Технологическая карта
план-конспект

Дмитрий Николаевич Морозов

Технологическая карта образовательной деятельности детско-взрослого сообщества «Шахматы»

Тема: «Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур».

 по программе И.Г. Сухина

 «Шахматы – школе»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiy.docx144.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №18 «Прометейчик» имени Т. С. Комаровой город Якутск»

 

Технологическая карта образовательной деятельности детско-взрослого сообщества «Шахматы» 

Тема: «Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур».

 по программе И.Г. Сухина

 «Шахматы – школе»

Работу выполнил:

 Морозов.Д.Н.

ПДО по шахматам

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области

«Шахматы детско-взрослого сообщества»

Группа: средняя (Звездочка, Светлячок) ПДО по шахматам Морозов Дмитрий Николаевич

Тема: «Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур».

Цель: дать представление детям о сравнительной характеристике и относительной ценности фигур.

Задачи: воспитательные воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру;

 развивающие: развитие внимания и логического мышления;

 образовательные: обучение шахматным терминам;

Предварительная работа (с детьми, родителями): рисование и лепка шахматных фигур; разучивание шахматных стихотворений; конструирование шахматных головных уборов; пошив шахматных накидок.

Используемый материал демонстрационный: шахматные доски, настенная шахматная доска, смайлики, обучающая игра «Шахматные счеты» значки-смайлики.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

 Этап/продолжительность

     

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Предполагаемый результат

Педагог

Дети

Организационный момент

5 минут

Организация направленного внимания.

Формирование интереса к содержанию занятия.

Здравствуйте ребята! Мы с вами совершим путешествие в шахматную страну, где мы узнаем много нового и интересного. Улыбнитесь друг другу, теперь я ловлю ваши улыбки. И давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

Обращается к детям и ведет диалог, знакомит их со сказочным героем - «Слоном».

Ребята, к вам сегодня присоединился

необычный гость из Индии - «Слон». Он слышал, что в шахматной стране живет его брат шахматный слон. Но слон из Индии ничего не знает о шахматной стране. Дети давайте поможем нашему гостю, и ответим на интересующие его вопросы.

Размышляют

Отвечают на вопросы.

Это игра.

Индия.

Король.

Конь.

Ферзь.

Пешка.

Слоны и Ферзи.

Диалог

Вопросы Слона детям: - А знаете ли вы, что такое шахматы.

В какой стране возникла эта игра?

Какая фигура в шахматах самая главная?

Какая фигура в шахматах самая хитрая?

Какая фигура в шахматах самая сильная?

Какая фигура любит превращаться в разные фигуры?

Кто из фигур любит свой цвет?

 Беседа с обыгрываемой игрушкой

Проблемная ситуация

8 минут

Создать проблемную ситуацию

Дети, наш герой из Индии не может найти домики на шахматном поле, где стоят шахматные слоны и не знает название этих домиков. Давайте поможем ему.

Слон, посмотри белые фигуры стоят под цифрами 1 и 2.

А черные под цифрами 7 и 8. В домиках А и Н живут ладьи.

В домиках В и G

живут кони.

В домиках С и F живут твои друзья шахматные слоны

В домиках D и Е живут король и ферзь

Ферзи и Слоны любят свой цвет.

Белый ферзь стоит на белом поле.

Черный на черном поле.

Пешки стоят впереди всего войска живут в домиках

А2, В2, С2, D2,

Е2, F2, G2, Н2.

На шахматном поле много домиков, где живут разные фигуры. Хитрые и сильные, главные и те, которые любят свой цвет. Есть на нашем поле домики, где живут фигуры, которые любят превращаться. Давайте вместе найдем все домики и перечислим их название.

Ребята, а вы знаете, что каждая

 живущая в домике фигура имеет свою определенную стоимость? И чтобы узнать это, нам надо с нашим гостем пройти в наш шахматный кабинет.

Дети формируют вывод. Как выйти из затруднительной ситуации и решить проблему.

