Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
методическая разработка по музыке по теме
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_po_muzyke_dlya_6.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
Важнейшую определяющую роль в музыкальном искусстве играет мелодия – осмысленно-выразительная, одноголосная последовательность музыкальных звуков, объединённых посредством ритма и лада. Мелодия сама, самостоятельно в отличии от иных выразительных средств способна воплощать определённые мысли эмоции, передавать настроения. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ.
Возьмём для примера прекрасную русскую песню «Исходила младенька» (её напев использовал Мусоргской в своей опере «Хованшина», записав на иные слова). Пример №1 приложение нот.
В ней светлая надежда на добрые человеческие чувства, и глубокая гореч, вызванная чёрствостью, враждебностью близких людей.
Подчас и композиторы-профессионалы пишут одноголосную музыку - одну лишь мелодию. Сонаты Баха для скрипки без сопровождения включают части чисто мелодические. В опере Римского-Корсакого «Царская невеста» есть песня, которую одна из героинь (Любаша) поёт без сопровождения – звучит только мелодия. Представление о мелодии всегда связывается у нас с пением. Когда мы слышим тот или иной звук, а тем более осмысленный ряд звуков, мы непроизвольно стремимся воспроизвести его. Порой человек, играющий на музыкальном инструменте сам того не замечая, «помогает» сам себе ещё и голосом.
Интонационная природа мелодии даёт ключ к решению вопроса о происхождении музыки: мало кто теперь сомневается в том, что она ведёт своё начало от пения.
О том, что в мелодии заключена главная сущность музыкального произведения, что это «душа» музыки говорил Моцарт и Глинка, Шопен и Рахманинов.
Будучи наиболее действенным выразительным средством, мелодия сама по себе – явление не простое. В ней тесно взаимодействуют различные стороны – темп, метр и ритм, ладотональность с её изменениями и мелодическая линия со своими повторениями. Характерная окраска звука – тембр и определённая его сила.
Важнейшую в музыке роль играет гармония. Во всех разных отраслях со словом «гармония» у нас возникает представление о согласованности целого и частей, красоте. Музыка здесь не исключение: гармонией, гармоничностью в широком художественно-эстетическом смысле характеризуется значительное музыкальное произведение, авторский стиль. Но, помимо этого, музыкальная теория оперирует словом «гармония» и в ином, строго определённом смысле.
Под гармонией понимается одна из основных сторон музыкального языка, связанная с объединением звуков в одновременности и объединении созвучий друг с другом.
Для того чтобы составить себе первоначальные, самые общие представления о гармонии, начнём с конкретного пример: тема пьесы Грига «Тоска по Родине». Пример №2.
Вслушаемся в неё, обращая особое внимание на созвучия, из которых состоит сопровождение.
Прежде всего, мы заметим, что все созвучия различны: и по своему составу (в одних - три разных звука, в других - четыре) и по качеству звучания, производимому впечатлению - от мягкого, довольно спокойного (первый), «прочного», устойчивого (второй, последний) до наиболее напряженного, неустойчивого (третий, шестой, седьмой) с большим количеством промежуточных оттенков между ними. Столь разные созвучия дают богатую расцветку мелодическому голосу, сообщая ему такие эмоциональные нюансы, которыми он сам по себе и не обладает.
Таким образом, на одном этом примере очевидно сколь разнообразна и существенна роль гармонии в музыкальном произведении. Из краткого анализа ясно, что в гармони равно важны две стороны - возникающие звуковые сочетания и их связь между собой.
Итак, гармония - это определённая система сочетания звуков по вертикали в созвучиях и система связи этих созвучий между собой.
Каждой доле такта может соответствовать один звук мелодии (пример №3), но это случается весьма нечасто. Большинство мелодий состоит из личной длительности. И если для музыкальной выразительности весьма существенно соотношение сильных и слабых звуков – метр, то не менее существенно для неё соотношение долгих и кратких звуков - музыкальный ритм. Отличных друг от друга друга размеров не так-то иного и потому произведения очень разные могут быть написана в одном размере (в легком и грациозном венгерском танце пример №4), и в динамичной наступательной теме бетховенской симфонии пример №5 - такты одинакового размера. Но соотношений музыкальных длительностей бесчисленное множество, и они образуют одну из важнейших черт индивидуальности мелодии. Чем проще ритм, тем чаше он встречается, тем он менее индивидуален. Равномерное движение в быстром темпе типично для многих этюдов, для пьес типа «Вечное движение» В «Полете шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсакова равномерное чередование звуков имитирует монотонное жужжание насекомого и вместе с тем передаёт его непрерывное движение.
Другой ритм составляется одним долгим звуком и двумя вдвое короче. Их порядок может быть различным. Примером может служить известная симфония Моцарта «Соль минор» и Глинка «Иван Сусанин», «Славься».
Ещё одним примером может служить весьма распространенная в музыке фигура из двух звуков, где один втрое короче другого. Запись такого ритма при помощи ноты с точкой (точна по-немецки - Рипкт) послужила основанием назвать его пунктирным ритмом. Этот ритм очень характерен для маршей, в музыке энергичной, действенной.
Ещё один, в котором опорные моменты ритма и метра не совпадают, образуют синкопу - синкопированный ритм. Он несет в себе обычно упругость, пружинистую энергию. Эти свойства обусловили широкое применение синкоп в танцевальной, эстрадной и джазовой музыке (Пример №4 - второй и четвёртый такт). Также можно привести пример - краковяк из оперы Глинка «Иван Сусанин».
Одним из свойств музыкального звука, а значит и музыки вообще является его красочная сторона, которая возникает благодаря различию в устройстве музыкальных инструментов и, соответственно тембру их звучания.
Сравним для примера звучание скрипки и трубы. У скрипки теплый, проникновенный певучий тон, а у трубы - яркий, призывный, героический. Виолончель мало приспособлена для исполнения боевого сигнала, фанфарной мелодии, а тромбону «не к лицу» передача нежных чувств, сокровенных лирических переживаний. В оркестровой музыке сложились довольно устойчивые традиции в использования инструментов. Отображая спокойную безмятежную природу композитор, как правило, использует певучий, объёмный тембо волторны, в трагических кульминациях почти никогда не обходится без грозного звучания тромбонов. В наше время невозможно представить себе современную музыку без электромузыкальных инструментов. Их тембры хорошо согласуются либо с образами смазочными ( Жар-птица из балета Щедрина «Конёк-Горбунок»), либо с такой реальностью, которая больше похожа на сказку, чем на реальность (подводные сцены в фильме «Последний дюйм» .музыка Зайнберга). Важен и регистр, в котором проходит мелодия. Низкие звуки звучат весомее, тяжелее, верхние – светлее, легче. Можно сравнить звучание виолончели и контрабасов, начинающих Пятую симфонию Шостаковича и скрипок, которые им вторят. Вне тембра и регистра мы не воспринимаем ни одну мелодию. Эти свойства музыки выполняются вместе с другими, имея важные выразительные задачи.
Литература: Книга о музыка. Издательство второе.
Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн.
Москва «Советский композитор», 1998 год.
Понятие музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица: чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое-либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, всего человечества и т.д. Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
Урок музыки в 3-м классе по теме: «В музыкальном театре»
Цель урока: Представления о музыкально- сценических жанрах – опера, балет. Задачи: -Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведений; -Развивать музыкальные и творче...
Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...
Урок литературы в 5 классе по теме "Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Урок в 5 классе....
Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...
конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните.»
конспект открытого ингрированного урока музыки и литературы в 6 классе по музыке и литературе....
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...