Программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа

Анисимова Валерия Вадимовна

Программа по внеурочной деятельности "Основы православной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

курса «Основы православной культуры»

2-3 классы

 

Учитель: Анисимова Валерия Вадимовна

2017/2018 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………… стр. 3
  2. Общая характеристика учебного курса…………………………..…… стр. 5
  3. Описание места учебного курса в учебном плане…………...……… стр. 11
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ………………………………………..………………. стр. 12
  5. Содержание учебного курса…………………………..……………… стр. 15
  6. Календарно-тематическое планирование……………………………. стр. 20
  7. Описание учебно-методического сопровождения ……….………… стр. 24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач, включает его содержательные компоненты с учетом возможностей учащихся младшего школьного возраста и предназначена для использования в первом классе общеобразовательных учебных заведений любого типа.

В программе первого года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Программа для второго года обучения (3 класс) по предмету «Православная культура» разработана на основе авторской программы Шевченко Л.Л Православная культура (духовно-нравственная культура)         2 год обучения. Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2004 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа для второго года обучения по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету "Православная культура» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возрастных особенностей младших школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры.

Преподавание ведется по экспериментальному учебному пособию для начальных классов общеобразовательных школ автора Шевченко Л.Л Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 изданий. Москва Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2004 г.

Соответственно с требованиями программы дети должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, в различных выразительных средствах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

В программе выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1.   Связь православной культуры с жизнью.

2.   Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.

В соответствии с ними поставлены задачи:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

         Принципами отбора материала для программы приняты:

  • принцип нравственной значимости и художественности материала;
  • принцип привлекательности и доступности для детей;
  • принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец
    художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

     Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божьего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворённом по Божиему замыслу.

Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.

Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку; поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление: А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

     С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

     Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

     Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет «Православная культура» относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания". 

     Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал 1 класса закладывает основу для развития этих способностей.

     Таким образом, исходя из особенностей и возможностей
детского восприятия православной культуры, определяется
тематика 1 года обучения:
это годовой круг календарь основных
церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребенка.

     В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

  1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
  2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.
  3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

     Материал программы 1 года обучения включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям школьников. Первый года обучения — это эпизодическое, пропедевтическое изучение. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентации и психологических особенностей младших школьников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота. Они являются интегрирующими при организации основных образовательных элементов содержательных линий, состав которых определен в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».

В соответствии со специфическими компонентами содержания предмета «Православная культура» (духовным, нравственным, эстетическим) в программе второго года обучения углубляются выделенные в программе первого года обучения направления ее постижения:

Православная культура как ценностное отношение к жизни предполагает умение школьника понимать смысл этических правил поведения христиан в соответствии с установленными Богом для человека заповедями; способность узнавать доброе в поступках христианских святых, собственных поступках и поведении окружающих людей и определять свое эмоциональное отношение к нему как радость. В программе первого года обучения было дано христианское определение понятия «добро», как положительной нормы поведения человека, определенной Богом. В программе 2-го года обучения на доступных примерах показана взаимосвязанность положительных этических норм, источники их происхождения, возможность следования им.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках, позволяющую увидеть взаимосвязь между формами отраженной православными мастерами красоты и духовным состоянием радостного предстояния христианина перед Творцом (в изображениях, украшениях, зодчестве православных храмов, в начертании буквиц церковнославянского языка, рисовании орнамента, в сочинении сказок и стихов и т.п.).

Православная культура как способ выражения осваивается посредством изучения языка православного искусства. На втором году обучения начинается знакомство детей с языком православной культуры: со средствами раскрытия ее духовно-нравственного содержания. В произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры, они учатся замечать и различать их основные компоненты: символы, цвета, линии, форму, объем, пространство, композицию. В произведениях религиозного музыкального искусства - жанр, интонацию. На материале религиозного литературного творчества изучают церковнославянскую азбуку и лексику, тексты Священного Писания и богослужения.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные:

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

-уважение к своему народу, к своей родине.

