ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.
статья по физкультуре по теме

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_zanyatiy._pravka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

Методика проведения занятий

В используемой нами методике основной формой проведения занятия по аэробике являлись секционные занятия, продолжительностью 1,5 часа, которые проводились с  группой регулярно 2 раза в неделю. С целью успешного проведения каждого занятия были заранее подготовлены инвентарь, аппаратура и музыкальный материал. Занятия имели классическую структуру из трёх частей (подготовительная, основная и заключительная).

При организации занятия использовалась дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Для решения задач секционных занятий классической и танцевальной аэробикой было составлено годовое и поурочное планирование.

Большую роль в организации занятий играло музыкальное сопровождение. Оно было выбрано и составлено в фонограмму в соответствии с требованиями к его применению, учётом особенностей воздействия средств музыкальной выразительности на организм и психику занимающихся, применением различных типов сопровождения (звуколидер, психолидер, фон) в зависимости от поставленных задач. Теоретической основой для выбора музыкального сопровождения стало диссертационное исследование Ю.В. Смирновой (2013).

В подготовительной части занятия аэробикой решалась задача организации занимающихся, психоэмоционального настроя на занятие и подготовки организма к предстоящей работе. Основываясь на рекомендации Ю.В. Смирновой (2013), в начале секционных занятий использовались музыкальные произведения минорного характера, для того чтобы занимающиеся могли «пережить» в движении свои негативные эмоции и постепенно перейти к выполнению движений под бодрую, оптимистичную музыку.

Выбор такой последовательности музыкального сопровождения обоснован тем, что у детей, страдающих депрессией или испытывающих иные негативные эмоциональные состояния, мажорная мелодия вызывает раздражение или даже агрессию. При этом дети, испытывающие психологический комфорт, не испытывают подобного дискомфорта от использования музыки любого характера [36].

Далее выполнялась аэробная разминка на базовых шагах аэробики, а также с различными прыжками и бегом. Все задания выполнялись без пауз отдыха – в системе Non Stop – под музыкальное сопровождение 120 – 160 ударов/мин.

Продолжительность подготовительной части занятия составляла от 10 до 15 минут, в зависимости от поставленных задач.

Основная часть занятия аэробикой в экспериментальной группе была посвящена решению общих задач средствами танцевальной аэробики. Дети разучивали танцевальные комплексы под специально подобранную музыку, совершенствовали технику выполнения движений, добивались согласованности движений с музыкой.

Музыкальное сопровождение задавало эмоциональный фон, образ, стиль и характер движений. Танцевально-образные движения были направлены на отражение 6 базовых эмоций (гнев, страх, печаль, отвращение, счастье, удивление). В их содержание наряду с физическими упражнениями (на развитие координации, физических качеств, двигательных способностей) были включены психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Особое значение имело то, что при выражении эмоций через двигательный канал, их эмоционально-выразительной характеристикой являлась направленность движений, их скорость, темп, амплитуда, слитность (по Смирновой Ю.В., 2013).

Следует отметить, что по рекомендации Смирновой Ю.В. (2013), при выборе конкретных упражнений учитывались наиболее общие ассоциации на те, или иные телесные ощущения и движения. Например, глубокое, медленное, спокойное дыхание вызывает успокоение, в то время как поверхностное, быстрое дыхание ассоциируется с тревогой. Движения, направленные по большой амплитуде вверх или в стороны, позволяют «проработать» отношения с внешним объектом и т.д.

В то же время, в этой части занятия большое внимание уделялось достигнутым результатам ребенка, ведь от этого напрямую зависело психическое состояние каждого подростка и группы в целом. Успешность и легкость запоминания и исполнения элементов танца способствовала радостному настроению внутри группы, развивало желание и интерес к занятию.

Основная часть занятия занимала большую часть времени и длилась 50-60 минут, с небольшими паузами, в которые дети могли собраться с мыслями, настроиться на дальнейшую работу.

Заключительная часть занятия по аэробике главным образом направлена на восстановление организма детей после физической нагрузки. Все упражнения этой части занятия выполнялись под медленную, спокойную музыку стоя на полу или сидя и лежа на гимнастическом коврике. Преимущественно использовались упражнения стретчинга и самомассажа, они позволяли расслабить, растянуть, снять напряжение с тех мышц, на которые пришлась наибольшая нагрузка.

Использование музыкального сопровождения, способствовало также регулированию психического состояния детей – умственной и физической работоспособности, активности коры головного мозга, самочувствия, настроения, активности, возбудимости нервной системы. На заключительную часть отводилось 15-20 минут общего времени.

Помимо физического воздействия на организм детей, заключительная часть позволяла сделать вывод о проделанной работе в направлении улучшения психического состояния занимающихся на занятиях аэробикой. Это выражалось в общей атмосфере занятия, активности детей, проявляемых эмоциях. Большим показателем успешности проводимых секционных занятий стал учет их посещаемости подростками.

Музыкальное сопровождение для секции пионербола, в которой занималась контрольная группа, применялось только в подготовительной части и подбиралось педагогом самостоятельно, исходя из собственных предпочтений.

В основной части секционных занятий занимающиеся контрольной группы отрабатывали элементы игры в пионербол и соревновались в командной  игре.

В заключительной части занятий по пионерболу педагогом сообщались  замечания и рекомендации детям, подводились итоги игры.

В начале и конце педагогического эксперимента для оценки эффективности применяемых методик было проведено тестирование основных функциональных показателей и психоэмоционального состояния занимающихся контрольной и экспериментальной групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство оптимизации психических свойств и состояний учащихся

Влияние физического воспитания на развитие двигательных возможностей , мышления, смекалки, ценных морально волевых качеств школьника....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

Психолого-педагогические условия при построении занятий в танцевальной аэробике

Данная презентация может быть использована в качестве пособия при составлении учебных программ...

Рекомендации для родителей детей по занятиям физкультурой

Рекомендации для родителей детей по занятиям физкультурой:- как определиться, в какую секцию отдать ребенка;- занятия физкультурой дома на спортивном комплексе;- требования к одежде и обуви во время з...

Технологические карты занятий по программе "Танцевальная аэробика".

В разделе представлены технологические карты занятий  по программе "Танцевальная аэробика" :  "Базовые и основные шаги аэробики, "Степ-аэробика", "Стретчинг&quo...

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости ...