Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
рабочая программа
Программа рассчитана на один год обучения:
Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часов
Обучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_palitrabyudzhet.docx | 129.81 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Программа «Природа и художник» нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе, как живом организме.
Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания. Расширяется круг представлений об окружающей их действительности.
1.1.Направленность
Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему само реализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
- Актуальность, цели, задачи
В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Цель обучения :
- формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной;
- приобщение воспитанников к миру искусства;
- развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
- развитие мелкой моторики и образного мышления.
Задачи обучения:
- Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
- Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
1.3 .Возраст обучающихся и срок реализации программы
Уровень: ознакомительный
Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) – 5-7 лет.
Организация обучения:
Программа рассчитана на один год обучения:
Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов
Обучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа
1.4. Формы, виды и режимы занятий
Формы занятий: подгрупповые.
Режим занятий
- Занятия проводятся во второй половине дня.
- Длительность занятия составляет :
Старшая группа – 1 учебный час (25 минут);
Подготовительная группа -1 учебный час (30 минут).
1.5 .Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу года обучения дети должны:
- Научиться разным приёмам работы с графическими материалами ( уголь, сангина, сепия ), используя все выразительные средства;
- Научиться смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- Уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия, объём ) для осуществления своего замысла;
- Уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения;
- Быть оригинальным в выборе сюжета;
- Уметь проявлять инициативу и самостоятельность;
- Научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
- Уметь проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства, выражать своё отношение к ним;
- Быть активным на занятии, не стесняться спрашивать и задавать вопросы;
- Владеть различными способами изображения предметов и сюжетов;
Способы определения результативности
- Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
- Регулярные отчётные выставки.
- Участие в окружных и городских конкурсах и выставках.
Мониторинг проводится 2 раза в год (вначале учебного года и в конце) для выявления личностного роста и продвижения обучающегося.
2. Учебный тематический план
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
2.1. Учебный тематический план обучения детей 5-6 лет
Тема года: «Художник и природа нашей страны»
Тематические блоки | Кол-во часов |
| |
1.Введение (Рисунок на свободную тему) | 1 |
2. Образы неба (светлые и тёмные краски) | 1 |
3. Образы деревьев (семья деревьев) | 1 |
4. Дары природы (осенний урожай) | 2 |
5.Образы земли и неба(звёздная ночь) | 2 |
6. Образы природы (Портрет волшебницы –Флоры) | 2 |
| |
1.Образы подводного мира (рыбы большие и маленькие) | 2 |
2. Образы насекомых (семья жуков на прогулке) | 1 |
3. Образы домашних животных(Кот- котофеич) | 2 |
4. Образы животных( Корова Бурёнка) | 1 |
5. Образы диких зверей (семья белых медведей) | 2 |
6. Образы природы (Волшебница Фауны) | 2 |
| |
| |
1. Я- художник (живописец, врач, архитектор) | 1 |
2. Возраст человека: молодой – старый | 1 |
3. Образы времён года в искусстве (костюм зимы) | 1 |
4. Чудо- Планета | 1 |
5. Весенние праздники (первые цветы.Верба) | 2 |
6. Весенние праздники( Мамин праздник) | 2 |
| |
1.Любимые сказки(путешествие в сказочную страну) | 1 |
2.Волшебник (фокусник) | 2 |
3.Волшебные предметы ( волшебный сосуд) | 1 |
4.Сказочные герои (Богатыри) | 2 |
5.Сказка и быль(Волшебные цветы весны) | 2 |
6.Обобщающее занятие | 1 |
Итого часов : | 36 |
2.2. Учебный тематический план обучения детей 6-7 лет
Тема года: «Художник и природа пяти континентов».
Тематические блоки | Кол-во часов |
| |
1.Введение(рисунок на свободную тему) | 1 |
2.Образы неба(небесные переливы) | 1 |
3.Образы земли(ковёр из осенних листьев) | 1 |
4. Образы деревьев | 1 |
5.Образы земли и неба(Лестница в небо. Радуга) | 2 |
6. Образы цветов(Натюрморт в тёплой и холодной гамме) | 3 |
7.Образы растений(комнатные) | 1 |
8.Зеркало природы –вода (отражение) | 1 |
9.Осенние дары(ваза с плодами) | 3 |
10.Чудо- цветок | 2 |
11. Образы природы (портрет волшебницы осени) | 2 |
| |
| |
1. Образы птиц (перелётные) | 2 |
2. Образы насекомых | 1 |
3. Образы подводного царства(рыбы коралловых рифов) | 2 |
4. Кто на себе дом несёт | 2 |
5. Образы зимней природы(следы на снегу) | 1 |
6.Образы домашних животных(кто сказал мяу?) | 3 |
7.Образы экзотических животных(львы, жирафы..) | 2 |
8.Образы диких животных(лось, олень) | 2 |
9. Образ животного (лошади ) | 3 |
| |
1.Мои друзья (Парный портрет) | 2 |
2.Едем в страну вообразилию (фантастический транспорт) | 1 |
3.В стране лилипутии (Я –великан) | 1 |
4.Холодное царство(Пингвины) | 3 |
5.Тёплое царство(замок, деревянный терем) | 2 |
6.Страна улыбок – царство смеха(цирк) | 3 |
7.Белое на чёрном и чёрное на белом(день, ночь) | 3 |
8.Шахматное королевство | 2 |
9.Страна чудес (Царство волшебных букв) | 3 |
| |
1. Пять континентов(Мы путешественники) | 2 |
2.Космическое путешествие | 3 |
3. Путешествие на Африканский континент (пирамиды) | 1 |
4. Путешествие на Американский континент (ребята – индейцы) | 3 |
5. Путешествие по берегам Японии (ветки сакуры) | 2 |
6.Цветы весны | 2 |
7. Москва – столица нашей Родины | 2 |
8.Обобщающее занятие | 1 |
Итого часов: | 72 |
3.Содержание изучаемого курса
3.1. Содержание учебного тематического плана для детей 5-6 лет
1 Тематический блок: «Мир природы».
