"Добром наполни этот мир"
методическая разработка (6, 7 класс)

Класс, возраст воспитанников: мероприятие рассчитано на учащихся 6-7 классов, возрастная категория – 13-15 лет (подростковый возраст).

Название воспитательного мероприятия: «Добром наполни этот мир».

Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям через формирование представлений о доброте, доброжелательности и добрых поступках как о ценностных, неотъемлемых качествах любого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip2.6 МБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Добром наполни этот мир»

Выполнил: Терскова

Ксения Владимировна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «СОШ №26»

Введение.

Класс, возраст воспитанников: мероприятие рассчитано на учащихся 6-7 классов, возрастная категория – 13-15 лет (подростковый возраст).

Название воспитательного мероприятия: «Добром наполни этот мир».

Цель: приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям через формирование представлений о доброте, доброжелательности и добрых поступках как о ценностных, неотъемлемых качествах любого человека.

Задачи:

  • познакомить с понятиями «добро», «доброжелательность», «добрые поступки» (выйти к существующим понятиям самостоятельно через просмотр видеофрагмента, слайд-шоу и презентаций притч);
  • формирование умений высказываться и аргументировать свою точку зрения;
  • формирование навыков групповой работы (слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами);
  • приобщать к творческой деятельности;
  • развивать у учащихся стремление совершать добрые дела, потребность дарить радость окружающим, ценить важность доброты и добрых поступков.

Форма проведения: Общеклассное мероприятие (классный час) с включением следующих форм: рассказ, беседа, дискуссия, разъяснение, КТД (творческая работа), анализ, презентация, рефлексия.

Место и время проведения: Аудитория класса, два урока – два часа.

Материалы и оборудование: ноутбук (наличие программы Презентация Microsoft Word, программ для просмотра видеофайлов, выход в Интернет), проектор, экран; цветные мелки, цветная бумага, магниты; клей, альбомные листы; цветные ручки, разноцветные фломастеры и карандаши. Часть материалов можно попросить учащихся принести с собой на мероприятие.

План подготовки:

За неделю до начала мероприятия: 1.Группе обучающихся дается задание – подготовить по каждой из передоложенных учителем притче (3 притчи – задействованы 3 человека, см. Приложение 1) слайд-шоу (в программе Презентация Microsoft Word) и ее презентацию. Пояснение: задание дается заранее и учителю необходимо за 2-3 дня до начала мероприятия проверить готовность учащихся – наличие слайд-шоу, прорепетировать презентацию.

2. Одному учащемуся предложить сделать слайд  (в программе Презентация Microsoft Word), где будут представлены различные определения слова «добро», которые он сможет найти в Интернете. Пояснение: задание дается заранее и учителю необходимо за 2-3 дня до начала мероприятия проверить подготовленность учащегося – наличие слайд-шоу, формулировки понятий «добра», их корректность и приемлемость для изучения в рамках мероприятия.

Непосредственно перед началом мероприятия: подготовить все необходимые материалы на отдельном рабочем столе; на доске  - цветным мелом нарисовать ствол дерева (попросить сделать отдельного, хорошо рисующего учащего); попросить  учащихся вырезать из цветной бумаги листья для дерева (желательно постельных тонов, на которых будут видны выполненные записи).

Наши помощники: инициативные, ответственные учащиеся класса, умеющие работать в Интернет-пространстве и в программе Презентация Microsoft Word, постоянная творческая группа класса.

Ход воспитательного мероприятия.

Организационное начало (время проведения – 10 мин): Учитель приветствует учащихся подобным образом: «Доброе утро, ребята! Только послушайте: ДОБРОЕ УТРО! Всего лишь два обыденных слова. Мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем, что когда нам говорят эти слова – нам желают что-то хорошее, светлое, нежное, поднимают нам настроение. Давайте же и мы начнем этот день с того, что пожелаем друг другу что-то доброе».

Игровой момент: учащиеся по цепочки должны пожелать друг другу доброе утро и сказать какой-то комплимент или пожелание на день своему однокласснику.

Саму тему мероприятия учитель не сообщает сразу, учащиеся самостоятельно из просмотра презентаций притч определяют тему мероприятия.

Слова учителя: «Настроившись на позитивную волну, мы начнем наш классный час с того, что посмотрим на доску. Там нарисовано дерево, на котором нет листьев. Ваши одноклассники подготовили для вас небольшие притчи, после презентации которых мы с вами определим тему нашего классного часа и запишем ее в корнях этого дерева. Тема притч – и есть тема занятия».

