обучать  детей приемам рисования и способам изображения с использованием различных материалов.                                
  • Создавать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
  • Развивать творческие способности и  воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов.
  • Знакомить  детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений, развивать художественный вкус.
  • Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Поддерживать потребность в самоутверждении.
  • Создавать  доброжелательную атмосферу, располагающую к дружескому общению, обмену знаниями, общению со сверстниками, работа в коллективе.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности.
  • Развивать речь и пополнять словарный запас детей, знакомить с поговорками, пословицами, потешками, песенками, стихами, загадками по теме задания.

        Решение поставленных в программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы.

Дидактические принципы построения и реализации программы

Общепедагогические     принципы

  • принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и  корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением;
  • принцип оптимизации и гуманизации  учебно–воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно – творческого развития детей с учётом «природы»  - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на детские интересы отдельных детей и детского сообщества

    ( группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями

художественно – эстетической деятельности:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства – основы для

    развития образных представлений;

  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений  и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;                                                                                                                                   принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранения непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Юный художник» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное)-  добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные принципы и подходы

Принципы и подходы к формированию  программы.

Программа объединения «Юный художник» разработана на основе ООП ДО и содержит в себе обязательный минимум содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта.

        РП ориентирована на обеспечение становления личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, что соответствует современной научной « Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности  дошкольного периода детства. РП построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

        Главный критерий отбора материала для занятий в объединении — его воспитательная ценность и возможность развития всесторонних способностей ребенка  (Е. А. Флерина,        Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).         

        Данная программа составлена с учетом  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,                       Г. С. Комаровой, М.А.Васильевой,  и парциальных программ и технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении:

            - Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.:Издательство ИД Цветной мир, 2011, 144 с.                                              

         - Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии» -   М.: ИД «Карапуз»: ТЦ Сфера, 2009, 192 с., ил.

Программа построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку  и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.

Планируемые результаты освоения программы

(целевые ориентиры)

 обучающегося на этапе завершения обучения по программе « Юный художник»

Художественно – эстетическое развитие         

 1. Социально — коммуникативное развитие:

развили  свободное общение с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; сформировали патриотические чувства; сформировали  основы  безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; сформировали  целостную картину мира; расширили  кругозор в сфере изобразительного искусства, творчества; сформировали  элементарные математические представления: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширили  кругозор в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; ознакомили  со строением предметов, объектов.

3. Речевое развитие:

Овладели   нормами речи, развили   связную  речь  при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развили  коммуникативные  функции речи: на занятиях использованы приемы комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, усвоены  новые  слова и выражения активного и пассивного словаря        

4. Художественно — эстетическое развитие:

Приобщили  к различным видам искусства, развили художественное  восприятие  и эстетический  вкус; рисование по впечатлениям

просмотренных сказок, постановок;, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкотерапия –   прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. Физическое развитие:

Развили   мелкую  моторику, воспитали   культурно-гигиенические навыки, сформировали   начальные представления  о здоровом образе жизни; использовали  здоровьесберегающий принцип.

Формы подведения итогов реализации программы

(педагогическая диагностика)

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный художник» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится в рамках педагогической диагностики.

( Приложение №1)

Педагогическая диагностика  может осуществляться в течение учебного года:

-текущий контроль в виде наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе занятий;

-промежуточная диагностика по итогам первого года обучения;

-итоговая диагностика по итогам второго года обучения.

Форма проведения диагностики выставка детских рисунков и поделок.

Полученная в результате педагогической диагностики информация обрабатывается, результаты определяются по трем уровням:

-высокий  (показатели высокого уровня индивидуального развития обучающихся представлены в форме целевых ориентиров по образовательным областям)

-средний   (незначительное отклонение от высокого уровня);

-низкий  (существенное отклонение от высокого уровня

  1. Содержательный раздел

Учебный план

1 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы диагностики/контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Входной контроль

2.

Рисование

16

32

Тематический контроль

3.

Аппликация

3

8

Тематический контроль

4.

Аппликация из природных материалов

2

4

Тематический контроль

5.

Работа с соленым тестом

10

19

Тематический контроль

6.

Конструирование

1

4

Тематический контроль

7.

Оформление выставок детских работ

1

1

Тематический контроль

8.

Промежуточная диагностика

1

1

Промежуточная диагностика

9.

Заключение

1

1

Подведение итогов работы

Всего занятий

36

72

Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие

Знакомство с программой. Задачи на предстоящий учебный год. Набор материалов и инструментов, необходимых для занятий в объединении. Общие правила техники безопасности. Культура и правила поведения на занятиях. Входной контроль.

Рисование.

Предметное, сюжетное, декоративное рисование по замыслу. Создание с натуры или по представлению образов и простых сюжетов, передавая основные признаки, изображаемых объектов, их структуру и цвет. Создание многофигурных композиций при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур. Тематический контроль.

Аппликация.                                                                                                                        Способы    заготовки, сушки    и    хранения природных материалов, их разновидностей. Бережное отношение к природе. Использование природных материалов в декоративной композиции.    Понятие об орнаменте. Правила составления узоров из форм растительного мира. Виды аппликаций (предметная, сюжетная). Аппликация из целых деталей, обрывная, мозаичная. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление орнамента из семян клена. Изготовление мозаичной аппликации путем обрывания. Тематический контроль.

Работа с соленым тестом                                                                                            Изделия из соленого теста, как один из видов народного творчества. История возникновения изделий из соленого теста. Инструменты и приспособления при работе с соленым тестом. Техника безопасной работы. Приемы

замешивания теста, лепки, сушки, окраски. Основы цветоведения: фон, колорит. Дымковская игрушка (история, особенности росписи). Лепка изделий простой формы (фрукты, овощи, грибы, листья). Окрашивание изделий. Составление декоративных панно с элементами из соленого теста. Лепка с натуры, по памяти, представлению (птицы, животные). Лепка по мотивам Дымковской  игрушки.  Тематический контроль

Конструирование

Приемы изготовления игрушек из полосок бумаги. Приемы изготовления ребристых игрушек. Тематический контроль.

Оформление выставок детских работ

Приемы оформления выставки детских работ. Тематический контроль.

Заключение

Подведение итогов работы за 1 год обучения.                                               Проведение промежуточной диагностики

Учебный план

2 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы диагностики/контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Входной контроль

2.

Рисование

15

32

Тематический контроль

3.

Аппликация

4

8

Тематический контроль

4.

Аппликация из природных материалов

2

4

Тематический контроль

5.

Работа с соленым тестом

9

19

Тематический контроль

6.

Конструирование

1

4

Тематический контроль

7.

Оформление выставок детских работ

2

1

Тематический контроль

8.

Итоговая диагностика

1

1

Итоговая диагностика

9.

Заключение

1

Подведение итогов работы

Всего занятий

36

72

Содержание учебного плана

2 год обучения

Вводное занятие

Знакомство с программой. Задачи на предстоящий учебный год. Набор материалов и инструментов, необходимых для занятий в объединении. Общие правила техники безопасности. Культура и правила поведения на занятиях. Входной  контроль.

Рисование.

Предметное, сюжетное, декоративное рисование. Рисование  по замыслу. Знакомство с произведениями разных видов народного и декоративно-прикладного творчества. Экспериментирование с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.  Изображение объектов с передачей  их характерных признаков, пропорций, взаимное размещение частей с передачей несложных движений. Создание сюжетных  композиций с передачей несложных смысловых связей между объектами. Рисование сюжетов из жизни людей и животных. Рисование с натуры еловых веток. Рисование по представлению явлений природы. Иллюстрирование народных сказок, стихов, потешек. Тематический контроль.

Аппликация.                                                                                                                     Способы    заготовки, сушки    и    хранения природных материалов, их разновидностей. Бережное отношение к природе. Использование природных материалов в декоративной композиции.    Виды аппликаций (предметная, сюжетная). Аппликация мозаичная, симметричная, обрывная из целых деталей. Основы цветоведения (цветовая гармония). Изготовление аппликации из засушенных листьев. Изготовление орнамента из семян клена. Изготовление мозаичной аппликации путем обрывания, из целых деталей. Тематический контроль.

Работа с соленым тестом                                                                                            разновидности изделий из соленого теста (объемные, плоские). Инструменты и приспособления при работе с тестом. Сведения о дополнительном цвете изделий. Цветное тесто. Филимоновская игрушка (история, особенности росписи). Лепка изделий простой формы (грибы). Окрашивание изделий. Составление декоративных панно с элементами из соленого теста. Лепка с натуры, по памяти, представлению (птицы, животные). Лепка по мотивам Филимоновской  игрушки. Тематический контроль.

Конструирование

Приемы изготовления игрушек из полосок бумаги. Приемы изготовления ребристых игрушек. Тематический контроль.

Оформление выставок детских работ

Приемы оформления выставки детских работ. Тематический контроль.

Заключение

Подведение итогов работы за 2 год обучения.                                              

Проведение итоговой  диагностики

Организационный раздел

Условия реализации

Оборудование:

 - Кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.                                                                                                - Удобная мебель. Высота стула соответствует высоте стола.

-Оптимальное освещение рабочего места.                                                                                                       - Инструменты и приспособления: ножницы, стеки, кисти, карандаши, стакан для воды, доски для лепки.

- Материалы: бумага рисовальная и цветная, картон, краски акварельные,  мука, соль, клей ПВА, природные материалы различного происхождения.                                                                                      - Дидактические материалы: журналы, статьи и публикации с      описанием изготовления изделий из различных материалов, эскизы будущих изделий, раздаточные карты.

        Развивающая предметно - пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).        

Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Для реализации программы   используются разнообразные  приёмы  и методы

 Выбор  осуществляется  с  учётом возрастных, психофизических возможностей детей:                                                                  

- словесные  (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);                                                                                               – наглядные   (картины, схемы, образцы, рисунки);                                

  – метод наблюдения    (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца,         показ способов выполнения и др.);                                                                                                                                         – игровые    (дидактические, развивающие, подвижные);                                    - метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное                 задание);  

Кроме общих методов, во время занятий  используются методы эстетического воспитания:

 - метод   пробуждения  ярких  эстетических  эмоций  и  переживаний  с  целью овладения даром сопереживания;                                                                                          

 - метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса   и   пространство,  фактура  должны   убеждать  собою   непосредственно,  должны   быть самоценны, как чистый эстетический факт»);                                                                                                                

 -метод   сенсорного  насыщения (без сенсорной основы немыслимо  приобщение детей к художественной культуре);                                                                            

- метод  эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;                                                                                                    

  - метод разнообразной художественной практики;                                                                              

 - метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);                                                                          

  - метод  нетривиальных  (необыденных)  творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;                                  

  - метод эвристических и поисковых ситуаций.        

Оценочные материалы

Используются критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся;

Диагностика результатов обучающихся

Методические материалы

  Методическое обеспечение  программы

Образовательный процесс выстроен от простого к сложному. Дети осваивают материал в соответствии со своими индивидуальными возможностями. При этом каждому ребенку создается ситуация успеха. При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа - изображение, конструирование - украшение и т. д.

                              Методы и формы обучения:

На занятиях объединения используются разнообразные методы обучения:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, консультации);

- наглядные: демонстрационные материалы (образцы  изделий, видеоматериалы с показом образцов изделий), наглядные материалы (иллюстрации картин, рисунки);

- практические (выполнение работ по образцу, по представлению, по воображению, памяти, на основе наблюдений)

     Для успешного освоения знаний, умений и навыков в ходе обучения необходимо использовать различные формы занятий. Традиционные занятия: вводное,  изучение нового материала, закрепление, практическая работа.

При объяснении нового материала на занятиях могут быть использованы различные наглядные пособия, иллюстрации произведений искусства, фотоматериалы, готовые образцы изделий.

        Программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними.

 Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

        Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: природными материалами, соленым тестом, бумагой. В процессе рисования дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.                                                                    

         Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

Описание вариативных форм

        Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

 - комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

-  целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей  в действующих лиц.

        Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно,  знал, что его здесь любят, поддержат.                                                          

Материально-техническое обеспечение:

        Для плодотворного творческого процесса большое значение имеют  материально — технические условия, созданные на базе объединения:

- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;

- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;

- использование картин, таблиц, плакатов, настольных дидактических игр и др.

Пространственная среда

        Важную роль в развитии ребёнка играет предметно — пространственная развивающая среда. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового и/или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.

        Развивающая предметно — пространственная среда  должна быть:

- содержательно — насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически — привлекательная

Двигательный режим:

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Семья

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Физкультминутки

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Список литературы

Список используемой литературы для педагога.

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.,1968.
  2. Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами  -М.,2002.
  3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.Ф.Комаровой.
  4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. С.-Пб.  Детство-Пресс, 2004.
  5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Просвещение,1999.
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа).-М.: Просвещение, 1992.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва. 2010. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М., Педагогическое общество России.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. ООО   « Карапуз»,2007.

Лыкова И.А.  Изобразительное творчество детском саду. Занятия в ИЗОстудии. Москва.: Карапуз-Дидактика , 2008.

  1. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Москва, 2001.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. -Мб Мозаика - Синтез,2009.

