Статья "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновый мир».
статья

Листова Анико Гурамовна

Центральным моментом этой программы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография». Каждая система обучения, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Школьный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изо-творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия, можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. Лепка дает прекрасные возможности для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук ребенка, что способствует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Отличительные особенности

На занятиях используется метод опережающего обучения. Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. 

Центральным моментом этой программы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография». Каждая система обучения, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста.

Срок реализации программы 1 год - 72 академических часа, в неделю - 2 академических часа.

Адресат программы

Программа адресована учащимся 7-11лет, проявляющим интерес к художественному творчеству и конструированию.

Цель программы – раскрытие, развитие и совершенствование творческих способностей и личности ребёнка средствами лепки, формирование творческого отношения к изучению окружающего. 

Задачи:

Обучающие:

- обучение детей находить оригинальные способы для создания художественного образа. 

- обучение детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. 

- обучение лепить из пластилина объемные фигурки, картинки, составлять композиции по образцу, по собственному желанию;

- обучение приёмам безопасной работы при лепке, сохраняя правильную осанку и хорошее зрение;

- обучение последовательно, аккуратно и добросовестно выполнять свою работу.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики кистей рук;

 -развитие у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином

- развитие творческого мышления у одаренных и талантливых детей, при этом, не упуская обычных, приучая каждого ребенка к победам, пусть даже маленьким, ведь у каждого ребенка свои способности и возможности;

- развитие внимания, воображения, памяти, познавательного мышления;

 -развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. 

- формирование и развитие трудолюбия, терпения, аккуратности в труде, творческой фантазии, творческого подхода к делу.

Воспитательные:

- воспитание стремления к творческому подходу ко всему, за что берешься;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора и определения способностей в возрасте 7-11 лет. Группа состоит из детей в количестве 15 человек. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия проводятся с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей. Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения, поскольку содержание программы вполне доступно. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы, каждому ребенку необходимо рабочее место с хорошим освещением, соответствующее росту ребенка.

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет или зал для занятий;

- аудио и видеовоспроизводящая аппаратура;

- компьютер с выходом в интернет.

Расходные материалы

Коврик или пленка

Доска для пластилина

Пластилин

Стек

Картон

Природные материалы для декорации (палочки, желуди и др.)

Влажные салфетки

Особенности организации образовательного процесса:

Сроки реализации программы: 1 год - 72 академических часа.

Занятия группы проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Наполняемость групп: 15 человек.

Для реализации программы используются несколько форм организации занятий:

- групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.

Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):

- очные занятия, проводимые в режиме реального времени (WhatsApp, Zoom, Skype и др.);

- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажёры;

- Google и Яндекс формы;

- рекомендованных образовательных платформ;

Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия.

Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях в индивидуальной форме, как и подготовка детей к конкурсам и выставкам.

Формы подведения итогов: выставки, участие в конкурсах.

Планируемые результаты

Личностные:

сформированность:

  • широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.

получение возможности для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации.

Метапредметные:

приобретение умения:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

Предметные:

получение знаний и умений:

  • знание о свойствах пластилина и использование их в работе;
  • знание о различных техниках нанесения изображений пластилином;
  • приобретение навыка анализа форм, передачи формы с помощью пластилина;
  • умение самостоятельно рисовать пластилином на основе и по шаблону;
  • умение использовать в работе дополнительные материалы (крупа, стразы, нитки);
  • знание правил техники безопасности.

Способы определения результативности

Результативность отдельного занятия определяется в ходе коллективного обсуждения работ. Одной из форм определения результативности является участие детей в выставках, конкурсах

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Перечень педагогических методик и технологий, используемых в процессе обучения

Фронтальный, индивидуально-фронтальный, групповой.

  • словесный (беседа),
  • наглядный (исполнение педагогом),
  • практический (упражнения),
  • репродуктивный.

Приемы: анализ художественного материала, беседа о композициях, нахождение выразительных средств. Анализ художественного материала, беседа о композициях, нахождение выразительных средств. Устное изложение, диалог, беседа, беседы о изобразительном творчестве.

Перечень дидактических материалов, используемых в процессе обучения

  • Демонстрационный (различные инструменты).
  • Иллюстративный (репродукции работ и художественных произведений).
  • Наглядный (материалы, таблицы, сказочные герои).
  • Творческие работы учащихся (рисунки, поделки, композиционные работы учащихся).

Виды и периодичность контроля результативности обучения

Вид контроля

Формы/способы контроля

Срок контроля

Текущий

Фронтальный,

наблюдение

по ходу обучения

Промежуточный

Фронтальный, индивидуальный

Наблюдение, беседа, опрос

декабрь

Подведение итогов реализации программы

индивидуальный,

наблюдение, беседа, анализ творческих работ (конкурсы)

апрель-май

Формы подведения итогов и контроля:

  • участие в общешкольных мероприятиях;
  • школьные выставки творческих работ;

Способы и формы предъявления результатов обучения

  • Грамоты, дипломы и сертификаты (в соответствии соответствия с заявленным уровнем освоения программы)
  • Готовые работы
  • Выступления
  • Итоговое занятие
  • Презентации

Результаты освоения программы представляются в течение учебного во время мероприятий в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...

Вариативная программа " Пластилиновая анимация для детей дошкольного возраста"

Программа по обучению пластилиновой анимации  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных и психологических особе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилиновая сказка" нового поколения, написана на основе методических рекомендаций кафедры дополнительного образования ИРО Краснодарског...

Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая мозаика"

Данная программа помогает обеспечивать своевременное и всестороннее развитие личности, с учётом его индивидуальных возможностей. Дети разного уровня развития могут быть одинаково успешными т.к. есть в...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"

АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...