Главные вкладки

    Конспект урока по баскетболу по теме "Обучение ведению мяча с изменением направления"
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Плотникова Светлана Ивановна

    Урок физической культуры в 10 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gotovyy_na_konkurs_2012.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

    Краевой конкурс «Учитель здоровья - 2012»

    номинация конкурса -  «Учитель здоровья»

    (конспект урока по физической культуре для 10 класса)

    Плотникова Светлана Ивановна,

    учитель физической культуры

    КГБСКОУ «Барнаульская краевая специальная

    (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат VI вида»,

    высшая квалификационная категория

    г. Барнаул

    2012 г.

    1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

    В классе 6 обучающихся: из них 1 девушка и 5 юношей. По состоянию здоровья девушке рекомендованы занятия лечебной физической культурой. Юноши посещают учебные занятия по физической культуре, все относятся к подготовительной физкультурной группе. Основной диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП), который проявляется нарушением в виде параличей (правосторонний гемипарез, нижний парапарез), повышением мышечного тонуса (контрактуры суставов), непроизвольными движениями. У одного юноши - аномалия развития правой верхней конечности, недоразвитие верхних пальцев кисти, укорочение конечности. Как следствие,  у всех грудопоясничный сколиоз I – II степени.

    У ребят по предмету 100% успеваемость, уровень знаний в классе 100%.

    Каждый юноша неповторимая индивидуальность, отношения между ними строятся на принципах уважения, взаимной помощи и доверия. Все учащиеся увлечены данным предметом, активно выступают на соревнованиях различного уровня (школьных, городских, краевых, республиканских).  На I Всероссийской летней спартакиаде инвалидов г. Москва 14-19 сентября 2011 года в составе команды Алтайского края по настольному теннису выступало 3 человека из класса. В командном зачёте они заняли 2 место из 26 регионов России. Три человека дополнительно занимаются в школьных спортивных кружках, один занимается в ДЮСШ №11 Ленинского района г. Барнаула настольным теннисом, другой - пауэрлифтингом в ФОК «Патриот».

    Ребята умеют работать, как индивидуально, так и в группах, активны в выполнении заданий.

    1. Педагогическая философия

    Говоря о сохранении, укреплении и формировании здоровья для учащихся школы-интерната VI вида, руководствуюсь определением здоровья  как многогранного понятия, включающего в себя соматический, физический, психический и духовно-нравственный (психический) аспекты. При этом здоровьесбережение, а точнее «здоровьеформирование», рассматриваю в качестве ведущего условия осуществления процесса образования и воспитания  детей. Рассказы о знаменитых спортсменах, беседы о здоровье, его сохранении и поддержании останутся пустым звуком, если его не поддерживать личным примером. Веду в школе-интернате спортивные секции: лыжная, лёгкая атлетика, волейбол, настольный теннис. Участвую в соревнованиях по волейболу, кроме показа упражнений, на уроках работаю с ребятами в парах. В школе-интернате ежемесячно провожу спортивные мероприятия.

    Сотрудничаю с краевым комитетом по физической культуре и спорту, ФОК «Патриот», «Инваспорт» г. Барнаула.

    При обучении элементам игры в баскетбол развиваются  у юношей универсальные учебные действия:

    1. Коммуникативные – умение находить контакт, правильный тон в различных ситуациях, устанавливать доброжелательное взаимоотношение со сверстниками, вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
    2. Познавательные – умение найти правильное решение для эффективного взаимодействия в игровых ситуациях;
    3. Смыслообразующие – умение извлекать знания из практических действий.

    На уроках физической культуры наблюдаю за индивидуальным тренировочным пульсом (ИТП-88 ударов в минуту) каждого учащегося, рассчитанным по формуле Кервонена, за изменением кожного покрова лица (изменяя нагрузку). Оценивая работу на уроке воспитанника, учитываю его физические особенности, состояние здоровья в данный момент, соблюдение им санитарно-гигиенических норм на уроке.

    Тема урока - «Обучению ведению мяча с изменением направления»

    Цель: Создание условий для формирования конструктивных умений ведения мяча с изменением направления.

    Задачи:

    1. Научить навыкам ведения мяча с изменением направления.

    2. Развитие координации движений.

    3. Умение найти правильное решение для  эффективного взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях.

    4. Понимание смыслового значения  «здоровьеформирование».

    5. Решение коррекционно-развивающих задач у учащихся с детским церебральным параличом.

     Тип урока: обучающий

    Методы проведения: индивидуальный, поточный, фронтальный, игровой

     Место проведения: спортивный зал.

     Оборудование: мячи баскетбольные – 6 штук, свисток, кегли – синего и красного цвета по 6 штук, секундомер, видеокамера, телевизор, кассета с записью выступления учащихся в первенстве школы-интерната по баскетболу 2010г.

    Дата проведения: 27 октября 2011 года

    Ход урока:

    Этапы урока

    Цель и задачи этапа

    Дози-ровка

    (мин)

    Органи-зационно-методические

    указания

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Вводно-подготовительная часть

    12

    1. Орг. момент

    Цель: Обеспечить начальную организацию, психологическую

    готовность учащихся к уроку.

    -сообщение учащимся задачи этапа, средств и методов оценивания.

    - сообщение темы урока.

    - правила поведения и техника безопасности во время выполнения упражнений

    -перестроение







    -проверка пульса (ЧСС)

    -  перестрое-

    ние из одной в две шеренги

    Мотивация деятельности учащихся

    Задачи: 1.Обеспечить

    конкретность и доступность

    пониманию учащимися   задач урока

    2.Акцентировать внимание на главной задаче урока

    2

    проверка готовности,

    наличие

    спортивной

    формы.

    Приветствие

    учителя (наклон головы)

    Нахождение пульсирующих точек на шее (виске), подсчёт за 6 сек.

    Разминка:

    -организация  обхода по залу шагом в колонну по одному.

    -сообщение команд и распоряжений

    для выполнения разминки

    Выполнение команд и распоряжений учителя для выполнения разминки.

    Разогревание и постепенное втягивание организма в работу

    10

    Построение

    в колонну по одному.

    Форма организации фронтальная

    Способ выполнения одновремен-ный

    -использование ОРУ во время разминки для

    зрительных анализаторов, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей

    - наблюдение за качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости

    - Ходьба в строю

    (упражнения для глаз)

    Взгляд: прямо, вверх, вниз, в стороны

    -выполнение ОРУ для верхних конечностей:

    1.сжимание, разжимание кистей рук; Руки внизу, впереди, стороны, к плечам

    2.Пальцы кисти в «замок». Вращение, движение вперёд

    (ладони вперёд)

    3. Скрестные движения руками

    4. Кисти рук к плечам.  Вращение плечевых суставов

    вперёд, назад

    5.Руки прямые, рывки руками вперёд-вверх

    6. Вращение прямых рук (одновременно)

    - упражнения для туловища:

    1. Выпады вперёд с поворотом туловища (руки расслаблены)

    2. Наклон во время ходьбы к левой, правой ноге

    3. Поворот туловища вправо, влево (руки в стороны)

    - упражнения для нижних конечностей:

    1. Скрестный шаг левым, правым боком

    2. Бег (семенящий, захлёстывание бедра голенью)

    3. Ускорение по 5 метров 4 раза

    Подготовка учащихся к основной части урока

    5

    Форма организации поточная.

    Способ выполнения одновремен-ный




    Дача заданий:

    1. Рука вверху – бег спиной вперёд, рука внизу – спокойный бег

    2. Спокойная ходьба (на 2 шага вдох, на 4 шага – выдох) по свистку остановка в 2 шага

    3 Повороты в движении  (1 свисток – бег,

    2 свистка – поворот)

    4. Перестроение из колонны в шеренгу на вытянутые руки

    Выполнение упражнений по заданию учителя

    1-4

    Развивать координацию  движений, внимание, коррекция дыхания

    2

    Форма организации поточная.

