классный час для учащихся класса духовых инструментов на тему "Оркестровая этика"
классный час по теме

Иргалин Рамазан Абдрахманович

Материал направлен на воспитание оркестровой этики у учащихся , закреплению правил поведения в оркестре, используется интересный прием, когда преподаватель вместе с детьми анализирует жизненные ситуации .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkestrovaya_etika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Классный час

на тему «Оркестровая этика»

 для учащихся класса духовых инструментов

(подготовил преподаватель Иргалин Р.А.)

Цель:

  1. Воспитывать оркестровую культуру учащихся.
  2. Формировать ответственное отношение к выполнению общего дела.

Задачи.

  • Закрепить правила поведения в оркестре,
  • Отрабатывать навыки ухода за своим музыкальным инструментом, готовить его к выступлению.
  • Сплочение коллектива, создание эмоционального настроя.

Оборудование

Духовые инструменты, средства по уходу за инструментами: паста-гойя, чистящие пасты, масло для смазывания составных частей инструмена,ветошь.

Структура и содержание классного часа

1.Вступительная часть

Преподаватель:

           Объясните смысл афоризма:

 «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (Джонотан Свифт)

       В этикетной культуре разных народов есть общечеловеческие нормы: быть приветливым, доброжелательным, желать друг другу при встрече здоровья, благополучия, успеха в делах, выражать сочувствие и сострадание в беде.

            Но эти нормы учтивости у разных народов имеют неодинаковую форму выражения. Они зависят от исторических традиций, условий жизни людей.

         Например, у европейцев принято во время беседы смотреть в глаза собеседника.

         У азиатских народов считается неприличным, если во время беседы женщина будет смотреть в глаза мужчине. Когда выступает японский оратор, он не смотрит на вас. Его взгляд направлен куда-то в сторону. Америкаец, привыкший смело смотреть в глаза другому, воспринимает такой блуждающий взгляд японца, как признак лукавства.

      «Если кто стоит перед тобой и на тебя не смотрит, не верь ему»- утверждает их пословица.

         Улыбка у всех народов означает доброжелательность и хорошее настроение. Если русский широко улыбается при встрече – он искренне выражает свою радость.

       В Англии, США вам могут улыбаться, не испытывая  к вам дружеского расположения. У них принято быть привеливыми, улыбаться при встрече. Японец на работе сообщает, что у него заболел жена. При этом широко улыбается не потому, что рад, а потому, что японский этикет считает неприличным показывать посторонним свое душевное состояние, свое горе. Перекладывать свои неприятности, беды там не принято: у каждого своих забот хватает.

Всеволод Овчинников, журналист, долго живший в Японии, глубоко изучил культуру общения, принятую в этой стране. Вот некоторые отрывки из его интересной книги «Ветка сакуры».

«Зрелище это поистине незабываемое. Заметив знакомого, японец считает долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на проезжей части улицы и прямо на него движется автобус. Затем он сгибается в пояснице так, что ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв в таком положении, осторожно поднимает глаза. (Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом).

Наша страна, Россию, многонациональная, все ее народы имеют свои традиции, свою культуру общения. Надо быть внимательным к чужим традициям, культуре общения и уважительно к ним относиться. Недаром у русских сложилась пословица: «В каком народе живешь, того обычая и держись»

                                Что означает слово «традиция»?

  Что перешло от одного поколения к другому, что унаследованно от предшествующих поколений. Обычай - установившийся порядок в поведении, в быту.

II. Часть.

Преподаватель:

 А сегодня мы поговорим об оркестровой этике.

Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе. Оркестр – коллективное исполнительство, где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла.  Не легко ощущать себя частью целого. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Перед нами стоит задача - укрепить единство нашего коллектива, создать индивидуальный образ оркестра, со своим творческим почерком.

                    В чем может проявлятьсяся творческий почерк нашего оркестра?

 

Творческий почерк  проявляется в оформлении рабочих оркестровых папок, в оформлении костюмов, в строгой дисциплине. (Ответы учащихся)

                            Поговорим об этикетных ситуациях

Этикетными ситуациями называют ситуации общения людей, различных по возрасту, полу и т.д. В нашем коллективе есть дети разного возраста, есть мальчики и девочки.

А сейчас  рассмотрим ситуации из жизни нашего оркестра, которые показывают не соблюдение правил этикета. 

Ситуация № 1:

 Мальчик обгоняет девочку, резко открывает дверь класса и первый влетает с криком: «Эй ты, Бочка, ты мое место занял».

Оцените поступок мальчика. Что вы можете сказать о переживаниях и моральном облике «изобретателей оскорбления»?

Ситуация № 2:

 Идет настройка инструментов. Один из оркестрантов громко разговаривает с другом по телефону.

 Оцените поступок учащегося.

 Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов. Хорошо настроенный оркестр существенно влияет на качество исполняемых произведений. Предварительная настройка необходима для приведения к единому эталону высоты всех инструментов оркестра с целью чистого интонирования.

На настройку инструментов отводится    5-10 минут и проводится она в полной тишине.

Ситуация № 3:

Перед репетицией  оркестранты готовят свое рабочее место (оркестровые папки,  инструменты, стул, пюпитр), один мальчик бегает по классу, мешает другим. Что произойдет потом, когда начнется репетиция?

Ситуация № 4:

Все оркестранты готовы к репетиции, два мальчика убежали в киоск за булочками.

Оцените поведение этих учащихся.

В нашем оркестре поощряется инициатива, самокритика и справедливая критика своих товарищей в их присутствии и тактичной форме.

 Всем предоставляется возможность проявить свои организаторские способности на благо общего дела.
Навыки совместной игры быстро не приходят, ведь необходимо чувствовать друг друга, как бы открывать для себя своего товарища.

Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов.

 Настройка духовых инструментов производится путем регулирования их частей и кронов. Если задвинуть до отказа все кроны всех инструментов и по средствам сравнения высоты их натуральных звуков, можно определить самый низкий по строю инструмент.

 Оркестрант должен знать дирижерские жесты:  играть  по руке,  понимать указания дирижера и выполнять их.

А сейчас давайте установим  правила, которые  будут соблюдать все участники нашего оркестра.

  1. Приходить на репетицию за 20 минут, на  концерты за час.
  2. Одежда оркестранта для концертных выступлений должна быть опрятной и состоять из белой рубашки, черных брюк, начищенных туфель.

  1. Своевременно готовить рабочее место, в течение 20 мин, до начала репетиции.

  1. Старшие оркестранты должны помогать младшим в подготовке инструмента, сборке пюпитра.

  1. Хорошо знать дирижерские жесты, строго их выполнять.

  1. Во время репетиций не отвлекаться, не разговаривть с соседом, отключить мобильные телефоны.

  1. Быть настойчивым и терпливым в преодолении оркестровых трудностей, старательно исполнять свои оркестровы партии.

  1. Строго соблюдать правила правильной посадки во время игры, сидя: корпус держать прямо, не сутулиться, инструмент чуть опущен к полу, ступни ног плотно прижаты к полу, пальцы, округленные на кнопках инструмента и т. д.

  1. На сцену выходить друг за другом, без суеты.

  1. После выступления красиво поклониться и покинуть сцену.

  1.  После окончания репетиции аккуратно сложить инструменты в футляр,  поставить стулья и  пюпитры на место, собрать  ноты, сложить в  оркестровые папки и  сдать их обзательно дирижеру.

  1. Бережно относиться к оркестровым папкам.


                 III. Заключительная часть.

Важным условием успешного исполнения является хорошее рабочее состояние каждого инструмента, а именно, чистота и смазка  всех выдвижных кронов и помпы и  в целом всего инструмента, правильное хранение в футляре.

Сегодня мы еще раз практически отработаем навыки по уходу за инструментом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ФОРТЕПИАНО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЙ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 5 ЛЕТ.

Содержание программы:1. Пояснительная записка2. Содержание учебного предмета3. Требования к уровню подготовки обучающихся4. Формы и методы контроля, система оценок5. Методическое обеспечение учебного ...

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...

Особенности работы концертмейстера в классе духовых инструментов ДМШ

специфика духовых инструментов, а также основные задачи концертмейстера в классе духовых инструментов...

открытый урок в классе духовых инструментов в ДМШ

quot;роль концертмейстера в работе над музыкальным произведением - репетиционный процесс и предконцертное выступление"...

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

Ансамблевая игра в классе духовых инструментов...