Нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере дополнительного образования
методическая разработка

Методическая разработка содержит основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на реализацию прав ребенка, развитие сферы дополнительного образования детей в контексте стратегических документов системы образования, нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования, дополнительное образование в свете Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, локальные акты образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starushenkok.v._referat_pedagogikado_m1.docx58.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере дополнительного образования

Старушенко Ксения Вадимовна

Руководитель ОДОД, педагог ДО

10 ноября 2017 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………………..…2

  1. Основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на реализацию прав ребенка……………………………………………………….……….3
  2. Развитие сферы дополнительного образования детей
    в контексте стратегических документов системы образования………………………4
  3. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования………………………………………………………….9
  4. Дополнительное образование в свете Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»………………………………………………………………..10
  5. Порядок организации и осуществления образовательной
    деятельности по дополнительным общеобразовательным программам……………13
  6. Локальные акты образовательной организации……………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………………………19


Введение

Дополнительное образование должно стать доступным для каждого ребенка. Каждый ребенок должен получить возможность развить свой талант — в сфере точных или технических наук, в спорте, культуре и так далее. Очень важно модернизировать нашу систему дополнительного образования — сделать ее интересной для детей, наполнить современным содержанием, обновить инфраструктуру.

…перед Минобнауки стоит важная задача — в течение нескольких лет серьезно увеличить число детей, получающих дополнительное образование: увеличить охват детей с 50% до 75%, таким образом, очень серьезно повысить уровень госгарантий в области дополнительного образования…

Д. Ливанов, Министр образования и науки РФ

В  последние  годы в нашей стране  наблюдается  качественный рост и развитие всей  системы дополнительного образования.  Дополнительное образование сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Учреждения дополнительного образования ориентированы на развитие мотивации к познанию и творчеству, реализацию дополнительных  образовательных программ и услуг в интересах  личности, общества, государства. Дополнительное образование детей позволяет обеспечить растущую конкурентоспособность России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в законодательных, нормативно-правовых и государственных программных документах.

Нормативно-правовое обеспечение воспитания и дополнительного образовательной детей является одним из основополагающих факторов, который обеспечит их эффективное функционирование и развитие в современных условиях. Актуальной остается задача обновления нормативных документов как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях, так как нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В связи с этим наравне совершенствования нормативно-правовой базы становится и компетентность педагогических кадров в ее использовании.

В систему нормативно-правовых документов, регулирующих сферу образования в Российской Федерации, входят документы 4-х уровней: федерального, регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения (локальные акты). Кроме того, выделяются международные правые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в отношении защиты прав ребенка.

Совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, составляют его нормативно-правовую базу.

  1. Основополагающие нормативно-правовые документы,
    направленные на реализацию прав ребенка

Основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на реализацию прав ребенка, это такие документы, которые включают в себя: защиту его (ребенка) от всех форм жестокого обращения, защиту его права на образование, права на охрану здоровья, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

На международном уровне основополагающими документами являются Декларация прав ребенка (1959 год), и Конвенция о правах ребенка (1989 год). Они  провозглашают ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывают строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

На федеральном уровне основополагающими документами являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон «Об образовании в РФ».

Рассмотрим данные документы в аспекте права на образование:

  1.  Декларация прав ребенка (1959г) провозглашает, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства (принцип 2); что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на
    начальных стадиях» (принцип 7).
  2. Конвенция о правах ребенка (1989г) провозглашает, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29).
  3. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993г), как высший правовой акт РФ, гарантирует и провозглашает, что «каждый имеет право на образование» (статья 43).
  4. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
  5. Федеральный закон Российской Федерации (от 29.12.2012г) N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование, общедоступность и бесплатность образования путем создания органами государственной власти и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий (статья 5).

Таким образом, следует отметить, что права ребенка обозначены и закреплены на международном и национальном уровне, в том числе закреплены права ребенка на образование на  развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и  основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок  проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку  ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

  1. Развитие сферы дополнительного образования детей
    в контексте стратегических документов системы образования

Дополнительное образование детей можно выделить как одну из  приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Ниже рассмотрим наиболее важные за последнее десятилетие документы,
в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ. Он определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывает, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».
  3. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015гг направлена на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.
  4. Государственная программа  «Развитие образования 2013–2020 гг» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одна из основных задач - «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются чуть более 50 процентов детей в
    возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент образовательного процесса и реализуется через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности.
  5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.
  6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010г была направлена на создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

Так же был принят ряд документов, направленных на модернизацию сферы дополнительного образования:

- приняты Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области культуры и спорта;

- утвержден «Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- разработана Модельная программа по развитию системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ. Она включает в себя меры по созданию благоприятных условий развития системы отдыха, оздоровления детей, развитию конкуренции и стимулированию частных инвесторов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ в целях увеличения количества и
качества загородных организаций отдыха, оздоровления детей.

Особое и важное значение на этапе развития системы дополнительного образования имеет Концепция развития дополнительного образования детей. Она разработана Минобрнауки РФ, одобрена Правительством РФ 28 августа и утверждена Распоряжением №1726-р, подписанным Д.Медведевым 4 сентября 2014г. А так же представлен к обсуждению проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Цель этих документов - определение концептуальных стратегических направлений и создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД. В Концепции определены состояние и проблемы и описаны основные цели, задачи и направления развития дополнительного образования и модернизации его инфраструктуры. Предусмотрено расширение роли негосударственного сектора.

Так как это важный нормативно-правовой документ для системы дополнительного образования, рассмотрим его подробнее.

Концепция реализуется в два этапа: I этап – 2014-2017 гг., II этап – 2018-2020 гг.
На I этапе будут разработаны мероприятия и механизмы реализации Концепции, в том числе на региональном уровне. Предполагается внести ряд изменений в законодательство. В субъектах РФ разработают региональные программы развития дополнительного образования и запустят ряд пилотных проектов.
На II этапе результаты пилотных проектов и лучшие региональные практики будут распространять в других субъектах РФ. Особое внимание уделят модернизации инфраструктуры дополнительного образования. Финансировать мероприятия в рамках Концепции предполагается из разных источников: федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также за счет частных инвестиций.

Основные направления реализации концепции:

-Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;

-Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

-Развитие системы управления качеством реализации дополнительных  общеобразовательных программ;

-Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

-Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;

-Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;

-Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;

-Развитие неформального и информального образования.

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

- дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

- сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

- созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

- сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

- семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

- сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

- реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

- обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

- действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

- сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

- созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

- создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

- повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

- сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

- рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

- увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

- укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

- формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

- дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

- повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

- повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

Таким образом,  дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В последние  годы в стране  наблюдается  качественный рост и динамическое развитие всей  системы дополнительного образования.

Дополнительное образование  детей является необходимым звеном системы непрерывного образования, неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса,  направленных на развитие  и формирование  творческих способностей детей, удовлетворения и индивидуальных  потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организации их свободного времени.

  1. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования

Данные нормативно-правовые документы регулируют деятельность учреждений дополнительного образования детей:

3.1. Санитарно-эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.4.3172-14). Утверждены Главным  государственным санитарным врачом РФ.   Это требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

3.2.        Приказ Минобрнауки (от 29.08.2013г) №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам». Разъяснения к приказу.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

3.3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" (Зарегистрировано в Минюсте России 7.06.2013 N 28908). Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.

3.4.        Постановление Правительства РФ (от 10.07.2013г) №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Настоящие Правила определяют порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.

3.5.        Приказ Минтруда России (от 18.10.2013г) N544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н).

Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Подведем итог: Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования – неотъемлемая составляющая качественного дополнительного образования детей. В современных условиях дополнительное образование является уже не просто подготовкой к будущей взрослой жизни, а  непрекращающимся процессом саморазвития и самосовершенствования человека. И начальным толчком служат профессиональные педагоги, ведущие целенаправленный процесс воспитания и  обучения  посредством реализации  дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

  1. Дополнительное образование в свете Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

Сохранение и укрепление законодательного положения дополнительного образования произошло благодаря в первую очередь вступлению в силу Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» 1 сентября 2013г.

Место дополнительного образования в системе образования РФ определено в статье 10 п.2: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».

Таким образом, дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования и определяется как вид образования.

Далее в Законе определяется ценность и значимость дополнительного образования с точки зрения его влияния на формирование личности ребенка. Общая направленность и целевые ориентиры дополнительного образования обозначены в главе 10, ст.75, п.1.: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Так же в Законе определены такие понятия, как образование, воспитание, качество образования, участники образовательных отношений, обучающиеся. Данные понятия актуальны для понимания сущности дополнительного образования.

- Образование представлено как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-
нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Данное понятие максимально расширено и охватывает все, что является основой деятельности учреждения (организации) дополнительного образования детей. Образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

- Воспитание представлено как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Данная  формулировка объединила в себе все ключевые определения «воспитания»,
данные учеными в многочисленных концепциях воспитания.

- Качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

- Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».  

- Обучающийся представляется в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации (статья 33). Для учреждений дополнительного образования закреплено определение «учащийся» (п.2).

В соответствии с новым Законом типология образовательных организаций определяется в зависимости от уровня реализуемых образовательных программам. Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования.  

В статье 23, п. 3.1 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». В то же время в Законе определяется, что  дополнительное образование может предоставляться и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также частными предпринимателями, при наличии соответствующей лицензии (статьи 12, 32, 75).

Положения Закона о программах дополнительного образования важны для педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования.

В соответствии с п.5 статьи 12 Закона, программы «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией». В связи  с этим содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения – это зона ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст.12 п.4, программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (в сфере искусств, физической культуры и спорта). Предпрофессиональные программы в соответствии со ст.83 и 84 предназначены для подготовки одаренных детей. Эти программы впервые для системы дополнительного образования подвергаются стандартизации: к ним предъявляются федеральные государственные требования (ФГТ) на основе минимума содержания, их освоение завершается итоговой аттестацией. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам проводится на основании индивидуального отбора.

В соответствии со ст.13 п.1, п.2, ст.15, ст.16, образовательные программы могут реализоваться «посредством сетевых форм», а также могут использоваться «дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».

В соответствии со ст.2 п.25, определено понятие «направленность программ»: направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы». Данное положение уточнено и конкретизировано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 в документе «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Важным нововведением в Законе является глава 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». Для учреждений дополнительного образования особенно актуальны статьи 77 и 79, касающиеся обучения лиц с выдающимися способностями и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На принятые в организации дополнительные образовательные программы в соответствии с видами и направленностью деятельности выдается
лицензия и выделяется соответствующее бюджетное финансирование (ст. 91).

Статья 29 посвящена формам обеспечения информационной открытости образовательной организации, посредством размещения информационных ресурсов о деятельности образовательной организации на официальном сайте в сети Интернет. В статье дан перечень вопросов, составляющих содержание сайта, и дается ссылка о том, что порядок размещения материалов и требования к содержанию устанавливается Правительством РФ. В настоящее время таким правительственным документом является «Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

Таким образом, в новом Законе дополнительное образование выходит за рамки учреждений дополнительного образования детей и может рассматриваться как структурный компонент во всех видах образовательных учреждений (детских садах, школах, в учреждениях начального профессионального образования, ВУЗах), иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому для обеспечения системного подхода к организации дополнительного образования актуальным является межведомственное взаимодействие организаций, формирование единого образовательного пространства, использование сетевых форм реализации образовательных программ (ст. 15, 29).

  1. Порядок организации и осуществления образовательной
    деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

«Порядок организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)  уточняет и конкретизирует ряд положений Федерального закона.

В  частности уточняется направленность дополнительных образовательных программ (п.9): «Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)».

Так же конкретизируются моменты, имеющие отношение к нормативно-правовым аспектам деятельности учреждения:

-  п.7 содержит примеры видов объединений в которых реализуются дополнительные образовательные программы: клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры;

- п. 9 указывает, что «занятия в объединениях могут проводиться по
группам, индивидуально или всем составом объединения. Количество
учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность»;

- п.15 указывает, что «в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав»;

- п.16.указывает, что «при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально»;

- п.17 указывает, что «формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся определяю организации, осуществляющие образовательную деятельность»;

- п.18-22 раскрывает порядок организации дополнительного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей.

  1. Локальные акты образовательной организации

Локальные акты образовательной организации – это система правовых документов, основанных на нормах законодательства, изданных компетентными органами управления образовательного учреждения и регулирующих отношения внутри данного учреждения.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.30, п.1) гласит, что «образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом». Учредительным нормативным документом образовательной организации является Устав.

Общие обязательные требования к Уставу обозначены в ст.25 Федерального Закона (конкретные сведения об образовательной организации): сведения об учредителе, виды образовательных программ с указанием уровня и (или) направленности, структура и компетенция органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Требования в статье являются обязательными. Во всём остальном руководители могут руководствоваться рекомендациями по разработке устава организации и иными требованиями настоящего Закона.

В соответствии со ст.30, п.2 Закона локальные акты принимаются «по основным вопросам организации осуществления образовательной деятельности», в том числе правила внутреннего распорядка, правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок итоговой и промежуточной аттестации и др.

Локальный акт образовательного учреждения, являясь официальным правовым документом, отличается от других документов издаваемых в письменной форме тем, что содержит необходимые реквизиты:

- наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила внутреннего распорядка);

- дату издания;

- порядковый (регистрационный) номер;

- подпись уполномоченного должностного лица;

- в необходимых случаях визы согласования и печать образовательного учреждения (например, образовательная программа учреждения согласуется с учредителем).

Локальные акты могут издаваться в разных формах: положения, приказы, инструкции, правила. Дадим разъяснения:

- Постановление - локальный акт, содержащий решение высшего коллегиального органа (например, Совета образовательной организации).

- Решение – локальный акт, принимаемый общим собранием (например: Устав, Коллективный договор), педагогическим советом (о принятии программы, о новых направлениях деятельности и новых программах).

- Приказ - локальный акт, издаваемый руководителем учреждения для решения основных, оперативных задач (например: об утверждении образовательной программы, о создании экспертного совета, о разработке положения, о проведении мероприятия).

