Игра как средство оптимизации психических свойств и состояний учащихся
статья по физкультуре (7 класс) по теме

Анохина Наталья Владимировна

Влияние физического воспитания на развитие двигательных возможностей , мышления, смекалки, ценных морально волевых качеств школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.__igra_kak_sredstvo....doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство оптимизации психических свойств и состояний учащихся.

    Сегодня очень многие заговорили о всеобщем нездоровье нации. Об этом говорят и журналисты, и мамы, в страхе воспроизводящие на свет слабожизнеспособных и вечно болеющих малышей, и высокие государственные деятели. На это указывают и официальные данные, полученные в результате специальных медицинских осмотров. Например, по данным Минздрава, из 6 миллионов подростков 13-15 лет, прошедших профилактический осмотр, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. «Молодое поколение деградирует, на него свалилась психическая эпидемия! Мы вымираем!» Экология. Экономика. Политика. И…. деньги, деньги, деньги! В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился: на 2,9% увеличился удельный вес болезней нервной системы, на 2,1%- костно-мышечной системы, на 1,4%- органов пищеварения; обычным является употребление алкоголя и наркотиков- 24,4%; 65,4%мальчиков и 18,5% девочек участвуют в драках; 12,9% мальчиков и 22,9% девочек указали на мысли о самоубийстве.

          Систематические занятия «вне интереса»- это систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости – флустрации. Это состояние - основа для развития глубокого психического нарушения. Массовый рост курения и наркомании среди школьников происходит из-за глубокого угнетения и как следствия угасания интереса к живой жизни.

          Физическое воспитание - совершенно особый предмет, который  затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Адекватные формы физического воспитания способны  не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на одном предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, навыков и умений, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.

            Все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проявлению агрессивного поведения, причина которого - социальная напряженность в обществе. Усиливают психическую напряженность у школьников видеофильмы, печатные издания, пропагандирующие насилие. Школьники в этот период жизни не в состоянии произвести нравственный отбор в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год способствует привыканию школьников к проявлению агрессивности, она закрепляется в поведении, а личность в целом деградирует и распространяет свои действия в социальную среду. В этой связи - физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. В этом случае подвижные игры будут занимать важное место в педагогическом процессе. Учитывая относительную доступность подвижных игр, используя их многообразие в целях снижения отрицательных  психических образований у школьников на уроках физической культуры.

           В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм  с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

            Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

             Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.

              В процессе игры активизируются память, представления,  развивают мышление, воображение. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Учащиеся учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры воспринимаются как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание,  выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижные игры учат искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, учащиеся  практически упражняются  в нравственных поступках, учатся дружить,  сопереживать, помогать друг другу.

            Проанализировав  влияние подвижных игр на развитие различных физических качеств учащихся, можно сделать следующие выводы. Достаточно эффективными оказались игры на гибкость, ловкость, выносливость, скоростно-силовые и силовые способности, а не на быстроту. Игры на быстроту не способствуют воспитанию личностных свойств и психических состояний у учащихся на уроках  физической культуры.

           Подвижные игры на гибкость («Передача мячей», «Палка за спину», «Построй мост») снижают у школьников внешнее психическое напряжение, тревожность, повышают безразличие к препятствию, миролюбие, отсутствие психической напряженности  в поведении школьников. Подвижные игры на ловкость («Кто сядет первым», «Чехарда», «Обруч на себя») также позитивно влияют на психическое состояние учащихся. Это проявляется в снижении агрессивности и повышении миролюбия. Очевидно, что подвижные игры на гибкость и ловкость снижают у школьников психическую напряженность. Нельзя положительно охарактеризовать влияние игры на быстроту в сравнении с ловкостью и другими физическими качествами, так как они направлены только на снижение самооценки и миролюбия. На уроках физкультуры не должны доминировать игры на быстроту(«Черные и белые», «Убегай-догоняй»), так как психические процессы еще несовершенны и возможны психологический и физиологический стрессы у школьников. Игровые действия на силу («Бой петухов», «На прорыв», «Тяни в круг») снижают тревожность, сдержанность, приводят к психической напряженности при выполнении двигательных действий на уроках физической  культуры. Сравнительная характеристика позволяет утверждать, что подвижные игры на выносливость более предпочтительны, поскольку вызывают незначительную психическую напряженность в поведении школьников, уравновешивают нервные процессы. Уравновешенности нервной системы способствуют игры на ловкость, гибкость, а вызывают неуравновешенность - на силу и быстроту.

             Можно заключить, что  подвижные игры оказывают разнонаправленное влияние не только на физиологические, но и на психологические процессы у школьников. Наиболее позитивно влияют на них игры на силу, гибкость, координацию и выносливость. Указанные игры снижают у школьников психологические и физиологические стрессы, являются действенным средством оптимизации психического состояния  школьников на уроках физической культуры.

           Таким образом, игра - незаменимое средство развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ученика. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Портфолио ученика как средство оптимизации ВР классного руководителя с учащимися класса

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени ...

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ....

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ...

Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта

Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.Особенности дидактических игр:...