Образовательная программа дополнительного образования
рабочая программа

Дубровина Елена Алексеевна

Образовательная программа дополнительного образования муниципального казённого общеобразовательного     учреждения     Докучаевская средняя общеобразовательная школа  является          нормативно- управленческим документом школы, который определяет цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание         и    условия организации   образовательной деятельности                         образовательной организации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для детей и взрослых.

Образовательная программа дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ     осваивается в очной форме. Программа реализуется на основе принципа дифференциации и обеспечивает равный доступ к образованию для всех учащихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oop_dopobr.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Докучаевская  средняя общеобразовательная школа

Таловского района Воронежской области

Рассмотрено                                                                               Утверждаю

заседанием педагогического совета                                        Директор МКОУ Докучаевская СОШ                                                          МКОУ Докучаевская СОШ                                

 протокол №     от              2020г.                                                       _____       В.И.Зобов                              

                                                                                                   (приказ  от          №      2020 г.)

                                                         

 Образовательная программа

дополнительного образования

МКОУ Докучаевской СОШ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение        3

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка        4
  2. Целевое назначение программы дополнительного образования        6
  3. Принципы и подходы к реализации программы дополнительного образования        6
  4. Планируемые результаты освоения программ дополнительного образования        8
  5. Система оценки результатов освоения программы дополнительного образования        12
  1. Содержательный раздел
  1. Общие положения        14
  2. Структура рабочей дополнительной общеразвивающей программы        14
  3. Содержание рабочих дополнительных общеразвивающих программ        15
  1. Организационный раздел
  1. Календарный график дополнительного образования        23
  2. Учебный план дополнительного образования        24
  3. Система условий реализации программы дополнительного образования        24
  1. Кадровые условия реализации программы        25
  2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию программы        25
  3. Материально-техническое обеспечение программы        25
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды        25
  5. Взаимодействие с социокультурными учреждениями        26
  6. Перспективы развития дополнительного образования        26

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы по подготовке учащихся к школе. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях.

Концепция развития дополнительного образования направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания        дополнительных        образовательных        услуг        и        информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ Докучаевская СОШ

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования муниципального казённого общеобразовательного        учреждения        Докучаевская средняя общеобразовательная школа  является        нормативно- управленческим документом школы, который определяет цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание        и        условия        организации        образовательной деятельности        образовательной организации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для детей и взрослых.

Образовательная программа дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ     осваивается в очной форме. Программа реализуется на основе принципа дифференциации и обеспечивает равный доступ к образованию для всех учащихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образование детей направлено на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. Поэтому одним из мероприятий программы является создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся.

Нормативной базой разработки Программы являются:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020);
  4. Приказ Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196»;
  5. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.);
  6. Письмо   Министерства   образования    и    науки    РФ    от    18.11.2015г.    №   09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное        обучение        с        учетом        требований        Порядка        применения        организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).

  1. Устав МКОУ Докучаевская СОШ .

Проектирование и реализация образовательной программы дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ     строится на следующих основаниях:

  • свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и режима их освоения;
  • соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
  • разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

  • модульность содержания дополнительных общеразвивающих программ, возможность взаимозачета результатов;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

Деятельность по организации дополнительного образования осуществляется на основе рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов педагогов. Занятия в объединениях могут проводиться по рабочим дополнительным общеразвивающим программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. Эти программы могут меняться и дополнятся в зависимости от запросов родителей, возможностей и особенностей воспитанников и роста профессиональных возможностей педагогов, осуществляющих дополнительное образование.

Лица,   осваивающие    дополнительные    образовательные    программы    называются

«учащимися» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 33, п.2).

Прием учащихся в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора дополнительных общеразвивающих программ.

Сроки реализации программ определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья, "уровнем" программы.

Основной формой обучения является аудиторное занятие. Деятельность учащихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, секции, кружки, театры и другие). Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об

утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к        организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).

Учебный год в объединениях дополнительного образования регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком.

Обучение осуществляется в функциональных помещениях, не используемых в данное время для осуществления основной образовательной программы общего образования. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в зависимости от возраста. Также он может начать освоение программы с любого периода обучения.

