Публикация: "Мотивация обучения и личность учащихся.
материал

Стоноженко Елена Юрьевна

Раскрыто понятие "Мотивация".  Обозначение и распознание внутренней и внешней мотивации учащихся. Проблемная область современных учеников и подходы к раскрытию личности, для повышения уровня мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_obucheniya_i_lichnost.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 131 г. Карталы

Учитель ФК Стоноженко Елена Юрьевна

«Мотивация обучения и личность учащихся»

     Мотивация (от лат. movēre «двигать») — это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

     Мотивация – это и способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Любой психический процесс, требующий приложения усилий и длящийся во времени требует для своей поддержки сильной индивидуализированной мотивации. Важнейшим видом мотивации в школе является образовательная мотивация.

     Образовательная мотивация возникает либо на основе собственного интереса к предмету, либо потому, что это знание для чего-то необходимо сейчас или в будущем. В связи с этим обычно выделяют два типа мотивации: внутренняя и внешняя мотивация.

     В настоящее время считается, что это скорее не два типа мотивации, это две противоположности внутри одного континуума, и редко они проявляются в крайних формах, как «чисто внутренняя» или «чисто внешняя» мотивация.

1. Внутренняя мотивация наблюдается, когда человек испытывает внутреннее желание что-то сделать, потому что считает это важным, или это доставляет ему удовольствие. Обучающиеся с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Чтобы повысить этот вид мотивации обучающихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в занимательный жизненный контекст.

 2. Внешняя мотивация появляется, когда человек хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Наказания иногда приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут сформировать опасную зависимость. Поэтому, педагогу лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации обучающихся. Почему так важно поддерживать внутреннюю образовательную мотивацию?

 • Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;

 • Мотивация дает «зелёный свет» инициативности;

• Мотивация улучшает когнитивные способности;

• Мотивация повышает общую производительность (тем самым повышая качество образования).

     Проблемными областями при организации работы по повышению образовательной мотивации являются следующие:

1. Ограниченность возможностей и ресурсов отдельной образовательной организации для преобразования абстрактного учебного материала в более конкретный, занимательный и жизненный.

 2. Объективные ограничения традиционной организации образовательной деятельности (например, жесткость учебного плана, дающего минимальные возможности поддержки инициативности обучающихся – возникает базовое противоречие между инициативой и дисциплиной).

3. Построение моделей оптимальных практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы, находится в стадии формирования. Однако, на наш взгляд, важными являются не столько практики с позиции организующей деятельности педагога, сколько практики важные для самого ребенка.

      Основные условия, которые необходимо создать в школе для роста образовательной мотивации, на наш взгляд следующие:

• личностно-ориентированное образование (наличие собственной активности и смыслов деятельности);

• оценивание (рефлексия) собственной деятельности;

• творчество и взаимодействия всех субъектов воспитательных отношений;

• разновозрастные и межшкольные объединения;

• насыщенность образовательной среды и широта образовательного пространства.

     Успешный опыт инновационной деятельности МОУ СОШ № 131 г. Карталы по организации ученического самоуправления, клубной работы и разновозрастных детских объединений при организации образовательных событий, активная работа с партнерами выступают как предпосылки нового направления поисковой деятельности.

     Основная идея нашей работы – методическое обобщение различных практик воспитания под решение одной из стратегических цели образовательного процесса – социализации обучающихся. Процесс социализации связан с формированием личности. Личность формируется вокруг успешной, общественно приемлемой и самостоятельной деятельности. Таким образом, мы видим свою задачу в гармонизации в рамках учебного процесса трех составляющих: обучения, воспитания и формирования личности учеников.

     Наши практики воспитания направлены на поддержку детских инициатив, расширение самостоятельности обучающихся (через деятельность органов ученического самоуправления) и одновременно на расширение диапазона социально приемлемых и социально значимых видов деятельности (с помощью сетевых и социальных партнеров).

     В рамках реализации этой идеи могут быть решены задачи повышения образовательной мотивации через:

• профессиональную ориентацию обучающихся,

• расширение содержания образования,

• общее и социальное развитие,

• расширение разных видов активности,

• создание психологически-комфортных условий для самореализации обучающихся.

     При этом ключевая педагогическая идея – идея социализации (основная функция школы как государственного института) выступает на нескольких уровнях:

• индивидуальная (ситуации выбора и личной ответственности за реализацию своих интересов, склонностей),

• групповая (референтные группы по интересам),

• гендерная (гендерные интересы),

• статусно-ролевая (персональный уровень ответственности за решение задач, общее дело),

• событийная (проживание и погружение, а также участие в организации образовательных событий).

     Социализация личности важна в связи с острой необходимостью формирования нового поколения, готового к решению задач развития страны, формирования лидеров, способных брать на себя ответственность и действовать, формирования социально ориентированных установок личности (восприимчивости к социальным проблемам, готовности помочь, неравнодушия к происходящему в обычной жизни), формирования навыков продуктивных отношений и коммуникации. На решение этих задач отчасти направлены проекты Российского движения школьников и Национальный проект «Образование» («Социальная активность», «Волонтерское движение»).

     Делая акцент на социализацию личности как ведущую идею, мы предполагаем внедрение следующих организационных решений:

• пересмотр системы воспитательной работы и содержания деятельности ученического самоуправления,

• развитие социально ориентированной деятельности,

• включенность в партнерские отношения с другими образовательными организациями,

• формирование системы внеурочной деятельности, дополнительного образования под решение конкретных задач,

• реализацию определенных механизмов привлечения ресурсов социальных партнеров,

• внедрение различных практик и иных проб обучающихся (социальных, предпрофессиональных, организаторских), предполагающих выбор и самостоятельное действие.

     На инструментальном уровне предлагается серия воспитательных акций и событий, которые позволят выделить и описать практики воспитания обучающихся именно как форму организации самостоятельно инициированной и осуществленной деятельности. Я полагаю, что именно включенность в деятельность, атмосфера творчества и сотрудничества – ключевые факторы повышения мотивации школьников.

     Например, проведенный цикл акций ученического самоуправления, которые были направлены на различные аспекты повышения образовательной мотивации обучающихся:

1. Отношение внутри группы (класса) непосредственно влияет на мотивацию. 

     Акции, направленные на создание позитивной атмосферы. Демонстрируем позитивное отношение и настроение, выстраиваем гармоничные отношения, проявляем внимание, снимаем напряжение и усталость: Акция «Школьный праздник», Акция «Фитнес-перемена», Акция «Музыкальная перемена».

2. Оценка приложенных усилий повышает мотивацию.

     Акции, направленные на поощрение приложенных усилий. Помним, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Награждаем тех, кто упорно работал: Акция «Лучший класс», Акция «Самый спортивный класс».

 3. Ответственность больше – мотивация выше.

     Акции, направленные на вовлечение обучающихся в учебный процесс. Распределяем обязанности. Чувствуем свою ответственность. Работаем в группе: Акция «Раскрась свой мир!», Акция «Театр моды», Акция «Театральная постановка»

4. Стимулы повышают мотивацию. 

     Акции, создающие систему стимулирования и поощрения. Придумываем свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений. Постепенно сокращаем количество материальных вознаграждений и заменяем их на социальные: похвала, улыбки, слова ободрения. Акция «Школьный переполох».

5. Разнообразие дружит с мотивацией.

     Акции, стимулирующие творческий подход и использующие современные образовательные технологии. Избегаем однообразия и рутины. Находим инновационные способы подачи учебного материала. На уроках находим время для игр и дискуссий: Акция «Лучший ролик», Акция «Ок, мозг!» Акция «Школьная газета»

6. Ответ на вопрос «Для чего мне всё это нужно?» значительно повышает мотивацию.

     Акции, направленные на расширения представлений о реальном мире. Объясняем практическую пользу и сферу применения получаемых знаний. Акция «Интеллектуальное поле», Акция «Музейное дело», Акция «Сдай макулатуру».

7. Уверенность в своих силах поддерживает мотивацию.

     Акции, направленные на укрепление позитивного мироощущения Избегаем негативных оценок и установок. Стимулируем их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряем образ мыслей с ориентацией на рост и развитие: Акция «Школа самопознания», Акция «Я умею».

8. Умение мотивировать себя самостоятельно – высший пилотаж.

     Акции, стимулирующие переход на внутреннюю мотивацию. Помогаем находить причины, по которым могут быть полезны получаемые знания: Акция «Мой путь».

     Одним из важнейших инструментов может стать школа социальной активности – обучение школьников как организаторов практик, для развития которой создается электронная площадка взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе сетевых и социальных партнеров.

     В результате реализации этих проектов будет разработана модель формирования оптимальных практик воспитания, обеспечивающих повышение образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы, и методические рекомендации по ее внедрению в образовательную практику, обобщена роль школьного самоуправления и продуктивного социального партнерства в повышении образовательной мотивации. Важным продуктом станет появление инструментов анализа влияния практик воспитания на образовательную мотивацию обучающихся основной и средней школы.

     При этом в качестве прогнозируемых социально-педагогических эффектов мы выделяем качественные изменения на уровне образовательных результатов, результатов социализации личности, повышения образовательной мотивации обучающихся. Прогноз востребованности результатов этой работы связан с актуальностью существующих проблем образовательной мотивации обучающихся основной и средней школы задач социализации личности, необходимостью выстраивания на уровне образовательной организации гибкой организационной модели формирования оптимальных практик воспитания с учетом разнообразных образовательных запросов и стратегических целей образования, востребованность именно системных решений и готовых продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся

В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....

Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.

Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыты особенности творческой личности, психологические процессы, влияющие на формирование личности, рассмотрена методика формирования творческой личности при изучении математики....

Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний  у учащихся  второй ступени обучения на уроках физической культ...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....