«Моя малая родина».
план-конспект занятия (6, 7 класс)

Истомина Надежда Николаевна
Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся об интересных фактах из истории возникновения и самой истории с. Шурышкары, его учреждениях, достопримечательностях,людях. Систематизировать знания учащихся о родном селе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моя малая родина».

 Внеклассное мероприятие внеурочной деятельности в 5 классе

Разработала и провела педагог ДО   Истомина Н.Н.

Цель:

Воспитательная: Воспитывать чувства патриотизма, любви, уважения  и гордости к родному селу, его истории. 

Обучающая: Познакомить, расширить и обобщить знания учащихся  об интересных фактах из истории возникновения и самой истории с.  Шурышкары, его учреждениях, достопримечательностях. Систематизировать знания учащихся о родном селе.

Развивающая: Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся. Учить работать в группе – команде. 

Задачи классного часа:

1.  Способствовать проявлению интереса к изучению истории своей страны, родных мест, прививать желание знать историю своей страны.

2.  Формировать ответственность за сохранение исторической памяти своего народа.

3.  Воспитать уважительное отношение к местам, в которых родился и вырос, к историческим реликвиям своей страны.

4.  Рассмотреть применение информационных технологий. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование: – мультимедийный проектор, компьютер,

Оформление доски.

Тема: «Моя малая родина – Шурышкары!»

Эпиграфы:
Человек счастлив, пока у него есть Родина
В. Беляев 

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(«Россия» П. Синявский).

«У кого нет памяти, у того нет жизни»

Пословицы: (находят и оформляют дети).

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

Всякому мила своя сторона.

Без корня и полынь не растет.

На родной стороне и камешек знаком.

 Ход мероприятия

Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему (слайд 1)

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
посмотрите на карту, (слайд 2) В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

(Слайд 3)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(
Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

(слайд 5). (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить. 
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 
(слайд 6)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?


- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов
.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
- Знаю все о своих родителях
- Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
- Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
- Затрудняюсь ответить
- Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
- Не знаю
- Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
- Особенности речи
- Традиции праздников
- Особенности местного костюма
- Легенды, сказки, предания
- Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Информация о нашей малой родине –  Шурышкары

Давайте познакомимся с нашим районом. (Символика и гимн района, основные цифры, знаменитые люди района).Муниципальное образование сельское поселение Шурышкарское основано 28 декабря 2005 года. Занимает площадь  84 8970 гектара. Центр – село Шурышкары – расположен на левом берегу реки Малая Обь, а точнее, в Шурышкарском сору. В состав муниципального образования входят деревни: Лохподгорт, Унсыльгорт, национальные поселения оленеводов, рыбаков. Численность населения 970 человек. Основная отрасль производства – рыбодобыча.

На территории МО Шурышкарское в ходе археологических работ обнаружены древние памятники, названные Белая гора, Черная гора, Городище – Шурышкарский сор.

Жители села гордятся знаменитыми земляками, которых немало. Это Ануфриев Василий Ефимович – Почетный гражданин Шурышкарского района, учитель начальных классов, автор букваря на языке ханты; Кельчин Михаил Григорьевич – рыбак, кавалер ордена Трудовой славы трех степеней; Ермолин Николай Иванович – заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения; Салтыкова Раиса  Ивановна – обладатель медалей «Материнская слава трех степеней» и ордена «Мать – героиня»; Ребась Григорий Александрович – Отличник здравоохранения; Антонова Людмила Николаевна – Отличник народно просвещения; Паутонен Валентина Андреевна – Почетный работник общего образования Российской Федерации; Сюртахова Светлана Ивановна - Почетный работник общего образования Российской Федерации, Лейпожих Надежда Прокопьевна- почётный работник общего образования РФ и др.

На территории муниципального образования постоянно действуют общественные организации: «Женсовет», «Совет ветеранов», общественная детская организация «Становление». Работает Комиссия по делам несовершеннолетних.

Возведено много новых объектов: школьный интернат , учреждение здравоохранения – поликлиника., 6 индивидуальных жилых  домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по окружной целевой программе «Жилище» на 2006-2010 годы, 2 двухэтажных восьмиквартирных благоустроенных жилых дома в капитальном исполнении, котельная на жидком топливе, новая электростанция. (Источник: http://www.admmuji.ru)

Символика и гимн  Шурышкарского района

Герб района (слайд7)

 

Геральдическое описание символики герба: (слайд 8)

Итог: – Наш классный час подошёл к концу. 
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной Росс

Заключительная часть классного часа.

Подведение итогов.

- Мы сегодня с вами узнали очень много о нашем родном крае и о людях которые живут в нем или когда жили.

- Ребята, назовите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашем классном часе. (Каждый учащийся высказывает свое мнение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...