Программа предполагает широкое использование ИКТ, демонстрационного и раздаточного материала, дидактических игр, изготовление продуктов деятельности.

Образовательная программа дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ     рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета учреждения и утверждается приказом директора образовательной организации.

Управление реализацией программы дополнительного образования осуществляет директор учреждения. Непосредственное управление осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Органы общественного самоуправления образовательной организации участвуют в управлении реализацией дополнительной общеобразовательной программы в рамках компетенций.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования, с учетом потребности детей и взрослых в формировании услуг дополнительного образования школы.

  1. Целевое назначение

образовательной программы дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ     

Согласно Уставу основной целью деятельности МКОУ Докучаевская СОШ     является формирование общей культуры, духовно-нравственной личности обучающихся на основе усвоения федеральных государственных образовательных стандартов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

С учётом особенностей контингента учащихся, их потребности в формировании услуг дополнительного образования школы определяются задачи дополнительного образования в:

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для учащихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации;
  • обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
  • организация полноценного использования свободного времени для духовного и творческого развития личности детей и взрослых;
  • формирование устойчивой мотивации для нравственного совершенствования личности учащихся;
  • выравнивание стартовых возможностей развития личности ребенка;
  • развитие материально-технической базы школы для занятий учащихся в объединениях дополнительного образования;
  • моделирование целостного воспитательного комплекса образовательных услуг, как на платной основе, так и за счет бюджетных средств.

С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • на уровне начального общего образования: ввыявление способностей, создание условий для последующего выбора услуги дополнительного образования; ссоздание условий для самореализации;
  • на уровне основного общего образования: формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности; создание условий для самореализации школьников;
  • на уровне среднего общего образования: достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

  1. Принципы и подходы

к реализации программы дополнительного образования

При организации дополнительного образования учитываются следующие приоритетные принципы:

Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети - «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «особые» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования.

Принцип природосообразности. В дополнительном образовании все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам самих учащихся. В дополнительном образовании

программа должна соответствовать запросам ее основных потребителей или и пользоваться спросом.

Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право обучающегося на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.

Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и принцип развития. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.

Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования - развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.

Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении общего и дополнительного образования.

  1. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно- культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности.
  2. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты.

Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей и взрослых, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования существуют такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни.

Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно- эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности учащихся, педагогов, образовательной среды.

Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства.

В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и

трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности учащихся.

Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации.

Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях учащиеся могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний учащихся.

Принцип открытости системы. Совместная работа образовательной организации, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры, спорта и образования направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования

Критерии результативности

В результате освоения образовательной программы дополнительного образования

планируется положительная динамика по следующим критериям:

  • повышение эффективности образовательного деятельности школы,
  • личностный рост участников образовательных отношений,
  • создание банка образовательных программ и диагностических методик,
  • накопление опыта творческой деятельности,
  • динамика сохранности контингента обучающихся,
  • создание условий для использования детьми и взрослыми ресурсов неформального и информального образования (образования за пределами стандартной образовательной среды) в целях саморазвития;
  • разработка новых образовательных программ и проектов.

  1. Планируемые результаты

освоения дополнительной общеразвивающей программы

НОУ «Магистрёнок»

В ходе обучения по дополнительной общеразвивающей программе школьного научного общества «Магистрёнок» применяются следующие формы обучения: индивидуально-обособленная (когда материал доступен для самостоятельного обучения), фронтальная (выполнение общих задач всеми учащимися), групповая (когда познавательная задача ставится перед определенной группой

 учащихся), коллективная (когда у всех учащихся одна цель).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, форсированность их мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении

 учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками

учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

Предметные: освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области,

виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, владение профессиональной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

По итогам реализации программы, обучающиеся будут знать:

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор п

роекта, работа над ним, презентация);

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

правила классификации и сравнения,

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы

 Интернета)

принципы создания проектов;

критерии жизнеспособных проектов.

будут уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

работать в группе;

работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,

преобразовывать из одного вида в другой,

пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

создавать свои проекты;

настраивать рекламу и продвигать проекты.

  1. Планируемые результаты

освоения дополнительной общеразвивающей программы

«Сокол. Журналистика и газетное дело»

Программа относится к социально-педагогической направленности дополнительных

 образовательных программ.

На занятиях курса проводится профориентация школьников.  Содержание программы стимулирует литературное творчество, развивающее  воображение и внимание к слову, а именно:

 1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия»

 и др.;

2)  самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед

ними различного рода  задач, в  т. ч. и проблемного характера;

3) совершенствование рукописи с определённой точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование);

4) рецензирование, в т.ч.  взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных

учащимися работ;

5) сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя, публициста;

6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);

7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определённую тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в газете и т. п.).

Метапредметными результатами являются умения:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметными результатами являются представления:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- научатся давать самооценку результатам своего труда;

- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания

школьной газеты;

- научатся работать над выполнением заданием редакции индивидуально, научатся распределять работу между участниками проекта;

- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные результаты предусматривают умения:

Формирование активной жизненной позиции.

Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков

  1. Планируемые результаты

освоения дополнительной общеразвивающей программы

«Баскетбол 1-4 класс»

Результаты освоения программы представлены личностными, метапредметными и предметными результатами. Результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол». Личностные результаты, формируемые в ходе изучения программы, отражают:  

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе занятий;  

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  усвоение правил безопасного поведения во время занятий и соревнований.

 Метапредметные результаты  характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности:  

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе занятий;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей,  выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и тренировочных задач;  

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;  

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в теоретической и практической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программного материала. Предметные результаты отражают:  понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;  овладение системой знаний об истории игры в баскетбол, правилах  игры, организации и проведении соревнований по баскетболу;  освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать  физические нагрузки для самостоятельных занятий по баскетболу с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;  

приобретение опыта организации самостоятельных  систематических занятий по баскетболу с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

 расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;  овладение основами технических действий, приёмами и  физическими упражнениями игры баскетбол,

умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

В  результате освоения программы обучающиеся должны знать:

 - теоретические и методические основы системы физического воспитания;

- анатомо-физиологические особенности развития своего организма и влияние различных упражнений на его развитие;

- технику отдельных элементов и тактику игры в баскетбол;

 - правила соревнований по баскетболу, методику организации и проведения соревнований различного уровня; - методы врачебного контроля в процессе тренировочных занятий и соревнований по баскетболу.

В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:

- выполнять элементы игры в баскетбол;

- выполнять командные тактические действия в защите и нападении;

- организовывать и проводить соревнования по баскетболу.

В результате освоения программы обучающиеся должны владеть:

- техникой элементов нападения и защиты игры в баскетбол; -

 индивидуальными, групповыми и командными тактических действий защиты и нападения во время игры;

 - навыками судейства.

  1. Планируемые результаты

освоения дополнительной общеразвивающей программы

«Баскетбол 5-6 класс»

Отличительной особенностью данной образовательной программы является упор наизучение

новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу.

Личностные результаты:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Формировать умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем;

Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности;

Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,

находить возможности и способы их улучшения;

Формировать умения, направленные на ведение здорового образа жизни.

Содействие правильному физическому развитию;

Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции;

Метапредметные результаты:

Формировать умения организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;

Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;

Формировать способности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Развивать умения распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;

Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,

сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

Предметные результаты:

Овладение основными приемами техники и тактики игры;

Приобретение необходимых теоретических знаний;

Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;

Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

  1. Система оценки результатов

                   освоения программы дополнительного образования

Контроль реализации дополнительных общеразвивающих программ являются частью системы мониторинга качества образовательной деятельности, осуществляемой школой

№8» по программе дополнительного образования и отражают динамику индивидуальных достижений воспитанников в соответствии с планируемыми результатами освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Текущий контроль усвоения программы – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

Проведение текущего контроля направлено на обеспечение выстраивания дополнительной общеобразовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Текущий контроль проводится в течение учебного периода в целях:

  • контроля уровня достижения результатов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой;
  • оценки соответствия результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;
  • проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования дополнительной общеобразовательной деятельности.

