Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада Тема: «Красота народного костюма»
план-конспект

Васильченко Надежда Васильевна

Цель занятия: познакомить детей с особенностями русского и татарского национального костюма.

Задачи:

  1. Учить различать женские и девичьи головные уборы в русском костюме и татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
  2. Развивать интерес к народной культуре своего края.
  3. Продолжать учить создавать свои узоры на головных уборах, используя элементы татарского и русского орнаментов.

Предшествующая работа:

  • Беседа о традиционном комплекте в русском  народном костюме и татарском.
  • Рассматривание головных уборов, элементов их узоров с целью ознакомления с их значимостью.
  • Гендерный подход в процессе занятия: предложить мальчикам шаблоны тюбетеек, сапог, картузов и фуражек, графические портреты мужчин.

Материал: изобразительный материал на выбор детей,  дополнительный материал для украшений (пайетки, тесьма, ленты), шаблоны мужских и женских, русских и татарских головных уборов и изображение лиц, салфетки, клей ПВА, музыкальный диск для фона. Демонстрационный материал: элементы узора на каждого ребёнка.

Практическое задание: украсить шаблоны головных уборов и наклеить на изображение головы, используя дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc994 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №125 г.Челябинска»

Конспект

занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада

Тема: «Красота народного костюма»

Выполнила:

ПДО ИЗО,

Васильченко Н.В.

Челябинск

Конспект

занятия по рисованию в старшей группе детского сада

Тема занятия:  Красота народного костюма.  Головные уборы.

Цель занятия: познакомить детей с особенностями русского и татарского национального костюма.

Задачи:

  1. Учить различать женские и девичьи головные уборы в русском костюме и татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.
  2. Развивать интерес к народной культуре своего края.
  3. Продолжать учить создавать свои узоры на головных уборах, используя элементы татарского и русского орнаментов.

Предшествующая работа:

  • Беседа о традиционном комплекте в русском  народном костюме и татарском.
  • Рассматривание головных уборов, элементов их узоров с целью ознакомления с их значимостью.
  • Гендерный подход в процессе занятия: предложить мальчикам шаблоны тюбетеек, сапог, картузов и фуражек, графические портреты мужчин.

Материал: изобразительный материал на выбор детей,  дополнительный материал для украшений (пайетки, тесьма, ленты), шаблоны мужских и женских, русских и татарских головных уборов и изображение лиц, салфетки, клей ПВА, музыкальный диск для фона. Демонстрационный материал: элементы узора на каждого ребёнка.

Практическое задание: украсить шаблоны головных уборов и наклеить на изображение головы, используя дополнительный материал.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня на музыкальном занятии, вы познакомились с играми, песнями и танцами разных народов.

 А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Южном  Урале?      (русские, татары, башкиры, украинцы  и д.р.)      

Обратите внимание, что  не обычного в  оформление кабинета вы увидели?     (костюмы)

На нашем занятии мы продолжим знакомство с традициями  разных народов, познакомимся с основными  элементами русских и татарских народных костюмов, как мужских, так и женских, а также с элементами костюмов жителей Урала.

В таких костюмах можно встретить людей на улицах города?

Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?

Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.

Где же сегодня, в современной жизни мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?

В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен. А ещё на картинах художников.

Хотите посмотреть, как одевались наши прабабушки и прадедушки? Я приглашаю вас, в видеозал.

Слайд  №1  (2 фото)

(Русский женский, мужской, Уральский праздничный национальный  наряд)

Женский - это белая рубаха с мягкими складками по вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом с золотым шитьём, а это более древний комплект – понёва – прабабушка современной юбки, рубаха с расшитыми узорами по плечу, запон.

Слайд №2  (2 фото)

А вот нарядный сарафан Уральских казачек. Чем он отличается? 

 (Зелёного цвета)

Слайд  №3  (1 фото)

     Мужской – рубаха, порты (штаны), пояс  расшитый орнаментом или со словами         пожеланием добра, на ногах лапти или сапоги.  

Слайд  №4  (3 фото)

                 (татарский женский и мужской национальный костюм)

 Сейчас перед  вами татарский национальный костюм – рубаха, камзол, шаровары, сапоги – ичиги. У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, сапоги ичиги из мягкой кожи. Всё расшито орнаментом,  который включает в себя растительные  элементы  узора (цветы, листья, веточки).

Ребята, а ведь мы совсем забыли ещё об одном очень важном элементе костюма.  О каком?

 Правильно, о головном уборе.  Рассмотреть тюбетейку.

 Татарский головной убор (1 фото) - мужчины и женщины носили тюбетейки.  Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками. Какие элементы вам знакомы? Назовите их. Рассмотреть форму, цвет тюбетейки. Каждая деталь русского  костюма носила  свой определённый смысл.

Слайд  №5  (4 фото)

Девичьи накосники, повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. Девушки имели право «светить»  волосы, т.е. ходить простоволосыми, демонстрировать свои волосы. В косы вплетали «косники».

C:\Users\Таня\Desktop\__(61)~1.JPG  C:\Users\Таня\Desktop\8.jpg   C:\Users\Таня\Desktop\Врубель Михаил Александрович «Царевна-Лебедь» 1900.jpg   C:\Users\Таня\Desktop\97.jpg

Слайд  №6  (3 фото)

 Женские головные уборы: женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах назывался по - разному:  кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник  расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани.  Они нередко украшены изображениями звёзд, солнца, древа и птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка), сорока. Все это связано с образом неба. Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения    символизировали струи дождя, капли росы, падающие  на землю-матушку. Головной убор в России носили, как правило,  замужние женщины.  В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. Поэтому, сорвать с женщины головной убор, считалось самым грубым оскорблением. Вы,  наверное, слышали слово «опростоволоситься», то есть опозориться. Нельзя было выходить из дома, заниматься домашними делами с непокрытой головой. 

Слайд  №7  (1 фото)

Мужские головные уборы: шапка из сукна или войлока, картуз,  зимой  Уральские казаки носили папахи, а летом – заменяли шапки фуражками. 

 

Слайд  №8  (1 фото)     

Великие художники прошлого, часто изображали  русских красавиц в национальных костюмах, а поэты писали о них стихи. 

Константин Маковский «Русская красавица»

Есть женщины в русских селеньях

С  спокойною важностью лиц,

С  красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

                   

 Их разве слепой не заметит!

А  зрячий о них говорит:

Пройдёт – словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублём одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде  красива,

 Во всякой работе ловка.  

         (Н. Некрасов)

(картины художников)  И. Аргунов, М. Врубель, А Венецианов. 

В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную работу - умели шить сапоги, плести лапти, катать валенки. Интересно сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцам? Как сегодня называют людей, которые придумывают и украшают новые модели одежды? (модельеры, дизайнеры). Цвет, узор, силуэт русских сарафанов, понёв, рубах до сих пор вдохновляют современных художников – модельеров    Ребята, я принесла вам, шаблоны головных уборов и очень хочу, чтобы вы сегодня, хотя бы ненадолго, стали дизайнерами и украсили головные уборы для артистов народного танца. Хотите попробовать? Тогда выбирайте материал, которым будете работать (краски, фломастеры, дополнительный материал – бусы, пайетки, стеклышки- стразы  и д.р.), шаблоны головных  уборов и начинайте работать. А я буду старшим дизайнером и помогу вам.  На моем столе вы найдете много предметов украшения, которые могут вам понадобиться.

 Работа детей под звуки народной музыки.

Физкультминутка.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,  -  (покрутить головой)

Вас бы это рассердило,

Или радовало это? –  (покачать головой)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным, - (наклоны)

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным! – (прыжки на одной ноге)

После окончания работы, рисунки вывешиваются на доске и проводится самооценка.  Педагог хвалит детей за умелость и угощает национальным татарским блюдом «Чак-чак».

Для подготовки презентации и конспекта занятий использовались материалы следующих сайтов:

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Конспект игры-занятия в подготовительной группе детского сада « В страну Снежной королевы» в двух циклах.

Знакомство детей с  культурой народов севера, с природными условиями,  со средствами передвижения (оленьи и собачьи упряжки),  музыкальным инструментом(бубном), слушание этническо...

Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения

Занятие с детьми, имеющими нарушения жрения, направленное на закрепление лексической темы "Животные жарких стран". В занятии использовано пособие ЮНЕСКО - иллюстрированные книжки для слепых детей. Зан...

"Осенние подарки". Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе детского сада.

В предверии осенней поры многие педагоги, в том числе и музыкальные руководители, ищут, пишут осенние" сценарии"или творчески перерабатывают чьи-то идеи и находки. Надеюсь, что и мой конспек...

Занятия по аппликации для детей подготовительной группы детского сада на тему: «Люблю березку русскую…»

Занятие по аппликациис использованием нетрадиционных материаловдля детей подготовительной группыдетского сада на тему: «Люблю березку русскую…»...

Конспект занятия по РЗВ в подготовительной группе по лексической теме "Транспорт"

В данном материале содержится конспект занятия по РЗВ для детей подготовительной группы по лексической теме "Транспорт", раздаточный и демонстрационный материал....