Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста
статья

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_sovremennomu_uchitelyu.doc632 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

ГБОУ школа № 411 «Гармония» на протяжении последних 25 лет является основной площадкой по апробации культуротворческой модели, разработанной авторским коллективом кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством члена-корреспондента РАО, д. ф. н., профессора А. П. Валицкой.

Концепция культуротворческой школы стала теоретической платформой, опираясь на которую 411 школа оказалась готовой реагировать на актуальные вызовы времени и решать новые задачи, которые ставит перед образованием общество и государство. При этом педагогический коллектив продолжает заниматься инновационной деятельностью, ориентированной на освоение современных образовательных практик, формирующих мировоззренческие и ценностные позиции учащихся.

Данная концепция способствует профессиональному и личностному росту учителя и повышению его интереса к инновационной деятельности через непрерывность образования. Помимо традиционных форм этому в значительной степени содействует сетевое взаимодействие культуротворческих школ северо-запада, базовой школой которых является ГБОУ № 411 «Гармония». На протяжении 15 лет школы обмениваются положительным опытом работы, проводя совместные конференции, семинары, посещая мастер-классы учителей-новаторов, внедряя новшества в свою практику. Взаимообмен, посещение семинаров и уроков сетевых школ, проведение своих мастер-классов совместно с учителями-предметниками в значительной степени обязывает учителя к самосовершенствованию в профессии.

Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и использование разнообразных форм повышения квалификации. Это побудило меня к дальнейшему  повышению квалификации – учёбу в АПП, которая способствовала расширению кругозора, обогащению и педагогического, и духовного опыта, позволила нам по-новому интерпретировать социокультурное пространство города и иначе строить работу с младшими школьниками, нацеленную на сохранение и трансляцию аксиосферы города.

Основная идея А. П. Валицкой – это воспитание культурой, в культуре и для культуры, легла в основу моей практической деятельности с учащимися, постоянно использую культурный потенциал Санкт-Петербурга в системе учебных занятий и в рамках внеурочной деятельности, Формирование современного петербуржца как носителя уникального этоса может строиться на основе фундаментальных базовых представлений, актуальность формирования которых определяется многими историко-культурными факторами.

Как показывает многолетний опыт работы и проведённое анкетирование учащихся и их родителей реальный интерес к городу и его культурному наследию нужно формировать именно в начальной школе. Посещение театров, музеев, работа лектория «Знай и люби свой город», сетевое взаимодействие, ведение путевого дневника школьника, активное привлечение родителей и детей к участию в проектной деятельности, позволяющей осваивать городское пространство с учётом открытости и доступности всех информационных источников, остаются традиционными формами сопровождения учебного процесса и формируют у младших школьников устойчивый интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.

Традиционный способ обучения – передача ученику информации в готовом виде, вне контекста поиска и открытия, устарел. Сегодня урок должен стать для ученика культурным событием, которое будет восприниматься детьми как захватывающий процесс. Урок-событие динамичен, он противостоит однообразным, стереотипным урокам. Понятие «урок–событие» оказывается одним из ключевых в концепции культуротворческой модели школы А. П. Валицкой. Его задача – становление человека в процедурах многослойного диалога культур[1]. Урок-событие будет восприниматься детьми как захватывающий процесс, в котором ребёнок может включиться в действительный диалог с культурой.

Понятие «урок-событие» родилось в 411 школе в результате творческого сотрудничества учителей-предметников для создания единого образовательного пространства, в котором формируется целостная картина образа мира. Если кто-то воспринимает урок-событие как методически продуманное и срежиссированное действие с заученными ролями, которое возвышается над школьной рутиной и ориентировано на внешнюю аудиторию, то это не имеет под собой никаких оснований. «Урок-событие» в культуротворческой школе рассматривается как со-бытие: ребёнка и культуры, современности и культуры эпох прошлого. Такой формат понимания урока-события как со-бытия актуализирует коммуникативную функцию культуры, её диалоговые функции и определяет максимальную степень включённости ребёнка в процесс освоения культурного наследия. Каждый учитель находит место в уроке- со-бытии, что стало нормой в школе № 411 и носит активный характер как для учителей, так и для учеников.

«Мир детства» всегда открыт постижению новых смыслов. Об этом нельзя забывать и необходимо помнить, определяя константы образовательного процесса и выстраивая подлинную, живую и ценностную коммуникацию ребёнка и культуры, не ограничивающуюся стандартными технологиями.

В качестве примера хочу показать, как в целом строится работа над уроком-событием.

В Санкт-Петербурге мы встречаем на фасадах много элементов архитектурного декора, многие из которых читаются.

Есть общая тема «Язык флоры – язык цветов». Мы можем её последовательно разрабатывать на уроках:

– изобразительного искусства – через визуальный образ;

– на уроках технологии – через работу с материалами;

– на уроках литературного чтения – через анализ художественных текстов;

– работа с литературным образом уточняется в работе со словом на уроках русского языка (работа со словарями);

– на уроках окружающего мира с точки зрения природных сообществ.

Все эти формы работы по своим ценностным установкам оказываются условием формирования целостного мировоззрения учеников начальных классов, одной из основных задач культуротворческой школы.

Сочетание традиционных форм совершенствования профессиональной компетенции (курсы повышения квалификации в АППО) и нетрадиционных форм (сетевое взаимодействие культуротворческих школ северо-западного региона, посещение школ-партнёров), участие в межрегиональных и международных конференциях и семинарах (выступление в качестве докладчика на XXII международной конференции «Ребёнок в современном мире. Территория детства», на XXIII международной конференции «Ребёнок в современном мире. Дети и информационное пространство», на районных Рождественских образовательных чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность») позволяют постоянно повышать свой профессиональный и личностный рост, соответствовать потребностям и запросам современного ученика, успешно реализовывать задачи, поставленные ФГОС перед современным образованием.


[1]  Валицкая А. П. Урок – событие в культуротворческой школе // Валицкая А. П., Антонова О. А., Жигалко Е. В. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....

Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы

Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы...