ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ.
статья

Коняшкин Артём Игоревич

Здесь я озвучил свои мысли сформированные исходя из опыта моей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.

Мотивация – побуждение к действию, психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

На начальном этапе, когда ребёнок (младший школьный возраст) делает первые шаги в спорте, у него присутствует недостаточная осознаность  мотивов для чего он пришёл в секцию  и соответственно неопределённость, и взаимозаменяемость  в различных способах их удовлетворения. Если задать вопрос, зачем тебе  занятия спортом, то, скорее всего  он начнёт транслировать  желания родителей, такие как: быть здоровым, меньше болеть, стать  более дисциплинированным, уметь защищать себя. Поэтому на начальном этапе спортивной тренировки особенно важно уделять внимание к привитию  устойчивого интереса к занятиям спортом. Спортивная деятельность связана с высоким эмоциональным и психологическим напряжением, достижение у спеха в спорте требуют проявление воли, а волевые качества не формируются за непродолжительное время-это длительная работа спортсмена и тренера и начинаться она должна на начальной стадии спортивной деятельности, именно здесь необходима интенсивная воспитательная работа наставника.

На этом этапе спортивная составляющая  занятий стоит далеко не на первом месте, чаще всего  основным мотивирующим фактором ребёнка для посещения тренировок является «там интересно и весело», общение с друзьями, хороший  «тёплый» благоприятный микроклимат в коллективе, личное отношение к  тренеру.

Формирование коллектива и создание в нём благоприятного психологического микроклимата путем  создания атмосферы взаимного уважении и, доверия, заботы об интересах товарищей,  поощрение   разумного   риска,  проявления   терпимости     к  ошибкам   и   неудачам;  условий,  при   которых  дети    испытывали   бы    гордость   за   причастность  к   порученной   работе   (выполняемым   действиям),  личную   ответственность   за   ее   результаты, для   чего   в   тренировках   необходимы   присутствие   вызова,  элемента   соревновательности, обеспечение   возможности   каждому   показать  свои   способности,  лучше   справиться   с   заданием,  ощутить   собственную   значимость,  публичная   оценка   достигнутого   спортсменами    успеха. Повышать  эмоциональную  насыщенность учебно-тренировочных   занятий   (например,  включать   большее   количество   подвижных  игр   и    соревнований),  актуализировать   положительные   эмоции   у   юных   спортсменов,  поскольку   радость   и   удовольствие  –  одни   из   наиболее значительных   факторов   привлечения   детей   в  спорт   и   продолжения   занятий.  Активизировать   досуговую   деятельность учебно-тренировочной   группы:  организовывать тематические   (или   спонтанные)  беседы,  экскурсии,   походы,  коллективные   праздники. Заботиться   о   положительном   отношении  к   себе  воспитанников,  для   чего   уделять   внимание   эффективному   общению   с   юными   спортсменами,  развивать   у   себя   коммуникативные способности,  проявлять   доброту   и    уважение   к  детям, справедливость   и   т. д. Это   позволит  разносторонне   узнать   своих   подопечных,  расширить   воспитательное   воздействие   на   них. Насыщенность   и   информативность   общения  влияет   на   характер   взаимоотношений   тренера   и воспитанников   и, в конечном  счете, на силу и устойчивость   мотивации   детей   к   занятиям  спортом.

Используемая литература и ресурсы:

1. Нечаев, А.П. Психология физической культуры / А.П. Нечаев. – М.;Л., 1930. – 112с.

2. Общая и спортивная психология: учеб. Для вузов/ под ред. Г.Д. Бабушкина.  – Омск: СибГУФК,2004. – 400 с.  

3. О повышении эффективности системы подготовки-спортивного резерва в Российской Федерации  [электронный ресурс] // Решение коллегии Федерального Агентства по физической культуре и спорту от 6.09.2005 №5/1. – Режим доступа: http://www.rossport.ru

4. Психология физического воспитания и спорта /под ре. Т.Т. Джамчарова, А.Ц. Пуни. – М., 1979. –143 с.

5.Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психо-лого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

 



Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 141

“Особенности выявления одаренных детей на начальном этапе подготовки тхэквондистов”

Подготовил:

                                                  Преподаватель ОДОД    А.И. КОНЯШКИН

г. Санкт-Петербург 2021г.

   

   Основным направлением  работы с  детьми в группах начальной подготовки, является выявление из общего количества занимающихся, наиболее спортивно - одаренных детей которые благодаря своим наследственным  индивидуальным качествам в дальнейшем смогут показать высокие результаты в тхэквондо.

В деятельности  по выявлению одаренных детей, на мой взгляд нужно руководствоваться следующими правилами: чем выше эффективность начального этапа отбора, тем выше эффектность последующих этапов развития одаренности.

Основным критерием для определения одаренности,  является  наследственный фактор, видь именно он, определяет такие важные для ребенка способности как физическое и функциональное развитие, формирование двигательных качеств. Большую  роль в данном вопросе  играет и семья, в частности в какой атмосфере воспитывается ребенок. В тех семьях, где родители поддерживают детей в различных начинаниях, помогают им, искренне переживают вместе с ними неудачи и радуются их  победам. Где детей с раннего детства учат быть самостоятельным, ответственным, организованным у тех детей  больше шансов в дальнейшем достичь высоких спортивных результатов.

Именно поэтому на начальном этапе деятельность носит больше аналитический и организационный характер.

Для выявления одаренных  детей к занятиям тхэквондо использую  следующие методы:

  • комплексный мониторинг и анализ медицинского  тестирования здоровья детей;
  • анализ сдачи  приемных нормативов;
  • сбор информации с последующим  ее анализом  о той среде, в которой воспитывается ребенок;
  • проведение родительских собраний и индивидуальные беседы с родителями;
  • анализ выступления на соревнованиях.

Для достижения поставленных целей перед одаренными детьми, применяю следующие педагогические методы.

  1. Дифференцированный подход:

На учебно-тренировочном этапе работа с одаренными спортсменами строится с учетом их индивидуальных возрастных способностей, путем составления для них отдельных планов учебно-тренировочных занятий. В которых соблюдается дозировка и уделяется внимание всем сторонам развития, что бы  ни допустить состояния перетренированности.

  1. Формирование важнейших свойств личности:

Ставя перед учащимися конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим, и объясняя мотивы деятельности, тренер создаёт благоприятную среду для постепенного и оптимального формирования важных для спортсмена волевых качеств личности одаренного ребенка (терпеливость, выдержка, смелость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность). В дальнейшем все эти качества помогут  положительной динамике роста спортивных результатов.

  1. Поощрение:

Поощряю детей не только за победы, но и за старание. Награждение грамотами на общешкольных линейках, занесение на доску почета, вывешивание поздравлений на школьных и секционных стендах.

  1. Установление контакта  и выстраивание доверительных отношений с воспитанниками вне занятий:

 С первого дня прихода детей в секцию стараться выстраивать  с ними доверительные отношения, как на тренировках, так и  вне занятий. Экскурсии, посещение соревнований, спортивных мероприятий помогают увидеть своих воспитанников и узнать их с другой стороны, что затем использовать на занятиях.

  1. Привлечение родителей к поддержке деятельности детей:

Так же выстраивать отношения и с родителями. Искать в них единомышленников, объяснять им  значимость трудности выполняемой работы детьми. По возможности к помощи участия в соревнованиях. Знакомить родителей с индивидуальными планами подготовки, приучая  их к контролю,  за выполнениями детьми  этих планов и отслеживанию динамики результатов.

Использованные материалы в подготовке статьи: тренер-преподаватель В.В.Трыков

Методическая работа  на  тему: “Методика работы с одаренными детьми на начальном этапе подготовки дзюдоистов”2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Обобщение опыта "Выявление одарённых детей с помощью игровых и актёрских тренингов"

Обобщение опыта "Выявление одарённых детей с помощью игровых и актёрских тренингов на занятиях в объединении "Театр+Мы"...

Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки

В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки....

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.

Мотивация – побуждение к действию, психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлет...

Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. Мотивы спортивной д...

Выявление одарённых детей и особенности работы с ними

В условиях  быстро  развивающемся   информационном  мире,  развитии  новых  технологий,  резко  ставится  вопрос  о  талантливых...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...