Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы
статья

Виноградова Наталья Владиславовна

Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradova_n.v.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление опыта работы «Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы"

Виноградова Наталья Владиславовна,  педагог дополнительного образования                                                           МБУ ДО «Дом детского творчества» 

Существует такое понятие, как профессионально-личностная компетентность педагога. Это готовность к педагогической деятельности, способность учиться на протяжении всей жизни, работать над изменением своей личности, поведением, это личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы с целью прогрессивного развития.

Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать её результаты. Компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении управлять группой, коллективом, в умении передавать информацию на доступном для собеседника языке, в умении регулировать свои эмоции в процессе коммуникации, в способности разрешения конфликтных ситуаций оптимальным способом, выстраивания отношения сотрудничества с родителями обучающихся и коллегами.

К личностным качествам  педагога дополнительного образования я могу отнести: любовь к своей профессии, доброжелательность, чуткость, внимательность, обладание широким кругом интересов и умений. Педагог должен располагать творческим энтузиазмом и понимать потребности и интересы детей.

Одним из показателей профессиональной и личностной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учётом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. 

Я использую следующие источники самообразования:

- Интернет ресурсы

В современном обществе интернет - неотъемлемая часть нашей жизни. Одна из основных задач интернета – это поиск необходимой и актуальной информации. Интернет даёт нам возможность для обучения, с помощью онлайн-курсов или различных конференций и семинаров можно получить массу полезной и важной информации, найти конкурсы, фестивали, в которых можно принять участие.

- Телевидение

Проекты, которые создаются на телевидении в настоящее время, захватывают внимание и заставляют следить за развитием хореографических направлений. В них всегда можно почерпнуть для себя нужную информацию, прислушаться к мнению компетентного жюри.  

- Участие в педсоветах, совещаниях, методических объединениях

  Участие в методической работе позволяет рассматривать вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса, знакомиться с новыми технологиями, методами и приёмами обучения, проводить дискуссии на предложенные темы, выступать с докладами и делиться своим опытом работы, а также узнавать о работе своих коллег.  

- Участие в конкурсах, фестивалях 

Даёт бесценный опыт всем участникам: и руководителю и учащимся. Танцевальные конкурсы и хореографические фестивали проводятся для того, чтобы выявить лучших танцоров, продемонстрировать свои умения и навыки и познакомиться с  мастерством учащихся других творческих коллективов. Именно здесь можно понять, что такое соперничество. Соревнования дают возможность совершенствовать себя, подвести своеобразный итог предварительной работы, получить совет и конструктивную критику от профессионалов,  а как мы знаем «нет проблемы  - нет развития». Эксперты дают советы, как сделать постановки более грамотными и привлекательными, как внести разнообразие в свои повседневные занятия. Кроме того, в рамках конкурса, педагог может пройти краткосрочные курсы повышения квалификации, где затрагиваются важные темы по профилю работы.

Таким образом я прошла курсы повышения квалификации по теме «Комплексное обучение детей хореографическому искусству» в рамках хореографического  конкурса, который проходил в 2018 году в  городе Санкт Петербург и  участвовала в работе  «круглого стола»,  где были затронуты темы проблем и перспектив хореографического воспитания детей в 2019 году в Ярославле в рамках международного фестиваля детского и юношеского творчества.  Кроме того, участие в  конкурсах и фестивалях  мотивирует педагога  на осмысление собственных действий, анализа своей работы, что заставляет двигаться вперёд, добиваться высоких результатов в творческой деятельности и способствует творческому росту педагога и коллектива.

- Семинары и мастер-классы

   Огромное значение в развитии моей педагогической деятельности имеют выездные семинары-практикумы, которые я с удовольствием посещаю и где получаю подробную информацию по направлению своей педагогической деятельности.

Расскажу об одном из них.  Семинар по современному танцу проходил в Твери в феврале 2020 г. и был организован при поддержке Тверского Дома народного творчества. Мастер-класс от преподавателя кафедры современной хореографии Московского государственного института культуры Евгении Долгалёвой дал возможность повысить мои знания в области хореографии, позволил узнать и применить приёмы направленной импровизации в композиции группы.

Также моё внимание привлёк теоретический материал на тему: «Особенности построения урока по современному танцу», представленный педагогом Андреем Батаевым, основателем школы танца «Jungle Kings».

После семинара состоялся обмен педагогическим опытом работы руководителей хореографических коллективов.

Представленный опыт работы коллег-педагогов-хореографов, а также лучшее из собственного опыта работы, я адаптирую и использую в работе с учащимися хореографического коллектива, руководителем которого я являюсь.

Не зря говорят: "Век живи - век учись". Для педагога, коим  я являюсь, это непреложная истина. А ещё я согласна с Константином Дмитриевичем Ушинским, автором следующих строк: "Педагог живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает педагог".   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность педагога в процессе обучения музыкальному исполнительству

В данной статье речь пойдет о коммуникативной компетентности педагога – то есть о способности педагога устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с учениками. На протяжении столетий...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....

Индивидуальный план профессионального и личностного развития педагога в процессе самообразования

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методоло...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....