Методическое сообщение «Работа над штрихами в классе духовых инструментов». 2022г
методическая разработка по музыке

Емельянов Вячеслав Валерьевич

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют уровень мастерства и исполни­тельскую культуру музыканта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie_2022.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

Тема: «Работа над штрихами в классе духовых инструментов».

Преподаватель: Емельянов Вячеслав Валерьевич

Класс специальности:

 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

2022г.

Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобразительное, формообразующее значение. Многообразие штрихов и качество их воплощения определяют уровень мастерства и исполнительскую культуру музыканта.

Термин «штрих» (нем. Strich – черта, линия) употреблялся вначале исполнителями на струнных смычковых инструментах. В настоящее время он широко используется всеми музыкантами, в том числе и исполнителями на духовых инструментах.

В духовом исполнительстве термин «штрих» употребляется в двояком значении: 1 – как исполнительский прием, 2 – как звуковой выразительно-смысловой результат этого исполнительского приема. В первом значении под штрихом понимается способ извлечения, ведения, окончания и соединения звуков.

Большинство характерных черт штриха проступают уже в одном, определенным образом произнесенном звуке. Однако полную характеристику штрих получает в том случае, если произносится не один, а хотя бы несколько звуков. В частности, только при этом условии способны проявиться такие важнейшие характеристики штриха, как степень слитности или расчлененности звуков. Исходя из этих соображений, предлагается штрих во втором значении термина понимать как последовательность определенным образом произнесенных звуков.

Штрихи можно разделить на четыре группы. Первую группу образуют штрихи, исполняемые без перерыва подачи дыхания в инструмент. Вторую группу составляют штрихи, исполняемые с перерывом подачи дыхания в инструмент. Она включает в себя все разновидности штрихов non legato. В третью группу входят комбинированные штрихи. Последняя, четвертая группа объединяет колористические штрихи.

Штрихи, исполняемые без перерыва подачи дыхания. К этой группе штрихов относятся все разновидности legato.

Штрих legato (итал. Legato – связно) в нотной записи обозначается лигой, реже – словом legato. Характерной чертой этого штриха является отсутствие цезур между звуками. Звуки, объединенные лигой, не имеют окончания. Каждый из них как бы вливается в другой, создавая непрерывный процесс скольжения от звука к звуку. Языком извлекается только первый звук. Остановка последнего звука осуществляется без языка за счет соответствующей работы дыхательной мускулатуры, прекращающей подачу дыхания в инструмент. Этим штрихом можно исполнять только разновысокие звуки.

Штрих legato в медленных и умеренных темпах, как никакой другой, содействует развитию инструментальной кантилены, инструментального belcanto. По существу, кантилену, эту поющую интонацию, можно рассматривать как одну из важнейших разновидностей легато.

Наиболее ценными качествами штриха legato являются плавность, гибкость и эластичность. Эти качества возникают вследствие развития тончайшей координации в работе всех элементов звукового аппарата и пальцев исполнителя. Решающее значение при этом приобретает принцип «игры на свободных губах», способность плавно и эластично вести слигованные звуки хорошо опёртым дыханием.

В основе пластичного legato лежит отточенная тесситурная техника. Желая соединить два звука legato, исполнитель должен не только изменить гриф, но и безошибочно точно и пластично перестроить звуковой аппарат на новую тесситуру. Необходимую в подобных случаях гибкую тесситурную перестройку аппарата называют интервальной техникой. Качество legato в немалой степени зависит и от того, насколько плавно и синхронно работают пальцы. Резкие движения пальцев препятствуют получению плавного legato. Асинхронность в их работе приводит к возникновению промежуточных «паразитических» звуков.

Обязательным условием получения плавного, эластичного legato является динамическая и тембровая однородность звукоряда. Невозможно связать хорошим legato кричащий и зажатый звуки или звук чрезмерно яркий и открытый со звуком тусклым и глухим. Плавность legato зависит также от громкостного сопоставления соединяемых звуков. Если громкость начала последующего звука превосходит громкость предыдущего звука, возникает динамический толчок, нарушающий плавность legato. Legato приобретает более плавный характер в том случае, если окончание первого и начало второго звуков совпадают по громкости. Ощущение плавности, слитности legato зависит и от характера общего динамического рисунка исполняемой фразы. Звуки, исполненные с идеально ровной динамикой, но не в соответствии с характером музыкальной фразы, никогда не произведут впечатления плавного legato. Обязательным условием возникновения подобного ощущения является правильная, точная обрисовка динамических контуров мелодии.

Изменяя степень плавности связывания звуков, можно получить ряд модификаций legato.

Самым связным штрихом является legatissimo (в нотном тексте обозначается по-итальянски legatissimo или ben legato). Legatissimo требует равномерной пластичной подачи дыхания в инструмент и очень плавных движений пальцев. Начало каждого последующего звука должно быть более тихим, чем окончание предыдущего.

Многие произведения жизнерадостного, танцевального или бравурного характера требуют особого типа legato, в котором каждый звук извлекается четко очерченно, чеканно. Этот тип legato, который можно назвать чеканным, требует резкого падения пальцев на клапаны и отверстия.

Большими выразительными возможностями обладает группа штрихов маркированное legato. По своим выразительным возможностям этот штрих несколько приближается к смычковому штриху portato. Маркированное legato образуется за счет подчеркивания каждого звука толчком дыхания. В зависимости от характера дыхательных акцентов возможны различные модификации этого штриха.

Группу штрихов non legato можно по артикуляционным признакам разделить на две подгруппы: протяженные штрихи non legato и краткие штрихи non legato.

Протяженные штрихи non legato. Эта подгруппа включает штрихи detache, marcato, portato и non legato.

Detache. Термин detache произошел от французского слова detacher — отделять, отрывать. Характеризуется четким началом, достаточной протяженностью ровной в динамическом отношении стационарной части и закругленным окончанием звуков.

Больше всего характеру detache соответствует простая или твердая атака. Дыхание должно посылаться в инструмент ровной устойчивой струей. Окончание звуков осуществляется без помощи языка. В нотной записи штрих detache чаще всего обозначений не имеет, но иногда может обозначаться черточкой над или под нотой. Модификации этого штриха возникают вследствие варьирования характера атаки и протяженности стационарной части.

Диапазон его выразительных возможностей detache исключительно широк. Он удобен во всех регистрах, динамических нюансах и темпах. В detache заложены основы техники всех штрихов non legato. Именно поэтому первым штрихом, подлежащим освоению учеником, является штрих detache.

Marcato. Термин (от итал. Mаrсаrе – отмечать) вначале использовался для обозначения характера исполнения, а именно: играть четко, выделяя и подчеркивая означенные им ноты. В дальнейшем благодаря острой характерности своего звучания он в духовом исполнительстве приобрел значение штриха. Характерной особенностью этого штриха является резкое, акцентированное начало звуков. В течение достаточно протяженной стационарной части звуков громкость постепенно уменьшается, достигая минимума в конце. Окончание звуков филированное, закругленное, осуществляется без помощи языка. Для яркого воплощения этого штриха необходимо обладать четкой акцентированной атакой и достаточной динамической гибкостью. В нотной записи штрих marcato обозначается маленькой вилкой над или под нотой или словом marcato.

Как и прочие духовые штрихи, marcato имеет множество модификаций. Последние образуются за счет варьирования протяженности стационарной части, резкости акцентированной атаки, характера ослабления громкости стационарной части звуков. Характерной разновидностью этого штриха является marcatissimo. Каждый звук marcatissimo извлекается сильно акцентированной атакой с последующим быстрым ослаблением звука. Резкость возникновения каждого звука подчеркивается небольшой цезурой слева.

Штрих marcato имеет немалое методическое значение. Большинство педагогов склонны рассматривать его как один из тех штрихов, которыми в первую очередь должен овладеть молодой музы кант. Такое отношение к штриху marcato определяется его способностью формировать активную, четкую атаку.

Штрих portato (от итал. portale – нести) – наиболее плавный и связный из всех штрихов группы non legato. Он занимает промежуточное положение между штрихами legato и non legato. В этом штрихе каждый звук извлекается мягкой атакой. Стационарная часть звука полностью выдерживается до соприкосновения со следующим звуком, извлекаемым таким же мягким языком. На всем ее протяжении громкость сохраняется неизменной. Связывая группу звуков, portato как бы образует единую пластичную линию, легко маркируемую мягкой атакой.

Ярко воплотить этот штрих исполнитель сможет лишь в том случае, если ему удастся овладеть техникой мягкой атаки, гибкой динамикой, искусством артистического дыхания. В нотной записи штрих portato обозначается черточками над или под нотами, перекрытыми лигой.


Non legato. Термин заимствован духовиками у пианистов. Однако духовое non legato отличается от одноименного штриха у пианистов. Фортепианное non legato, скорее, приближается к духовому штриху detache. Духовое же non legato характеризуется следующими чертами: атака звука мягкая; стационарная часть на всем своем протяжении сохраняет одинаковую громкость; окончание звука мягкое, закругленное, осуществляется без помощи языка; звучащая часть ноты несколько укорочена и составляет примерно 3/4 обозначенной в нотах длительности; между звуками, исполняемыми штрихом non legato, прослушиваются небольшие легкие цезуры. По существу, non legato представляет собой укороченное portato. В нотной записи non legato обозначается точками и лигами над ними.

Штрихи portato и non legato чаще всего употребляются в тихих нюансах. Родная стихия этих штрихов — образы затаенной печали, мягкой, тихой задумчивости.

Краткие штрихи non legato.В эту группу входят штрихи staccato, staccatissimo, двойное staccato и martele.

Staccato (от итал. Staccare – отрывать, отделять) – штрих, заключающийся в отрывистом исполнении звуков, резко отделенных друг от друга. Каждый звук извлекается четкой, острой атакой. Действительное звучание ноты составляет примерно половину обозначенной длительности. В нотном тексте штрих staccato обозначают точками над или под нотами либо словом staccato (иногда сокращенно stacc.).

Staccato предлагается молодому музыканту для изучения после того, как он освоит detache, legato и marcato. Вначале staccato изучается в медленном темпе. Каждый звук должен извлекаться острой, даже резкой атакой, которая достигается быстрым движением языка и энергичной подачей дыхания. Звук прекращается резкой остановкой подачи дыхания без помощи языка. Когда учащийся усвоит правильную работу языка в медленном темпе, можно постепенно переходить к более быстрым темпам. Техника staccato при этом несколько изменяется. Дыхание посылается в инструмент непрерывной струей, которая членится на равные отрезки быстрыми движениями языка. Исполнитель при этом как бы произносит слоги ту-ту-ту... Принцип работы языка тот же, что и в медленном темпе. Качество штриха зависит от ясности и определенности атаки, от характера звучания и округлости стационарной части, от четкости цезур, отделяющих звуки. Все эти элементы штриха staccato нужно сначала отработать в медленном темпе, а затем постараться сохранить их и в более быстром движении.

Беглость staccato во многом зависит от врожденных задатков музыканта. Однако за редчайшими исключениями исполнитель может благодаря систематическим упражнениям с успехом преодолеть этот сложнейший исполнительский барьер. В немалой степени успех будет зависеть от правильной техники исполнения штриха. Во время исполнения staccato в мышцах губ, языка, нижней челюсти и шеи не должны возникать дополнительные напряжения. Кончик языка не должен отрываться от основания нижних зубов. Струя воздуха, посылаемая в инструмент, прерывается той частью языка, которая расположена несколько выше его кончика. Амплитуда колебаний языка должна быть минимальной, а зона колебаний – локализоваться в районе кончика. Недопустимы колебания языка в области его корня.

На первом этапе работы над staccato молодые музыканты очень часто чрезмерно зажимают трость губами. Язык тоже становится скованным и напряженным и теряет подвижность. Освободить губы помогает опора дыхания. Staccato, исполяемое на дыхании, хорошо поддерживаемом мышцами брюшного пресса, звучит свободно, легко и изящно во всех нюансах, в том числе и в самых тихих.

В пределах своей зоны штрих staccato может приобретать различные оттенки. Изменяя характер атаки и соотношение звучащей и не звучащей частей ноты, можно получить сухое и отрывистое staccato, легкое, изящное, округлое, тяжелое и т. д. Одна из модификаций staccato – staccatissimo – является особенно популярной. Staccatissimo – самый расчлененный и короткий штрих. В нотной записи он обозначается черными клинышками.

Staccatissimo требует острой, отрывистой атаки. Очень короткая стационарная часть звука составляет всего ¼ обозначенной в нотах длительности. Отрывистое окончание звука осуществляется с помощью резкого движения языка. Исполнитель при этом как бы произносит закрытый слог тут, гласная в котором предельно сокращена. В быстром темпе две соседние согласные сливаются в одну, образуя последовательность слогов: ту-ту-ту... Гласные здесь должны быть предельно короткими, а согласные – более продолжительными, чем в простом staccato.

Двойное staccato. В основе двойного staccato лежит комбинированная атака звука, сочетающая в себе основную и вспомогательную атаки. Основная атака прерывает воздушную струю, посылаемую в инструмент, прикосновением языка к пасти трости, вспомогательная – прикосновением задней спинки языка к нёбу. Движения языка при этом очень похожи на те, какие он совершает, поочередно произнося согласные: т-к-т-к-т-к... В простом staccato язык одним движением (ту) извлекает один звук. В двойном staccato язык одним сложным движением (туку) извлекает два звука. В этом кроется секрет его беглости.

Приступать к изучению двойного staccato учащийся должен лишь после того, как сформируется его аппарат, и он овладеет основными элементами исполнительского мастерства. В частности, к этому времени он должен достаточно свободно владеть простым staccato. Как правило, изучение двойного staccato начинают на материале гамм. В дальнейшем сферу его использования обязательно следует расширить.

Штрих martele (от франц. Marteler – молотить, чеканить) в нотной записи обозначается вертикальной вилкой над или под нотой, обращенной острием в противоположную от головки ноты сторону. Каждый звук при этом штрихе извлекается резкой и даже грубой атакой, поддержанной энергичным выдохом. Стационарная часть полнозвучная, укороченная, в динамическом отношении ровная. Характерной чертой штриха является мгновенная остановка звука на всем ходу с помощью языка. Вследствие такого окончания между звуками возникают четко выраженные, резкие паузы. Martele – энергичный, настойчивый, волевой, несколько ударный, грубый штрих. Сфера его применения ограничена громкими нюансами и сравнительно умеренными темпами.

Комбинированные штрихи. Они образуются вследствие сочетания элементов различных штрихов. В сравнении с простыми штрихами комбинированные, как правило, отличаются более сложным артикуляционным характером. К группе комбинированных штрихов принадлежат различные сочетания legato и staccato.

Яркость звучания этих штрихов зависит от контрастности сопоставления их легатных и стаккатных элементов. Поэтому, работая над штрихами подобного рода, необходимо добиваться острого, чеканного staccato. «Смазаное» staccato, сглаживая контрастность, лишает комбинированные штрихи свойственной им артикуляционной характерности.

Комбинированные штрихи, сочетающие и сопоставляющие различные артикуляционные приемы, позволяют осветить некоторые особенности внутреннего строения мелодии, яснее выявить интонационный строй мотива, подчеркнуть особенности метроритмического рисунка. Благодаря своей способности разнообразить фактуру комбинированные штрихи чаще всего употребляются в эпизодах разработочного характера.

Колористические штрихи. Колористические штрихи весьма различны по характеру звучания, выразительным возможностям и способу исполнения. Основа их выразительности заключается в колоритном эффекте, который становится главным элементом музыкальной интонации.

Штрих portamento (от итал. Portale – переносить) представляет собой особый способ соединения звуков с помощью легкого замедленного интонационного скольжения. По характеру звучания portamento приближается к укороченному glissando. В отличие от glissando, которое всегда обозначается композитором, исполнение portamento часто предоставляется на усмотрение исполнителя. В тех случаях, когда portamento предписывается автором, его обозначают прямой или волнистой линией, над которой иногда пишут слово glissando или сокращенно gliss. Штрих portamento осваивается учащимся на заключительном этапе развития его исполнительского мастерства.

Штрих frullato (от итал. Frullare – вращаться) возникает вследствие частого периодического прерывания дыхания, посылаемого в инструмент. По звучанию этот штрих приближается к тремоло струнных.

Существует два типа frullato: языковое и горловое. Для того чтобы воспроизвести языковое frullato, исполнитель должен, сообщив языку упругое состояние и приблизив его кончик к нёбу, как бы произнести звуки трррррр... Воздух, стремясь пробиться, будет отклонять кончик языка от нёба. Кончик языка благодаря упругости будет стремиться вернуться в исходное положение. В результате взаимодействия этих двух сил воздух будет периодически прерываться, создавая тремолирующий эффект. В основе горлового frullato лежат колебания мягкого язычка, напоминающие те, которые возникают во время полоскания горла.

Каждое из двух типов frullato отличается своей неповторимостью. Языковое – несколько хриплое и грубоватое, горловое – более мягкое. Исполнитель должен овладеть обоими типами frullato с тем, чтобы использовать то или иное из них в зависимости от содержания и характера исполняемого произведения.

В нотном тексте frullato обозначается словами frullato, Flatter-zunge, иногда сокращенно Flat., или нотой с трижды перечеркнутым штилем.

Список литературы

1. Апатский В., Терехин Р. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.

2. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1962.

3. Должиков Ю. О технике дыхания на духовых инструментах. – М., 1983.

4. Иванов А. Методика индивидуального обучения на духовых инструментах. – К., 1991.

5. Федотов А. А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическое сообщение «Работа над техникой в младших классах».

   Чтобы обучать детей и обеспечить им успех и радостные воспоминания, педагог прикладывает массу энергии, знаний, умений и навыков,  педагог на уроке усердно творит, приду...

классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуац...

Методическое сообщение “Работа над инструктивным материалом с учащимися начальных классов (гитара)

Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т. д. — приобретается...

Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов ДМШ

специфика духовых инструментов, а также основные задачи концертмейстера в классе духовых инструментов...

открытый урок в классе духовых инструментов в ДМШ

quot;роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением - репетиционный процесс и предконцертное выступление"...

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов...