Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании
консультация (7, 8, 9 класс)
Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, познавательным материалом, мероприятиями воспитательного характера вовлечения учащихся "группы риска" во внешкольную, внклассную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании
В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Основной целью работы ОДОД ГБОУ школы № 588 является создание благоприятных условий для личностного и физического развития детей, для удовлетворения их интересов, способностей и дарований, для адаптации их к жизни в обществе, формирования общей культуры и организации содержательного досуга, а также предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи: - организация и совершенствование внеурочной деятельности,
направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия, посещения кружков и секций;
- создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и
утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную
деятельность.
При организации дополнительного образования детей в нашей школе мы старались опираться на следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Совершенствование деятельности ОДОД в рамках единой образовательной системы;
- Удовлетворение индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей;
- Участие ОДОД в реализации общешкольных проектов.
- Организация и совершенствование внеурочной деятельности,
направленной на вовлечение учащихся «группы риска» в досуговые мероприятия, посещения кружков и секций;
- создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и
утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную
деятельность.
С 01.09.2013 года в ОДОД реализовывалось 19 программ по 3 направленностям:
- физкультурно-спортивная
- художественная
- социально-педагогическая
Результаты образовательного процесса предъявляются учащимся, их родителям, общественности:
- на открытых занятиях
- на тематических выставках
- на отчетных концертах
- в портфолио учеников (дипломы участия, дипломы победы, различные виды творческих и исследовательских работ).
Основными достижениями в 2013- 2015г.г. считаем:
- активное участие воспитанников всех объединений в ежегодном фестивале нашего ОДОД «Шире круг»;
- проведение мастер-классов педагогам ОУ, и родителям
- высокие результаты участия в городских и районных конкурсах воспитанников нашего отделения.
Руководство ОДОД совместно с педагогическим коллективом подразделения разработало критерии результативности реализации программ дополнительного образования:
- наполняемость групп;
- устойчивость контингента;
- участие в реализации общешкольных проектов;
- внешняя оценка (участие в фестивалях, конкурсах, выставках)
- удовлетворенность родителей;
-эмоциональное отношение учащихся к занятиям.
- уменьшение количества правонарушений в школе, количества задержанных ОДН, отсутствие учащихся, состоящих на учёте в ОДН за последние два года.
Эти показатели позволяют объективно оценивать деятельность ОДОД и при необходимости внести коррективы для улучшения качества образования.
Многие педагоги активно используют современные технологии в образовательном процессе, что способствует увеличению интереса со стороны учащихся. В проведении занятий педагоги используют широкий спектр форм и методов. Анализ занятий показал, что наиболее эффективны из них следующие:
Форма: игра, дискуссия, мастерская, праздники, практикум.
Методы: Словесные (беседа), практические (тренинг) проблемно-поисковые (игра, соревнования, эксперимент), контрольно-коррекционные (презентация, выполнение творческого задания), взаимопомощи (волонтёрское движение)
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания
- посещение отчетных мероприятий
- посещение праздничных массовых мероприятий, выставок.
- совместные мероприятия детей с родителями
Продуктивная деятельность ОДОД продемонстрировала достаточно хороший уровень подготовки учащихся на занятиях отделения дополнительного образования детей по программам художественной и физкультурно-спортивной направленностей. Это видно по результатам участия детей в различных конкурсах.
Анализ деятельности ОДОД показал, что основные задачи были реализованы.
- ОДОД принял самое активное участие во всех общешкольных мероприятиях.
- Пополнена методическая база для работы педагогов дополнительного образования в объединениях.
- Сохранен контингент учащихся детей.
Дополнительное образование - гармоничное развитие личности.
Ребёнок сам выбирает, что ему интересно.
Находит новых друзей.
Находит творческую поддержку и единомышленников.
Предлагать детям, что-то новое очень важно.
Дополнительное образование позволяет ребёнку найти себя и заниматься любимым делом, которое в будущем может стать его профессией.
Дети очень талантливы, и мы даём им возможность раскрыть свои таланты!
И тогда из них получаются настоящие звёзды!
Деятельность школы в режиме «полного дня» создает предпосылки для успешной реализации способностей учащихся в рамках ОДОД, профилактики безнадзорности детей, полному вовлечению детей «группы риска» в систему дополнительного образования, позволяет повысить качество образования в целом. Продуктивная деятельность подразделения ОДОД продемонстрировала высокий уровень востребованности, а так же значение результатов деятельности для учащихся, их родителей, школы в целом, что позволило более эффективно качественно решать воспитательные задачи, стоящие перед школой, а также реализовывать социально-педагогическое сопровождение, способствует снижению правонарушений во внеурочное время.
В работе с девиантными подростками необходимо соблюдать принцип диалогизации, когда позиция взрослого и подростка считается равноправным. Каждому педагогу необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.
Особо хочется остановиться на объединениях : «Учимся общаться» для начального звена - 1 год обучения и «На пороге взрослости» для среднего и старшего звена, рассчитанное на 2 года обучения, которые посещают на 90% подростки «группы риска». В начальной школе рассматриваются проблемы общения, позитивное общение, самопознание, культура поведения. Программа объединения «На пороге взросления» включает в себя такие актуальные для группы риска разделы, как «Закон и Я», ЗОЖ, «Как жить в мире с родителями», основные стратеги поведения в конфликтных ситуациях, профориентацию.
Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений, девиантного поведения у воспитанников через вовлечение их во внеурочную деятельность была успешной, необходимо выработать:
- позитивный настрой,
- доверительное взаимодействие,
- последовательность во взаимоотношениях,
- опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения,
- разумный компромисс,
- индивидуальный подход,
- системность.
Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образов поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица содержания и технологии развития социальной компетенции учащихся на разных уровнях
Что должен знать ученик на разной ступени обучения, чтобы овладеть социальными компетенциями....
Спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции
Презентация по методической теме...
Лингво-информационная деятельность как средство развития языковой компетенции учащихся (статья)
Экономические и социально-культурные изменения в обществе требуют переосмысления перспектив языкового обучения. Наиболее остро встает проблема развития языковой компетенции учащихся. Это обусловлено т...
Развитие социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов
Формирование у обучающихся социальной компетенции учащихся как средство защиты их прав и интересов (лекция для педагогических работников и социальных служб)....
выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"
Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...
Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...