Лингво-информационная деятельность как средство развития языковой компетенции учащихся (статья)
статья по английскому языку по теме

Тодоренко Анна Сергеевна

Экономические и социально-культурные изменения в обществе требуют переосмысления перспектив языкового обучения. Наиболее остро встает проблема развития языковой компетенции учащихся. Это обусловлено тем, что независимо от профиля образования сегодняшние выпускники должны уметь осуществлять межнациональную коммуникацию, свободно владеть иностранным языком, в том числе и в профессиональном плане. В данной статье автор предлагает использование инновационной лингво-информационной деятельности учащихся как средства развития языковой компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингво-информационная деятельность как средство развития языковой компетенции учащихся

В свете глобальных вызовов, оказывающих влияние на государства, организации, а также на жизнь каждого человека, образование в широком смысле, рассматривается как инвестирование в развитие общества и личности. Так, именно образование призвано вооружить человека необходимыми профессиональными знаниями и навыками, сделать его успешным и конкурентоспособным в современном мире. При этом независимо от профиля образования сегодняшние выпускники должны уметь осуществлять межнациональную коммуникацию, свободно владеть иностранным языком, в том числе и в профессиональном плане. Без умения вести переговоры или деловую переписку и пользоваться иноязычными источниками информации сегодня невозможно сделать успешную карьеру. Все это объясняет важность обращения к проблеме развития языковой компетенции учащихся и необходимости переосмысления перспектив языкового обучения.

Таким образом, актуальность затронутой в статье темы продиктована, во-первых, экономическими и социально-культурными изменениями в обществе и возникшей в связи с этим потребностью совершенствования языковой подготовки учащихся; во-вторых, популярностью иностранного языка не только как средства межнационального общения, но и как неотъемлемой части профессиональной компетентности специалистов.

Особенно актуально это направление в простых общеобразовательных школах, где изучение предмета иностранный язык осложнено рядом объективных и субъективных причин. Среди объективных причин важно отметить частую переполненность классов и большое количество слабых учеников при необходимости освоения всеми учащимися базового уровня знаний. К субъективным причинам относится низкая мотивация учащихся к изучению данного предмета.

Возможным путем разрешения этих противоречий и связанных с ними проблем практики является активное использование предлагаемой в данной статье лингво-информационной деятельности учащихся на иностранном языке. Рассмотрим, что представляет собой вводимая нами деятельность.

Итак, лингво-информационная деятельность – это деятельность учащихся по извлечению информации, необходимой для решения поставленной перед ними проблемы, в процессе чтения и работы с иноязычными материалами, способствующая развитию их языковой компетенции. Таким образом, вводимый нами вид деятельности предполагает не только непосредственное чтение и перевод текста, но и выполнение комплекса специальных упражнений, ориентированных на достижение обозначенных выше целей.

Из всех видов иноязычной деятельности мы выделили именно чтение, в нашем случае изучающее, руководствуясь тем, что в Государственном стандарте по иностранному языку чтение выделяется в качестве целевой доминанты, как наиболее реальный и, с методической точки зрения, доступный вид речевой активности, обеспечивающий возможность выхода на реальное общение с аутентичными источниками информации.

Условно данный вид деятельности можно разделить на два этапа:

  • непосредственно работа с иноязычными текстами, направленная на получение информации;
  • применение полученной информации для решения поставленной задачи на русском или английском языке.

Первый этап, в свою очередь, также подразделяется на несколько уровней работы с текстом. Предтекстовый этап направлен на моделирование фоновых знаний, необходимых для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии чтения». Так, на этом уровне учащимися выполняются задания на: соотнесение значения слова с темой; расширение лексического запаса; восприятие и понимание предложения как целостной структуры; выделение в предложении ключевых слов; языковую догадку и прогнозирование содержания читаемого.

На следующем, текстовом этапе, учащимся предлагается решить определенные познавательно-коммуникативные задачи, выполняя упражнения на: деление текстового материала на смысловые части; выделение смысловых опор в тексте и на эквивалентную замену, изложение основных мыслей текста более экономными способами.

Послетекстовый уровень предназначен для проверки понимания прочитанного и для развития умения школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи, используя содержание текста. На этом этапе учащиеся выполняют задания на: проверку понимания фактического содержания текста; упражнения для обучения интерпретации текста и определение познавательной ценности прочитанного.

Второй этап лингво-информационной деятельности предполагает самостоятельное решение учащимися поставленной перед ними задачи на основе полученной информации на русском или английском языке в зависимости от уровня их подготовленности.

Итак, обобщая все выше сказанное, систематическое использование лингво-информационной деятельности на занятиях по иностранному языку позволит придать процессу развития языковой компетенции большую привлекательность, сделать изучение языка более интересным и понятным, повысить познавательную активность учащихся и добиться освоения всеми учащимися базового уровня знаний.

Это достигается за счет того, что данный вид деятельности способствует более полному и прочному усвоению знаний, обеспечивает учащихся необходимыми умениями, способствует развитию высокого интеллектуального уровня учащихся, развивает умения получать и использовать полученную информацию, а, следовательно, приводит к развитию языковой компетенции. Учащиеся учатся находить и обрабатывать материал, эффективнее управляют своим информационно-познавательным процессом. Все это ведет к развитию умений действовать в различных жизненных ситуациях и ориентироваться в быстро изменяющемся мире, что несомненно делает выпускников конкурентоспособными в современном обществе.

Библиография

  1. Бим И.Л. «Перестроечные процессы в обучении иностранным языкам в средней школе» // Иностранные языки в школе. – 1991 №5. – с.11-14.
  2. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам», Москва «АРКТИ», 2003, 189 с.
  3. Клычникова З.И. «Психологические особенности обучению чтению на иностранном языке», Москва, «Просвещение», 1983.
  4. Копылова В.В. «Настольная книга учителя иностранного языка», Москва, «Астрель», 2004, 447 с.
  5. Халеева И.И. «Основы теории обучения пониманию иноязычной речи», Москва, «Высшая школа», 1989, 238с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

«Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся»

Данная работы выполнена по окончании курсов переподготовки и повышения квалификации по теме курса «Актуальные проблемы современного немецкого языка и культуры немецкоязычных стран» ...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....

Статья «Творческий предметный выезд на иностранном языке» как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Эта статья может быть полезна тем, кто считает, что развитие коммуникативной компетенции -это важнейший фактор в обучении иностранных языков. В материалах предлагается один из способов нестандартного ...

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...