Формы проведения промежуточной аттестации

Формы проведения аттестации могут быть следующие: итоговое занятие, соревнование, викторины, «Весёлые старты», «День здоровья», контрольные и товарищеские игры, первенства школы, города, конкурсы, праздники и др. Формы и содержание промежуточной аттестации определяются педагогическим работником на основании содержания рабочей дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с её прогнозируемыми результатами.

Оценка результатов промежуточной аттестации

Для определения уровня обученности учащихся по программам дополнительного образования используется система оценивания теоретической и практической подготовки учащихся.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:

  • соответствие теоретических знаний программным требованиям;
  • осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:
  • соответствие практических умений и навыков программным требованиям;
  • отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения (при наличии);
  • креативность в выполнении практических заданий.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися дополнительной образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки учащихся.

Итоговая аттестация, завершающая освоение дополнительных образовательных программ, проводится в порядке и в форме определенном в программе педагога. Формы проведения аттестации могут быть следующие: итоговое занятие, зачет, тестирование, собеседование, и определяются педагогом дополнительного образования на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеразвивающую программу могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательная организация, могут выдаваться почетные грамоты или устанавливаться другие виды поощрений.

Аттестация проводится самостоятельно педагогом дополнительного образования.

19

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО    ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Общие положения

Содержание дополнительного образования в образовательной организации определяется рабочими дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми МКОУ Докучаевская СОШ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа (далее Рабочая программа) - документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и обучающегося, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности.

В связи с этим содержание Рабочей программы должно соответствовать:

  • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям.
  • соответствующему уровню общего образования;
  • направленностям рабочих программ (общеразвивающая, естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная, социально – гуманитарная, художественная, туристско- краеведческая и др.);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающихся).

  1. Структура рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МКОУ Докучаевская СОШ определяется в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Структуру рабочей дополнительной общеразвивающей программы составляют два основных раздела:

раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

− пояснительная записка;

− цель и задачи программы;

− содержание программы;

− планируемые результаты;

раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

− календарный учебный график;

− условия реализации программы;

− формы аттестации;

− оценочные материалы;

− методические материалы;

− рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

− список литературы.

Цель Рабочей программы - предполагаемый результат образовательной деятельности, к которому должны быть направлены все усилия педагога и учащихся. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).

Планируемые результаты — требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы.

Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: итоговое занятие, наблюдение за деятельностью детей, собеседование и т.д.

Содержание Рабочей программы отражает краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам. Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты, соревнования и др.

Учебно-тематический план Рабочей программы содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

В организационном разделе указывается ресурсное обеспечение Рабочей программы — (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендации по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе указываются предполагаемые требования к кадровым ресурсам (образование, стаж, квалификация и пр.), информационные и прочие ресурсы, если таковы необходимы при реализации Программы. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы для педагога и детей (два списка). Порядок        принятия        и        утверждения        рабочих        дополнительных        общеразвивающих программ. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа рассматривается на заседании соответствующего методического объединения учителей на предмет соответствия структуры и содержания программы установленным требованиям, согласовывается с заместителем директора, курирующим организацию дополнительных образовательных услуг, принимается педагогическим

советом, утверждается приказом директора школы.

Коррективы в рабочую программу вносятся с учетом последних изменений в законодательстве, при принятии новых нормативных актов и документов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В        МКОУ Докучаевская СОШ   дополнительное образование        представлено        направлениями:

«Естественно-научная направленность», «Социально-педагогическая направленность»,«Физкультурно-оздоровительная направленность».

  1. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

НОУ «Магистренок»

Содержание программы

I. Введение в исследовательскую деятельность (1 ч.)

Теория

Организационное заседание научного общества «Магистрёнок», определение целей и задач и перспектив исследовательской деятельности.Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ обучающихся.

2.  Понятие о научно-исследовательской деятельности (3 ч. теории, 2 ч. практики).

Теория. Цели, задачи и содержание программы обучения. Техника безопасности на занятиях.

Теория. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Практика. По содержанию определить вид исследовательской работы (командная игра по подгруппам).

Теория. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции, и конкурсы школьников (знакомство с областным и всероссийским календарем школьных мероприятий).

3. Методология научного творчества (3 ч. теории, 2 ч. практики).

Теория. Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Теория. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Практика. Работа с переменными микро-группами, объединенных направлением исследования: дается тема, необходимо выдвинуть гипотезу, сформулировать цель, задачи, которые необходимо решить. Придумать задания для другой группы.

Теория. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,

абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Практика. Работа в парах «Подготовить пример открытия, в котором использовался один из изученных методов». Игра-соревнование на выбывание: «Кто больше назовет примеров-методов научного познания».

Теория. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Практика. Практическая работа в библиотеке и в Интернете.

4.  Этапы работы в рамках научного исследования

(4 ч. теории, 2 ч. практики)

Теория. Выбор темы.

Практика. Деловая игра «Что тебе интересно», «На какой вопрос ты хотел бы найти ответ»

Теория. Составление плана научно-исследовательской работы.

Практика. Индивидуальная работа по каждой выбранной теме. Защита составленного плана, работа со всей группой.

Теория. Опытно-экспериментальная работа.

Практика. Проведение опытов и экспериментов, предусмотренных работой.

5 . Оформление исследовательской работы (5 ч теории, 3 ч практики)

Теория. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Практика. Самостоятельная работа на компьютере по соблюдению требований к оформлению работы.

Теория. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Практика. Подготовка презентации. Написание статьи.

6.  Представление результатов научно-исследовательской работы (9 ч.)

Практика. Защита проекта. Выступления перед учащимися школы на научно-практических конференциях.

Практика. Презентация проекта на зональной конференции.

Практика. Итоговая конференция (определение результатов, награждение, перспективы на будущее.

  1. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

«Сокол. Журналистика и газетное дело»

Содержание программы.

1 раздел. Основы журналистики – 1 час

2 раздел. Основы газетного дела – 10 часов

3 раздел. Основные жанры журналистики – 18 часов

4 раздел. Основы редактирования и подготовки материалов – 6 часов

Содержание программы.

 

I Раздел. Основы журналистики – 1час

Вводное занятие. Т/Б

Понятие о школьной газете. Утверждение плана работы.

Теория: - Проведение инструктажа по т/б.

Практика: - Выявление общественного мнения, чем заниматься.

II Раздел Основы газетного дела – 10 часов

Словарь терминов для начинающих газетчиков:

Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

Теория: - Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

Практика: - Составление словаря.

Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.

Теория: - Этапы подготовки газетного материала.

Практика: - Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

III Раздел Основные жанры журналистики – 18 часов

Информационные жанры: информация, заметка, репортаж, интервью, фельетон.

Теория: -  информация, заметка, репортаж, интервью, фельетон.

Практика: - Написание сообщения в определенном жанре.

Аналитические жанры: интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, статья, письмо, рекомендация.

Теория: - интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, стать, письмо, рекомендация.

Практика: - Составление словаря.

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон.

Теория: - Очерк, фельетон.

Практика: - Составление словаря.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Практика: - Выпуск школьной газеты.

IV Раздел Основы редактирования и подготовки материалов – 6 часов

Литературное редактирование

Теория: - Литературное редактирование, принципы верстки

Практика: - Редактирование текста, верстка

Особенности литературного редактирования

Теория: -

Практика: - Редактирование текста.

Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.

Теория: -

Практика: - Подготовка материалов школьной газеты.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Теория: -

Практика: - Подготовка материалов школьной газеты.

Практическая работа: «структура газетного материала»

Теория: - Структура газетного материала

Практика: - Написание газетного материала. Этапы выполнения и структура.

  1. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

«Баскетбол 1-4 класс»

Раздел I. Основы знаний (2 часа)

Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного баскетбола. Первые правила игры в баскетбол. Развитие баскетбола в СССР и России. Развитие баскетбола среди школьников. Предупреждение травм при занятиях баскетболом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Врачебный контроль и самоконтроль. Правила игры в баскетбол. Состав команды, замена игроков, экипировка игрока. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по баскетболу среди школьников. Методика организации самостоятельной тренировки по баскетболу. Самоконтроль за состоянием здоровья и физическим состоянием во время занятий по баскетболу. Костно-мышечная система человека и ее развитие. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания.

