Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования
опыты и эксперименты

Ольга Неоевна Ким

Обеспечить познавательную активность детей, развить творчество в процессе обучения в школе являются помогают интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук, синтеза обучения и воспитания посредством дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_obshchego_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования»

Ким О. Н.

педагог дополнительного образования МАУ ДО

г. Хабаровска «Маленький принц»

"Ученые в скором времени будут

 объединяться не по наукам,

а по проблемам..."

В.И. Вернадский

Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному занятию, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача педагога – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение. Вследствие вышеперечисленного перед школой встала задача: необходимо выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп населения  и обеспечить доступность основного и дополнительного образования детей, ориентировать работу на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция в образовательном пространстве может выступать как средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек- природа» отмечал, что ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня - важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации.

Интегрированные уроки: дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству... "

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на усвоение образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет  говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с некоторых сторон

- в большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

-  интегрированные уроки позволяют систематизировать знания, формируют в большей степени общенаучные явления и навыки и рациональные навыки учебного труда;

- способствуют росту профессионального мастерства учителя.

Итогом такой интеграции среднего общего и дополнительного образования стала успешная реализация базовых учебных программ, в результате чего: растет контингент учащихся, повышается качество знаний учащихся, победы в олимпиадах, победы в городских, всероссийских и международных конкурсах.

Изучив опыт российских школ по интеграции основного и дополнительного образования, мы пришли к выводу, что данное направление работы является актуальным и важным, так как:

- позволяет соединить процессы воспитания, обучения и развития в единое целое, создав систему

- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам и в разные типы деятельности.

Взаимопроникновение этих двух сфер образования находятся, на наш взгляд, в прямой зависимости от целей и задач, поставленных педагогическим коллективом.

Проводя подобные уроки, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.

Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Ученик – руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Анализируя проведённые уроки, мы пришли к выводу, что эффективность обучение зависит от качества общения учителя с учащимися. Очень важен учёт возрастных психологических особенностей детей.

 В заключении хочется отметить, что интеграция основного и дополнительного образования позволяет:

  • сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширять и обогащать содержание учебника;
  • способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала;
  • позволяет формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей

Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость  обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического ...

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)

Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ" СО ШКОЛОЙ

В статье описана модель взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательной школой. Раскрыты цели и задачи совместной работы, направления деятельности. Представлен результат ин...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся за счёт содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования

Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культур...