-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

-уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера,

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям

-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Метапредметные:

Познавательные:

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-самим задавать вопросы

-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

-сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

-планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации

-составлять план и определять последовательность действий

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

-слушать и понимать речь других

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-работать в паре, в группе

- обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы

Регулятивные:

-организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя

-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

-составлять план и определять последовательность действий

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации

-принятие и сохранение учебной задачи

Предметные:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1-й год обучения

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем.(9 ч)

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, Дома, храмы), Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

 В ожидании Рождества самого красивого события зимы. (7ч)

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

 Праздники-радости.   (10ч)

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

 Пасха: цвета и звуки весны.(8ч)

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе, Обязанность человека - сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?

 

2-й год обучения

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона - православный праздник).

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Святитель Иоасаф – небесный покровитель Белогорья. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами Должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина.

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И , кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Престольный праздник нашего села. Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и про рок Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).

Радость православной веры.

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в право славном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что « многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примерам для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения, Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время « веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

3ащита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?

Тематическое планирование уроков курса «Основы православной культуры».

1 год обучения.

 

№ уро-ка

Дата

Тема урока

Проблема

Понятия

Планируемый результат

УУД

личностные

Регулятив-ные

Познавательные

Коммуникативные

I четверть

«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

1.

Красота в окружающем мире.

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

красота

-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;

 

 

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2-3.

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотвор-ная.

Чему нас учит прекрасный мир? Привлекать внимание детей к разнообразию

(цветовому, звуковому)

окружающего мира.

Творение Родина, Отечество, Русь православная

- понимать свое состояние и оценивать его;

 

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя,

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

4.

Бог – Творец красивого мира.

В чем люди видят красоту русской земли? Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Священная история Бог, любовь, доброта, красота, Библия.

Храм.

- выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу и т.д.,

 

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

5.

Сотворение человека.

Познакомить с библейской историей о том, как Бог создал Адама и Еву.

Бог

Человек

Образ и подобие Божие

Адам, Ева.

- сдерживать чувства раздражения, недовольства и т.д.;

первоначальные навыки работы в группе

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

 

6-7

Правила жизни, данные людям.

Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

Молитва, Отче наш, послушание, любовь, доброта

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Работать  в паре.

8.

Как изобразить доброе и красивое?

Какого человека называют добрым?

Разработать связь между нравственными и эстетическими понятиями «красивое – доброе – послушание».

Добро, зло.

Ангел

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

9

Как люди покинули Рай.

Почему Бог не оставил Адама и Еву в раю? Познакомить с историей Адама и Евы.

Прощение, злоба, гордость, непослушание, раскаяние

- понимать связь между причиной (плохим поступком) и следствием (наказанием);

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

составлять план и определять последовательность действий

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

II четверть

«В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».

10

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Грусть.

- быть вежливым, вниматель-ным, благодарным;

 

формулирование нравственных проблем

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

11

Добрые и злые люди.

Каин и Авель

Как нужно жить со своими братьями?

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

- объяснить, как связаны между собой понятия «любовь – мир – красота»;

 

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

12

За что были наказаны люди. Потоп

За что Бог наказал людей? Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Грех.

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

 

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовы-вать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

13-14

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

Почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником радости для всего мира? Познакомить с детством Пресвятой Богородицы и введении Её во храм.

Богороди-ца

Архангел Гавриил, Благовещение.

- понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;

- проявить внимание, любовь, заботу

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

15-16

Повторение:«В ожидании Рождества–самого красивого события зимы»

Повторить материал по данной теме.

 

- понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

 

первоначальные навыки работы в группе

Организовы-вать свое рабочее место под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать  в паре.

III четверть

«Праздники-радости».

17-18

Чему мы радуемся зимой. Праздники Рождества Христова».

Чему посвящен праздник Рождества?

Познакомить с рассказом о Рождестве Христовом.

Рождество, Иисус Христос, стыд, слава Богу, неблагодарность.

- назвать основные христианские праздники;

 

 

 

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

19

Зимние радости. Святки.

Что такое Святки? Раскрытие взаимосвязи между этическими и эстетическими понятиями: любовь-благоволение-

Мир-красота-

благодарение.

Мир, благоволение, лень.

- рассказать об основных христианских праздниках;

 

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

20

Праздник Крещения.

Для чего люди крестились?

Познакомить с рассказом о Крещении Христа.

Крестный ход, святая вода.

- понимать и объяснять, почему праздники бывают переходящие и непереходящие;

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушан-ное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

21

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

Как христиане выбирают имя ребенку?

Познакомить с историями о помощи святых.

Ангел.

- приготовить поздравление с днем Ангела или именинами;

- рассказать о своем святом покровителе;

 

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

22

Праздник Дня защитника Отечества.

Что такое Отечество? Кто является защитниками Отечества?

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Православие, Отечество, защитник, герой.

- принимать активное участие в праздничных мероприятиях;

 

Уважение к своему народу, к своей родине.  

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

23

Радости Масленицы. Прощённое воскресенье.

Что означает праздник Масленицы? Познакомить с праздниками (Масленица и Прощёное воскресенье) и их обычаями.

Прощение.

- объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

24-25

Как люди предали Христа.

Какие поступки мы называем предательством?

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.

Иуда, Тайная Вечерня, Распятие, Великий Пост.

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

 

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Слушать и понимать речь других.

26

Повторение: «Праздники радости»

Повторить и закрепить знания по данному разделу.

 

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в речи.

первоначальные навыки работы в группе

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Участвовать  в паре.

IV четверть

«Пасха: цвета и звуки весны».

27

Весенние радости.

Какой обычай на Руси соблюдали в праздник Благовещение? Познакомить с праздником «Благовещения», рассказать о традиционных праздничных обычаях.

Благовещение, Богородица

- рассказать о главных христианских праздниках;

 

Обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

самим задавать вопросы

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

28

В ожидании праздника.

Где и почему распяли Иисуса Христа?

Дать представление о Страстной и Светлой седмицах.

Крест, Плащаница, Голгофа Евангелие.

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

29

Какого цвета праздник Пасхи?

Как празднуется христианами праздник Пасхи? Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Воскресение Христово.

- объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

использовать речь для регуляции своего действия;

30

Праздник дня Победы.

Что такое Радоница? Сопоставить радости – радуги и радоницы – памяти о предках.

Память, герои, радоница.

- рассказать о подвигах по защите Отечества;

 

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за  благосостояние общества;

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

31

Родословие моей семьи.

Как рождается семья? Рассказать о христианском понимании семьи, о том, как рождается семья.

Семья, родословное дерево, предки.

- рассказать о значении отца и матери в семье и доме;

- рассказать об иконах Божией Матери;

- объяснять связь между понятиями «вековое дерево – дерево жизни», «течение реки – течение жизни», «путь к счастью – путь к спасению – дорога жизни»;

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

составлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

32

Мои обязанности.

За что несет ответственность каждый человек? Дать представление об обязанностях человека, христианина.

Обязан-ность, ответственность

принятие и уважение ценностей семьи и общества,  школы, коллектива и стремления следовать им;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

использовать речь для регуляции своего действия;

33

Экскурсия в храм.

Как устроен храм? Познакомить с храмом, его историей, убранством, святынями.

Икона.

- рассказать о значении, назначении и устройстве храма;

- назвать имя святых, которые изображены на иконах;

- правильно вести себя в храме;

- правильно обратиться к священнику или служащему в храме;

- понимать и объяснять, как в храме соединяются два мира: видимый и невидимый.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и  действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Слушать и понимать речь других.

34

Итоговый урок.

Повторить и закрепить знания, полученные в течение учебного года.

 

- понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

контроль

произвольные и осознанные устные высказывания

Участвовать  в паре.

 

 

Тематическое планирование уроков курса «Основы православной культуры».

2 год обучения.

 

Наименование раздела

Название темы

Кол-во часов, даты

Виды деятельности учащихся

Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся

Форма контроля

I.    «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона- православный праздник)»

1

Красота и радость в жизни людей

 

Слушание музыки,

Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа

Вводный (беседа)

2

Буквица славянская. История славянской азбуки

 

Составление словаря терминов и понятий, игра

Творческая работа: рисование

Устный опрос

3

Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

 

Беседа,

Слушание музыки,

Сочинение рассказа

Творческая работа: Сочинить рассказ на тему «Доброе дело»

беседа

4

Православный храм-дом Божий

 

Игра, чтение, беседа

Проект: Возведение храма из цветной бумаги

игра

5

О чём рассказывают иконы

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисунок на тему «Доброта»

