Дополнительное образование
рабочая программа

Воробцова Т.С.

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ  

приказ от 01.09.2021 г. № 1

___________________Симонян А.В.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир-Оригами»

6 класс

Количество часов (план):64

Учитель: Воробцова Татьяна Сергеевна

Программа составлена на основе примерных  программ по учебным предметам для внеурочной деятельности в соответствии с образовательным компонентом серия «Стандарты второго поколения»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа курса «Волшебный мир оригами» для 6 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); разработаны в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) с учетом положений ПриказаМинобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в МинюстеРоссии 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.  Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель данной программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи:


Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Общая характеристика учебного  предмета:

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложностей заданий и внесение изменений в программу, учитывая степень усвоения учебного материала детьми. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Формы и методы, используемые при изучении программы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 
А также различные 
методы:
Методы
в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место учебного предмета в учебном плане:

В связи с особенностями календарного графика  МБОУ Карповской СОШ на 2020-2021 учебный год, будет проведено 65 часов. Уроки,  выпавшие на праздничные дни(8 марта),не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 65 часов,  за  счет  уроков закрепления, резервных уроков

Содержание учебного предмета:

Основное содержание (65 часов)
Беседа по охране труда (1 час)

Знакомство с оригами (1 час) 
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Кусудамы (12 часов)

Историяпроисхождениякусудамы.Разнообразиевидовкусудамы.Материалыиприспособления.

Модульное оригами» (20 часа), 
Многообразие оригами (12часов), 

Последовательностьвыполнения работы.Композитыинавыки.Подборцветовбумаги
Цветочные куклы из бумаги (6 часа), 

Складываниеизцветочныхмодулейклассическойкусудамы.
Архитектурное оригами (киригами)( 10 часов), 
Творческий проект (2 часов)

РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

1.

Беседа по охране труда

1

2.

Знакомство с оригами

1

3.

Кусудамы

12

4.

Модульное оригами

20

5.

Многообразие оригами

12

6.

Цветочные куклы из бумаги

6

7.

Архитектурное оригами (киригами)

10

8.

Творческий проект

2

  Итого

64

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

1

Беседа по охране труда

1

07.09

2

Знакомство с оригами

1

07.09

Кусудамы

12

3

Волшебный мир кусудамы. История

1

14.09

4

История возникновения

1

14.09

5

Волшебный мир кусудамы. Знакомство с работами

1

21.09

6

Шар из колокольчиков. Изготовление деталей

1

21.09

7

Шар из колокольчиков. Оформление  композиции

1

28.09

8

Волшебный шар из лилии. Изготовление деталей

1

28.09

9

Волшебный шар из лилии. Оформление  композиции

1

05.10

10

Геометрический шар кусудама. Изготовление деталей

1

05.10

11

Геометрический шар кусудама. Оформление  композиции

1

12.10

12

Оформление  композиции

1

12.10

13

Пышный букет. Изготовление деталей

1

19.10

14

Пышный букет. Оформление  композиции

1

19.10

Модульное оригами

20

15

Изготовление деталей. Оформление  композиции

1

16.11

16

Стрекоза. Изготовление деталей

1

16.11

17

Стрекоза. Оформление  композиции

1

23.11

18

Грибок. Изготовление деталей

1

23.11

19

Грибок. Оформление  композиции

1

30.11

20

Дед Мороз. Изготовление деталей

1

30.11

21

Дед Мороз. Оформление  композиции

1

07.12

22

Ёлочка. 

1

07.12

23

Изготовление деталей

1

14.12

24

Ёлочка. Оформление  композиции

1

14.12

25

Новогодний шар.

1

21.12

26

Изготовление деталей

1

21.12

27

Новогодний шар. Оформление  композиции

1

28.12

28

Лебеди.

1

28.12

29

Изготовление деталей

1

11.01

30

Лебеди. Оформление  композиции

1

11.01

      31

Сова. Изготовление деталей

1

18.01

       32                                            

Сова. Оформление  композиции

1

18.01

       33

Кошечка. Изготовление деталей

1

25.01

         34

Кошечка. Оформление  композиции

1

25.01

Многообразие оригами

12

35

Мозаика оригами.

1

01.02

36

Изготовление деталей

1

01.02

37

Мозаика. Оформление  композиции

1

08.02

38

Круговая мозаика. Изготовление деталей

1

08.02

39

Изготовление деталей

1

15.02

40

Круговая мозаика. Оформление  композиции

1

15.02

41

Рамка для фото. Изготовление деталей

1

22.02

42

Рамка для фото. Оформление  композиции

1

22.02

      43

Шкатулка. Изготовление деталей

1

01.03

44

Шкатулка. Оформление  композиции

1

01.03

45

Ромашка. Изготовление деталей

1

15.03

46

Ромашка. Оформление  композиции

1

15.03

Цветочные куклы из бумаги

6

47

Цветочные куклы из бумаги. Знакомство с работами

1

05.04

48

Изготовление деталей для поделки №1

1

05.04

49

Оформление композиции (цветочная кукла из бумаги № 1)

1

12.04

50

Знакомство с работой № 2

1

12.04

51

Изготовление деталей для поделки №2

1

19.04

52

Оформление композиции (цветочная кукла из бумаги № 2)

1

19.04

Архитектурное оригами (киригами)

10

53

Архитектурное оригами (киригами).

1

26.04

54

Архитектурное оригами (киригами). Нанесение схемы №1

1

26.04

55

Вырезание схемы №1

1

03.05

56

Архитектурное оригами (киригами). Оформление  композиции №1

1

03.05

57

Архитектурное оригами (киригами). Нанесение схемы №2

1

10.05

58

Вырезание схемы №2

1

10.05

59

Архитектурное оригами (киригами). Оформление  композиции №2

1

17.05

60

Архитектурное оригами (киригами). Нанесение схемы №3

1

17.05

61

Вырезание схемы №3

1

24.05

62

Архитектурное оригами (киригами). Оформление  композиции №3

1

24.05

Творческий проект

2

63

Творческие проекты  по технологии кусудамы, модульное оригами и др.

1

31.05

64

Защита проектов

1

31.05

Планируемые  результаты   учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.


Метапредметными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 5-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» в 5-м классе является формирование следующих знаний и умений.

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационное, прямой строчкой и её вариантами;
  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___30.08_____2021 года  №____1_____

Руководитель МС_________/Симонян А.В./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Назарова Г.А./

«_28___»  _____08______ 2020 г.



Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ  

приказ от 01.09.2021 г. № 1

___________________Симонян А.В.

Рабочая программа

по курсу: Внеурочная деятельность

                                                                      «За страницами учебника математики»

8 класс

Количество часов (план):100

Учитель: Воробцова Татьяна Сергеевна

Программа составлена на основе примерных  программ по учебным предметам для внеурочной деятельности в соответствии с образовательным компонентом серия «Стандарты второго поколения»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе

- нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); разработаны в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) с учетом положений ПриказаМинобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в МинюстеРоссии 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности для 8 класса «За страницами учебника математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Внеурочная деятельность по  математике «За страницами учебника математики» направлена на достижение следующих

 Целей:

  1. в направлении личностного развития:
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения  смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Внеурочная деятельность по  математике «За страницами учебника математики» направлена на помощь учащимся для коррекции знаний и для отработки практических навыков.

В основе построения внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемая внеурочная деятельность по  математике позволяет обеспечить формирование как предметных уменийтак и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Задачи:

Обучающие задачи

-  учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

-  учить быть критичными слушателями;

-  учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать

выводы;

-  учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

-  учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний,

расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и

достижения решения.

-  изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в

современной науке;

-  демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

-  достигать более высоких показателей в основной учебе;

-  синтезировать знания.

Развивающие задачи

-  повышать интерес к математике;

-  развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной

деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,

обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-  развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

-  развивать эмоциональную отзывчивость

-развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру

общения;

-  воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую

составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

-  формировать умения строить математические модели реальных

явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по

заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов

и прогнозированию их протекания;

-  воспитывать трудолюбие;

-  формировать систему нравственных межличностных отношений;

-  формировать доброе отношение друг к другу.

Общая характеристика учебного  предмета:

Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению практических работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Формы и методы, используемые при изучении программы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 
А также различные 
методы:
Методы
в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место учебного предмета в учебном плане:

В связи с особенностями календарного графика  МБОУ Карповской СОШ на 2021-2022 учебный год, будет проведено 100 часов. Уроки,  выпавшие на праздничные дни(23 февраля),не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 100 часов,  за  счет  уроков закрепления.

Содержание учебного предмета:

Основное содержание (100 часов)
Числа и вычисления. (8ч)

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Действительные числа.

Алгебраические выражения. (12ч)

Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование рациональных выражений.

Линейные уравнения. Неравенства. (11ч)

Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Решение систем линейных уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Решение систем неравенств.

Графики и функции (10ч)

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. Чтение графиков функций. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её  график. Линейная  функция,  её  график,  геометрический  смысл коэффициентов.

Геометрические  фигуры  и  их  свойства. (18ч)

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника

Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой.  Длина окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.  Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь круга, площадь сектора. Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар.

Практико-ориентированные задачи. (19ч)

Решение текстовых задач. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Прикладные задачи геометрии. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов. Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения.

Занимательные задачи. (22ч)

РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

1.

Числа и вычисления

8

2.

Алгебраические выражения

12

3.

Линейные уравнения. Неравенства.

11

4.

Графики  и функции

10

5.

Модуль «Геометрия» Геометрические фигуры и их свойства

18

6.

Модуль «Реальная математика» Практико-ориентированные задачи

19

7.

Занимательные задачи

22

  Итого

100

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

1.Числа и вычисления(8)

 

1

Натуральные числа

1

1.09

2

Числа - великаны и числа- малютки

1

1.09

3

Решение упражнений содержащих натуральные числа

1

2.09

4

Дроби

1

8.09

5

Решение упражнений содержащих дроби

1

8.09

6

Рациональные числа

1

9.09

7

Действительные числа

1

15.09

8

Упражнения с рациональными и действительными числами

1

15.09

2.Алгебраические выражения(12)

9

Буквенные выражения

1

16.09

10

Решение упражнений содержащих буквенные выражения

1

22.09

11

Интересные приёмы устных вычислений.  

1

22.09

12

Многочлены

1

23.09

13

Решение упражнений содержащих многочлены

1

29.09

14

Алгебраические дроби

1

29.09

15

Решение упражнений содержащих алгебраические дроби

1

30.09

16

Магические квадраты.

1

6.10

17

Задания с магическими квадратами

1

6.10

18

Рациональные выражения

1

7.10

19

Преобразование рациональных выражений

1

13.10

20

Решение упражнений на преобразование рациональных выражений

1

13.10

Линейные уравнения. Неравенства(11)

21

Линейные уравнения с одной переменной

1

14.10

22

Решение упражнений содержащих линейные уравнения с одной переменной

1

20.10

23

Математические фокусы.

1

20.10

24

Рациональные уравнения

1

21.10

25

Решение систем линейных уравнений

1

11.11

26

Решение упражнений содержащих системы линейных уравнений

1

17.11

27

Линейные неравенства с одной переменной

1

17.11

28

Решение упражнений содержащих линейные неравенства с одной переменной

1

18.11

29

Решение систем неравенств

1

24.11

30

Решение упражнений содержащих системы неравенств

1

24.11

31

Математические ребусы

1

25.11

Графики и функции (10)

32

Функция.

1

1.12

33

Область определения функции.

1

1.12

34

Способы задания функции

1

2.12

35

Чтение графиков функций

1

8.12

36

Решение упражнений на область определения функции

1

8.12

37

Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её  график.

1

9.12

38

Софизмы.

1

15.12

39

Линейная  функция,  её  график,  геометрический  смысл коэффициентов.

1

15.12

40

Решение упражнений линейную  функцию,  её  график

1

16.12

41

Софизмы.

1

22.12

Геометрические  фигуры  и  их  свойства(18)

42

Высота, медиана, биссектриса. Средняя линия треугольника

1

22.12

43

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника

1

23.12

44

Задачи – шутки

1

29.12

45

Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора

1

29.12

46

Старинные задачи

1

12.01

47

Геометрические головоломки

1

12.01

48

Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника.

1

13.01

49

Геометрические головоломки

1

19.01

50

Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Длина окружности

1

19.01

51

Задачи на разрезания.

1

20.01

52

Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

1

26.01

53

Задачи на разрезания.

1

26.01

54

Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника.

1

27.01

55

Геометрия в пространстве.

1

2.02

56

Площадь круга, сектора

1

2.02

57

Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника.

1

3.02

58

Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда

1

9.02

59

Формулы объёма куба, шара

1

9.02

Практико-ориентированные задачи. Модуль «Реальная математика» (19)

60

Решение текстовых задач

1

10.02

61

Разбор текстовых задач из пособия ОГЭ, вариант 1

1

16.02

62

Разбор текстовых задач из пособия ОГЭ, вариант 2

1

16.02

63

Представление зависимостей между величинами в виде формул

1

17.02

64

Упражнения на представление зависимостей между величинами в виде формул

1

24.02

65

Задачи на переливания.

1

2.03

66

Прикладные задачи геометрии

1

2.03

67

Разбор прикладных задач по геометрии из пособия ОГЭ, вариант 3

1

3.03

68

Разбор прикладных задач по геометрии из пособия ОГЭ, вариант 4

1

9.03

69

Представление данных в виде таблиц

1

9.03

70

Представление данных в виде диаграмм, графиков

1

10.03

71

Вероятность

1

16.03

72

Решение упражнений на вероятность

1

16.03

73

Решение комбинаторных задач: перебор вариантов

1

17.03

74

Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, задания ОГЭ

1

30.03

75

Дележи в затруднительных обстоятельствах.

1

30.03

76

Разбор заданий содержащих дележи в затруднительных обстоятельствах.

1

31.03

77

Комбинаторное правило умножения

1

6.04

78

Решение комбинаторных задач

1

6.04

Занимательные задачи. (22ч)

79

Приёмы устного счёта.

1

7.04

80

Приёмы устного счёта. Интересный способ умножения 

1

13.04

81

Приёмы устного счёта. Решение задач на интересный способ умножения. 

1

13.04

82

Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?» 

1

14.04

83

Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 

1

20.04

84

Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат трёхзначных чисел, оканчивающихся на 25 

1

20.04

85

Решение логической задачи 

1

21.04

86

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Турнирные задачи.

1

27.04

87

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц с ложными высказываниями

1

27.04

88

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц на упорядочение множеств

1

28.04

89

Табличное решение логических задач  

1

4.05

90

Использование таблиц истинности, для решения логических задач

1

4.05

91

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц истинности

1

5.05

92

Олимпиадные задачи. Комбинаторика.

1

11.05

93

Олимпиадные задачи. Числовые ряды, закономерности, аналогия

1

11.05

94

Олимпиадные задачи на смекалку.

1

12.05

95

Олимпиадные задачи. Классификация, группировка, исключение лишнего.

1

18.05

96

Олимпиадные задачи-шутки

1

18.05

97

Олимпиадные задачи на время

1

19.05

98

Олимпиадные задачи на взвешивание

1

25.05

99

Олимпиадные задачи на сравнение

1

25.05

100

Олимпиадные задачи на развитие наблюдательности. Итоговое занятие

1

26.05

Планируемые  результаты   учебного предмета

Личностные результаты

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

 способность к эмоциональному восприятию математических объектов задач, решений, рассуждений;

 умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

 первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

 креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

 составлять план и последовательность действий;

 определять последовательность промежуточных целей исоответствующих им действий с учётом конечного результата;

 предвидеть возможность получения конкретного результата прирешении задач;

 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

 концентрировать волю для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических препятствий;

 адекватно оценивать правильность и ошибочность выполненияучебной задачи, её объективную трудность и собственныевозможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

 устанавливать причинно-следственные связи; строить логическиерассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы;

 формировать учебную и общекультурную компетентность вобласти использования информационно-коммуникационныхтехнологий;

 видеть математическую задачу в других дисциплинах,окружающей жизни;

 выдвигать гипотезу при решении учебных задач и пониматьнеобходимость их проверки;

 планировать и осуществлять деятельность, направленную нарешение задач исследовательского характера;

 выбирать наиболее эффективные и рациональные способырешения задач;

 интерпретировать информацию (структурировать, переводитьсплошной текст в таблицу, презентовать полученную

информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 оценивать информацию (критическая оценка, оценкадостоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

 организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками: определять цели,

распределять функции и роли участников;

 взаимодействовать и находить общие способы работы; работать вгруппе; находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;

 прогнозировать возникновение конфликтов при наличииразличных точек зрения;

 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников;

 координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;

 аргументировать свою позицию и координировать её спозициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности

Предметные:

Восьмиклассник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Уметь выполнять вычисления и преобразования

-выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой;

Уметь строить и читать графики функций

- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений;

- определять  координаты  точки  плоскости,  строить  точки  с заданными координатами;

- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу;

- определять свойства функции по её графику;

- строить графики изученных функций, описывать их свойства.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами

- решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

- распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное  расположение,  изображать  геометрические  фигуры;

- выполнять чертежи по условию задачи.

Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события

- извлекать  статистическую  информацию,  представленную  в таблицах, на диаграммах, графиках;

- решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных  вариантов,  а  также  с  использованием  правила умножения;

- вычислять средние значения результатов измерений;

- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели

- решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам,  составлять  несложные  формулы,  выражающие зависимости между величинами;

- описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением

геометрических величин;

- анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;

- решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать  вероятности  случайного  события,  сопоставлять  и

  • исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистик

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___30.08_____2021 года  №____1_____

Руководитель МС_________/Напалко А.Ю./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Напалко А.Ю./

«_30___»  _____08______ 2021 г.



Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ  

приказ от 01.09.2021 г. № 1

___________________Симонян А.В.

Рабочая программа

по курсу: Внеурочная деятельность

                                                                      «Избранные вопросы  математики»

10 класс

Количество часов (план):66

Учитель: Воробцова Татьяна Сергеевна

Программа составлена на основе примерных  программ по учебным предметам для внеурочной деятельности в соответствии с образовательным компонентом серия «Стандарты второго поколения»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «Избранные вопросы математики» для 10 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе

- нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); разработаны в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) с учетом положений ПриказаМинобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в МинюстеРоссии 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

       Программа внеурочной деятельности для 10 класса «Избранные вопросы математики» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

    Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только к имеющимся знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим, в процессе изучения курса, учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приемов и способов решения задач.

Цель программы:

обеспечение индивидуального и систематического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ и дальнейшему изучению математики.

Внеурочная деятельность по  математике «Избранные вопросы математики» направлена на достижение следующих

целей:

1)в направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения  смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике;
  • обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности

Общая характеристика учебного  предмета:

    Программа курса внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» адресована учащимся 10 класса, является одной из важных составляющих работы как с мотивированными детьми, так и с учащимися, которым требуется дополнительная мотивация.

    Основная идея данного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых при сдаче выпускного экзамена. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач. Освоение предметного содержания курса и сам процесс его изучения становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.

    Направление программы – общеинтеллектуальное.

     Актуальность программы обоснована введением ФГОССОО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Формы и методы, используемые при изучении программы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, практические занятия, конкурсы, соревнования и другие. 
А также различные 
методы:
Методы
в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место учебного предмета в учебном плане:

В связи с особенностями календарного графика  МБОУ Карповской СОШ на 2021-2022 учебный год, будет проведено 66 часов. Уроки,  выпавшие на праздничные дни(23 февраля),не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 66 часов,  за  счет  уроков закрепления.

Содержание учебного предмета:

На занятиях разбираются темы, решаются задачи, находящиеся вне программ школьного курса. Курс рассчитан на обучающихся, интересующихся предметом, которые в дальнейшем планируют обучение в технических или экономических ВУЗах.

Особый акцент делается на решение неравенств различными способами,в том числе  с применением «метода рационализации», и носят исследовательский характер. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий направлена на формирование важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: практикум; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков практикуется самостоятельная работа школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Основное содержание (68 часов)
Модуль «Экономические задачи» 13ч.

Модуль «Уравнения» 13 ч.

Модуль «Системы уравнений» 13 ч.

Модуль «Решение неравенств» 13ч.

Модуль «Решение систем неравенств» 13 ч.

РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

1.

Модуль «Экономические задачи»

13

2.

Модуль «Уравнения»

13

3.

Модуль «Системы уравнений»

13

4.

Модуль «Решение неравенств»

13

5.

Модуль «Решение систем неравенств»

13

  Итого

66

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

1.Модуль «Экономические задачи» (13)

 

1

Знакомство с задачами экономического характера

1

1.09

2

Задачи на банковские проценты

1

1.09

3

Задачи на вычисление процентной ставки по кредиту

1

8.09

4

Задачи на нахождение ежегодного транша

1

8.09

5

Задачи на кредиты

1

15.09

6

Задачи на нахождение суммы кредита (аннуитетные платежи)

1

15.09

7

Задачи на нахождение разницы

1

22.09

8

Задачи, связанные с известным остатком

1

22.09

9

Задачи, связанные с дифференцированными платежами

1

10

Решение экономических задач из ЕГЭ

1

29.09

11

Банковские задачи

1

29.09

12

Решение упражнений из сборника ЕГЭ

1

06.10

13

Решение экономических задач из банка ЕГЭ

1

06.10

2. Модуль «Уравнения» (13)

13.10

14

Уравнения в целых числах

1

13.10

15

Иррациональные уравнения

1

20.10

16

Решение иррациональных уравнений

1

20.10

17

Равносильные уравнения

1

17.11

18

Решение упражнений содержащих равносильные уравнения

1

17.11

19

Логарифмические уравнения

1

24.11

20

Решение логарифмических уравнений

1

24.11

21

Метод замены переменной

1

1.12

22

Решение уравнений методом замены переменной

1

1.12

23

Решение задач

1

8.12

24

Решение упражнений содержащих иррациональные уравнения

1

8.12

25

Решение упражнений содержащих показательные и логарифмические уравнения

1

15.12

26

Решение упражнений содержащих показательные и логарифмические уравнения из банка ЕГЭ

1

15.12

Модуль «Системы уравнений» (13)

27

Системы уравнений

1

22.12

28

Решение систем уравнений

1

22.12

29

Решение систем уравнений способ подстановки

1

29.12

30

Решение задач

1

29.12

31

Решение систем уравнений способом сложения

1

12.01

32

Решение задач

1

12.01

33

Системы показательных уравнений

1

19.01

34

Решение упражнений содержащих системы показательных уравнений

1

19.01

35

Системы уравнений в текстовых задачах с алгебраическим содержанием

1

26.01

36

Системы уравнений в текстовых задачах с геометрическим содержанием

1

26.01

37

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

1

2.02

38

Решение систем линейных уравнений методом Крамера

1

2.02

39

Решение задач с помощью составления систем уравнений

1

9.02

Модуль «Решение неравенств» (13)

40

Метод « расщепления неравенств»

1

9.02

41

Решение неравенств методом «расщепления неравенств»

1

16.02

42

Метод «перебор случаев»

1

16.02

43

Решение неравенств методом «перебор случаев»

1

2.03

44

Метод интервалов

1

2.03

45

Решение неравенств методом интервалов

1

9.03

46

Метод рационализации

1

9.03

47

Решение неравенств методом рационализации

1

16.03

48

Метод  декомпозиции

1

16.03

49

Решение неравенств методом декомпозиции

1

30.03

50

Метод  замены  множителей

1

30.03

51

Решение неравенств методом  замены  множителей

1

6.04

52

Решение неравенств различными методами

1

6.04

Модуль «Решение систем неравенств» (13)

53

Неравенства, системы неравенств

1

13.04

54

Системы неравенств высших степеней

1

13.04

55

Разбор заданий содержащих системы неравенств высших степеней

1

20.04

56

Системы рациональных неравенств

1

20.04

57

Разбор заданий содержащих системы рациональных неравенств

1

27.04

58

Системы иррациональных неравенств

1

27.04

59

Разбор заданий содержащих системы иррациональных неравенств

1

4.05

60

Целые неравенства и системы неравенств

1

4.05

61

Решение целых неравенств и систем неравенств

1

11.05

62

Показательные неравенства и системы неравенств

1

11.05

63

Решение показательных неравенств и систем неравенств

1

18.05

64

Логарифмические неравенства и системы неравенств

1

18.05

65

Решение логарифмических неравенств и систем неравенств

1

25.05

66

Системы неравенств с двумя и более переменными. Итоговое занятие

1

25.05

Планируемые  результаты   учебного предмета

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определятьвысказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью задачи и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач.

Система и форма оценки достижения планируемых результатов

Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной, рейтинговой, многобалльной и проводится в процессе занятий.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___30.08_____2021 года  №____1_____

Руководитель МС_________/Напалко А.Ю./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Напалко А.Ю./

«_30___»  _____08______ 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...