До начала просмотра слайд-шоу узнать у учащихся знакомы ли они с тем, что такое притча. Определение понятие притча лучше всего записать на доске до начала мероприятия.

Основная часть:

I этап (время проведения – 10 мин): Выступление учащихся, подготовивших презентацию и слайд-шоу по предложенным притчам. Обсуждение и определение совместно с классом основной темы представленных презентаций – «Добро». Запись темы мероприятия на доске (в корнях дерева).

II этап (время проведения – 7 мин): Знакомство с различными определениями понятия «добра», которые подготовил один из учащихся. На их основе совместно с учащимися составить одно обобщенное определение понятия «добро», записать его на доске.

III этап (время проведения – 7 мин): Обсуждения и предположения учащихся о том, почему тему урока была записана именно в корнях дерева. Слово учителя: «Добро уникально само по себе. Его невозможно ощутить органами чувств, его чувствует наша душа. Оно как семя – важно еще в раннем детстве посадить это семя в наши души, научить нас понимать и творить добро, совершать добрые поступки, доброжелательно относится к окружающим. Стать человеком с большой буквы «Ч», вырастить в себе это  «дерево добра». Но обратите внимание, у нашего классного дерева еще нет листьев. Листья – это проявления добра, его выражение, то, в чем добро видно и чувствуется окружающими. Чтобы заполнить наше дерево листьями, давайте посмотрим один небольшой видеоролик».

IV этап (время проведения – 15 мин): Учащиеся смотрят видеоролик (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18; тема (хэштеги): социальный ролик от Сбербанка, притча о бирюзовых бусах, притча о доброте). На основе увиденной видеорекламы учащиеся отвечают на следующие вопросы: «О чем идет речь в видеофильме?  В каких поступках, действиях представлено «добро»  в увиденном видеоролике? Кого в видеоролике мы можем назвать добрым или злым человеком? Почему вы так считаете? Какова цена данного доброго поступка? А его ценность?»

V этап (время проведения – 10 мин): Слово учителя: «Но не только в том, что вы назвали проявляется наша «доброта». Появлений нашего добра для окружающих многогранно. Давайте заполним наше дерево листьями – запишем на них, в чем же проявляется наши добрые поступки, наша доброжелательность по отношению к окружающим. Учащиеся называют компоненты, из которых, по их мнению, состоит добро. Несколько учащихся помогают учителю их записать на листья и закрепить на дереве при помощи магнитов. Учителю необходимо подвести учащихся к выводу о том, что добро может проявляться не в только в чем-то глобальном и массовом, а в обыденной жизни, что можно сделать добрый поступок в любой момент – даже здесь и сейчас.

VI этап (время проведения – 20 мин): Учащимся предлагается совершить добрый поступок для учителей – подготовить для них открытки с аппликациями и пожеланиями «чего-то доброго».

Класс делиться на три группы и получает задания и необходимый материал. Удобнее и рациональнее самому учителю разделить школьников на группы, например один ряд – одна группы, или поделить по количеству, чтобы группы оказались одинаковыми по численности. Первая группа: готовит эскизы открыток. Вторая группа: по эскизам делает аппликацию. Третья группы: составляет и оформляет текстовую часть открытки: пожелания, комплименты.

VII этап (время проведения – 10 мин): Учащиеся делятся на группы по количеству выполненных открыток (здесь лучше разделить класс по желанию учащихся). Каждой группе дается задание – в течении учебного дня вручить открытку учителю и пожелать ему что-то хорошее, доброе.

Подведение итогов (время проведения – 20 мин): Слова учителя: «По окончанию нашего классного часа хотелось бы вспомнить одну очень популярную фразу – «Спешите делать добро» и добавить от себя – «И оно обязательно к вам вернется». Учащимся предлагается заполнить диагностическую анкету (см. Приложение 2).

Слова учителя: «Наш классный час мне бы хотелось закончить одним прекрасным стихотворением, в котором отражена вся суть «добра» (см. Приложение 3). Учитель зачитывает стихотворение и желает учащимся доброго дня.

Заключение.