Графическая работа (рисунок)

6

Радостный мир православной иконы

 

Работа с книгой

Беседа, слушание музыки

Творческая работа: Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента

пересказ

7

Скорби и торжество в православной иконе

 

Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисование буквы «Г» в стиле русского орнамента

кроссворд

8

Повторение: «Радостный мир православной культуры»

 

Работа с раздаточным материалом

 

Рубежный контроль

(самостоятельная работа)

II. «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина»

9

Праздник Покров Пресвятой Богородицы

 

Просмотр учебных фильмов

Творческая работа: Рисунок «Покров»

Графическая работа (рисунок)

10

Радостные гимны Романа Сладкопевца

 

Слушание объяснений учителя

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: русский орнамент

беседа

11, 12

Какими законами Бог сохранял красоту мира

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

проект: картина Мира

беседа

13

Синайское законодательство

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц

Устный опрос

14

История царя Давида. Псалтырь

 

Просмотр учебных фильмов, устный рассказ на тему

Творческая работа: рисование муз инструмента псалтирь

пересказ

15

Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

 

кроссворд

16

Что мы видим в православном храме

 

Составление словаря терминов и понятий

Проект: панно «Храм»

Рубежный контроль

(опрос)

III.           «Радость православной веры».

17

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: рисование на тему «Рождество Христово»

Графическая работа (рисунок)

18

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: Рисование букв «РХ» в стиле русского орнамента

викторина

19

Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисование буквы «Е» в стиле русского орнамента

Устный опрос

20

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: Рисование буквы «Омега» в стиле русского орнамента

пересказ

21

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: Рисование древа добродетелей

Графическая работа (рисунок)

22

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

 

Просмотр учебных фильмов, устный рассказ на тему

Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»

Графическая работа (рисунок)

23

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: рисование на тему «Счастье»

беседа

24

Радость послушания. Дети и родители

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: сочиняем сказку «О послушании»

Устный опрос

25

«Небесное веселье». Христианские мученики

 

Просмотр учебных фильмов, беседа

Творческая работа: Рисование буквы «М (мыслете)» в стиле русского орнамента

пересказ

26

Радости православной веры

 

Игра, чтение, устный рассказ на тему

Творческая работа: Рисование буквы «П (покой)» в стиле русского орнамента

Рубежный контроль

(опрос)

IV.   «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

27

О чём рассказывают создатели православной культуры

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц

беседа

28

Благовестие спасения

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Творческая работа: Рисование буквы «И» в стиле русского орнамента

Устный опрос

29

Воля Божия и воля человеческая

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Проект: сочиняем сказку «О любви счастье»

Устный опрос

30

Радость праведных

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Творческая работа: Рисование буквы «К»  и «Ж» в стиле русского орнамента

беседа

31

Праздник праздников. Торжество торжеств

 

Игра, чтение, устный рассказ на тему

Праздник «Вместе Пасху мы встречаем!»

игра

32

Защита веры. Святые люди

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц заставных

пересказ

33

Доброта и милосердие христианина

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: сочиняем сказку «О милосердии»

беседа

34

Какой он, христианин?

 

Работа с книгой

Беседа, 

 

Итоговый контроль

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

  1. Шевченко ЛЛ. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. Книга первая. 7-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 112с.
  2. Шевченко ЛЛ. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. Книга вторая. 7-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 115с.
  3. Шевченко ЛЛ. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  4. Шевченко ЛЛ. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  5. Библия для детей/сост. И.Н. Полянская; худож. С.В. Борисова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 223, [1] с.: ил.
  6. Воздвиженский П.Н. Моя первая священная книга. М.: ФГУП Издательство «Известия», 2009. – 112с., цв. илл.
  7. Иллюстрированная библия. Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея/ под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 304 с.: ил.
  8. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) – Смоленск, 2013. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006...

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006...

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура для 2-4 классов

Материал содержит рабочую программу и КТП внеурочной деятельностипо православной культуре для 2-4 классов...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православные святые" для 7 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Проектная деятельность «Православные святые»», имеющая духовно-нравственную направленность, составлена на основе авторской п...

Программа по внеурочной деятельности "Православное краеведение"

Рабочая программа по развитию детей в области православного краеведения....