Список используемой литературы для обучающихся и родителей.

  1. Конышева И.М. Секреты мастеров-М.,1999.
  2. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры - М., 1988.
  3. Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- М.,1988.
  4. Перевертень Г.И. Самоделки из различных материалов. - М.,1985.

          Хапанова и. Соленое тесто.- М., 2007.

Приложение № 1.

Входной контроль

  1. Подбери нужный цвет для каждого предмета

  1. Закрась геометрические фигуры, используя основные цвета  (красный, желтый, синий).

3.Закрась солнышко теплым цветом, а тучку холодным.

4.Проведи широкую линию всей кистью, кончиком кисти поставь точки и проведи тонкую линию

5.Слепи базовые формы из соленого теста: шар, колбаску, лепешку круглой, овальной формы

6. Вырежи геометрические фигуры (квадрат, треугольник)  и наклей на основу так, чтобы они чередовались.

Оценочные материалы

Программа аттестации

Вопросы  для проведения промежуточной аттестации обучающихся

1 года обучения.

Фамилия, имя ребенка

Перечень вопросов

Ответы в баллах

Низкий

(Ответ не правильный)

Средний

(Не совсем правильный)

Высокий

(Ответ правильный)

1

Назови основные цвета (красный, синий, желтый)

2

Назови холодные цвета (синий, фиолетовый, голубой)

3

Чем отличаются предметы, изображенные на переднем и дальнем плане? (размером)        

4

Как называется жанр живописи, где изображена природа? (пейзаж)

5

Назови природные материалы растительного происхождения (засушенные листья и цветы, шишки, семена растений, травы, ветки, корни деревьев)

6

Какой инструмент, используют для рисования красками? (кисти)

7

Как называется аппликация, составленная из кусочков материала?  (мозаичная)

8

Что нужно сделать после окончания работы с соленым тестом?  (вымыть руки с мылом)

Общее количество баллов

Максимальное количество баллов – 24 (низкий уровень – 1 балл, средний -2 балла, высокий – 3 балла)

Вопросы  для проведения итоговой аттестации обучающихся

 2 года обучения.

Фамилия, имя ребенка

Перечень вопросов

Ответы в баллах

Низкий

(Ответ не правильный)

Средний

(Не совсем правильный)

Высокий

(Ответ правильный)

1

Какой цвет получится при смешении желтой и синей краски?  (зеленый)

2

Перечисли теплые цвета

(красный, оранжевый, желтый, зеленый)

3

Как называется орнамент с изображением  листьев, цветов, трав? (растительный)

4

Перечисли материалы, входящие в состав соленого теста (мука, соль, вода)

5

Назови природные материалы животного происхождения (яичная скорлупа, перья птиц)

6

Какие цвета, используют для росписи Гжельских изделий (сине – голубые)

7

Какие инструменты используют для обработки бумаги? (ножницы, нож – резак)

8

Как называется картина, на которой изображены предметы быта?  (натюрморт)

Общее количество баллов

Максимальное количество баллов – 24 (низкий уровень – 1 балл, средний -2 балла, высокий – 3 балла)

Материалы для аттестации качества освоения обучающимися образовательной программы «Юный художник»

Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся

Название объединения_________________________________________________________

ФИО педагога ____________________________________________________________

Форма проведения аттестации_________________________________________________

Дата проведения______________________________________________________________

Место проведения ______________________________

№ группы_____________________

Форма оценки результатов: 3 высокий уровень, 2 средний уровень, 1 низкий уровень.

Фамилия, имя обучающегося

Ступень обучения

Год

обучения

Критерии оценивания результатов

Итого

1. Использование разнообразных изобразительных средств (цвет, форма, величина, симметрия)

2. Отражение действительности в художественно-образной форме

3. Соответствие работы предварительному замыслу

4. Ориентация в пространстве листа бумаги

5. Уровень владения инструментами (кисть, карандаш, соленое тесто, ножницы)

6. Творческое использование умений и навыков, полученных на занятиях

7. Аккуратность

8. Активность и заинтересованность при участии в выставке

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

____________ обучающихся показали высокие результаты,

____________ обучающихся показали средние результаты,

____________ обучающихся показали низкие результаты.                                                  

Педагог дополнительного образования________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)

Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...

Программа дополнительного образования детей «Юный художник»

laquo;Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - уч...

Дополнительная общеразвивающая программа "Лайфхаки художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лайфхаки художника» состоит из одного модуля «Мастерская арт - идей» и предназначена для детей, желающих развивать...