- Положение – локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации (например: О педагогическом или методическом совете, Об официальном сайте, О методическом объединении, О детском объединении, О порядке промежуточной и итоговой аттестации, Об организации платных услуг).

- Инструкция – локальный акт, устанавливающий порядок и способы осуществления чего-либо. Инструкции определяют права, обязанности, ответственность (например, по безопасному поведению, по делопроизводству, по порядку проведения мониторинга, по организации дежурства).

Текст документа, перед тем как получить статус локального акта, должен
пройти стадии обсуждения в коллективе, согласования с учредителем (если
этого требует уровень локального акта), утверждение и обнародование. Информация о локальных актах должна быть открытой и доступной для коллектива образовательного учреждения.

Можно сделать вывод, что локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления общеобразовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного образовательного учреждения. Он должен отвечать определенным общепринятым принципам: законность, обоснованность, демократизм, системность.

Необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в образовательном учреждении локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически не действующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий – своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.



Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что дополнительное образование  детей является необходимым звеном системы непрерывного образования, неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса,  направленных на развитие  и формирование  творческих способностей детей, удовлетворения и индивидуальных  потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организации их свободного времени.

Учреждения дополнительного образования ориентированы на развитие мотивации к познанию и творчеству, реализацию дополнительных  образовательных программ и услуг в интересах  личности, общества, государства.

Нормативно-правая база является одним из ведущих элементов деятельности образовательного учреждения. Она закрепляет и обеспечивает необходимый минимум финансирования,  штатную численность работников, проектную численность детей, материально-техническую базу. Нормативные документы, подготовленные на основе законодательных и отраслевых документов, обеспечивают социальную защиту всех категорий работников, способствуют повышению эффективности социально-педагогической деятельности и ориентируют педагогические коллективы на высокие конечные результаты.

Нормативно–правовая база определяет значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, способствуя реализации прав детей на получение дополнительного образования, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей. В новом стандарте пересмотрены  требования к материально–техническому  обеспечению  оказания услуги, к  уровню информационного обеспечения потребительских услуг, к уровню кадрового обеспечения.

Рассмотрение в реферате данных важных пунктов помогает провести анализ нормативно-правовой базы в отношении дополнительного образования детей.

Мы убедились, что государство гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.

Убедились, что дополнительное образование детей - неотъемлемая самостоятельная часть системы образования РФ. Дополнительное образование направлено на всестороннее развитие личности  ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.

Удостоверились, что деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормальными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.

И в заключении пришли к убеждению, что одним из приоритетных направлений российской образовательной политики является обеспечение доступности, качества и эффектности дополнительного образования детей, на что и направлены нормативно-правовые документы в данной сфере.


Список литературы

1. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (Актуальные нормативно-правовые акты и документы). Издательство «Перо»
Москва 2014, составитель: к.п.н Буйлова Л.Н.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (распоряжение от 29.12.2014 N 2765-р) –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/

3. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) –

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) –

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р)

6. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)  -

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

7. Федеральный  Закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.

8. Комментарий к Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ред. академика В.Е.Усанова. М., ИНПИ РАО, 2013)

9. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (принята 4.09.14 распоряжением Правительства РФ, №1726-р)

10. Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011г.)//Российская газета. № 147,05.08.98.

11. Локальные акты образовательного учреждения// Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях. : Письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 г

12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р)

http://минобрнауки.рф/документы/2882

13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г.
N 751) // Российская газета. № 196, 11.10.2000.

14. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 N 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. –

http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29082013-n-1008/

15. Локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. –

http://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/metod.rekomendacii-lokalnye_normativnye_akty_obrazovatelnoy_organizacii_soderzhashchie_normy_reguliruyushchie_obrazovatelnye_otnosheniya.pdf

16. Буйлова Н.Л.  «Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектно-исследовательской деятельности учащихся в сфере дополнительного образования.

В данной статье размещен материал о учебном проектировании в дополнительном образоании. Сейчас активно говорят о введении в образовательный процесс инновационных технологий (ТРИЗ, ролевые игры, мозгов...

Анализ результативности образовательной деятельности в сфере дополнительного образования за 2012 -2013 учебный год

В соответствии с учебным планом в системе дополнительного образования в прошлом учебном году реализовывались 38 образовательных программ с объёмом недельной нагрузки от 6 до 12 часов. Образо...

Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования

Выступление методиста ФГКОУ УГСВУ М.В. Писчаскиной на региональном семинаре работников дополнительного образования г. Ульяновска...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Инновационная деятельность педагога в сфере дополнительного образования.

Внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования педагога дополнительного образования.  Инновационные технологии в сфере дополнительного образования определяют сущность формировани...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .

В данном материале представленны  концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...

нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере дополнительного образования

Методическая разработка содержит основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на реализацию прав ребенка, развитие сферы дополнительного образования детей в контексте стратегических до...