Методическая разработка «Художественные принципы музыкальных стилей»
методическая разработка

Самуленков Анатолий Евгеньевич

Методическая разработка

 «Художественные принципы

музыкальных стилей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_hudozhestvennye_printsipy.docx18.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

 «Художественные принципы

музыкальных стилей»12

Разработала:

педагог дополнительного образования

Самуленков Анатолий Евгеньевич

                                                     

г.Ярцево

2019 год

        Приступая к ознакомлению школьников с явлением музыкального стиля, необходимо поставить перед собой конкретные цели. Эти цели вытекают из задач воспитания и развития учащихся в ходе знакомства с музыкой. Речь идёт прежде всего об ознакомлении учащихся с характерными чертами музыки определенной исторической эпохи, национальной школы, индивидуального композиторского стиля. Эта работа служит средством активации музыкально-эстетического развития школьников, что в итоге может привести к повышению общего уровня их художественного сознания и вкуса. Знакомство с музыкальным стилем является важным средством пробуждения, мотивации учащихся к определенным эпохам музыкального искусства, творчеству конкретного композитора.                Вместе с тем стилевые задания требуют творческого использования полученных знаний, заставляют искать аналогии с другими искусствами.                                        Наиболее доступны учащимся следующие музыкально-исторические стили: «венская классика» или «венская школа» (вторая половина XVIII и начала XIX века) и «романтизм» (XIX век).        Стиль венских классиков сложился в Вене во 2-ой половине XVIII века в творчестве И. Гайдна и В. А. Моцарта – композиторов, связанных с передовыми устремлениями эпохи «Просвещения».                                                        Б. Асафьев писал: «В этой музыке главное – мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане – наивное чувство и неприхотливый юмор».                

Высший этап венской школы – творчество Л. ван Бетховена. Этот этап отражает идеи великой французской революции и антифеодального движения в немецких странах.        Художественные образы музыки венских классиков отличают логичность, ясная структура, строгая уравновешенность и гармоничность. Простота и правдивость провозглашаются в эту эпоху высшими принципами искусства.                                Оптимизм, правдивое отражение действительности, классически стройные формы произведений, гуманизм и народность – таковы общие черты венского классического стиля при всех различиях между отдельными композиторами.

        В эту эпоху складывались основные виды мажора и минора, сонатная форма, состав симфонического оркестра. Классический тип симфонии создали Гайдн и Моцарт. Драматургия найдена Моцартом и доведена до совершенства. А Бетховен подхватил эти идеи, усложнив гармонический язык, усовершенствовав тембровые краски.                Примерный список произведений для освоения и слухового закрепления понятий « стиль венских классиков».                                                                                Гайдн:      Концерт для фортепиано с оркестром D-dur 1 часть.

                  «Прощальная» симфония»                                                                Глюк:        Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».                                        Моцарт:    Маленькая ночная серенада. Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Турецкий марш.                                                                Бетховен:Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Кориолан». Соната№8 «Патетическая». Соната№14 «Лунная».                                                                                Стиль романтизм непосредственно примыкает в историческом отношении к стилю венской классической школы. В творчестве композиторов-романтиков получили выражение демократические интересы, интерес к народной жизни, национальной культуре, любовь к природе. В это время развиваются жанры баллады, песни, танца, ноктюрна, прелюдии, программной музыки. Усиливается лирическая направленность в симфониях, камерных сочинениях. Для романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности. Центр внимания художника перемещается в лирическую сферу. В то же время поднятые революционной эпохой идеи демократизма находят у романтиков своё сложное отражение. Чтобы раскрыть душевный мир простого человека, требовались иные формы и средства выразительности. Огромны новаторские достижения романтиков в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной формы.                                 Как самостоятельное направление стиль романтизма сложился к началу XIX века в творчестве Шуберта, Вебера, Россини и получил дальнейшее развитие во второй половине XIX века у Шопена, Шумана, Листа, Грига.                                                                  В России романтизм отразился в творчестве Алябьева, раннего Глинки и развивался почти у всех представителей русской национальной школы.                                 Произведения романтического стиля характеризуются приподнятостью, яркостью гармонической окраски. Романтическая музыка сравнительно просто осваивается на слух как великое лирическое искусство. Слуховое освоение «романтизма» в музыке.                        Шуберт:    «Неоконченная симфония». «Музыкальный момент» фа-мажор. «Ave, Maria». «Баркарола». «Серенада». «Лесной царь».                                                Шуман:    «Грёзы» из «Детских сцен». «Карнавал». «Арлекин». «Порыв» из «Фантастических пьес».                                                                                Шопен:     Вальс, Ноктюрны, Этюды (c-moll, соль-бемоль мажор).         Мазурки.                Лист:         «Кампанелла», 2 венгерская рапсодия, «Хоровод гномов»,  «Шум леса» (концертные этюды).                                                                                  Григ:         «Весна». Соната №2 для скрипки и  фортепиано Соль-мажор. Танец эльфов. Концерт для фортепиано с оркестром, сюита «Пер Гюнт».                        Стилистическую границу, пролегающую между искусством венских классиков и музыкальным романтизмом, яснее всего можно почувствовать, слушая в сопоставлении фрагменты музыки:                                                                                        Гайдна – Шуберта,Моцарта – Грига,                                                                Бетховена – Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву"

Элементы резьбыИнструментыПодготовка заготовки к резьбеТехнология выполнения геометрической резьбы...

Задачи, методы и принципы музыкального обучения на уроках музыки

Задачи музыкального обучения на уроках музыки.Обучение на уроках музыка должно быть:1. обучающим;2. развивающим;3. воспитывающим.Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкальн...

Реферат "Концепция и принципы музыкального образования"

Реферат "Концепция и принципы музыкального образования"...

Методическая разработка. Художественно-творческое развитие учащихся в рамках дополнительного образования "Разговор о портретах"

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, мн...

Статья "Фольклор и современные музыкальные стили"

Статья "Фольклор и современные музыкальные стили". Способы интерпретации фольклора на фоне разнообразия современных музыкальных стилей и немного из истории фольклоризма....