Главные вкладки

    Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».
    методическая разработка по музыке по теме

     

    Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lekciya_po_muzyke_dlya_6.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лекция по музыке для 6-8 классов на тему «Средства музыкальной выразительности».

    Важнейшую определяющую роль в музыкальном искусстве играет мелодия – осмысленно-выразительная, одноголосная последовательность музыкальных звуков, объединённых посредством ритма и лада. Мелодия сама, самостоятельно в отличии от иных выразительных средств способна воплощать определённые мысли  эмоции, передавать настроения. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ.

    Возьмём для примера прекрасную русскую песню «Исходила младенька» (её напев использовал Мусоргской в своей опере «Хованшина», записав на иные слова). Пример №1 приложение нот.

    В ней светлая надежда на добрые человеческие чувства, и глубокая гореч, вызванная чёрствостью, враждебностью близких людей.

    Подчас и композиторы-профессионалы пишут одноголосную музыку  - одну лишь мелодию. Сонаты Баха для скрипки без сопровождения включают части чисто мелодические. В опере Римского-Корсакого «Царская невеста» есть песня, которую одна из героинь (Любаша) поёт без сопровождения – звучит только мелодия. Представление о мелодии всегда связывается у нас с пением. Когда мы слышим тот или иной звук, а тем более осмысленный ряд звуков, мы непроизвольно стремимся воспроизвести его. Порой человек, играющий на музыкальном инструменте сам того не замечая, «помогает» сам себе ещё и голосом.

    Интонационная природа мелодии даёт ключ к решению вопроса о происхождении музыки: мало кто теперь сомневается в том, что она ведёт своё начало от пения.

    О том, что в мелодии заключена главная сущность музыкального произведения, что это «душа» музыки говорил Моцарт и Глинка, Шопен и Рахманинов.

    Будучи наиболее действенным выразительным средством, мелодия сама по себе – явление не простое. В ней тесно взаимодействуют различные стороны – темп, метр и ритм, ладотональность с её изменениями и мелодическая линия со своими повторениями. Характерная окраска звука – тембр и определённая его сила.

    Важнейшую в музыке роль играет гармония. Во всех разных отраслях со словом «гармония» у нас возникает представление о согласованности целого и частей, красоте. Музыка здесь не исключение: гармонией, гармоничностью в широком художественно-эстетическом смысле характеризуется значительное музыкальное произведение, авторский стиль. Но, помимо этого, музыкальная теория оперирует словом «гармония» и в ином, строго определённом смысле.

    Под гармонией понимается одна из основных сторон музыкального языка, связанная с объединением звуков в одновременности и объединении созвучий друг с другом.

    Для того чтобы составить себе первоначальные, самые общие представления о гармонии, начнём с конкретного пример: тема пьесы Грига «Тоска по Родине». Пример №2.

    Вслушаемся в неё, обращая особое внимание на созвучия, из которых состоит сопровождение.

    Прежде всего, мы заметим, что все созвучия различны: и по своему составу (в одних - три разных звука, в других - четыре) и по качеству звучания, производимому впечатлению - от мягкого,  довольно спокойного (первый), «прочного», устойчивого (второй, последний) до наиболее напряженного, неустойчивого (третий, шестой, седьмой) с большим количеством промежуточных оттенков между ними. Столь разные созвучия дают богатую расцветку мелодическому голосу, сообщая ему такие эмоциональные нюансы, которыми он сам по себе и не обладает.

    Таким образом, на одном этом примере очевидно сколь разнообразна и существенна роль гармонии в музыкальном произведении. Из краткого анализа ясно, что в гармони равно важны две стороны - возникающие звуковые сочетания и их связь между собой.

    Итак, гармония - это определённая система сочетания звуков по вертикали в созвучиях и система связи этих созвучий между собой.

