«Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр»
учебно-методический материал

Ионина Галина Ивановна

Методическая разработка занятия по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» предназначена для обучающихся младшей возрастной категории по модульной общеразвивающей программе дополнительного образования «Гармония».

Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма.

Задачи:

Образовательная:

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром, как средством музыкальной выразительности.

Развивающая:

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепитьих при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная:

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ionina_g.i._zanyatie.docx401.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRkd60wU9yLsP3wF-ukW2cgA

Ионина Галина Ивановна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Гармония»

Образование: высшее, Омское педагогическое училище № 3, музыкальное воспитание, учитель музыки и пения, музыкальный воспитатель 

Стаж педагогической работы: 36 лет

Стаж работы в данном учреждении: 21 год

Лянтор. 2019

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» предназначена для обучающихся младшей возрастной категории по модульной общеразвивающей программе дополнительного образования «Гармония».

Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма.

Задачи:

Образовательная:

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром, как средством музыкальной выразительности.

Развивающая:

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепитьих при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная:

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные:

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр, для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки.

Оборудование для педагога:

- видео - материалы;

- технические средства - компьютер, проектор, акустическая система;

- музыкальная аппаратура - синтезатор;

- музыкальные инструменты (шумовые, ударные);

- цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки).

Виды деятельности:

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами, работа с карточками.)

Методы и приемы:

- наблюдение,

- использование видео - материала,

- аналитический,

- практический,

- наглядный.

Структура занятия состоит из 5 дидактических моментов: организационный – музыкальное приветствие – постановка цели занятия – практическая работа – итог занятия. Содержание занятия включает в себя материал изученной темы «Музыка России» - элементы теории по истории искусств, слушание музыки, исполнение изученных произведений.

В организации занятия использованы различные формы работы: индивидуальная (при тестировании), групповая (при танцевальной импровизации), коллективная (при исполнении произведений).  

В ходе занятия большое внимание я старалась уделить на создание в группе благоприятного психологического климата. Данный материал будет интересен преподавателям музыки, педагогам дополнительного образования.

Перспектива на следующее занятие: готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

«Современный урок по дополнительному образованию в рамках ФГОС»

Выполнила:

Ионина Галина Ивановна, педагог дополнительного образования. Муниципальное автономное учреждение дополнительного   образования  «Центр детского творчества» Сургутского района, г. Лянтор.

Направленность: художественно-эстетическая

Тема занятия: Средства музыкальной выразительности. Ритм. Метр.

Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма.

Задачи:

Образовательная:

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром, как средством музыкальной выразительности.

Развивающая:

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная:

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные:

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр, для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки.

Оборудование для педагога:

- видео - материалы;

- технические средства - компьютер, проектор, акустическая система;

- музыкальная аппаратура - синтезатор;

- музыкальные инструменты (шумовые, ударные);

- цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки).

Виды деятельности:

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами, работа с карточками.)

Методы и приемы:

- наблюдение,

- использование видео - материала,

- аналитический,

- практический,

- наглядный.

Перспектива на следующее занятие: готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

Ход занятия

- Здравствуйте дорогие друзья!

(отвечают дети)

- Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

(Ребята приводят примеры)

Вот вы идете – это ритм. А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм. А тиканье часов? Все это тоже ритм. А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни, например, песни «Росиночка- Россия». Сначала мы ее споем. (поем вместе с детьми песню «Росиночка- Россия», одного куплета и припева достаточно)

Текст песни «Росиночка - Россия»

Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ:
Росиночка-Россия -
Похожие слова.
Росиночка-Россия -
Высокая трава,
Росиночка-Россия -
Широкие края.
Росиночка-Россия -
Родная ты моя.

- А теперь прохлопаем ритм.(Вместе исполняем ритм)

- А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

(дети дают свой ответ)

- Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

(дети отвечают)

- Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм. Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

(смотрим видео-отрывок вальса)

- А теперь давайте попробуем станцевать.

(берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

- Теперь предлагаю послушаем польку, раз, два, раз, два.

(смотрим фрагмент польки)

- А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку, всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка». (звучит песня «Добрый жук»)

- Теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.(дети парами встают в круг)

Описание танца (польки):

«встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

«жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

«никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

«громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

(возможен другой расклад движений)

- Понравилось вам?

(дети дают свой ответ)

- А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм, в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром. Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром. Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры. Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра, когда движемся под музыку.

(смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

- Раз, два, раз, два – это двухдольный метр. Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе - это трехдольный метр. Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра, есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах)«Allegro», то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка, построенная без мелодии, основанная на ритме. В национальной музыке узбеков, таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма.

(смотрим фрагмент танца народов севера)

- Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке, но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном». Метроном - от греческого «метрон» - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении. Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном, он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

(описываем маятник и показываем как он работает)

- Слышите?

(дети отвечают)

- Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio», в переводе- медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем). Предлагаю спеть песню Бим - бом» в этом темпе.

Текст песни «Бим Бом»

Если холодный дождь,

Если конфет не трожь!

Чтобы все было класс,

Спой эту песню 20 раз.

Стынет молочный суп,

Ноет молочный зуб,

Сделай свой выкрутас:

Спой эту песню 20 раз.

- Теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro», то есть быстро. Попробуем спеть в этом темпе!

(поем песню «Бим-Бом» в заданном темпе)

- Предлагаю вам поиграть в ритмическую игру «Хлопалки». (Разработала её лет 20 назад, но и по сей день она меня выручает. Подготовьте для этой игры карточки с разными ритмическими рисунками. Объясните детям символы на карточках:

*Руки: 1 хлопок в ладоши

*Мальчик с руками на коленках: 1 хлопок по коленям

*Крестик: хлопков нет, пауза

Игра основана на размере 4/4. Поэтому каждая карточка разделена на 4 одинаковых ячейки. Начинаем игру с самых простых ритмических рисунков (и обязательно в медленном темпе). Каждый символ прохлопываем четвертными длительностями.

ритмические игрыритмические игрыритмические игры

ритмические игры

ритмические игры

ритмические игрыДалее усложняем игру: включаем карточки с двумя символами в одной ячейке (вводим восьмые длительности).ритмические игры

ритмические игры

Ещё более усложняем игру: ускоряем темп, начинаем показывать карточки быстрее, без времени на раздумья, так, чтобы заданный ритм не останавливался при смене карточек.

Ещё более усложняем игру: делим детей на две команды, начинаем одновременную игру с двумя командами, показывая им сначала одинаковые ритмические рисунки, потом – разные.Для усложнения включаем для озвучивания классические барабанные ритмы в аудиозаписи)

- Предлагаю вам самим придумать свой ритм.

(дети сами расставляют картинки и исполняют ритмы)

- А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

(шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

- Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку! Вам понравилось?

(дети дают ответы)

- На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

(дети дают свои ответы)

- А что же такое ритм и метр?

(дети отвечают)

- Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

(дети прощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

презентация "Средства музыкальной выразительности"

Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....

Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».

Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности»....

Средства музыкальной выразительности-презентация

Презентация"Средства музыкальной выразительности"...

Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны  в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею  создания данного учебного материала.  Предназна...

Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что  является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....