Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Мы - исследователи"
занимательные факты

Иргалиева Алия Тюмуркановна

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей  группы "Мы - исследователи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 с углублённым изучением математики структурное подразделение детский сад «Берёзка»

Принято:                                                       Утверждаю:

педагогическим советом                               Зам. по УВР МОУ СШ №2

протокол № 1 от                                           СП д/с «Берёзка»

«__» __________2016 г.                              ____________Другова Л.А.    

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности

«Мы – исследователи»

для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет

Составитель:

воспитатель 1 кв. категории

Голованова Анна Константиновна

Каргополь

2016 г.

Пояснительная записка

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Актуальность выбранной темы

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною   разработана программа кружка « Мы - исследователи» для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы – развитие у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Расширять  представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
  5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,   удовлетворять детскую любознательность.
  6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  7. Развивать умственные способности детей.
  8. Активизировать речь и обогащать словарь детей
  9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формы работы:

  • занятия,
  • экскурсии,
  • проведение опытов,
  • игры,
  • совместная и самостоятельная деятельность

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
  • Устав ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Положение о работе кружковых объединений
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ
  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

Принципы обучения:

Программа построена на основе следующих принципов:

- доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В  работе  применяются следующие методы обучения:

- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

-      игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

-      наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;

- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)

Ожидаемый результат

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование исследовательских умений, а также  самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения  программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Диагностика представлена в Приложении № 1.

Каждый воспитанник должен уметь:

  • выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предложить возможные решения;
  • проверить эти возможные решения;
  • сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применить выводы к новым данным;
  • сделать обобщение.

Показателями результативности реализации программы кружка

является:

-        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

- рост  уровня   любознательности, наблюдательности;

- активизация  речи  детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Организация исследовательской деятельности воспитанников

Освоение программного материала  кружка «Мы- исследователи» рассчитано на один учебный год: средняя группа (4-5 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется 1 раз в неделю по 20 минут в уголке экспериментирования в группе.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом,  если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Уровни реализации исследовательского обучения:

-  на первом уровне (сентябрь-октябрь) педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предоставляется детям осуществить самостоятельно;

- на втором уровне (ноябрь –январь) педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребята ищут самостоятельно ;

- на высшем, третьем уровне (февраль – май), постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Структура проведения игры - эксперимента:

  1. постановка, формулирование познавательной задачи;
  2. уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
  3. выдвижение предположений, отбор способов проверки,   выдвинутых         детьми;
  4. проверка гипотез;
  5. проверки итогов, вывод;
  6. фиксация результатов;
  7. вопросы детей.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;

Список используемой литературы

  1. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
  2. Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);
  3. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок  в  мире  поиска»
  6. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
  8. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
  9. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно»;
  10. Шапиро А. И. « Секреты знакомых предметов»;
  11. Потапова Л. М. «Детям о природе, экология в играх»;
  12. Левитман М. Х. «Экология – предмет: интересно или нет?»;
  13. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»;
  14. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Рабочая программа кружка по математике"Проектная деятельность"

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышдения......

Дополнительная общеобразовательная общеразвиающая программа для дошкольников "Познавательно-исследовательская деятельность"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно найти ответы  на все интересующие вопросы дошкольник не может. У него недостат...

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности "Мы- исследователи" для детей среднего, старшего и подготовительного возрастов.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и ...