Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса
опыты и эксперименты на тему

Силкина Светлана Михайловна

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР

классного руководителя с учащимися класса

                                                                  Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 10-11 классов

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

с. Алтайское

Декабрь 2014г.

       Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике.

        Не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя.

        Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.

Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются:

  1. повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
  2. раскрытие личных способностей каждого школьника;
  3. постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
  4. развитие положительных нравственных качеств;
  5. развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
  6. мотивация стремления к самосовершенствованию.

Функции портфолио:

 

- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

 - Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.

 - Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.

 - Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

 - Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.

 - Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.

Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.

Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:

  1. портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;
  2. портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;
  3. портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.
  4. портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.
  5. применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

             У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.

           Кроме того, портфолио ученика школы может выражать его собственную оценку происходящей действительности. Психологи считают, что именно оценочно-диагностическое портфолио является основополагающей частью программы развития ребенка.

          Для школьника немаловажную роль играет внешнее оформление портфолио. Оно должно заинтересовывать, привлекать: сухой текст в нем желательно «разбавить» тематическими картинками.

Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио:

  1. электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.
  2. традиционное портфолио в виде папки документов.

Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и преподавателю, и учащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников должен происходить самостоятельно. В случае, если школьник не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.

Принципы формирования Портфолио 

 1. Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.

 2. Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.

 3. Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.

 4. Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

5. Исключить формальный подход к портфолио - "соревнование за количество".

 6.Собираем не только документы "с печатями".

 7. Акцент на содержании, а не на форме.

Портфолио обучающихся может состоять, к примеру, из таких разделов:

 1 раздел: «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе (красиво оформленный титульный лист с фотографией ученика, а также данные об учебном заведении, в котором он учится): «Мое имя, характер», «Мой знак зодиака» рисует  или находит информацию о своем знаке зодиака и описывает его, «Мои друзья», пишется небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются, «Моя школа» включает в себя фотографию школы, описание, когда и кем была построена, сколько человек в ней учится, имя директора, эмблему, гимн,  «Мои педагоги» -  предметы и ФИО педагогов, если есть, их фотографии, описывается характер, внешние данные учителя (добрая, высокая и т.д.), мой любимый предмет и любимый преподаватель, «Мой класс» – фотография всего класса, ниже список детей,  «Расписание уроков» - уложенное в файл красиво оформленное расписание уроков, «Кем я буду, когда вырасту» - здесь ребенок пишет о своей будущей профессии, и почему он выбрал именно ее.

 2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.

 3 раздел: «Мои проекты»,  вкладываются наиболее интересные проекты, выполненные обучающимся за год по предметам.

 4 раздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а  также красивыми рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающие динамику учебных достижений и общеучебных достижений.

 5  раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.

 6 раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителей, родителей и одноклассников.

 Также можно включить в портфолио такие разделы:

 Раздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.

 Раздел «Моя общественная работа»  включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).

 Раздел "Коллектор содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.

 

       Работа над портфолио учеников  в моей системе воспитательной работы продолжается седьмой год. Все начиналось с портфолио класса, которое создавали коллективно, так как у каждого ученика была своя страничка. С 6 класса ребята составляют свои индивидуальные портфолио. Это потребовало выработки положения о портфолио ученика.

Подведение результатов проходит на итоговом классном часе. Кроме подсчета баллов – рейтингов ученики анализируют результаты по предложенным классным руководителем вопросам, определяют, справились ли они с задачами, которые были поставлены ими в начале учебного года.

      В конце каждого  года подводится рейтинг на лучшего ученика по учебной деятельности, по творческой деятельности и на лучшего ученика класса. Кроме этого, отмечаются успехи учеников в различных номинациях («Книголюб класса», «Самый умный», «Самый ответственный» и т. д.).

      На итоговом классном часе “Колесо истории” ребята отвечают на ряд вопросов, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год.

Примерные вопросы:

  1. По учебной деятельности.

– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

– Что порадовало Вас? Какими успехами Вы гордитесь особо?

– Могли ли быть результаты лучше? Что помешало этому? Подчеркните то, с чем вы можете справиться сами. Выделите то, с чем справиться вы не можете самостоятельно и вам нужна помощь или родителей, или учителей.

– Чего планируете добиться в следующем учебном году?

– Какие предметы любимые, почему?

– По каким предметам испытываете трудности, почему?

– Где хотели бы принять участие в следующем учебном году? (школьные олимпиады, научно – исследовательская конференция учеников, всероссийские игры по русскому языку, математике, истории и т.п.)

2. Творческая деятельность.

– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

– В каких мероприятиях вы проявили себя наиболее ярко?

– Какими успехами гордитесь особо?

– Как вы оцениваете свою работу по общественному поручению?

– Чем хотите заниматься в следующем году?

– Зачем вам нужен наш класс? Зачем вы нужны классу?

– Ваши планы на следующий год.

– Пожелание себе и классу.

В начале следующего года ученики перечитывают эти ответы, корректируют, если необходимо, свои планы.

На собраниях родители знакомятся с достижениями своего ребенка.

За годы работы по портфолио наблюдается скачки активности в общественной и творческой деятельности. Ребята проявляют инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс.

А чтобы всего этого достичь, нельзя превращать портфолио в инструмент давления и наказания.

Успешное продолжение этой работы зависит от грамотного поведения всех, кто принимает участие в формировании Портфолио.

 Дети учатся замечать собственные успехи, а, следовательно, саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

 Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.

 Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство оптимизации психических свойств и состояний учащихся

Влияние физического воспитания на развитие двигательных возможностей , мышления, смекалки, ценных морально волевых качеств школьника....

Выступление на педагогическом совете классного руководителя 6Г.9В классов Бабич С.П. 11.04.2014 Успешный ученик. Кто он? Какой?

Сам ребенок успешным не может стать.Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным.  Это более высокая ...