Самостоятельно высказывают предположения что делать?

Дети – Надо помочь нашему гостю и сказать ему названия домиков. И показать ему, где на поле живут слоны.

Основная часть

15 мин

Научить детей

правильно оценивать каждую шахматную фигуру. Закрепить и обобщить представления детей по теме «Ценность шахматных фигур».

Ребята, а кто-нибудь из вас был в магазине?

Что необходимо сделать перед тем, как пойти в любой магазин?

Конечно нужны деньги. И на нашем шахматном поле каждая фигура стоит определенное количество только шахматных денег. А роль денег играют шахматные фигуры пешки. Но перед тем, как начать оценивать наши фигуры. Наш гость из Индии предлагает нам посчитать количество наших пешек, на демонстрационной шахматной доске сколько их? Молодцы!

Слон хочет узнать

Сколько слонов и коней на шахматном поле?

Сколько ферзей и ладей на шахматном поле?

А почему пешка выполняет роль шахматных денег?

А теперь мы, вместе с нашим гостем будем оценивать каждую фигуру. Откройте наши шахматные наборы.

 1 пешка-орешка

 стоит 1 пешку-кириешку.

Ладья-судья стоит 5 пешек, давайте их поставим напротив этой фигуры.

Конь-огонь стоит 3 пешки

Его друг

Слон-патрон

Слон-макарон стоит тоже 3 пешки.

Ферзь-жердь стоит 9 пешек.

Король-пароль самая драгоценная фигура и стоит бесконечное количество пешек.

 Давайте поиграем и покажем нашему гостю,

как мы умеем считать на шахматных счетах.

Дети по два человека выходят к шахматным счетам и соотносят стоимость каждой шахматной фигуры.
Слон задает вопросы:

Сколько стоит конь?

Сколько стоит слон?

Сколько стоит ладья?

Сколько стоит ферзь?

Сколько стоит король?

Какие вы молодцы ребята! Настоящие будущие чемпионы!

Да.

Конечно нужны деньги.

  16 пешек.

4 коня и 4 слона, вместе 8, они относятся к легким шахматным фигурам.

2 ферзя и 4ладьи вместе 6, они относятся к тяжелым шахматным фигурам.

Потому что их большое количество и они могут превращаться в любую шахматную фигуру, но только не в короля.

3пешки

3пешки

5 пешек

9 пешек

Бесконечное количество пешек.

        Беседа с детьми.

    Игра на шахматных счетах.

Педагог: «Дети посмотрите внимательно на наши шахматные счеты».

 Слон: «Как вы думаете для чего они нужны»?

Ответ детей.

Педагог: «Правильно, для того, чтобы помочь нам сравнить и оценить наши шахматные фигуры».

Слон: «А еще что»?

Ответ детей

Педагог: «Правильно математические знаки

Больше, меньше, плюс, минус, равно, и знак бесконечности».

Слон: «Ребята, а еще что»?

Ответ детей

Педагог: «Какие молодцы это

цифры от 1 до 30, и конечно наши фигуры»!

Слон: «Дети давайте вместе подойдем к нашим счетам и найдем одинаковые фигуры».

Дети находят одинаковые фигуры.

Педагог: «Ребята давайте вместе оценим сколько стоит конь»? «Для этого на одну часть весов мы поместим нашего коня, а на другую часть весов помещаем что»?

Конечно пешки.

Сколько стоит конь?

Правильно 3!

Дети подходят к шахматным счетам и считают.

Слон: «Теперь давайте сравним моего друга шахматного слона и коня». «Кто из них больше по стоимости»?

Дети выходят по два человека сравнивают фигуры.

Слон: «Покажите, мне, кто больше ферзь или две ладьи»?

Дети сравнивают фигуры.

     Осознают связь между решением проблемной ситуации и своими действиями.

Получают опыт познавательной деятельности.

Получают опыт познавательной деятельности, проявляют инициативу, любознательность, закрепляют навыки самостоятельно действовать и решать интеллектуальные задачи.

Динамическая пауза

5 минут

Сменить вид деятельности

Предупредить

Утомляемость.

Отвлечёмся на минутку.

Мы устали не на шутку

Слон считать уже устал

И зевать чего, то стал

Ну ка встанем вместе дружно

Наши кубики возьмем

И зарядкой по порядку

Разминаться мы начнем.

Кубик в правой, кубик в левой повращаем раз, два, три.

Чтобы быть математичным, прыг скок в бок ты повтори.

Я - прыжок и ты прыжок,

Это супер-самолет!

Чтоб спина не заболела

Кубик в право кубик влево

Раз наклон и два наклон

Это шахматный тритон

И подкинем вверх его

Хлопнем, и поймаем

Улыбнемся шах и мат

Мы не забываем.

Будем строить через ногу

Кругосветную дорогу

Пошагаем по прямой ферзь наш шахматный герой.

Головой вперед, назад

мы устроим водопад

Вот усталость убежала

и руками помахала.

Выполняют упражнение с шахматными кубиками, вместе с педагогом.

Игровые приемы.

Музыкальное сопровождение.

Эмоциональная и физическая разрядка,

новый игровой опыт.

Практическая работа

7 минут

Научить детей новым способам действий.

Ребята наш гость из Индии просит вас нарисовать шахматные фигуры из нашего шахматного королевства.

Дети берут карандаши и рисуют шахматные фигуры. На свой выбор.

Сильную фигуру.

Главную фигуру.

Хитрую фигуру.

Фигуру, которая стоит на краю.

Фигуру, которая любит превращаться.

Изобразительная деятельность.

Дети учатся конструктивно взаимодействовать.

Проявляют самостоятельность.

Рефлексия

5 минут

Подвести итоги образовательной деятельности. Обобщить полученный детьми опыт.

Слон: «Ребята пока вы рисовали я на наших шахматных счетах сравнил две фигуры, посмотрите если у меня есть ошибка скажите мне»?

Дети исправляют ошибки слона.

Педагог: «Дети вам понравилось сегодняшнее занятие?

Что вы узнали нового и интересного?»

Педагог слону: «А тебе слон понравилось у нас в шахматной стране?»

Слон: «Мне очень у вас понравилось, какие дети умные и смышлёные, все знают».

Слон дарит смайлики.

Спасибо вам ребята, на прощание я хочу вам сделать непростые памятные подарки, они будут напоминать вам о нашей встрече. Дома вы сможете продолжить сравнивать и оценивать шахматные фигуры. Ну, а мне пора, до свидания детвора!

Ответы детей.

Да.

Ответы детей.

Ребята прощаются с героем из Индии.

Сюрпризный момент.

Слон дарит детям раскраски шахматных фигур и раздает мини-задания, с небольшими задачками.

Кто больше, ладья или два коня?

Кто больше, ферзь или две ладьи?

Кто больше, слон или конь?

Кто хитрее, конь или слон?

Кто быстрее, конь или слон?

Кто главнее, ферзь или король?

Кто больше, пять пешек или ладья?

Кто больше, три коня или две ладьи?

Дети учатся оценивать полученный результат. Каждый ребенок чувствует себя участником совместного познавательного творческого процесса.


Технологическая карта занятия

ПДО: Морозов Дмитрий Николаевич

Предмет: «Шахматы»

2младшая группа «Малышок»

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Тема

 Шахматная доска.

Начальное положение.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться со сверстниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации 
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на занятии с помощью педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:

научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией, учить видеть местоположение шахматных фигур.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника.

- слайд-презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре.

Технологии

Проблемно-диалогическая, наблюдение.

Технология проведения

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Мини цель:

- обеспечение мотивации и организация внимания воспитанников.

Зовется шахматной страной

Двуцветная страна

Ведется там неравный бой

Двуцветная война

Там обе армии сильны

Борьбой увлечены, в одной из них бойцы белы

В другой бойцы черны

Но разве цвет важней всего выигрывает бой

Тот, кто уверенней умней

Вот там закон такой

Ребята,

 Мы с вами попали шахматную страну

Где мы узнаем много нового и интересного

- Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки.

Пожелание успеха друг другу и педагогу.

Положительное отношение к детскому саду (Личностные УУД)

II

Актуализация знаний.

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительной шахматной стране. И к нам присоединился необычный гость из Индии «Слон». Он слышал, что в шахматной стране живет его брат слон, но слон из Индии, ничего не знает о шахматной стране. Дети давайте поможем слону из Индии и ответим на, интересующее его вопросы.

Из каких цветов состоит шахматное поле?

Ребята, слон спрашивает у меня, а знаете ли вы стихи о шахматных фигурах?

Слону очень понравилось, как вы рассказываете стихотворения о шахматах.

Просмотр презентации.

Высказывания детей.

Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). 

III. Выявления причин затруднения и

целеполагание к учебной деятельности

Цели:

-возникновение проблемной ситуации;

-организовать формулирование темы занятия воспитанниками;

-организовать постановку цели занятия.

Наш гость из Индии Ребята, как вы думаете?

Обсуждение затруднений

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено детьми, и того что еще не известно (Регулятивные УУД).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД)

IV «Открытие нового знания»

Исследовательская работа

 Ребята, а как происходит вбрасывание в хоккее или подача в теннисе?

Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

 У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно: 
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя 
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

1

Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром. Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

Отвечают на вопрос. С одной и той же позиции.

Проговаривание нового знания.

Дети слушают и проверяют расстановку фигур.

Высказывать своё предположение (версию)

(Регулятивные УУД).

Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод исследования и наблюдения, структурирование знаний (Познавательные УУД)

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (Коммуникативные УУД)

V Первичное закрепление.

 Ребята, а сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Поиграем в игры.

"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

Игра "Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Высказывать своё предположение (версию)

(Регулятивные УУД).

Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (ПознавательныеУУД)

VI Релаксация (физминутка)

Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Выполнение физминутки

VII Включение нового знания в систему знания и повторение.

Практическая работа

1.Кто быстрее расставит начальную позицию (если доска одна на двоих, то одни расставляют белые фигуры, другие чёрные.).

2.Исправь ошибку в расстановке фигур. (Один игрок преднамеренно переставляет фигуры противника, придумывает ошибку. Противник отворачивается. Партнёр должен найти и исправить ошибки в расстановке и назвать эти фигуры).

В конце занятия задайте детям такие вопросы:

1.  Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? (8,2,2,2,1,1.)

2.  Каких фигур на доске больше всего? меньше всего? (Пешек. Ферзей и королей.)

3.  Какие фигуры стоят на углах доски? (Ладьи.)

4.  Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.)

5.  Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.)

6.  На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король? (Черного.)

7.  На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.)

8.  На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.)

9.  На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.)

10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали? (4.)

11. На каких диагоналях стоит больше всего фигуры? (На больших.)

12. Стоят ли в начальном положении в центре? (Нет.)

13. Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры? Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? (Нет. Есть. Есть. Есть. Нет.)

Работа в паре.

Ответы учащихся.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД).

Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

VIII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Мини цель:

-дать оценку работе детей контроль и самоконтроль.

Узнали, что такое начальное положение?

Я: узнал (как быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией)

  Запомнил 

  Повторил

  Затрудняюсь

 -Оцените свою работу на занятии.

Я понял и могу рассказать другим

  • Я понял, но не могу объяснить
  • Я не понял

Дети продолжают начатое высказывание,

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала (Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IХ. Информация о домашнем задании.

Мини цель: прокомментировать дифференцированное домашнее задание.

Выучить начальное положение фигур.

Поиграть в игру «Исправь ошибку в расстановке фигур».

Литература

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

3. Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл. 1982г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...