Планируемые результаты проведенного мероприятия:

  • учащиеся получат представления о доброте, доброжелательности и добрых поступках как о социально значимых качествах любого человека;
  • учащиеся продолжат развивать навыки коллективно-творческой деятельности;
  • учащиеся продолжат формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • учащиеся продолжат формировать умения проводить внутреннюю и внешнюю рефлексию своей проделанной работы, поступков.

Положительные и отрицательные стороны мероприятия, недостатки и пути их преодоления:

Мероприятие рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся, их творческую инициативность. Классный час дает возможность учащимся высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с одноклассниками. Важной является и роль учителя как основного регулятора и координатора проводимого мероприятия.

В мероприятии большую роль играет подготовительный этап, где учащиеся (хотя и небольшая их группа) участвует в качестве помощников в создании классного часа. Важно, чтобы на данном этапы основная часть класса не знала о его наличии, поскольку тема мероприятия может быть раскрыта ими заранее.  Для этого с инициативной группой, участвующей в создании слайд-шоу, стоит провести пояснительную беседу и не раскрывать им полностью замысел и цель создаваемых ими презентаций.

Поскольку Интернет-пространство изобилуют различными поучительными рассказами, не всегда в полной мере соответствующими узко выбранной тематике мероприятия, лучше всего если текст притч для презентации подберет сам учитель.  

Важно, чтобы сами учащиеся подготовили и принесли с собой необходимые материалы для мероприятия. Для этого тоже заранее стоит сообщить об этом и распределить функции между учащимися (кто и что с собой принесет).

Учитель должен заранее позаботиться и том, что учащиеся подготовили слайд-шоу по притчам и прорепетировать с ними презентации этих притч. Также педагогу необходимо  познакомиться с теми определениями понятия «добра», которые подготовил учащийся, насколько они корректно составлены и будут ли понятны для восприятия и обсуждения школьниками.

Важно до начала мероприятия настроить учащихся на позитивный лад, на необходимость проявления взаимоуважения к выступающим, высказывающим,  что каждый имеет право на свою точку зрения и в рамках данного мероприятия каждая из них имеет право на существования. Небольшой игровой момент в организационной части поможет снять психологическое напряжение у учащихся.

Во время проведения мероприятия учителю необходимо следить за дисциплиной в классе.

Одна из основных сложностей в проведении основной части мероприятия состоит в том, что основой классного часа является самостоятельная инициативная работа учащихся (высказывать свое мнение, аргументировать его, участвовать в коллективной творческой деятельности). Далеко не все учащиеся подросткового возраста готовы публично выказывать свою точку зрения, проявлять свою творческую натуру. Учителю при обсуждении тех или иных вопросов стоит работать не только с желающими, но и по максимуму привлекать всех учащихся, задавая дополнительные вопросы: «А как ты считаешь?», «Как ты думаешь?», «Согласен ли ты с высказываниями твоих одноклассников?» «Почему да или почему нет?».

При создании группами учащихся открыток для учителей, важно следить за тем, чтобы все участвовали в творческой деятельности, помогали в силу своих возможностей, участвовали в обсуждении, оформлении.

Учителю необходимо проследить за тем, что анкеты учащиеся заполняют индивидуально, самостоятельно, высказывают свою точку зрение, для того чтобы более объективно провести анализ проведенного мероприятия.

Подобного рода анкета помогает самим учащимся выявить и проанализировать свою роль в проведенном занятии.

Анализ анкетирования помогает учителю выявить, как учащиеся самоидентифицировали себя с предложенной им  работой, что являлось для них более важным в этом мероприятии и какая позиция для них была более удобной и значимой. Данные анализа анкет могут быть использованы учителем для составления других тематических мероприятий (поставить новые задачи, соответствующие по достижению учащимся), использованы для последующего распределение ролей учащихся по их интересам и возможностях.

Важно и по окончанию мероприятия проследить за тем,  чтобы творческие работы учащихся были доставлены адресатам – вручены учителям. Иначе будет потерям сам смысл проведенного воспитательного этапа.  Стоит и в начале следующего классного часа уделить время на то, чтобы обсудить то, как учителя отнеслись к подаренным открыткам, как еще и когда можно совершать такое «маленькое добро», спланировать классные «добрые поступки», например, на определенный срок.

Приложение 1.

Песня-притча С.Копыловой

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света

Один постоянно в окошко глядел
Другой лишь на краску дверную
И тот, что у двери узнать захотел
Про жизнь за окошком – иную

С готовностью первый больной рассказал
Что видно ему из окошка.
Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака
Причудливые как зверушки
Сидят на причале там два рыбака
И с внуком гуляет старушка

И так каждый день - то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая, усердно.

Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.

«Ах! если б он видел- сказала сестра –
Всю жизнь он слепым оставался…»
«Зачем же тогда?!» – тут больной прошептал.
-«Да он вас утешить старался…»

Узбекская притча.

С утра было очень холодно. Мальчик, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме.

Но постучавшись и увидев молодую женщину, открывшую дверь, он постеснялся и попросил только стакан воды.

Однако женщина догадалась, что мальчик голоден, и принесла ему большой стакан молока. Мальчик медленно выпил молоко, а затем спросил: «Сколько я вам должен за это?». «Абсолютно ничего, — ответила женщина. — Мама всегда учила нас не брать плату за добрые дела»

«Тогда я буду молиться за вас, за вашу доброту», — обрадованно произнес Адам Закр.

Когда он покинул тот дом, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и его вера во Всевышнего стала сильнее.

Прошли годы, и многое изменилось в их поселке. Та женщина постарела и сильно заболела. Местные врачи оказались бессильными помочь ей и отправили ее на лечение в город, в главную больницу к специалистам, чтобы те могли верно назначить лечение ее редкой болезни.

Доктор Адам Закр был специально вызван для консультации. Когда он услышал название поселка, откуда приехала эта больная, странный свет наполнил его глаза. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на эту пациентку.

Одетый, как и положено доктору, Адам Закр вошел в палату. Он сразу узнал в больной ту женщину из их поселка, которая была так добра к нему. Доктор вернулся в консультационное отделение и твердо решил, что постарается приложить все усилия, чтобы спасти жизнь этой женщины и в кратчайший по возможности срок вылечить ее малоизученное специалистами заболевание. С того дня он уделял повышенное внимание этой больной.

После продолжительного лечения болезнь была побеждена. Доктор Закр распорядился, чтобы ее больничный счет за лечение был предварительно показан ему для подтверждения.

Получив счет, он взглянул на сумму, а затем написал что-то внизу, расписался, и только после этого разрешил передать счет той женщине.

Когда ей предъявили счет, запечатанный в конверте, она даже боялась открыть его, потому что была уверена, что он будет так высок, что ей придется продать последнее имущество, чтобы расплатиться за лечение.

Обратившись с мольбой к Всевышнему о помощи, она наконец распечатала конверт и стала изучать счет. И сразу же ее внимание привлекла строка, дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока».

Притча «Песок и камень»

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Приложение 2.

Анкета для учащихся

Классный час «Добром наполни этот мир».

1. Оцените по 5-ти бальной шкале (наименьшее значение – 1, наивысшее - 5).

1.1. Мероприятие мне понравилось на … баллов.

1.2. Я оцениваю важность проведения подобного мероприятия в … баллов.

1.3. Моё участие в данном мероприятии я оцениваю в … баллов.

1.4. Я оцениваю свою готовность участвовать в подобного рода мероприятиях в … баллов.

2. Почему вы оценили данное мероприятие по таким указанным вами баллам (выберите один или несколько ответов из предложенных):

  • Потому что было весело.
  • Потому что мне интересно узнавать что-то новое.
  • Потому что были интересные игры, презентации, видеофрагменты.
  • Потому что мне интересно общаться, сотрудничать с одноклассниками.
  • Потому что мне важно высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
  • Потому что было дано творческое задание.
  • Если хочешь, напиши свой вариант ответа: ________ .

Приложение 3.

Вы учитесь быть добрыми чаще,

Улыбайтесь печали назло -

И тогда даже в сказочной чаще

Улыбнется вдруг ласково… Зло.

И отступит, улыбкой сраженное,

Под еловые лапы, в тенек,

Прямо в сердце добром пораженное,

Тихо сядет оно на пенек. 

Распахнутся чудные глаза,

Засмеются, как в детстве, невинно,

И Злу станет немножко обидно:

“Столько лет было прожито зря!”

И протянет несмело вам руку

В ожиданьи того одобренья,

Что поможет не раз Человеку

Человечнее стать и добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")

Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"                     "...Этот мир очарований, этот мир из с...

Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."

Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....

"Этот мир очарования, этот мир из серебра"

Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...

Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов»  к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (Особенности поэтического творчества акмеистов).

Данный урок целесообразно провести в 11 классе при изучении литературы Серебряного века....