Ансамблевая игра в классе духовых инструментов
статья

Бондаренко Николай Иванович

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansamblevaya_igra_v_klasse_duhovyh_instrumentov.docx82.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0-7480827.jpg

Ансамблевая игра – прекрасная форма работы, которая решает многие проблемы в игре на музыкальном инструменте. «Ансамбль» широко бытующее понятие в различных сферах человеческой деятельности. Существует несколько определений ансамбля. Более точное – это: группа из двух или более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли различаются на дуэты, трио, квартеты и т.д. В музыке ансамбль имеет двоякое значение. Первое – это ансамбль как дуэт, трио, квартет.... Второе – ансамбль как качество звучания, как степень слаженности и стройности. Практикуя занятия на инструменте, мы употребляем такое выражение – «добиться ансамбля» или говорим «хороший ансамбль», «плохой ансамбль», «чувство ансамбля», подразумевая качество исполнения.

Ансамблевая форма творчества имеет свою специфику, особенности, технику. Одной из ее особенностей является умение играть с одним или несколькими музыкантами. Для формирования мастерства исполнителя это умение очень важно. Ансамбль – это совместный труд, где произведение формируется совместными усилиями. Кроме того, ансамблевое музицирование дает возможность ученику, даже самых слабых музыкальных данных, побывать на сцене в качестве артиста. Являясь артистом ансамбля, у него открываются большие возможности. Совместная игра способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.

Совместное музицирование вызывает у ученика неподдельный интерес, эта мотивация является мощным стимулом к работе. В коллективе музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить свои музыкальные способности, приобрести опыт общения с товарищами по коллективу.

Ансамблевая игра – быстрая и постоянная смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

В ансамбле иной процесс вызревания художественного замысла. Выдающийся музыкант Н.И. Ризоль пишет: «… ансамбль – это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, общим требованиям в воплощении авторского замысла». Игра в ансамбле требует от учащегося умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе как предмета, способствующего всестороннему развитию ребенка. Именно благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар пополняется яркими, интересными произведениями. Этот вид музицирования является важным компонентом учебного процесса и приносит ученикам огромное удовольствие. Играя в ансамбле, учащиеся впервые сталкиваются с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие, внутридолевая пульсация. Владение этими навыками необходимо ансамблисту для точного совместного начала игры, для вступления между разделами произведения, для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на паузах. Играя в ансамбле, учащиеся осваивают более сложные ритмы, учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию, из одной партии в другую и т.д.

Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, но и одновременно общее звучание всех партий, сливающихся в органически единое целое. Необходимо также вдумчивое детальное изучение авторского текста.

Особое место отведено метроритму. Он выполняет функцию дирижера в ансамбле, ощущения каждым участником сильных долей. Точно, одновременно взять несколько звуков не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания. Для одновременного вступления ансамблистов может быть применен незаметный жест одного из ансамблистов, так называемый дирижерский замах или ауфтакт. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Это сделает начало исполнения естественным и органичным. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмическая определенность внутри такта – фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Важнейшее условие ансамблевой игры – синхронность исполнения, единство ритмического пульса, темпа.

Особое выразительное значение имеют паузы. Паузы – это дыхание в музыке, которые бывают короткими или длинными. Самый простой способ преодолеть возникающее в паузах напряжение – это проиграть звучащую у партнера музыку, тогда пауза не будет томительным ожиданием и заполнится живым музыкальным чувством.

 С первых тактов исполнение в ансамбле требует от учащихся полной договоренности, о приемах звукоизвлечения. Ансамблист должен научиться подхватывать незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Для этого учащийся должен уметь распределять свое внимание: концентрировать его, разделять или переключать в нужный момент.

Ансамбль требует от учащегося уверенного, безупречного ритма. Ритм должен быть коллективным, но при этом естественным и органичным. Именно игра в ансамбле может воспитать в ученике правильное чувство ритма.

Несколько слов о динамике. Динамический диапазон в ансамблевой игре очень широк, так как наличие нескольких исполнителей позволяет создать более полное, насыщенное звучание.

Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Надо исходить из того, что как бы ни был богат яркими по тембру инструментами, одним из главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утонченность, является динамика. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Ничего не выйдет, если все будет иметь равную силу. Необходимо воспитать у учащегося такое ощущение динамики, когда участник ансамбля безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других. В таком случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер сразу среагирует и исполнит свою партию также чуть громче или тише.

Важный элемент – определение темпа. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки. Самой сложной формой ансамбля является унисон. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля.

Одна из особенностей ансамблевой игры в том и состоит, что несколько человек с разным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. В то же время ансамбль не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования.

Роль ансамблевой игры при обучении на духовых инструментах очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому усвоению нотной грамотности, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Ансамблевое музицирование пробуждает интерес к обучению, стимулирует к занятиям и дает хорошие перспективы и возможности всем учащимся.

Список литературы:

  1. Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися www.sib-artforum.ru/2012_teacher_public/2012_ARTICLE/...;
  2. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб  М.: Музыка, 2001;
  3. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А.Д. Готлиб – М.: Музыка,1971.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ

В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов ДМШ

специфика духовых инструментов, а также основные задачи концертмейстера в классе духовых инструментов...

открытый урок в классе духовых инструментов в ДМШ

quot;роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением - репетиционный процесс и предконцертное выступление"...

Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют у...