Обобщение опыта "Выявление одарённых детей с помощью игровых и актёрских тренингов"
материал на тему

Бондарь Инна Николаевна

Обобщение опыта "Выявление одарённых детей с помощью игровых и актёрских тренингов на занятиях в объединении "Театр+Мы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление одарённых детей с помощью игровых и актёрских тренингов на занятиях

в объединении «Театр + Мы».

             Автор: педагог

 дополнительного образования

 МБОУ ДО «Москаленского  ДДТ»

  Инна Николаевна Бондарь

         Основная цель моей работы - привлечение большего количества сельских детей к занятиям в театральном объединении. Я хочу дать им новые знания и умения, рассказать, что такое театральное искусство, показать на наглядном материале какие виды театров существуют, обучить азам актёрского мастерства. Привлечь детей к участию в муниципальных и областных конкурсах.

         Одна из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержка одаренных детей. Активная деятельность педагогов дополнительного образования, находящаяся в тесном взаимодействии с общим образованием является не только важнейшим фактором усвоения учебных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одаренность - это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в коллективе. Само существование театрального объединения даёт сельским детям возможность, посещая мои занятия испытывать свои силы в актёрском мастерстве, а мне как педагогу  выявлять одарённых детей и работать с ними.

         Цель моей дополнительной общеобразовательной программы «Театр+Мы» - формирование нравственной и творческой личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через овладение основами  театрального искусства.

        Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств - соучастия, сопереживания, формируют коммуникативные навыки, снимают внутренние зажимы, развивают творческие способности. А самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование и сочинительство.    

       Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. А  в игре ребёнку легче самовыразиться и показать свои истинные способности и таланты.

    Одаренность у разных детей может быть выражена  более или менее очевидно, и может проявиться в разных формах: явной, скрытой, потенциальной. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка  достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.  Скрытая одаренность - проявляться в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме, и она может остаться незамеченной никем, даже самим ребёнком и его родителями и угаснуть с годами. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени.  Этим детям  и нужна помощь в раскрытии своих дарований и в дальнейшем их развитии, наравне с детьми, обладающими явной одарённостью.

    Именно игра помогает педагогу раскрыть личностный потенциал каждого ребёнка. Для детей игра, прежде всего  -  увлекательное занятие, она даёт детям возможность нормального живого общения, что создают позитивную атмосферу. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно выполнять какие то действия. Игра  требует  напряжения эмоциональных и умственных сил, она  всегда предполагает принятия решения  - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих, и побуждает раскрывать более полно свои таланты и возможности.

         Игры, используемые мною на занятиях несут не только развлекательный характер, но и обучающий. Это различные гимнастики – для язычка и глаз, на развитие  дыхания и силы голоса, артикуляционные и для развития речи.  Подвижные игры  на развитие творческих и актёрских способностей

     Чаще всего свои занятия с детьми я начинаю с игровой разминки. Весёлые подвижные упражнения радуют и раскрепощают детей, настраивают на активную деятельность. Вот несколько упражнений:  

        Упр.1 «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На вдохе, медленно поднять руки вверх,  «растягивая» тело: пальцы, запястья, локти, плечи, грудь, поясницу и ноги. Пятки от пола не отрываются. Задержка дыхания  на 3-4 секунды -   тянемся «к солнцу». Выдох – опустить руки. В  этом упражнении наравне с укреплением и растяжкой мышц тела, улучшается кровоснабжение неактивных клеток мозга, что напрямую сказывается на мыслительных процессах.

         Упр.2 «Раскачивающееся дерево»  Выполняется стоя или сидя. Ребенок изображает дерево (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова). Начинает «дуть ветер», дерево наклоняется и раскачивается в разные стороны. Ветер стихает, дерево выпрямляется, тянется вверх. Важно, чтобы ребенок представил себя конкретным деревом, ведь ель, береза и ива по-разному реагируют на бурю. Это упражнение - игра тренируют не только мышцы тела, а и актерские способности детей.

      В процессе занятия я провожу подвижные весёлые игры. Они раскрепощают детей и позволяют действовать и творить свободно с полной отдачей чувств, энергии и раскрытием своих способностей.