    Способ выполнения одновремен-ный

    - Показ упражнений с мячом на месте

    - Наблюдение за  качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости


    1. Прокатывание мяча по полу вокруг стоп

    2. Пронос мяча вокруг голени правой, левой ног

    3. Пронос (прокатывание) мяча  вокруг туловища (вправо, влево)

    4. Удар мячом о пол под бедром левой, (правой)  ноги

    5. Поднятие (ударом  кисти расслабленной) лежащего на полу мяча

    Создать условия  для формирования конструктивных умений ведения мяча

    Задачи: Совершенствовать  навыки владения мяча

    Содействова

    ть коррекции кисти

    3

    Построение

    в шеренгу  по одному.

    Форма организации фронтальная

    Способ выполнения одновремен-ный

    Основная часть

    20

     Показ фрагмента игры по баскетболу

    (комментарии)

    1. Просмотр фрагмента игры по баскетболу

    Формирование интереса к занятиям по баскетболу

    3

     Организация проведения основной части урока

    - Правила поведения и техника безопасности во время выполнения упражнений

    -Наблюдение за  качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости:

    1.Опорную ногу не отрывать от площадки, не сужать площадь опоры, чрезмерно не наклонять туловище

    2. Во время поворота мяч перемещают от себя, к себе, вверх

    3. Бросок вперёд -3 м, после ловли остановка – поворот – бросок вперёд

    4. На уровне груди,  от плеча,

    с отскоком от пола в парах.

    Работу ног и рук (широко расставлены пальцы не сильно локти разводить при  передаче).

    5. Движение приставным шагом, передача по диагонали. Кисти рук сопро-

    вождают полёт мяча

    6. Пальцы на мяче сильно расставлены

    7. Ловля на уровне груди

    8. сохранение  равномерного темпа

    9. Ведение мяча с возвратом на лицевую линию до середины площадки, противоположной штрафной и лицевой линий

    10. Пульс максимальный

    11. Бросок снизу сбоку от щита

    12. Игра по три человека в команде, передача капитану

    12. Показ  упражнений  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11

    13. Выполнение упражнений с учащимся (паре)

    4, 5, 12

     Упражнения с мячом:

    1. Мяч в руках

    Вышагивание

    ногой (правой, левой) в разных направлениях

    2.Повороты с мячом в руках

    3. Бросок мяча вперёд, ловля его

    4. Передача и ловля мяча на месте в шеренге

    5. Передача мяча в движении

    в  парах от груди, плеча (одной рукой)

    6. Ведение мяча на месте левой правой рукой (высокое, низ-кое, среднее)

    7. Ведение мяча после ловли на месте                                                                                                                                                                        8. Ведение мяча в движении по прямой линии, по кругу

    9. Ведение мяча с изменением направления

    10. Проверка частоты сердечных сокращений

    11. Бросок мяча в корзину с места











    12. Учебная игра в баскетбол  через капитана

    Формирование интереса к занятиям баскетболом

    Задачи:

    - Повторить навык ловли и передачи мяча на месте,  в движении

    - Активизиро

    вать работу верхних и нижних конечностей

    - Развивать  ловкость и быстроту движений

    -Формировать навыки  само-стоятельности

    Задачи:

    Научить ведению мяча в движении с изменением направления

    Учиться координировать свои действия

    Активизировать работу верхних конечностей

    Развивать прост-ранственную ориентацию

    Задачи:

    Закрепление навыков ведения мяча с изменением направления в игровой ситуации

    Воспитание игровой дисциплины

    8



























    3






    2












    4

    Построение

    в шеренгу  по одному.

