Статья "Фольклор и современные музыкальные стили"
статья по музыке

Ворошик Наталия Ивановна

Статья "Фольклор и современные музыкальные стили". Способы интерпретации фольклора на фоне разнообразия современных музыкальных стилей и немного из истории фольклоризма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor_i_sovremennye_muzykalnye_stili.docx16.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор и современные музыкальные стили.

     При малой изученности, неосвоенности музыкального фольклоризма, как одной из актуальных проблем современной фольклористики становится понятной и известная дискуссионность отдельных положений, устранение которой было бы явно неуместным, так как в корне приглушило бы столь желанное сейчас широкое обсуждение затронутой темы.

      Многочисленные явления современной культуры, так или иначе пограничные фольклору, развившие на его основе или развивающие его в новых бытовых условиях, различные формы освоения народного творчества, его использования и пропаганды, - всё это относится к тому или иному виду фольклоризма, занимающему в нашей жизни заметное место.

     Сегодня почти вся методическая литература призывает нас не забывать и сохранять свои традиции. Статьи в журналах, программы по телевидению, почти средства массовой информации освещают проблему бытования фольклора сегодня.

     Но если хорошенько прислушаться и присмотреться, мы видим, что традиции не забыты, просто поддерживаются и передаются разными способами. Кому-то это нравится, а кому-то может и нет. Многие фольклористы категорически не признают никаких новшеств в обращении с фольклором, а тем более сочетание народной песни с абсолютно далёкими от неё стилями.

     Фольклорные коллективы, которые свято и бережно хранят традицию, не изменяя ей ни в чём, сейчас очень востребованы и, замечательно, что они есть практически в каждом культурном городском центре или образовательной организации. Они занимаются достойным для нашей страны делом. Но, чем плоха на ряду с этим…….,например, рок-музыка? Очень часто среди рок-музыкантов можно найти людей, ценящих и понимающих природу и значение фольклора. Для них одинаково интересна народная песня и стиль РОК.  Но сколько групп, столько и вариантов. На сегодняшний день, кроме народной песни существует множество музыкальных направлений, музыкальных стилей: Техно, Рок, Поп, Джаз, Хаус, Хип-хоп, Металл и др. В каждом из этих направлений работает огромное количество как самодеятельных, так и профессиональных коллективов. И в каждом из этих направлений обязательно есть хотя бы одна группа, которая использует в своём творчестве народную песню или её интонации. Иногда это просто инструментальная обработка оригинальным составом инструментов, иногда авторская песня, в которой присутствуют фольклорные интонации, а иногда просто сама манера пения.

     «Народное пение не стоит на месте, оно меняется созвучно времени. Надо думать о будущем. Как исполнять фольклор, чтобы это было интересно молодым людям? Если не стремиться к пониманию современников, не стоит этим и заниматься, все усилия будут напрасными. Тот язык, который звучал в народных хорах в 1950-60-х годах сегодня устарел. Слушая разные коллективы, мы убеждались, что работа на подлинных находках, уникальных образцах, вызывает интерес» (В. Капаев).

     Несомненно, происходили перемены: существовало фольклорное движение, которое началось во второй половине 20 века, и с которым связаны такие люди как Дмитрий

Покровский, Вячеслав Щуров и др. Эти люди произвели настоящую революцию, они «вернули» традиционный русский фольклор, крестьянскую культуру, которая была задушена октябрьской революцией. Со всей властностью своей натуры Д. Покровкий предложил совершенно новый – необычайно динамичный, свежий, неожиданный, очень современный, может быть даже «авангардный» - образ фольклора. Его ансамбль «потряс огромную страну, усыпленную псевдозадушевными звучаниями народных хоров.»

     Хор Дмитрия Покровского был одной из вспышек  того времени. Но глобального изменения сознания слушателя так и не произошло, засилие «стандарта» всё затягивалось… К этой ситуации очень подходит современное высказывание: «Проблема в том, что делаются неправильные вещи или не делаются правильные.»

     Мы живём в непростое для народного искусства время. Нахлынувший шквал зарубежной развлекательной музыки совершенно ошеломил российского слушателя и оттеснил всё наше почвенное, национально самобытное. В этих условиях артисты народного жанра пытаются выстоять, остаться на плаву. Они, порой, вынуждены искать компромиссы, чтобы не утратить известность, сохранить популярность. Однако здесь очень опасны уступки невзыскательному вкусу. У нас говорят: «Коготок увяз – всей птичке пропасть!»

     Удивительно гармонично звучат народные песни в сопровождении современной аранжировки в стиле поп-музыки (группа «Иван Купало», «Ярмарка», «Русская песня»), в стиле рок (группа «Калинов мост» и др.).  Не смотря на то, что все эти группы занимаются исполнением народных песен, они достаточно разные для того, чтобы рассматривать их в каком-то одном контексте.  Все они по -разному ощущают природу народной музыки, ищут новые звучания, имеют разного слушателя. Очень приятно, когда видишь такое разнообразие и понимаешь, что ещё очень много можно черпать из недр народной песни.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетические функции музыкального искусства в современной музыкальной-педагогической практике

Это статья написана  для постоянно действующего семинара "Воспитание искусством" в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа", организованного кафедрой дополнительного образования и соп...

Нравственно-эстетические функции музыкального искусства в современной музыкальной-педагогической практике

Это статья написана  для постоянно действующего семинара "Воспитание искусством" в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа", организованного кафедрой дополнительного образования и соп...

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

Методическая разработка «Художественные принципы музыкальных стилей»

Методическая разработка «Художественные принципымузыкальных стилей»...

Аспекты изучения музыкального стиля

Едва ли не высшей похвалой музыканту-исполнителю, в особенности тому, кто еще учится этому искусству, является признание за его интерпретацией верности стилю композитора....

«Электронные клавишные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в ДМШ»

Роль клавишного синтезатора в системе современного музыкального образования. Цели, задачи, методы, приемы, проблемы, как применить синтезатор в работе с детьми в ДМШ....