Конспект занятия Бусы «Радуга» 2-ой год обучения
план-конспект

Шпигель Наталья Ростиславовна

Конспект занятия Бусы «Радуга»

2-ой год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_busy_raduga.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

Бусы «Радуга»

2-ой год обучения

Разработала:

 педагог дополнительного образования

Шпигель Наталья Ростиславовна

Творческое объединение «Сувенир»

г.Ярцево

2019 г

Тема занятия: «Бусы «Радуга»

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. 6

Творческое объединение «Сувенир»

Год обучения: 2 год обучения

Педагогические технологии, используемые на занятии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные.

Цели:

1. Учебная – постановка творческих задач и их реализация.

2. Воспитательная – желание творческого самовыражения.

Задачи:

- обобщение знаний, полученных на занятиях по теме «Бижу»;

- правильное использование материала;

- дать толчок творческой фантазии;

- научить технологии выполнения основных элементов бус;

- точно и аккуратно выполнять операции.

Материал:

• термоотверждаемый пластик желтого, синего, зеленого и ярко - розового цветов.

Ход занятия

Теоретическая часть

        В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовали камень, металл и т. д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найденные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире.

        Древняя Русь — царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в XI веке одежду украшали жемчужной вышивкой.

Уклад в российских семьях, даже в богатых, не поощрял праздности и  способствовал развитию рукоделия, особенно женского. Иностранец Пет-рей, описывавший нравы Московского царства, свидетельствовал, что художественное рукоделие было весьма распространено среди знатных женщин. Многие из них, сидя взаперти, дошли до такого мастерства в шитье жемчугом, что перещеголяли иных швей, и рукоделия их вывозят в дальние страны.

        В 1915 году в некоторых церквях еще хранились покрывала, ризы и другие принадлежности, вышитые княжнами да царевнами в XIV—XVI веках и преподнесенные ими в качестве благочестивых вкладов. Не было зазорно и продавать изделия знатных мастериц. Из документов известно, что в 1677 году работы Дарьи Милославской были проданы во дворец. Жемчужное шитье достигло своего расцвета в XVII веке. До середины XVIII века бисер только дополнял вышивку жемчугом, нитками, канителью. Причем и в вышивке, и в низании по отношению к бисеру применялись те же приемы, что и в традиционных русских изделиях из жемчуга. Петр I, в стремлении сблизить Россию с Европой, не только энергично внедрял европейские порядки, одежду, еду и прочее, но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов. Древнерусское искусство с той поры замерло, отчасти сохраняясь только в удаленных от столицы, глухих уголках страны.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов.

        В начале XX века в Успенском соборе Москвы еще хранились собственноручные работы Екатерины II. Возможно, великая императрица принимала непосредственное участие и в вышивке знаменитого стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Вот как сказано об этом в описи: «Стеклярусная комната с богатым цветным парадом, на стенах обои, вышитые Екатериной II». В усадьбах и дворцах бисером вышивали картины и украшали предметы обихода, вязали всевозможные чехлы крючком и на спицах, реже выкладывали картинки по воску, ткали на специальных станочках. Низаные работы, столь широко распространенные у крестьян, среди «помещичьего бисера» встречаются редко. Аристократические вышивки выполнялись обычно по иностранным образцам. Схемы с российскими сюжетами мастерицы составляли сами, иногда преобразуя по своему вкусу картинки из книг и журналов.

        Сюжеты вышивок отражают популярные стили XIX века. В начале века был в моде сентиментализм — цветы, голубки, сердечки, урны, жертвенники. Для вышивок в стиле ампир характерны меандры, пальмы, колонны, амуры, античные сюжеты, изображения богов. Отечественная война и победа над Наполеоном способствовали росту патриотизма и популярности армии. В вышивках появляются атрибуты войны, изображения воинов. В 30-40-х годах возник романтизм: замки, рыцари, трубадуры, охотники, пастушки. Многие дворянки не только работали сами, но и обучали рукоделию крепостных. Мастерские в усадьбах способствовали распространению и развитию ремесел. После отмены крепостного права изготовление предметов народного искусства из сферы домашнего производства переходит в ремесленное.

        Кустарные мастерские в деревнях стали источником дохода для крестьян. В 1891-м неурожайном году тульская помещица С. А. Ильинская в деревнях своего имения организовала мастерские, в которых крестьянки изготовляли цепочки и другие украшения из бисера. В работе принимали участие девочки с 6 лет. Самые младшие нанизывали бисер на нитки, подготавливая его для старших работниц. Эти работы были настолько выгодны крестьянкам, что в окрестных деревнях появлялись все новые мастерские. Перед организатором промысла Ильинской встало множество проблем: приобретение материала, выбор моделей, сбыт продукции. Ильинская сама составляла схемы, определяла расход бисера, покупала все материалы. Работала она практически без выгоды для себя. Но оборотных средств не хватало, хотя спрос на бисерные изделия и был, особенно за границей.

        Несмотря на искреннее желание помочь крестьянкам заработать деньги, приходилось отказывать в работе некоторым из них, оставляя в мастерских лишь самых способных, аккуратных. Были среди крестьянок  и  талантливые, творческие  работницы. Они сами придумывали рисунки, новые приемы низания и декоративные элементы. Подобные мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях.

        После 1917 года работа кустарных мастерских, использующих импортный материал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеряло свою былую популярность, став даже признаком мещанства,  пережитком прошлого. Наверное, именно эти обстоятельства и в 20-х, и в 80-х годах XX века позволили российским авторам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия — явление, отошедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно». К счастью, они ошиблись.

        Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером. И это не только молодежные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса — великолепные картины,  роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи. Наверное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотворного, хранящего частицу души мастера.

Практическая часть

Материалы, необходимые для сборки:

• 10 колечек диаметром 6 мм;

• замок;

• 1 ленточка из кожи;

• 1 м атласной ленты шириной 5 мм.

Инструменты:

• пергамент;

• плоскогубцы;

• зубочистка;

• канцелярский нож.

Этапы изготовления фигуры:

Этап №1 (рис.1)

• Расстелите на рабочем месте пергаментную бумагу.

• Отрежьте два куска желтого пластика и по одному куску других

  цветов, скатайте из них пять валиков одинаковой толщины.

• Соедините валики и начинайте раскатывать, скручивая их друг с

   другом, чтобы хорошо смешать цвета и создать мраморный рисунок.  

• Разделите полученный валик на одинаковые кусочки – по размеру

     будущих бусин.

Этап №2(рис.2)

• Круглые бусины: скатайте в ладонях кусочек отрезанного пластика

  в шарик. Проделайте сквозную дырочку с помощью зубочистки.

• Длинные бусины: немного раскатайте круглую бусину, нанизанную

  на зубочистку, чтобы получить вытянутую форму.

• Медальоны: раздавите круглую бусину размером с лесной орех,

   используя приготовленную пластиковую крышку. Пластик

   сплющится и приобретет идеальную круглую форму. Полученные

   медальоны проткните дважды зубочисткой близко к краю, с

   противоположных сторон.

• Пуговицы: таким же образом  расплющите круглую бусину и

   сделайте две дырки в центре кружка.

• Разложите изделия на противне, покрытом пергаментом, и поставьте

  на 30 минут в духовку, нагретую до температуры 150 градусов.

  Оставьте остывать в духовке.

Этап №3(рис.3)

Соберите бусы.

• Чтобы собрать колье, нанижите на атласную ленту 13 круглых бусин

   и 12 вытянутых, чередуя их между собой. Зафиксируйте круглую

   бусину на одном конце атласной ленты и завяжите другой конец

   в форме петельки дал пуговицы (или вденьте кожаную ленту

   в пуговицу, свяжите концы с обратной стороны. Привяжите пуговицу

   к одному концу ожерелья, а другой конец завяжите в петельку).

• Чтобы сделать браслет, раскройте одно колечко, вставьте два

   медальона и закройте колечко с помощью плоскогубцев. Соедините

   подобным образом девять медальонов. В завершении соедините

   бусины на обоих концах с деталями замка при помощи оставшихся

   колец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект серии уроков по предметно-практическому обучению

Конспекты серии уроков по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Мозаика: цветы"  разработаны в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школ I вида (для глухих дет...

Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи».

Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи»....

Конспект урока по баскетболу по теме "Обучение ведению мяча с изменением направления"

Урок физической культуры в 10 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида...

Конспект - урока на конкурс "Активные методы обучения в образовательном процессе"

Аннотация урока.Третий открытый профессиональный  конкурс  педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». Тема урока: What’s your favorite subject?Предмет: Английский ...

Конспект занятия театральной студии «Радуга» (2- ой год обучения)

Конспект занятия театральной студии «Радуга»  (2- ой год обучения)...

Конспект занятия "Радуга дружбы"

Задачи: ▪         расширение знаний детей о дружбе;▪         развитие умения аргументировать свою точку зрения;▪...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет ( кляксография-экспериментирование) «Какого цвета радуга» (1-ый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу)

Конспектоткрытого  занятия по нетрадиционному рисованиюв группе    дошкольников 5-6 лет( кляксография-экспериментирование)«Какого цвета радуга»      ...