    Форма организации фронтальная и поточная

    Способ выполнения одновремен-ный, поочерёдно



    Перестроение в две колонны


    Перестроение

    в две шеренги



    Построение

    в шеренгу  по одному на лицевой линии





    Построение

    в колонну  по одному на средней линии

    Форма организации поточная, индивидуальная.  Способ выполнения поочерёдно

    Форма организации игровая

    Способ выполнения коллективный

    Заключительная часть

    Снижение активности учащихся, подготовка организма к работе на следующем уроке

    8

    Минимальный тренировочный пульс

    1. Проверка двигательных навыков при ведении мяча с изменением направления

    2. Наблюдение за  качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере  необхо-димости

    3. Показ комплекса упражнений для воздействия

    на рефлексор-ные точки на ушных  ракови-нах для повышения иммунитета

    4. Подведение итогов урока:

    - выставление оценок,

    - содействие

    осмыслению учащимися результатов своего труда

    5. Организацио-

    нное заверше-ние урока

    Благодарность учащимся за совместную деятельность

    1. Ведение мяча с обводкой кеглей

    2. Ведение мяча с изменением отскока, направления

    3. выполнение комплекса:

    - Поглаживание ушных раковин ладонями

    - растирание ушных раковин

    - прищипывать края ушных раковин от мочки по кругу к козелку

    - тянуть за уши вверх

    - тянуть уши вниз






    Учащиеся оценивают свою деятельность за урок по  результатам этапов урока

    Проверка пульса

    Выполнение поворота направо, уход из спортзала

    Задачи:

    Закрепление навыков ведения мяча с изменением направления

    Осмысление значение слова «здоровьесбережение»

    Коррекция двигательных навыков у учащихся с заболеванием ДЦП

    Задачи:

    Умение оценить свою деятельность на уроке

    Умение извлекать знания из деятельности на уроке

    Умение применять их в социуме









    2


    2



    1























    2


    1

    1. Способ выполнения поточный

    2. Игра «Пройди защиту» (в парах)

    Способ выполнения в шеренге одно-временный















    Выполнение санитарно-гигиенических

    мероприятий








    Уроки по разделу программы «Баскетбол» для учащихся с заболеванием ДЦП решают коррекционно-развивающие задачи:

    1. Коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, мелкой моторики;
    2. Коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, ориентировки в пространстве, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, точности движений, мышечно-суставного чувства;
    3. Коррекция и развитие физической подготовленности -  мышечной силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности суставов;
    4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранённых функций;
    5. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
    6. Коррекция и развитие соматических систем – развитие зрительной и слуховой памяти, дифференцировку тактильных ощущений, кожно-кинестетического восприятия;
    7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В школе-интернате VI вида для учащихся созданы все условия сохранения здоровья, формирования в их сознании здорового образа жизни.

    Литература:

    1. С. П. Евсеев Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре – М: Советский спорт, 2004. 

    2. С. П. Евсеев Теория и организация адаптивной физической культуры Т

    1 – М.: Советский спорт, 2005.

          3. С. П. Евсеев Теория и организация адаптивной физической  культуры          Т-2 – М.: Советский спорт, 2007.

          4. Кононова Н. Приёмы и методы коррекции движений с детьми с ДЦП. –             Владивосток, 1991.

           5. Ф. Линдеберг Баскетбол М. Физкультура и спорт, 1971.

    6. Коркунов В.В. Образование детей с ограниченными возможностями

             здоровья. – Екатеринбург, 2009.

    7. Коркунов В.В. Образование детей с ограниченными возможностями

             здоровья. – Екатеринбург, 2009.

    8. Журнал: Физическая культура в школе -  М. Школьная пресса, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока физкультуры по теме: «Баскетбол. Передвижения. Ведение мяча с изменением направления»

    Пример конспекта урока наглядно демонстрирует  обучение технике передач мяча в движении,  ведению мяча с изменением направления....

    Технологическая карта урока по теме ведение мяча с изменением направления

    Технологическая карта урока № 15  по физической культуре  5  классТема: «Ведение мяча с изменением направления»Тип урока: образовательно – тренировочной направленности....

    Технологическая карта урока 7 класс. "Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения".

    Конспект урока 7класс. "Баскетбол. Ведение мяча с изменением скорости и направления движения"....

    Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.

    Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей....

    Урок 7 класс. Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости.

    Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости....