Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства».
рабочая программа (10 класс)

Федина Анастасия Алексеевна

Освоение программы «Историческое развитие хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта духовно-нравственной и творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedina_a.a._istoriya_horeografii.docx87.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учредитель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю. А. Гагарина

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «        »        20        г.

Протокол №        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства»

Возраст обучающихся: 15-16 лет

 Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:  
Федина Анастасия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

г. Калининград, 2021

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историческое развитие хореографического искусства» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

История хореографического искусства является частью мировой культуры. Танец – один из наиболее древних видов искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах.

Программа направлена на:

  • создание условий для духовно-нравственного развития, художественного образования, эстетического воспитания детей;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Освоение программы «Историческое развитие хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта духовно-нравственной и творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой культуры.

Отличительные особенности программы заключаются в единой тематике, объединяющей все модули (учебные дисциплины) программы, что позволяет качественно и эффективно освоить материал. Несмотря на большой объем информации программа отличается компактностью учебного материала. Программа реализует основные идеи системы дополнительного образования, содействует поддержке одарённых детей, развитию мотивации к познанию и творческому росту исполнителей, а также к их профессиональному самоопределению. Интенсивный образовательный курс представляет собой синтез классической, народно-сценической и современной хореографии.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 15-16 лет, имеющих базовую хореографическую подготовку.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 2 года. На полное освоение программы требуется 66 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих общеобразовательную организацию, разместившую программу. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, мелкогрупповые формы работы с детьми. Состав групп 4-10 учеников.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учащихся, их возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 33. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание

1 год обучения

2 год обучения

Максимальная нагрузка (в часах)

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в

неделю)

1

1

Цель программы: развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей.

Задачи программы:

– формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

  • осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
  • ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
  • изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
  • анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
  • знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
  • знания образцов классического наследия балетного репертуара;
  • овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
  • систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
  • умение работать с учебным материалом;
  • формирование навыков диалогического мышления;
  • овладение навыками написания докладов, рефератов.

Принципы отбора содержания:

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
  • диалогический;
  • инструктивно-практический (работа с материалом);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

Планируемые результаты

Результатом освоения программы «Историческое развитие хореографического искусства» является формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • знание балетной терминологии;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох;
  • знание образцов классического наследия балетного репертуара;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета;
  • знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства.

Механизм оценивания образовательных результатов.

На контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном

этапе обучения

4 («хорошо»)

Отметка отражает достаточно полный ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

Ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль знаний может проходить в следующих формах:

  • контрольная работа;
  • устный опрос;
  • письменная работа;
  • тестирование;
  • олимпиада.

Учебный план

1 год обучения

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века.

1.1

Хореография как вид искусства

2

1

1

1.2

Танцевальное искусство стран Востока

2

2

1.3

Танцевальное искусство Древней Греции

2

2

1.4

Танцевальное искусство эпохи средневековья

2

2

1.5

Танцевальное искусство эпохи Возрождения

2

2

1.6

Танцевальное искусство XVII века

2

2

1.7

Танцевальное искусство эпохи Просвещения

2

2

1.8

Хореографы XVIII века

2

1

1

Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века

2.1

Бальный танец XIX века

2

2

2.2

Романтические образы в хореографии XIX века

2

2

2.3

Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века

2

1

2.4

Танцевальное искусство глазами художников

2

2

Раздел 3. Танцевальное искусство XX века

3.1

Свободный танец Айседоры Дункан

2

2

3.2

Стиль модерн в хореографическом искусстве XX века.

2

2

3.3

Музыкальные стили и хореография XX века

2

2

3.4

Эстрадный танец

2

2

Контрольный урок

1

1

Итого за первый год обучения

33

2

31

Содержание программы

1 год обучения (33 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века

Тема 1.1.Хореография как вид искусства.

В процессе беседы с учащимися выявить основные виды искусств. Рассмотреть связь танца с другими видами искусств. Специфические особенности хореографии, ее выразительные средства. Виды хореографии. Рассказ о возникновении танца. Взгляд первобытного человека на окружающий мир. Виды первобытных плясок. Примеры: роль танца в жизни ацтеков, древних мексиканцев, индийцев и народов Ближнего Востока. Балетный спектакль как самая распространенная форма хореографического искусства XIX - XX вв.

 Создатели балетного спектакля: балетмейстер, композитор, либреттист, танцовщики (балетная труппа), музыканты (оркестр), осветитель, декоратор, гример, костюмер.

Тема 1.2.Танцевальное искусство стран Востока.

Общая характеристика восточных представлений. Восточный театр как синтез искусств. Особенности драматургического построения, костюма и решения сценического пространства (отсутствие декораций). Позы, жесты, ритмизированные движения в танце. Влияние религий на театр Востока. Страны Юго-Восточной Азии: Мьянма (Бирма) - танцы составная часть религиозных и народных праздников. Пантомимы, песенно- танцевальные представления, карнавальные шествия. Индонезия - танцы островов Ява, Бали, Суматра. Театр масок. Страны Дальневосточного региона: Китай - виды театров. Распространение театрализованных песенно- танцевальных и фарсовых представлений. Япония - театр «но» как синтез песенной и танцевальной культуры. Пути развития индийского танца, отраженные в храмовых изображениях и скульптуре. Стили индийского танца: бхаратнатьям, катхак, катхакали, манипури, одисси. Своеобразие индийских праздников и обычаев. Особенности национального костюма.

Тема 1.3.Танцевальное искусство Древней Греции.

Обращение к скульптуре и древней живописи Греции, в которых запечатлены красота и пластическая гармония образов античной хореографии. Греческая мифология - 9 муз - покровительниц искусств и наук. Терпсихора-муза танца.

Греческий театр: драма, комедия, гротеск. Виды танцев Древней Греции: военные «Пиррих», священные «Эммелия», сценические «Кордак», «Сикиннида», «Кубистика» (танец на руках). Влияние античного искусства на формирование системы классического танца. Особенности греческого костюма.

Тема 1.4.Танцевальное искусство эпохи средневековья (X-XV вв.).

Появление ряда простейших танцевальных форм в зрелищах Средних веков. Влияние церкви (религии) на танцевальное искусство: запрет светских забав. Религиозные танцы - «священные действа». Романская эпоха (X - XII вв.) – хороводные танцы с линейно-шеренговой композицией. Готическая эпоха (XII - XV вв.) – появление парных танцев, первых балетных интермедий - междуявствий. Различие между придворными и деревенскими танцами. Характеристика основных танцев Средних веков: бранль, бассданс, мореска, фарандола. Рыцарская культура - культ прекрасной дамы. Особенности цветовой символики. Средневековый женский костюм (S-образная форма силуэта) и мужской костюм (клювовидная остроносая обувь). Влияние костюма на характер и манеру исполнения танцев (степенность, тяжеловесность).

Тема 1.5.Танцевальное искусство эпохи Возрождения (XVI в.).

Характеристика эпохи: развитие наук и искусств, прогресс во всех областях общественной деятельности. Идеал эпохи - античность - отразилась во всех видах искусства (в живописи, литературе, скульптуре, хореографии). Театральные представления с песнями и танцами, сочетающие античную драму и средневековые зрелища. Установка связи танца с музыкой. Постепенное превращение танца под воздействием музыки в профессиональное искусство. Первый образец нового жанра «Комедийный балет королевы» Бальтазарини де Бельджозо. Появление первых теоретиков - учителей танцев: ФабрициоКарозо, ЧезареНегри.

Тема 1.6.Танцевальное искусство XVII века.

Характеристика эпохи: XVII век - эпоха государственности, укрепления государства и власти короля. Пример: Франция и король Людовик XIV - самый влиятельный монарх Европы (1638-1715г.). Франция - центр балетного искусства. Господство стилей классицизм, барокко. Основание Людовиком XIV Королевской Академии танца (1661г.). Преобразования танцевального искусства Пьером Бошаном (ок.1636-1705). Начало становления классического балета. Ведущая роль музыки. Танцевальная музыка в творчестве придворного композитора Жан Батиста Люлли (1632-1687). Разнообразие жанров театральных представлений. Франция: балет-маскарад, драматический балет, балет с выходами («Королевский балет ночи»). Италия: театр масок комедия дель арте, конный балет. Англия : маски, антимаски. Популярные бальные танцы менуэт и гавот. Основные элементы мужского и женского костюмов (схожесть силуэта). Влияние костюма на манеру исполнения танцев.

Тема 1.7.Танцевальное искусство эпохи Просвещения (XVIII в.).

Характеристика эпохи: возникновение интереса к образованию. Расцвет парадной придворной культуры - стиль рококо. Основные элементы мужского и женского костюмов. Появление массовых танцев. Бальные танцы XVIII века: гавот, скорый менуэт, тампет, танец с шалью, пасспье, контр- данс, полонез. Развитие танцевальной сюиты - объединение танцев алле- манда, куранта, сарабанда и жига.

Тема 1.8.Хореографы XVIII века.

Появление музыкальных театров. Ведущие жанры музыкальных театров: в Англии - пантомимные балеты, влияние итальянской комедии дель арте; во Франции - опера-балет; в Италии - развлекательные балеты. Балет XVIII века как синтетический спектакль. Проследить пути самоопределения балетного жанра. Постепенное усовершенствование эстетики спектакля: технические приемы, оформление, костюм. Обращение к мифам, историческим легендам, волшебным сказкам. Знакомство с творчеством мастеров танцевального искусства разных стран, выступавших за независимость балетного искусства, особенности их творчества. Англия: Джон Уивер (1673- 1760) - утверждение на сцене сюжетного балета без пения и слов, при помощи танца и пантомимы. Джон Рич (1682-1781) - главенствующая роль музыки в пантомимных спектаклях. Франция: Мари Салле (1707-1756) - танцовщица-хореограф – шаг к большей свободе сценического поведения в танце, драматизация балета (превращение развлекательного зрелища в содержательное и полноправное произведение музыкального театра). Мари Камарго (1710-1770) - танцовщица - обновление и усложнение техники танца (заноски, костюм, быстрый темп). Жан Жорж Новерр (1727-1810) - первый балетный режиссер, реформатор балетного театра. Балетный спектакль - самостоятельный театральный жанр. Основа - драматургия. Разделение бальной и сценической хореографии. Жан Доберваль (1742-1806) - ученик Новерра. Создание нового хореографического жанра - комедийный балет. Балет «Тщетная предосторожность». Италия: Гаспаро Анджолини (1731-1803) - музыка и драматургия - основа балетного спектакля; усовершенствование балетной эстетики в сфере героической и трагической хореографической драмы.

Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века

Тема 2.1.Бальный танец XIX века.

Характеристика эпохи: влияние общественных отношений на искусство. Стиль ампир как переход от классицизма к романтизму. 30-е годы - вер- шина развития стиля романтизм. Основные черты стиля романтизм. Про- явление романтического мировосприятия в хореографии, музыке, моде. Появление новых танцев, изменение стиля и манеры исполнения (непринужденность, легкость). Светский этикет. Популярные танцы XIX века: полонез, вальс, мазурка, галоп, полька, полька-галоп, французская кадриль. Обращение композиторов-романтиков к танцевальному жанру.

Тема 2.2.Романтические образы в хореографии XIX века.

Общая характеристика основных черт романтического балета (2 направления: фантастика и поэтизация земного). Романтические балеты, построенные на фантастических образах и на столкновении фантастики и реальности. Творчество балетмейстера Филиппа Тальони (1777-1871). Воздушный танец Марии Тальони (1804-1884). Принципы нового стиля балета «Сильфида» (1832):

  • танец на пальцах как эстетическое стремление передать в классическом балете полетность, невесомость, воздушность;
  • кордебалет фон для солистов;
  • изменение балетного костюма - тюник.

Балет «Жизель» - вершина романтической хореографии. Сотрудничество балетмейстеров Жюля Перро и Жана Коралли с композитором Адольфом Аданом. «Жизель» (1841) - попытка создать образ в слияние хореографического и музыкального начал (единство пантомимы и танца, контраст реального и фантастического миров, взаимодействие солистов и кордебалета). Балерина Карлотта Гризи (1819-1899) - первая исполнительница роли Жизели. Романтические балеты, идеалом которых стала поэтизация всего земного через раскрытие драматических сюжетов с сильными страстями и контрастными образами героев. Реалистические образы в творчестве балетмейстера Жюля Перро (1810-1892). Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» (1848г.) - действенный романтический балет (показ реалистической картины средневекового Парижа). Творчество балерины Фанни Эльслер (1810- 1884). «Падекатр» Жюля Перро.

Тема 2.3.Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века. Путь от взлета романтического балета (30-40-е годы) до кризиса второй половины XIX века. Спад интереса к классическому балету, произошедшие изменения: стремление к развлекательности, пестрота художествен ных приемов, внешние эффекты, тяготение к акробатике. Влияние кризиса на французскую и итальянскую школы классического танца. Балетмейсте ры Луиджи Манцотти и Артур Сен-Леон – яркие представители балетных театров Италии и Франции. Балетмейстер Луиджи Манцотти (1835-1905) - грандиозные постановки, балеты-феерии, большое количество участников, главная роль кордебалета, структура представления - большое ревю, тех нические сложные вариации, отсутствие развернутых характеров. Основ ные балеты «Эксцельсиор» (1881), «Любовь» (1886), «Спорт» (1897). Ар- тур Сен-Леон (1821-1870) - балетмейстер, сценарист, композитор, дири жер, скрипач - виртуоз. Особенности спектаклей: внешний блеск, обилие сольных танцев, причудливость костюмов, трюки, электрические эффекты, приемы мюзик-холла и варьете тяготение к характерным пляскам. Сотруд ничество с композитором Лео Делибом - балет «Коппелия» (1870). Краткое содержание, хореографические приемы и музыкальные особенности балета (новаторская музыка). Вывод: определение положительных и отрицательных сторон развлекательных балетов.

Тема 2.4.Танцевальное искусство глазами художников.

История живописи рубежа XIX - XX веков, частое обращение художников к танцевальному искусству. Краткая биография и обзор творчества художников, характеристика картин. Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, представитель импрессионизма. Огюст Роден (1840-1917) - французский художник и скульптор. Анри де Тулуз–Лотрек (1864-1901) - французский живописец, график, представитель постимпрессионизма. Анри Матисс (1869-1954) - французский живописец, график, один из лидеров фовистов. Валентин Серов (1865-1911) - русский живописец-передвижник, представитель реализма. После каждой репродукции в качестве обобщения сказанного преподавателем проводится беседа с учащимися и запись основных понятий, краткий анализ художественного произведения, особенности стиля художников.

Раздел 3. Танцевальное искусство XX века.

Тема 3.1.Свободный танец Айседоры Дункан.

Начало XX века - упадок классического балета на Западе. Появление все- возможных свободных, ритмопластических танцев. Обращение к новым темам и образам, стремление через танец показать внутренний мир. Импрессионизм в хореографии. Эксперименты в области движения (танца) середины XIX века - теория «телесного выражения» Франсуа Дельсарта (1811-1871) и школа ритма Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950). Творчество Айседоры Дункан (1877-1927) - американская танцовщица, основоположница танца модерн. «Свободный» танец, отрицание принципов классического танца; танец, идущий от души - импрессионистское искусство настроений. Обращение к не балетной музыке: танцевальные импровизации на музыку композиторов Глюка, Бетховена, Вагнера, Листа, Шопена, Чайковского, Шумана.

Тема 3.2.Стиль модерн в хореографическом искусстве XX века.

Танец модерн как система, связанная с именами великих исполнителей и хореографов. В основе - философия или определенное видение мира. Ученики и последователи Айседоры Дункан Рут Сен-Дени и Тед Шоун - основатели первой школы танца модерн «Денишоун» (1915). Сравнительный анализ американской и немецкой школ танца модерн. Художественное направление экспрессионизм в немецком танце модерн. Танцовщики и хореографы - представители Германии: Рудольф фон Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс. Середина 30-х годов - центр танца модерн в США. Второе поколение - Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Чарльз Вейдман. 50-е годы - творчество третьего поколения - Хосе Лимон, Мерс Каннингем (авангард), Пол Тейлор, Алвин Николайс, Алвин Эйли, Пина Бауш, Триша Браун, Ро- лан Пети, Морис Бежар, Меридит Монк (постмодерн). 60-е годы - Джек Коул – объединение техники модерн и джазового танца. Начало 70-х годов

  • существующие техники танца: Грэхем, Хэмфри, Лимона, Каннингема, Хортона. Начало 70-х годов - новое явление в танцевальной практике и педагогике - модерн-джаз танец. Хореографы конца XX века – Иржи Килли- ан, Матс Эк и др.

Тема 3.3.Музыкальные стили и хореография XX века.

Рубеж XIX-XX веков - появление джазовых танцев под влиянием джазовой музыки. В основе полицентрия и изоляция африканских танцев. Многообразие джазовых танцев: чарльстон, твист, буги-вуги, блюз, рок-н-ролл. 70-е годы: стиль танцевальной музыки - диско. 80-е годы: ведущий стиль рэп (ритмизированная декламация), музыка танцоров стиля «брейк» и «хип- хоп». Стили брейк-данса. 90-е годы - эксперименты с компьютерной музыкой: стиль техно, формирование клубной культуры рейв. Инструменты музыки техно: ритм-компьютер или драм-машина. Современные стили и направления в музыке и хореографии начала XXI века.

Тема 3.4.Эстрадный танец.

Определение понятия «эстрадный танец». Разновидности эстрадного танца: акробатический, сюжетно-характерный танец, военная пляска, степ, танцы гёрлс. Танец как одна из основополагающих частей эстрадного театра. Жанры эстрадного театра: оперетта, водевиль, варьете, шоу, ревю, мюзик-холл, мюзикл. Основные черты: развлекательность, простота, доступность, обилие сценических эффектов.

Учебный план

1 год обучения

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 4. От истоков до XIX века

Танцевальное искусство Руси

2

1

1

Русская народная танцевальная культура

2

2

Танцевальное искусство XVII - первой половины XVIII века

2

2

Танцевальное искусство второй половины XVIII века

2

2

Крепостной балет

2

2

Балетный театр на рубеже XVIII - XIX веков

2

2

Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века

Пушкинский бал

2

2

Первый русский балетмейстер И. Вальберх

2

2

Творчество Шарля Луи Дидло

2

2

Представители русской балетной школы начала XIX века

2

2

Романтический балет в России

2

2

Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века - возникновение

симфонического балета

Единство оперного и балетного театра. Творчество М. Глинки

2

2

Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

2

2

Балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик»

4

4

Балетмейстер Мариус Петипа

2

2

Итоговое занятие

1

1

Итого

33

1

32

Содержание программы

2 год обучения (33 часа, 1 час в неделю)

Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века

Тема 4.1.Танцевальное искусство Руси.

Введение: характерные особенности русского танцевального искусства, национальные черты (жизненность, правдивость, глубокая содержательность). Основа развития русского профессионального искусства хореографии - сочетание народной танцевальной культуры с западноевропейским балетным искусством. Культура славян - объединение музыки, слова и танца. Пляски-игры, игрища. Виды танцев славян: охотничьи пляски, военные, религиозно-культовые. Необходимая принадлежность танцевального искусства к мифологии и культовым обрядам. Древняя танцевальная форма - хоровод - олицетворение бога солнца Ярилы. Пляска как часть народных обрядов, приуроченных к календарным языческим праздникам. Скоморохи - первые профессиональные исполнители танцев на Руси, носители актерского, музыкально-вокального и хореографического искусства. Скоморохи и народный театр: история возникновения и упадка скоморошества. Разновидности народного театра: балаган, ярмарочный, театр Петрушки, школьный. Пляска как одно из главных выразительных средств народного театра. Первая попытка создания театра - «Потешная палата» царя Михаила Романова.

Тема 4.2.Русская народная танцевальная культура.

Особенности русского народного танца, его богатство и многообразие. Роль танца в культуре русского народа. Жанры русского народного танца: хоровод (орнаментальный, игровой) и пляска (сольная, массовая, парная, перепляс, импровизационная). Отличительные черты хоровода - связь с языческой религией (с богом солнца Ярилой). Основные фигуры. Единство музыки, песни и танца. Элементы мужского и женского народного костюма. Происхождение названий танцев (напри- мер:«Гусачок», «Цепочка», «Семёра», «Метелица», «Топотуха», «Бары- ня»).

Тема 4.3.Танцевальное искусство XVII - первой половины XVIII века.

XVII век - влияние западного искусства, попытка создать придворный театр. «Комедийная хоромина» царя Алексея Михайловича Романова. Открытие Кремлевского театра в Потешном дворце (1672). Премьера первого придворного балета - «Балет об Орфее и Эвридике» (1673) (в основе танец, пантомима, пение, сценическая речь). Реформы Петра I: преобразования во всех областях русской жизни, изменения в бытовом укладе, этикете. Издание руководства «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Учреждение ассамблей - публичных балов. Строгий церемониал исполнения танцев. Распространение потех, маскарадов, шествий. Возобновление театральных представлений с просветительской целью. Положение балета при опере в качестве дивертисмента. Начало XVIII века

  • становление русской балетной школы (объединение русской традиции с чертами французской и итальянской балетных школ).

Тема 4.4.Танцевальное искусство второй половины XVIII века.

Рождение и самоопределение русского балета на основе развития бытового танца и сценической формы русского танца. Начало хореографического образования в России. Петербург - организация Шляхетского кадетского корпуса (введение в учебный план бального танца). Деятельность французского артиста, педагога и балетмейстера Жана Батиста Ландеи основание первой балетной школы (1738). Создание традиций хореографического образования, разработка методик преподавания. 1742г. - формирование первой русской балетной труппы. Знакомство артистов русского балета с достижениями западных танцевальных школ. Поездки крупных хореографов Европы в Россию. (Г. Анджолини, Ф. Хильфердинг, Шарль Ле Пик, Дж. Канциани, А. Ринальди). С 50-х годов постановка регулярных оперно-балетных спектаклей с развитым сценическим действием. Открытие в 1783 году Каменного театра в Петербурге. Москва - открытие балетной школы при Воспитательном доме (1773). Деятельность австрийского артиста, педагога и балетмейстера Леопольда Парадиза.

Тема 4.5.Крепостной балет.

Причины и история возникновения крепостных театров. Отличительные черты: совершенство устроения, роскошь, пышность, привлечение известных музыкантов, художников, балетмейстеров, формирование крепостной труппы. Пример: труппа графов Шереметевых. Жизнь и творчество кре- постной танцовщицы и актрисы Татьяны Васильевны Шлыковой- Гранатовой (1773-1863). Воспитание в домашней театральной школе Шереметьевых, учеба у Шарля Ле Пика. Выступления в комедиях, драматических спектаклях, дивертисментах и операх. Ранний уход со сцены. Получение вольной (1803). Распад крепостных усадебных театров и их роль в дальнейшем развитии русского балетного искусства.

Тема 4.6.Балетный театр на рубеже XVIII-XIX веков.

Общее положение балета. Публичные театры Москвы и Петербурга. Новый подход к оформлению спектаклей (декорации, освещение). Изменение танцевального костюма (ширина и длина юбки, каблуки меньше и удобнее). Определение основных черт балета. Сочетание в новом качестве начала западных школ (французской и итальянской) и русской танцевальной пластики. Развитие драматургии балетного спектакля. Начало формирования русской школы классического балета. Своеобразие балетной музыки - К. Кавос, Ф. Шольц, А. Алябьев, А. Варламов. Начало XIX века - смена преобладающих направлений в искусстве (появление сентиментализма на смену классицизма). Новый толчок развития хореографического искусства. Основные черты сентиментализма: чувствительность, близость к душе зрителя и артиста, демократичность, отсутствие строгих канонов.

Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века Тема 5.1.Пушкинский бал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Роман «Евгений Онегин» как пример светской петербургской жизни. Образ бала XIX века через строки А.Пушкина. Мужской и женский костюм. Особенность бальных танцев XIX века, влияние стиля романтизм. Многообразие бальных танцев XIX века. Характерные танцы на балах XIX века: фанданго, русская, казачок, кавказская лезгинка.

Тема 5.2.Первый русский балетмейстер И.Вальберх.

Иван Иванович Вальберх (1766-1819) - русский артист, балетмейстер, педагог, руководитель балетной школы. Ученик Г.Анджолини и Дж.Канциани. Биография. Стилистические особенности творчества: «нравственные» балеты, интерес к национальному, стремление к содержательности действенного балета. Влияние Отечественной войны 1812 года, художественного направления сентиментализма и жанра мелодрамы. Лучшие ученики: Евгения Колосова, Исаак Аблец, Ульяна Плетень. Самые яркие балеты: национально-патриотические дивертисменты. Вывод: заложение прочного самоопределения русского балета, укрепление самостоятельного репертуара в исполнении русских артистов во главе с русским балетмейстером, внесение национальных мотивов на русскую балетную сцену.

Тема 5.3.Творчество Шарля Луи Дидло.

Шарль Луи Дидло (1767-1837) - французский танцовщик, балетмейстер, педагог. Учеба в Париже. Работа с Ж. Ж. Новерром и Ж. Добервалем. Балетмейстерский дебют в Лондоне (1788). Приезд в Россию - балетмейстер и руководитель балетной части Петербургского театрального училища.

Основные периоды творчества: 1801-1811гг. - балеты на мифологические сюжеты («Зефир и Флора», «Ацис и Галатея», «Амур и Психея» и др.); 1816-1829гг. - балеты-пантомимы на исторические, литературные темы, волшебно-героические, сказочные и балета («Венгерская хижина»).

Стилистические особенности: влияние стилей сентиментализм и раннего романтизма; интерес к народному танцу; содержательность; принцип слитности музыки, действия и танца; драматургическая логика и стилевое единство. Достижения: внедрение новой педагогики, опиравшейся на деятельность Новерра; разработка новой техники движений: пальцевой техни ки в женском танце, в мужском танце - высокий прыжок, вращения, заноски, техника групповых полетов; изменение балетного костюма, появление обуви без каблуков на упругой подошве; выдвижение русского балетного театра на одно их первых мест в Европе.

Тема 5.4.Представители русской балетной школы начала XIX века.

20-е годы - рождение национальной школы классического танца и профессии балетного артиста. Творчество лучших ученики Шарля Луи Дидло: А. Истоминой, А. Глушковского, В. Зубовой, Е. Телешовой, Н. Гольца. Авдо- тья Ильинична Истомина (1799-1848) - русская балерина. Учеба в Петербургском театральном училище. С 1816г. - ведущее положение в петербургской балетной труппе. Центральные партии в балетах Ш. Дидло. Тонкая разработка драматической стороны своих партий. Создание на петербургской сцене пушкинских образов («Кавказский пленник, или Тень невесты», «Руслан и Людмила»). Главные партии в балетах: «Зефир и Флора», «Тщетная предосторожность», «Дезертир», «Сумбека, или покорение Казанского царства», «Кора и Алонзо, или Дева Солнца». Воплощение в творчестве черт, предвещавших начало расцвета русского балетного романтизма. Адам Павлович Глушковский (1793-ок.1870) - русский артист и балетмейстер, первый теоретик и историк русской хореографии. Окончание Петербургской балетной школы (1809). 1808-1811гг. - выступление на петербургской сцене. Перевод в Москву (1812). Выступление в виртуозном репертуаре, позже в ролях пантомимного и характерного плана. В 1812- 1839гг. - руководство балетной школой и балетной труппой Большого театра. Постановка балетов-дивертисментов на русские народные темы. Пропаганда национального фольклора, примеры театрализации русских народных плясок. Воссоздание на московской сцене 14 балетов Ш. Дидло. Создание спектаклей на темы русской литературы. Первый опыт постановки балета на сюжет А. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора злого волшебника», «Черная шаль»).

Тема 5.5.Романтический балет в России.

Особенности русского романтизма, изменение техники танца и костюма. Сравнительный анализ романтических балетов России и Европы. Открытие Большого театра (1825). Жизнь и творчество русских романтических балерин Москвы и Петербурга. Елена Ивановна Андреянова (1819-1857) - русская артистка, крупнейшая представительница романтического балета. Учеба в Петербургском театральном училище (1837-1954гг.). Выступление в петербургской балетной труппе. Сочетание в творчестве действенного драматизма балетов Ш. Дидло и танцевальной поэтичности балетов Ф. Тальони; выразительность пантомимной игры, виртуозность классического и характерного танцев. Первая русская исполнительница главных партий в

балетах «Жизель» (1842), «Пери» (1844), «Пахита» (1847), «Сатанилла» (1848). Сезоны 1843-1848гг. – гастроли в Москве и за рубежом. Появление в репертуаре балета собственного сочинения («Бахчисарайский фонтан»). Екатерина Александровна Санковская (1816-1878) - русская романтическая балерина. Окончание Московского театрального училища. Педагог Ф. Гюллен Сор. Обучение драматическому искусству у М. Щепкина. С 1826г.

  • выступления в Большом театре. В 1831г. - дебют в главной партии в балете «Молодая молочница, или Ниссета и Лука». Поездка с Гюллен-Сор в Париж, знакомство с искусством танцовщицы Фанни Эльслер. Раскрытие в творчестве живых человеческих чувств, обновление танца, его стиля, выразительных средств, техники. Сильфида (балет «Сильфида») - одна из лучших поэтических партий, самобытное толкование этого образа, приближение к школе русского сценического искусства. Крупные работы:

«Дева Дуная», «Жизель», «Сатанилла», «Катарина, дочь разбойника», «Заколдованная скрипка».  Постановка балетов «Своенравная жена» (1846), «Мечта художника» (1849).

Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века - возникновение сим фонического балета

Тема 6.1.Единство оперного и балетного театра. Творчество М.Глинки.

Влияние достижений западноевропейской музыки на творчество М.Глинки. Начало симфонизации балетной музыки на примере танцевальных тем в оперном творчестве великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857). История создания опер, сложность хореографического воплощения, краткое содержание, стилистические особенности, знакомство с музыкой. Опера «Иван Сусанин» (1836): драматическая опера на сюжет из русской истории; сюита национальных характерных танцев («польский» акт); сопоставление русской и польской музыки, опыт использования танца в качестве средства характеристики действующих лиц оперы, основы драматического действия. Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» (1842) по одноименной поэме А. Пушкина. Создание нового типа оперы - эпическая опера-сказка. Объединение в сюжете особенностей многих сказок и былин. Разная музыкальная характеристика образов. Сопоставление мира фантастического с классической балетной сюитой и мира реального с характерными восточными танцами. Показ черт восточной культуры.

Тема 6.2.Балет П. Чайковского «Лебединое озеро».

Особенности связи симфонического и театрального начал на примере балетного творчества П. Чайковского. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель, реформатор балета. Влияние оперной и симфонической музыки композитора на балетный жанр. Введение в балеты лейтмотивов, вальсовой формы, обращение к маршу, использование принципа контраста (взаимодействие и сопоставление музыкальных тем). Характерные черты балетов П. Чайковского: конфликт Добра и Зла; показ образов в движении, постепенное изменение и обогащение характеров.

История создания балетов, стилистические особенности, подробный анализ структуры балетов, знакомство с музыкой. Содружество с балетмейстерами Мариусом Петипа, Львом Ивановым. Балет «Лебединое озеро» (1876) - лирико-драматический, романтический. Тема лебедей, превращение лирического образа в трагический; преобладание сцен-монологов, сцен-диалогов, дивертисментов. Использование характерных и классических сюит, пантомимы, действенного и кордебалетного танцев.

Тема 6.3.Балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет-феерия «Спящая красавица» (1889) - лирико-эпический балет по мотивам сказки Шарля Перро. Балетмейстер Мариус Петипа (1818 – 1910). Содержание, история создания балета, знакомство с музыкой. Наделение сказочных персонажей реалистическими характерами. Фантастические сцены, пышные зрелищные постановочные эффекты, большое количество массовых сцен и танцев. Тема борьбы добра со злом в образах феи Сирени и феи Карабос. Тема любви Авроры и Дезире как источник и главная движущая сила жизни. Использование характерного танца в качестве портретной характеристики. Балет-феерия «Щелкунчик» (1892) – лирико-характерный балет по мотивам сказки Э.-Т.-А.Гофмана. Балетмейстер Лев Иванов (1834-1901). Краткое содержание, история создания, подробный анализ структуры балета и знакомство с музыкой. Превращение детской мечты в юношескую. Образ Маши - воплощение душевной щедрости и чистоты. Показ кукольного мира - имитация звучания игрушечных музыкальных инструментов. Кульминация балета - тема юной девушки и прекрасного принца.

Тема 6.3.Балетмейстер Мариус Петипа.

Мариус Иванович Петипа (1819-1910) – французский балетмейстер, в творчестве которого русский балетный театр достиг зенита мировой славы. Краткая биография. Принципы эстетики: сложность партитуры, многоактные спектакли; декоративные, богатые внешние эффекты; отделение танца от пантомимы; сочетание характерных танцев; развитие и изменение пальцевой техники: вращения, прыжки (увеличение темпа и количества); определенная форма построения балетного спектакля: опора на па-де-де (адажио, мужская вариация, женская вариация, общее заключение - кода); значительная роль кордебалета; использование разных выразительных средств - действенный танец, симфонический, классический, характерный танцы. Основные произведения: «Дочь фараона» (1862), «Дон-Кихот» (1877), «Баядерка» и др. Сотрудничество с композитором А.К. Глазуновым

  • продолжателем традиций балетной симфонической музыки П.И. Чайковского. История создания балета «Раймонда» (1898). Содержание, структура, знакомство с музыкой. Сочетание в балете характерной национальной, полухарактерной и классической сюит: принцип симфонизма. Достижения: выработка канонов балетного академизма; усовершенствование женского танца, возрождение мужского танца. Вывод: положение балетного искусства в России конца XIX века.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства»

1

Начало учебного года

1 сентября

2

Продолжительность учебного периода на каждом году обучения

33 учебных недели

3

Продолжительность учебной недели

5-6 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

6

Количество часов на каждом году обучения

33 часов

7

Окончание учебного года

31 мая

Организационно-педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации предмета

«Историческое развитие хореографического искусства», оснащаются звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Методическое обеспечение программы

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
  • формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
  • знания элементов музыкального языка;
  • знания в области строения классических музыкальных форм;
  • знания этапов становления и развития искусства балета;
  • знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.

Методические рекомендации преподавателям

Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Преподавателю, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.

При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Учащиеся должны знакомиться с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки. Рекомендуется организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.

Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Цель самостоятельной работы: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.

Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

  • образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
  • развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
  • воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Объем самостоятельной работы составляет 1 час в неделю.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими издания ми, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка докладов, рефератов;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных за лов и др.).

Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

  • «Спящая красавица»
  • «Лебединое озеро»
  • «Щелкунчик»
  • «Петрушка»
  • «Жар-птица»
  • Сен-Санс «Умирающий лебедь»
  • «Красный мак» (фрагменты)
  • «Пламя Парижа» (фрагменты)
  • «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
  • «Ромео и Джульетта»
  • «Золушка»
  • «Каменный цветок» (фрагменты)
  • телевизионный балет «Анюта»
  • из серии выпусков «Мастера русского балета»

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Для педагога дополнительного образования:

  1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011
  2. Бахрушин Ю. А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Про- свещение, 1973
  3. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные тан- цы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
  4. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искус- ство, 1987
  5. Ванслов В. В. В мире искусств / В. В. Ванслов. – М.: Знание, 2003
  6. Вашкевич Н. П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
  7. Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
  8. Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
  9. Дубкова С. А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С. А. Дубкова. – М.: Белый город, 2009
  10. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010
  11. Жемчугова П. П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
  12. Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
  13. Иванов В. Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994
  14. Красовская В. М. Балет сквозь литературу. – Спб: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005
  15. Красовская В. М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
  16. Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
  17. Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
  18. Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
  19. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985
  20. Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского ба- летного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
  21. Соловьев Н. В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011
  22. Худяков С. Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
  23. Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Развитие речи»

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие речи»

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, в решении которой заинтересованы образовательные учреждения и родители, а успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последую...