II. Общая физическая подготовка (8 часов)

Строевые упражнения. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки. Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития ловкости. Упражнения для развития гибкости (подвижности в суставах). Упражнения для развития прыгучести. Акробатические упражнения. Кувырки вперед в сочетании с выпрыгиванием вверх, кувырки вперед с прыжком, стойка на голове. Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости. Спортивные игры: волейбол, футбол, стритбол. Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног. Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок.

Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей. Особенности использования средств общей и специальной физической подготовки в различных возрастных группах (объем, интенсивности т. д.) В зависимости от периода подготовки (подготовительного, соревновательного, переходного). Особенности применения средств скоростно-силовой и силовой подготовки. Упражнения с отягощениями. Метание больших набивных мячей. Бег на дистанции 500, 600, 800 м, кроссы на дистанции: 1000, 1500, 2000, 3000 м.

Раздел III. Ведение мяча (5 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при ведении мяча. На месте. Ведение мяча вокруг корпуса, вокруг и между ногами. Разновысокое ведение, очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой. Ведение двух мячей. В движении. Бег на носках, на пятках с ведением мяча. Бег в полуприседе с ведением мяча. Спортивная ходьба с ведением мяча. Бег с поворотами и ведением мяча, с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами. Бег приставными шагами с ведением мяча, скрестным шагом, спиной вперед с ведением мяча. Стойка баскетболиста. Стойка при ведении мяча. Ведение мяча. Ведение на месте, в движении, с изменением скорости, направления. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте. Подвижные игры с ведением мяча. «Ведение с десятью отскоками от пола и передачей мяча», «Воробьи - вороны», «Пятнашки в парах», «Салки с ведением», «Командные салки», «Выбей мяч», «Кто быстрее», «Кто первый».

 Раздел IV. Передачи мяча (6 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при передачи мяча. На месте. Передачи мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками с отскоком от пола, двумя руками сверху, одной рукой снизу, двумя руками из-за головы. В движении. Передачи мяча двумя руками, одной рукой сверху и снизу, после ведения, с отскоком от пола. Перемещения и стойки: стойка баскетболиста (исходные положения) при выполнении передач. Передача мяча. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие, средние и дальние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. Передача мяча с отскоком от пола. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Подвижные игры с передачами мяча. «Передал - садись», «Быстрые передачи», «Кто быстрее», «Бросай - беги», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Десять передач»

Раздел V. Броски мяча (8 часов).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Многократные броски набивного мяча в стену. Многократные передачи баскетбольного мяча в стену, постепенно увеличивая, расстояние от нее. Многократные передачи баскетбольного мяча на дальность. Перемещения и стойки: стойка баскетболиста (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений. Броски мяча: Броски мяча из- под щита, со средней дистанции, штрафной бросок. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанций. Броски в прыжке. Броски с двух шагов. Подвижные игры с броском мяча. «Снайперы», «Шесть передач», «Трехочковый бросок», «Эстафета с передачами мяча и броском в кольцо».

Раздел VI. Технико-тактические действия в защите и нападении (6 часов)

Взаимосвязь и взаимообусловленность техники и тактики. Технико-тактические действия в нападении. Индивидуальные действия: финты с мячом «на ведение», «на передачу», «на бросок» с последующим ведением, передачей, броском. Групповые действия в нападении и защите: взаимодействие двух игроков; взаимодействия двух нападающих против одного защитника, двух защитников;

взаимодействие игроков в нападении через заслон; взаимодействие трех нападающих против двух защитников Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче. Технико-тактические действия в защите. Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах, ведении противника, при отборе мяча. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка). Расположение игроков при зонной защите. Действия игроков при личной опеке.

Раздел VII. Контрольные испытания и соревнования (в процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований).

Принять участие в соревнованиях на первенство школы, поселка, района. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Соревнования по баскетболу. Выполнение контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки.

  1. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

«Баскетбол 5-6 класс»

Содержание курса

Развитие баскетбола в России

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

Общая и специальная физическая подготовка

Единая спортивная классификация ОФП

Совершенствование техники передвижения при нападении.

Тактика нападения.

 Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

Костно- мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами.

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.

Индивидуальные действия при нападении.

Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов.

Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка. (СФП)

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча.

Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении».

Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.

Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

Взаимодействие трех игроков  - «скрестный выход».

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов.

Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол.

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

Восстановительные мероприятия в спорте.

 Инструкторская и судейская практика.

Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами.

 Командные действия в нападении.

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с поворотом кругом.

Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке.

Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.. Бросок мяча в движении с одного шага.

Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Основы техники и тактики игры

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Многократное выполнение технических приемов.

Общая характеристика спортивной тренировки.

Совершенствование техники передачи мяча.

Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях.

Действия одного защитника против двух нападающих.

Средства и методы спортивной тренировки.

Ведение мяча с изменением направления движения.

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2.  

Формы организации занятий в спортивной тренировке.

 Совершенствование техники броска мяча.

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.

Воспитание нравственных и волевых качеств.

Психологическая подготовка в процессе тренировки.

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении.

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Физическая подготовка спортсмена.

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Техническая подготовка юного спортсмена.

 Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.

Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

 Техника овладения мячом.

Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».  

Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

Совершенствование техники броска мяча изученными способами.

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Характерные особенности периодов спортивной тренировки..

Совершенствование техники ведения мяча.

Учет в процессе спортивной тренировки.

Правила игры и методика судейства.

Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

История развития баскетбола.

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                 ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                               МКОУ Докучаевская СОШ

Организационно-педагогические аспекты дополнительного образования в школе включают условия набора, количество групп и численность учащихся, обучающихся по каждой программе, условия готовности учащихся к освоению программ; наличие ресурсной базы для реализации программ (кадровой, методической, материально-технической).

  1. Календарный учебный график дополнительного образования
  2. Календарный учебный график реализации программы дополнительного образования на текущий учебный год составляется ежегодно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса и утверждается приказом директора школы.

Наименование программы

 Периоды обучения

Количество учебных недель

      Каникулы

НОУ «Магистренок»

четверти

34

01.11.

2021г.

07.11.

2021г.

«СОКОЛ. Журналистика и газетное дело»

четверти

   34

27.12.

2021г.

9.01.

2022г.

Баскетбол 1-4 класс

четверти

   34

21.03.

2022г.

29.03.

2022г.

Баскетбол 5- 6 класс

четверти

   34

31.05.

2022г.

31.08.

2022г.

В каникулярное время согласно календарного графика занятия ведутся в соответствии с календарно-тематическим планированием дополнительных общеразвивающих программ педагогов.

  1. Учебный план дополнительного образования

Учебный план отражает образовательную деятельность и направленность образовательной деятельности и объём учебной нагрузки.

Направленности выбраны с учетом имеющихся педагогических кадров, материально – технических возможностей учреждения, запросов учащихся, их родителей.

Проведение социально-педагогического мониторинга образовательных запросов заказчиков образовательных программ (дети, родители, педагоги) позволяет максимально полно учесть их потребности в формировании услуг дополнительного образования школы.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (зарегистрирован 18.12.2020 № 61573) установлены требования к организации образовательного процесса.

Продолжительность учебного занятия зависит от направленности дополнительных общеразвивающих программ и возраста учащихся.

Учебный план

дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ на 2021/2022 учебный год

Наименование программ дополнительного образования

Кол- во групп

Общий объём аудиторных занятий

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов

в год

Срок реализации

программы

Возраст учащихся

Продолжи- тельность

занятия

1.

НОУ «Магистренок»

1

1

34

1

12-17лет

45 мин

2

«СОКОЛ. Журналистика и газетное дело»

1

1

34

1

14-17 лет

45 мин

3

Баскетбол 1-4 класс

1

1

34

1

7-10 лет

45 мин

4

Баскетбол 5- 6 класс

1

1

34

1

11-13 лет

45 мин

  1. Система условий реализации

программы дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ

  1. Кадровое обеспечение программы

Реализация образовательной программы дополнительного образования школы осуществляется педагогическими работниками, имеющими высшее и среднее профессиональное педагогическое образование, владеющие основами образовательной деятельности по представленной рабочей программе в соответствии с указанным направлением, умеющие видеть индивидуальные возможности и способности учащихся, направляя их к реализации этих возможностей.

ФИО педагога

Образование

Должность

Педаго- гический стаж

Квалифика- ционная

1.

Бочарникова Тамара Александровна

высшее

учитель

биологии

43

ВКК

2.

Кириллова Вера Викторовна

высшее

учитель

русского языка

8

IKK

3.

Игнатова Галина Алексеевна

среднее профессиональное

учитель физической культуры

2

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений учащегося, стимулирование самооценки.

Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию учащегося и сохранению его индивидуальности.

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования учащихся, а также владения правилами безопасного пользования сети интернет.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Педагогический работник, осуществляющий образовательную деятельность по образовательной программе дополнительного образования должен создать материально- технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения учащимися планируемых результатов освоения программы;
  2. выполнение образовательной организацией требований:
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
  • пожарной безопасности и электробезопасности;
  • охране здоровья учащихся.

Оборудование учебных   помещений,   учебно-практическое   оборудование

Количество мебели рассчитывается по количеству обучающихся в группе, а так же учитываются условия для труда педагога и для хранения материалов и инвентаря.

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев (по количеству учащихся) Стол учительский.

Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.

Шкафы для хранения учебных печатных, электронных пособий, дидактических материалов в соответствии с направлением и видом деятельности: натуральные пособия, изобразительные наглядные пособия, раздаточный материал и т.д.

Для организации образовательного процесса в здании имеются учебные помещения: 3 кабинета начальных классов, , санитарные помещения.

Все учебные кабинеты оборудованы автоматизированными рабочими местами и имеют интерактивное и мультимедийное оборудование.

Для каждого учебного кабинета создан и ежегодно обновляется паспорт кабинета, в котором отражаются: учебно-методическое, электронное и техническое обеспечение кабинета, а также перспективный план развития кабинета.

Минимальное материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие следующего инвентаря и оборудования:

Мультимедийное оборудование:

- мультимедийный компьютер для учителя. Минимальные технические требования: графическая операционная система, с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и т.п.), устройство для чтения-записи компакт дисков; аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащение акустическими колонками и наушниками.

  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • документ-камера.

Все помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и СП, нормам и правилам пожарной безопасности.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию рабочей программы по дополнительному образованию детей. Развивающая предметно- пространственная среда школы:

  1. содержательно-насыщенная - включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий учащихся, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей и взрослых во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  2. трансформируемая - обеспечивает возможность изменений развивающей предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
  3. полифункциональная - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, ширм, природных материалов, компьютерного, звукового оборудования) в разных видах учебной активности;
  4. доступна - обеспечивает свободный доступ учащимся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской, учебной активности;
  5. безопасная - все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

  1. Взаимодействие        с        социокультурными        учреждениями

Образовательная программа дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, а также на основании договора о        сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта.

Условиями эффективного взаимодействия МКОУ Докучаевская СОШ с социальными п

Артнерами выступают:

  • открытость образовательной организации;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • реализация активных форм и методов общения.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного развития, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование основ культуры личности, творческого потенциала; подготовка учащихся к жизни в современном обществе.

  1. Перспективы развития дополнительного образования

Перспективой развития дополнительного образования МКОУ Докучаевская СОШ  является:

  • расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования;
  • изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложения и т.д., что в свою очередь позволит реализовать личностные результаты образования обучаемых;
  • улучшение материально-технической базы образовательной организации для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования за счет реализации платных образовательных дополнительных услуг;
  • организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, практикумы, мастер-классы;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами многопрофильного направления и реализацией образовательных программ;
  • расширение перечня дополнительных услуг по внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...