    Каждой доле такта может соответствовать один звук мелодии (пример №3), но  это случается весьма нечасто. Большинство мелодий состоит из личной длительности. И если для музыкальной выразительности весьма существенно соотношение сильных и слабых звуков – метр, то не менее существенно для неё соотношение долгих и кратких звуков - музыкальный ритм. Отличных друг от друга друга размеров не так-то иного и потому произведения очень разные могут быть написана в одном размере (в легком и грациозном венгерском танце пример №4), и в динамичной наступательной теме бетховенской симфонии пример №5 - такты одинакового размера. Но соотношений музыкальных длительностей бесчисленное множество, и они образуют одну из важнейших черт индивидуальности мелодии. Чем проще ритм, тем чаше он встречается, тем он менее индивидуален. Равномерное движение в быстром темпе типично для многих этюдов, для пьес типа «Вечное движение» В «Полете шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсакова равномерное чередование звуков имитирует монотонное жужжание насекомого и вместе с тем передаёт его непрерывное движение.

    Другой ритм составляется одним долгим звуком и двумя вдвое короче. Их порядок может быть различным. Примером может служить известная симфония Моцарта «Соль минор» и Глинка «Иван Сусанин», «Славься».

    Ещё одним примером может служить весьма распространенная в музыке фигура из двух звуков, где один втрое короче другого. Запись такого ритма при помощи ноты с точкой (точна по-немецки - Рипкт) послужила основанием назвать его пунктирным ритмом. Этот ритм очень характерен для маршей, в музыке энергичной, действенной.

    Ещё один, в котором опорные моменты ритма и метра не совпадают, образуют синкопу - синкопированный ритм. Он несет в себе обычно упругость, пружинистую энергию. Эти свойства обусловили широкое применение синкоп в танцевальной, эстрадной и джазовой музыке (Пример №4 - второй и четвёртый такт). Также можно привести пример - краковяк из оперы Глинка «Иван Сусанин».

    Одним из свойств музыкального звука, а значит и музыки вообще является его красочная сторона, которая возникает благодаря различию в устройстве музыкальных инструментов и, соответственно тембру их звучания.

    Сравним для примера звучание скрипки и трубы. У скрипки теплый, проникновенный певучий тон, а у трубы - яркий, призывный, героический. Виолончель мало приспособлена для исполнения боевого сигнала, фанфарной мелодии, а тромбону «не к лицу» передача нежных чувств, сокровенных лирических переживаний. В оркестровой музыке сложились довольно устойчивые традиции в использования инструментов. Отображая спокойную безмятежную  природу композитор, как правило, использует певучий, объёмный тембо волторны, в трагических кульминациях почти никогда не обходится без грозного звучания тромбонов. В наше время невозможно представить себе современную музыку без электромузыкальных инструментов. Их тембры хорошо согласуются либо с образами смазочными ( Жар-птица из балета Щедрина «Конёк-Горбунок»), либо с такой реальностью, которая больше похожа на сказку, чем на реальность (подводные сцены в фильме «Последний дюйм» .музыка Зайнберга). Важен и регистр, в котором проходит мелодия. Низкие звуки звучат весомее, тяжелее, верхние – светлее, легче. Можно сравнить звучание виолончели и контрабасов, начинающих Пятую симфонию Шостаковича и скрипок, которые им вторят. Вне тембра и регистра мы не воспринимаем ни одну мелодию. Эти свойства музыки выполняются вместе с другими, имея важные выразительные задачи.

    Литература: Книга о музыка. Издательство второе.

    Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн.

    Москва «Советский композитор», 1998 год.

    Понятие музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица: чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое-либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, всего человечества и т.д. Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

    Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

    Урок музыки в 3-м классе по теме: «В музыкальном театре»

    Цель урока: Представления о музыкально- сценических жанрах – опера, балет. Задачи: -Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведений; -Развивать музыкальные и творче...

    План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

    В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

    Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

    Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны  в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею  создания данного учебного материала.  Предназна...

    Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

    Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

    Презентация на тему "Динамика, как средство музыкальной выразительности""

    Презентация для освоения динамических оттенков, как средства музыкальной выразительности....

    по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»

    Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства "Фортепиано", раздел 1 класс....