Программное содержание |
Закреплять умения детей рисовать правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности. Закреплять умения приёмам смешивания цветов; дать представление о светлых и тёмных оттенках цвета, продолжать учить приёмам работы с красками; Закреплять знания об окружающем мире, умения внимательно рассматривать растения, обращая внимание на характер стебля, листьев; учить придумывать названия растениям; закреплять умения рисовать с натуры. |
2 Тематический блок: «Мир животных».
Программное содержание |
Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации; закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике. Закреплять знания об окружающем мире при рассматривании северных пейзажей и иллюстрации северных животных. Закрепление приёмов рисования в разных техниках, закреплять умения создавать образ из « линии – закорючки ». |
3 Тематический блок: «Мир человека».
Программное содержание |
Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции, обращая особое внимание на то, как художники передают различные особенности изображаемого,; закреплять умение подбирать фон. Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных построек разных стилей, особое внимание обращая на архитектурные элементы(колонны, арки, крыши, окна); закреплять умения изображать здания, украшая их согласно задуманному. Развивать творческие способности и воображение. |
4 Тематический блок: «Мир искусства».
Программное содержание |
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции, обращая внимание на форму, цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения работать с разными материалами. Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции произведений художников, обращая внимание на одежду богатырей их удаль и стать, опираясь на описания богатырей в былинах и в музыке; закреплять умения работать с графическими материалами. |
3.2.Содержание учебного тематического плана для детей 6-7лет
1 Тематический блок: «Мир природы».
Программное содержание |
Закреплять умения детей рисовать на свободную тему, правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции пейзажей с изображением радуги; закреплять умения смешивать краски. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением пейзажей с водой, обращая внимание на то, что отражение в воде – это перевёрнутый мир; продолжать учить работать в технике монотипии. Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции картин .показать приёмы изображения. |
2 Тематический блок: «Мир животных».
Программное содержание |
Закреплять знания детей об окружающем; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции закреплять навыки работы с графическими материалами, закреплять умение работать в смешанной технике. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции животных, обращая внимание на строение их фигур; закреплять умение изображать животных в их естественной среде обитания. |
3 Тематический блок: «Мир человека».
Программное содержание |
Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них настроение; Продолжать развивать воображение, фантазию и творческие способности; закреплять умение работать с графическими материалами. Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать воображение и фантазию. Закреплять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей работать аккуратно с графическими материалами, чтобы передать красоту линии, контраст цвета. |
4 Тематический блок: «Мир искусства».
Программное содержание |
Закреплять знания детей об окружающем мире, о том, где они живут, какие ещё есть страны и континенты; вызвать интерес к путешествиям; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции красивых мест нашей страны и других стран; закреплять умение работать с графическими материалами. Учить обращать внимание на облик русского сувенира, на используемые цвета и орнаменты; закреплять умение составлять растительные орнаменты, используя знания о русских промыслах. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением разных красивых мест нашего города, обращая внимание на архитектуру городского пейзажа; закреплять умение изображать по памяти, используя все свои знания и умения. |
4.Методическое обеспечение программы
- Методическая литература;
- Наглядно демонстрационный и раздаточный материал;
- Репродукции картин;
- Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски;
- Мини – галерея детских работ;
4,1Материально- техническое обеспечение
Условия реализации программы:
- Занятия проводятся в изостудии;
- В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, магнитная доска;
- Стеллажи с различными художественными ( акварель, гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, соус, сепия,) и конструктивными материалами ( пластилин, различные виды бумаги, природный и бросовый материал);
- Стеллажи с оборудованием ( кисти, баночки, ножницы обычные и фигурные);
- Библиографический список
Список рекомендованной литературы для педагога:
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
- Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. : Ступеньки к творчеству. М.,2014.
- Сборник стихов и загадок. «Про всё на свете»: М., 2002.
Список рекомендованной литературы для родителей:
1. Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г
2. Фиона Гоуэн «Мастерская суперидей. Рисуют все! Всем…и на всём!» - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.
3.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.
4.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...
Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
Данная программа основана на программе: Копцевой Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...
Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2018-2019 уч.года
Организация обучения:Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов...
Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию (бюджет) "Палитра" 2018-2019 уч.год
Данная программа основана на программе: Копцевой Т.А. «Природа и художник.Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству»для старшей и подготовительной г...
Итоговая диагностика результатов обучения по дополнительной образовательной программе для дошкольного возраста (6-7 лет ) объединения «Палитра» (бюджет) за 2019/2020 уч. год
Для дошкольного возраста (6-7 лет ) объединения «Палитра» (бюджет)групп №1 ,2 ...
Итоговая диагностика результатов обучения по дополнительной образовательной программе для дошкольного возраста (5-6 лет ) объединения «Палитра» (бюджет) за 2019-2020 уч.год
Дошкольный возраст (5-6 лет ) объединения «Палитра» (бюджет)групп №1 ,2 ...
Программа дополнительного образования по Рисованию.
Адоптированная дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа "Живопись" художественной напревленности для обучающихся с умственной отсталостью (интелесктуальными нарушениями) ...