«Разведчики». Каждый ребёнок должен связаться глазами с кем то в классе, не пользуясь жестами и словами и держать друг друга взглядом. Далее идут команды: поменяться со своим разведчиком местами; поменяться вместе со стульями, без грохота и стука; поменяться и по пути пожать друг другу руки.

   «Испорченный телевизор».  

    Также на занятиях я использую упражнения на одновременность. Игровые задания, связанные с «одновременностью», тренируют подчинение общему ритму, движению. Тренировка в одновременности на первый взгляд подавляет смелость  быть самостоятельным, но в реальности только она и подготавливает подлинную смелость и самобытность, и требует умения быть самостоятельным.

      Игра «Эхо» - дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок педагога группе удаётся ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздаётся упругий, без рикошета хлопок всей группы. Дети включают свои внутренние резервы, стараются самостоятельно слушать, чувствовать, видеть и ощущать всем телом действия всего коллектива в целом. Здесь могут использоваться упражнения со стульями, скороговорками, небольшими стихами.

        Игры на внимание «ушки – носик –и хлопок», «слушаем тишину». «Руки ноги», один хлопок – поднять руки или опустить, два хлопка – встать или сесть.     Дети стараются более точно, без ошибок выполнять детали упражнений, что позволяют сконцентрировать внимание, при необходимости создать тишину.

Различные актёрские и игровые тренинги, творческие игры, упражнения на память физических действий.

Творческая игра «Превращение предмета». Любой предмет и предлагается «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения. Например линейку в расчёску ( причёсываться), в эскимо ( есть мороженое ), в зубную щётку ( чистить зубы) и т. д. Кроме линейки  подойдут тетрадь,  книга, указка, пенал, стакан, стул и т. д. «Превращать»  предмет можно в индивидуальном и коллективном исполнении. Зрителям предлагается догадаться, какой предмет был показан.

       Творческая игра «Превращение комнаты». Детям даётся задание «превратить» комнату во что то другое, лес, вокзал, крепость, улицу, базарную площадь, кабинет химии, салон самолёта, болото,  музей. Исполнение может быть одним учеником и несколькими.

       Творческая игра «Поймай зверюшку» Дети тянут билетики с названием животного, которого они должны будут ловить: кузнечик, курица, бабочка, чужая кошка, свой котёнок, волнистый  попугайчик, коза, корова, поросёнок и т. д. Остальные пытаются угадать какое это животное.

      Творческое игра «Ролевая гимнастика. (Автор В.Леви)

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро - «с пулеметной скоростью»; 2.как иностранец; 3. как робот; 4.шепотом; 5.очень медленно - со скоростью черепахи.

Рекомендации: подбирать  короткие и хорошо известные стихотворения.

2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.маленький ребёнок, 4.старичок.

3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.

4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

 Тренинг -  предлагаемые обстоятельства.  Каждый из нас  - кучер заснувший на рабочем месте; далее участник конкурса по бодибилдингу; певец готовящейся к сольному выступлению.

         Игры используемые мною на занятиях несут не только развлекательный характер, но и обучающий и. Это различные гимнастики – для язычка и глаз, упражнения на дыхание и силу голоса, артикуляционные и для развития речи.  Гимнастики для сценического движения. Подвижные игры  на развитие творческих и актёрских способностей, актёрские тренинги.

     Использование игр на занятиях помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого ребёнка, его положительные личные качества. Но самое главное при работе с детьми это любовь, и взаимопонимание, дружеская, добрая и располагающая к творчеству атмосфера.

        Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

     Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей.

        Каждый ребенок является одаренным!
Одаренность ребенка проявляется в его индивидуальности! Не делите детей на одаренных и неодаренных, а поймите их особенности и найдите индивидуальный подход к каждому. Цель обучения одаренных детей не в том, чтобы учить их чему-либо, а в том, чтобы создать условия для проявления и развития изначально заложенных в них способностей .

        Если дети будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят своё здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнить её с желанием, то есть со стремлением к качеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...

Программа тренинга на конкурс методических разработок по психологическому сопровождению одарённых детей.

Методическая разработка подготовки школьников-волонтеров для работы в школьной службе медиации....

Повышение интереса у детей к занятиям по футболу с помощью игровой формы обучения

      Проблема физического воспитания во все времена была актуальной, но на современном этапе развития общества этот вопрос приобрел глобальный масштаб. Школьники ведут малоподви...