Конспект беседы: «Что в этом мире интересного»
материал

Людмила Анатольевна Невакшонова

 

Тема беседы: «Что в этом мире интересного»

 

Цель: Пополнить и закрепить  знания о животном мире, явлениях природы.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения;

- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств;

- расширять и обобщать имеющиеся знания; формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_etom_mire_interesnogo.docx28.34 КБ
Файл chto_v_etom_mire_interesnogo.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Конспект беседы: «Что в этом мире интересного»

                                                       

                                                   

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                                                     Невакшонова Л.А.

Ст. Егорлыкская, 2021г.

Тема беседы: «Что в этом мире интересного»

Цель: Пополнить и закрепить  знания о животном мире, явлениях природы.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения;

- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств;

- расширять и обобщать имеющиеся знания; формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы.

Ход беседы:

1. Организационный момент.

Педагог: Скорей за работу,

Скорей за работу!

Итак, друзья, внимание –

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей занятие!

2. Сообщение темы и цели занятия.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором вас ожидает много увлекательного и интересного. Называется наше путешествие «Что в этом мире интересного».

ПЛАНЕТА-ДОМ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Педагог: О какой же планете говорится в стихотворении? Земля - наш общий огромный дом для всех: для людей, животных, растений. И сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир природы.

Наше путешествие пройдет под девизом: «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!».

3. Основная часть.

Педагог: Какая бывает природа? (живая и неживая) Отгадав загадки, мы вспомним явления в неживой природе.

1.На небе стукнет, на земле слышно. (Гром.)

2.Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. (Молния.)

3.Не огонь, а жжется. (Мороз.)

4.Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)

5.Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.)

6.Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга.)

7.Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение.)

8.По синему морю, белые гуси плывут. (Облака.)

9.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

10.Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер.)

Педагог: Какие еще явления природы вы знаете?

- Продолжаем наше путешествие. Скажите, что относится к живой природе? (животные, растения…)

Педагог: А теперь, внимание! Смотрим все на экран.

Слайд 2.

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.

Что это? Да, Это удивительное явление природы -------радуга!

 Педагог: Очень часто мы куда – то спешим, не видя всего удивительного, что происходит с нами. Возможно, стоит остановиться и посмотреть по сторонам.  В своей повседневной жизни мы встречаемся с чудом, но не замечаем его…….

Педагог: Держали ли вы когда–нибудь в жизни в руках останки древнего организма, возраст которого миллионы лет. (Да/нет). Все сегодня сидящие в кабинете точно держали в своих руках останки древних организмов. Как вы думаете, о чем я говорю? (камни, мел…)

Слайд 3.

- Удивительно, но это мел………….. Мел вы держите каждый день в школе. Сколько много у нас удивительного на планете…..Абсолютно всё!

Педагог: Сегодня вы узнаете много о мире природы. А сейчас несколько интересных фактов о животных.

- Знаете ли вы, что некоторые виды скорпионов могут жить без еды целый год?

- Кошки – это не простые домашние животные. Ученые доказали, что они умеют лечить своих хозяев. Конечно, делают они это не сознательно, однако польза очевидная.

- Собаки машут хвостом не просто так. Когда они радуются – движения одни, когда беспокоятся – другие.

- Бобры – это удивительные животные, которые строят свои дома прямо посредине водоема. Их плотины по высоте достигают одного метра, представьте себе!

- У коровы четыре желудка. Они нужны для того, чтобы кушать по определённой схеме. Видя много травы, они набивают ею живот, не прожевывая. А потом, когда есть время, они отрыгивают эту траву и начинают тщательно пережевывать. Таких животных называют жвачными, то есть такими, которые жуют жвачку.

- Самое быстрое существо на планете – это птица сапсан. Она относится к семейству соколов.

- А вот самая умная птица, каким бы удивительным вам не показался данный факт, – это ворона. Ее интеллект настолько велик, что ученые давно проводят исследования над этой загадочной пернатой.

- У страуса глаза больше, чем мозг. Поэтому их часто сравнивают с очень глупым существом.

- Улитка может спать до 3 лет. Представляете, какая соня!

Педагог: Сейчас мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)

- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)

Слайд 4.

Педагог: Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: «Синоптик - специалист по прогнозированию погоды».

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

(Выслушиваются высказывания детей.)

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

- Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли?

Животные-синоптики. Слайд 5.

Педагог: Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

Слайд 6.

Педагог: Посмотрите, чей это домик? (изображение улья.)

- Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Педагог:  О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Слайд 7.

Педагог: Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу - прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Педагог: О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)

Слайд 8.

Педагог: Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

Педагог:  Еще одна загадка.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)

Слайд 9.

Педагог: Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Педагог: Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Слайд 10.

Педагог: Сейчас поговорим о растениях-синоптиках.

- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Педагог: Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

Слайд 11.

Педагог: Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

Педагог:  Еще одно удивительное свойство есть у растений. Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

Слайд 12,13.

Педагог: Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя!

- Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Викторина «В мире природы».

- Какая птица самая большая в мире? (Страус)

- Любимое лакомство аистов. (Лягушка)

- Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову, за ее способность охотиться ночью).

- Птица-гадалка. (Кукушка.)

- Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

- Из нее выводятся головастики... (Икра.)

- В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

- Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.)

- Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

- Чем питается зимой жаба?(Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)

- Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

- Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

- Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

- Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)

- Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза.)

- Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.)

- Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

- Самая маленькая птичка планеты? (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)

- Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

- Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)

- Инженер-строитель» дома на реке? (Бобер.)

- Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

- Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

- Сколько ног у паука? (Восемь.)

- А сколько ног у жука? (Шесть.)

Педагог:  Молодцы ребята! Вы быстро справились и с этим заданием!

Слайд 14.

«Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!»

4. Подведение итогов.

Педагог: Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках. Помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- А что нового вы узнали?

Педагог: Спасибо, вам, за активную работу на занятии! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО В ЭТОМ МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО!

Слайд 5

ЖИВОТНЫЕ - СИНОПТИКИ

Слайд 10

РАСТЕНИЯ - СИНОПТИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом мире только мы

«В этом мире только мы»(по мотивам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина) Ученицы 10 класса...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

О, я недаром в этом мире жил!

сценарий внеклассного общешкольного мероприятия ко Дню Пожилого человека...

Беседа "Твой адрес в этом мире"

легенда о Кубани, символика краснодарского края,красота родной земли...

Классный час "Чтобы ты не был один в этом мире"

Чтобы ТЫ не был один в этом мире!...

Программа организации досуговой деятельности «Я в этом мире»

Программа  организации досуговой деятельности «Я в этом мире»- это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что ...