Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Управление карьерой»
рабочая программа (8 класс)

Мочалова Ирина Юрьевна
 
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Управление карьерой»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14– 15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_kareroy.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1 с наличием интерната» города  Сарова

 

СОГЛАСОВАНО                                                                         УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета                                    приказом МБОУ «Школа-интернат №1»

 протокол  от  _______________2021 г                                       «____» ___________ 2021 г

        

 

Дополнительная   общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической  направленности

«Управление карьерой»

Срок  реализации:  1 год

Возраст  обучающихся:  14– 15 лет

Автор-составитель:

Мочалова  Ирина Юрьевна,

 

 

 

 

г. Саров Нижегородская область

                                     Пояснительная записка.

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Управление карьерой» имеет социально-педагогическую направленность и направлена на формирование навыков по профессиональному самоопределению, разработана на основе авторской программы Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьёва. Учебно-методический комплект "Найди свой путь": 8-11 класс: методическое пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Арсенал образования», 2015, а также использованы материалы методического пособия «Моя будущая профессия» (авторы: Серебряков А.Г., Хохлов Н.А., Кузнецов К.Г.) Просвещение 2021 г.

Данная программа реализуется в течение одного учебного года.  Годовой учебный план рассчитан  на 34 ч,  1 р. в неделю по 40 минут.

Новизна программы:

В школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления об огромном разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям, умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть сферы, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, являющаяся базой для дальнейшего развития профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем маленький человек мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Получив определенные представления о профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору подростком своего профессионального пути.

Педагогическая целесообразность занятий по программе «Управление карьерой» заключается в том, что изучив сферы профессиональной деятельности, потребности рынка труда на современном этапе, познакомившись с новыми и перспективными профессиями, осуществив самооценку развития своих личностных качеств и самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств, подростки осознанно смогут выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. При этом у них имеется время и возможность развить свои специальные профессиональные способности, а также воспитать личностные качества. Это позволит подросткам в будущем стать успешными, состоявшимися людьми, мотивированными на успешную самореализацию в выбранной сфере деятельности.

Актуальность.

    В настоящее время всё больную актуальность приобретают вопросы о профессиональном становлении личности школьника и его самоопределении.  

В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» в школах вводится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, которая приобретает особую важность: выпускник основной школы должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, возможности и принять ответственное решение.  Для достижения таких результатов необходимо обладать рядом навыков и компетенций, изучение которых и предусматривает программа.

Для осуществления подготовки учащихся 9-х классов «Школа-интернат № 1» составлена программа «Управление карьерой» (технология личностного и профессионального самоопределения).

     Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами дополнительного образования, конкретизирует содержание курса, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

   В ходе профессионального становления каждому человеку предстоит освоить множество необходимых компетенций и процесс этот освоения может быть различным по длительности, особенно если он осуществляется бесконтрольно и не целенаправленно. Освоение основных компетенций в оптимальном формате является главной задачей данной программы.

Программа реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования   и   даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от

29.12.2012).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 классы).
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением    Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
  • Постановление «Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся» (30 марта 2011 года);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

  • Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении

рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:

•        представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

•        универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

•        общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;

•        способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы;

•        профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или  будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Такие результаты профориентации школьников на ступени основного общего образования должны достигаться за счет создания условий для инициативного участия каждого учащегося в специфические виды деятельности во время уроков и вне уроков, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).

Методы  преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысить    мотивацию учебной деятельности предполагается за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения.  Практические работы позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка.

Цель программы:

формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.  

При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Поэтому также целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи   программы:

•        предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

•        ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;

•        совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;

•        способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

•        получение опыта практической деятельности обучающихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;

•        формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям

    профессиональной среды;

•        приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Организация деятельности учащихся в рамках программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования осуществляется в рамках часов, отведенных для занятий дополнительного образования из расчета: 34-35 часов в учебном году, 1 раз в неделю. Программа предназначена для обучающихся 14-15 лет.  

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком.

Поэтому в рамках разрабатываемой профессии были определены следующие принципы:

•        доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

•        научность и достоверность информации;

•        доступность предлагаемой информации;

•        адресность;

•        индивидуальный подход;

•        современность и актуальность материалов;

•        сотрудничество с различными   специалистами

Важно также  учитывать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

•        Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

•        Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;

•        Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое;

•        Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

На основе этих принципов строится программа профориентации подростков «Управление карьерой».

Методы обучения и воспитания

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:

•        методическое выстраивание учебных курсов в виде последовательности учебных задач, постановка и решение которых становится содержанием познавательной деятельности учащихся   соорганизационное обеспечение возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками;

•        организационное обеспечение возможности выстраивания учащимися образовательных коммуникаций в разновозрастных группах;

•        системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;

•        выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;

•        организационное обеспечение реализации части учебных программ в процессе технологических практик (практикумов) в том числе на базе производственных, научных, образовательных и иных организаций и предприятий;

•        интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет), а также технологий работы с информацией в информационных сетях в структуру и содержание учебных занятий.

Основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников, позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

•        коммуникативная компетентность;

•        способность к адекватному самооцениванию;

•        оперативное и перспективное планирование;

•        отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

•        анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами программы.

Основные формы и методы работы с содержанием образования:

•        работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

•        работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии и др.;  

•        профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

На профориентационных уроках рассматривают теоретические и  практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют разные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут.

•        профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной расцвет беседе добавляют цитирования известных ученых, изобретателей, писателей, которые отвечают теме беседы, применения наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна отвечать вековым особенностям школьников и охватывать круг интересов учеников;

•        экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

Реализация программы и ее механизм

При реализации программы необходимо обеспечить формирование меняющихся образовательных пространств, в которых учащиеся смогут применить освоенные или осваиваемые компетентности в учебных или во внеучебных ситуациях и целях.

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся. Предполагается, что эти сюжеты должны быть взяты из различных профессиональных сфер деятельности человека.

Организация «безопасной» пробы (оцениваемой индивидуально и содержательно в процессе рефлексии) различных профессионально ориентированных видов деятельности должна быть выстроена так, чтобы учащийся мог достаточное количество раз занимать субъектную позицию при осуществлении различных видов деятельности, осуществляемая людьми целого рода  профессий) деятельности для понимания круга своих интересов и индивидуальных возможностей.

Оценка результатов по профориентации подростков

После того как описаны возможные мероприятия, направленные на профориентацию подростков в образовательном учреждении, необходимо, знать, насколько эффективными они оказались в подростковой группе, для этого должна осуществляться диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Одним из диагностических методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой невозможность) повторного наблюдения.

Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном учреждении.

Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Для сбора и анализа информации выбранным экспертам предлагаются анкеты, опросники и т.д.

Одним из методов используемых экспертами для определения знаний подростков по профориентации и способах профессионального самоопределения является анкетирование.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим -- анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы для выбраковки неудачных вопросов.

Так же одним из способов сбора информации об эффективности мероприятий направленных на профориентацию подростков является беседа.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

Одним из методов диагностики является опрос.

Опрос - метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель опроса - получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы. Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетированию и интервьюированию.

Таким образом, основными методами оценки эффективности профориентационных мероприятий является наблюдение, метод экспертных оценок, при котором основными методами сбора информации для группы экспертов является анкетирование, беседа и опрос.

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения программы дополнительного образования должны отражать:

  1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к   Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и   народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблемна основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные  и коммуникативные.

Регулятивные:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и    схемы для решения учебных и познавательных задач;

3)смысловое чтение.

Коммуникативные:

1)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

2)умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности:

1) ориентация в мире профессий;

2) понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда;

3) определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;

4) выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека.

Ожидаемые результаты

Обучающийся научится:

–планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;

–выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

–распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

–использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;

–использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Обучающийся получит возможность научиться:

–самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;

–целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

–осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за

качество выполненных работ.

Методическое обеспечение программы

Предложенные в программе варианты экскурсий в музеи, на предприятия и заводы города носят рекомендательный характер и выбираются по усмотрению педагога, а также могут быть дополнены. Теоретическая часть в рамках экскурсии предполагает подготовку обучающихся (настрой на восприятие материала) и последующее обсуждение экскурсии по заранее сформулированным педагогом вопросам (по содержанию и по эмоциональному отклику на экскурсию).

Содержание программы - 9 класс, 34 часа

Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.

Тема 1. «Что изучает профориентация». (1 час)

 Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни. Воспитывать интерес к теме выбора профессии.

Тема 2. «Рынок образовательных услуг и рынок труда  Нижегородской  области». (1 час)

 Знакомятся с понятием «образовательная карта». Узнают о средне профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории  Нижегородской  области.

Тема 3. «Образовательная карта города Сарова». (1 час)

Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений.

Тема 4. «Кто Я или что я думаю о себе». (1 час)

Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

Тема 5. «Классификация профессий». (1 час)

  Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Профессиограмма. Зарубежная классификация профессий по Дж.Холланду.

Тема 6. «Формула профессии. Анализ профессии». (1 час)

Понятие «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация». Понятийный аппарат на уроках и повседневной жизни.

Тема 7. «Практическая работа по анализу профессии». (1 час)

Условия труда, требования к работнику.

Тема 8. «Здоровье и выбор профессии». (1 час)

Особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией.

Тема 9. «Роль темперамента в выборе профессии». (1 час)

 Беседа о типах темперамента. Карточки с описанием типов ВНД по Кречмеру. Карточки с описанием типов по И..П. Павлову. Классификация профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолютной или относительной профпригодности. Игра «Угадай профессию».

Тема 10. «Характер и моя будущая карьера». (1 час)

Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» Упражнение «Знакомьтесь, Профессия…». Беседа о формировании характера и его влиянии на выбор профессии.

Модель способностей человека. Лист рефлексии.

Тема 11. «Практическая работа по самоанализу своих способностей». (1 час)

Структура выбора профессии. Результаты исследований учащегося.

Тема 12. «Я – концепция или «теория самого себя». (1 час)

Упражнение «Комплимент». Беседа о Я – концепции человека. О том, как формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. Модель самооценки человека.

Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой (Человековедение, М. ТОО «Интел Тех», 1993). Методика исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана. Упражнение «Ты лучший!»

Тема 13. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии». (1 час)

Анкета. Перечень типичных ошибок. Карточки с примерами ошибок в выборе профессии.

Тема 14. «Интересы и выбор профессии». (1 час)

Структура мотивации по А.Маслоу. Понятийный аппарат.

Тема 15. «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию». (1 час)

Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к памяти. Сообщение о психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. Профессиограммы с указанием требований к вниманию. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие памяти.

Тема 16. «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями». (1 час)

Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие образного мышления.

Тема 17. «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности». (1 час)

Понятие «барьеры», «гибкость мышления». Упражнения на преодоление барьеров в познавательной деятельности.

Тема 18. «Человек среди людей. Способность к коммуникации». (1 час)

Материалы книги А. Пиза «Язык телодвижений».

Тема 19. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. (1 час)

Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)».

Тема 20. Деловая игра «Кадровый вопрос». (1 час)

Сценарий игры «Кадровый вопрос».

Тема 21. «Стратегия выбора профессии». (1 час)

Упражнение «Стратегический жизненный анализ». Упражнение «Оперативный жизненный анализ». Упражнение «Тактический жизненный анализ». Упражнение «Письмо самому себе». Коробка счастья.

Профессиональные маршруты

Тема 22. «Твой профильный класс». (1 час)

Документы, регламентирующие профильное обучение в школе.

Тема 23. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». (1 час)

Анкета на выявление предпочтений, учащихся в выборе профиля обучения.

Тема 24.Диагностика  склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». (1 час)

Анкета «Ориентация».

Тема 25.Диагностикасклонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». (1 час)

Тест «Карта интересов».

Тема 26. Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. (2 часа)

Тема 27. «Лестница карьеры». (1 час). Беседа о понятии «карьера». Схема видов карьерного роста. Варианты плана карьеры.

Тема 28. «Резюме». (1 час). Схема написания резюме. Варианты резюме

Тема 29. Практическая работа по написанию резюме. (1 час)

Схема написания резюме. Варианты резюме

Тема 30. Тренинг «Перекресток». (1 час). Профконсультирование

Тема 31. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения». (1 час)

Протоколы индивидуальной консультации.

Тема 32. «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения». (1 час)

Тема 33-34. Итоговый урок. Дискуссия.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Что изучает профориентация

1

1

2

Рынок образовательных услуг и рынок труда  Нижегородской  области

1

1

3

Образовательная карта города Сарова

1

1

4

«Кто Я или что я думаю о себе».

1

1

5

Классификация профессий

1

1

6

Формула профессии. Анализ профессии

1

1

7

Практическая работа по анализу профессии

1

1

8

Здоровье и выбор профессии

1

1

9

Роль темперамента в выборе профессии

1

1

10

Характер и моя будущая карьера

1

1

11

Практическая работа по самоанализу своих способностей

1

1

12

Я – концепция или «теория самого себя»

1

1

13

Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии

1

1

14

Интересы и выбор профессии

1

1

15

Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию

1

1

16

Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями

1

1

17

Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности

1

1

18

Человек среди людей. Способность к коммуникации.

Изучение коммуникативных и организаторских способностей

1

1

19

Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.

1

1

20

Деловая игра «Кадровый вопрос».

1

1

21

Стратегия выбора профессии

1

1

22

Твой профильный класс

1

1

23

О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения

1

1

24

Диагностика  склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация».

1

1

25

Диагностика  склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов».

1

1

26

Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

1

1

27

Лестница карьеры

1

1

28

Резюме

1

1

29

Практическая работа по написанию резюме

1

1

30

 Тренинг «Перекресток».

1

31

О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения

1

1

32

О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения

1

1

33-34

Итоговый урок. Дискуссия.

2

1

1

Список литературы:

1. Симоненко В.Д. Учебник для общеобразовательных учреждений «Профессиональное  самоопределение»: 9 класса, М.: «Вентана-Граф», 2009

2. Дереклеева, Н И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. / Н. И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2004 (Педагогика.  Психология. Управление.)

3. Климов. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. / Е. А. Климов. - М.: МГУ, 2005.

4. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е. А. Климов. - Обнинск, 2003.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени основного общего образования. -М.: АПК и ПРО, 2003. - 22 с.

6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф.  Кудряшова. - Петрозаводск, 2002.

7. Пряжников, Н. С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. / Н. С.  Пряжников. - М.: МГУ, 2005.

8. Пряжников, И. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников. -  М.; Воронеж: МОДЭК, 2006.

9. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 кл.). / Н.С. Пряжников. - М.: Вако, 2005.

10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С.Никифорова. - СПб.: СПбГУ,2011.

11. Савченко. М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам  (9-11 кл ): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под  науч. ред. Л. А. Обуховой. - М.: Вако, 2005

12. Саморазвитие личности (программа социально-психологического тренинга). Сост. Л. Ф. Анн. - Йошкар-Ола, 2011.32

Электронные ресурсы:

1. http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб

2. http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и  занятости РФ.

3. http://www.proforient.ru – профориентирование детей.

4. http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений.

5. http://www.psy.pu.ru – центр профессионально- личностного консультирования при   факультете психологии СПбГУ

6. http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ

«Гуманитарные технологии»

7. http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации.

8.  http://vse-professii – справочник профессий

9. http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации

10.  http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении

11. http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...