Выступление на педсовете «Владение технологиями деятельностного типа – залог профессионального и личностного роста учителя».
статья

Леутина Елена Валентиновна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на педсовете Леутиной Е.В.

Тема: «Владение технологиями деятельностного типа – залог профессионального и личностного роста учителя».

Сегодня мы очень много говорим о новом образовательном стандарте и о том, как его достичь. Чрезвычайно важная задача по обеспечению нового образовательного результата - освоение учителем образовательных технологий деятельностного типа. Напомню еще раз эти технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений. От того, как владеет педагог этими технологиями, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования школьников.  Эти технологии обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), но и личностное развитие ученика. А что дают данные технологии для профессионального и личностного роста самого учителя?

Одной из технологий, которую применяю я в своей работе, является технология проблемного диалога. Все мы, учителя, работающие по программе «Школа 2100», согласимся, что строить работу по объяснению нового материала по традиционной программе проще. Использование же проблемно-диалогической технологии при ведении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Русский философ  М.М.Бахтин сказал: «Только в диалоге развивается способность  мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний». И с этим нельзя не согласиться. Мы хотим заставить наших учеников мыслить, а сами подчас выбираем заведомо  легкий для себя путь. И дело не только в затраченном времени, а  еще и в том, что мне, например, честно признаюсь,  иногда  трудно методологически  грамотно построить урок, используя проблемный диалог на этапе открытия нового знания. Таким образом, можно сказать, что, если учитель в совершенстве овладеет такой технологией, как проблемный диалог, научится самостоятельно разрабатывать такие диалоги к каждому уроку открытия нового знания, это означает, что перед нами не просто транслятор знаний, а человек творчески мыслящий, методически подкованный, способный  проектировать образовательную среду ребенка и свою деятельность.

Вторая технология деятельностного типа, на которой хотелось бы остановиться, это технология оценивания образовательных достижений. Мы учим своих учеников оценивать свои знания, объективно ставить себе оценки, а ведь то же самое должны делать и сами. 

Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда.

Если учитель понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации.

Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, а должен, потому что  от этого зависит  качество обучения наших учеников. Когда-то французский поэт Пьер Гренгор сказал:

Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

Третья технология, овладение которой влияет на профессиональный и личностный рост учителя – это метод проектов, т.е. исследовательская деятельность.

В.А.Сухомлинский сказал:  «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».  И, действительно, стоит один раз встать на эту тропинку и сходить уже не хочется.

Кроме того в процессе исследовательской деятельности учитель может развивать в себе умения, которые помогут ему не только как исследователю, но и как педагогу:

1) операционные исследовательские умения (применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи исследования, делать выводы из полученных результатов и теоретического анализа концепций); 
2)организаторские исследовательские умения (применять приемы самоорганизации и исследовательской деятельности, планировать научно-исследовательскую работу, проводить самоанализ и самоконтроль, регулировать свои действия в процессе работы); 
3) практические исследовательские навыки (работать с литературой, проводить 
экспериментальное исследование, наблюдать факты и явления, собирать и 
обрабатывать данные, внедрять полученные результаты в практическую деятельность); 
5)коммуникативные исследовательские умения (применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, участвовать в обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении коллективного исследования, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, излагать результаты при их анализе в проблемной группе, научной конференции). 
Исследовательская работа поможет стать педагогом, обладающим высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включающимся   в инновационные процессы, имеющим  яркую творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию, отличающимся  чувством ответственности, способным  созидать новое на основе глубокой любви к детям.

 Учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, высокой инновационной готовностью.

 Таким образом, можно утверждать, что владение перечисленными технологиями деятельностного типа – залог профессионального и личностного роста учителя.

Итак, педагог владеет  технологиями деятельностного типа,если:

  1. имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;
  2. системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;
  3. проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
  4. создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;
  5. организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
  6.  организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;
  7. организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  8. владеет способами организации рефлексии; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

В заключение хочется сказать  фразу, которую я прочитала недавно: «Известно, что воспитать  «крылатого»  ребенка  может только «крылатый»  педагог, воспитать    счастливого  может  только счастливый,  а современного – только современный». Я желаю всем нам, современным педагогам, быть не столько крылатыми, сколько окрыленными своей работой и, конечно же, счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Открытые образовательные технологии как средство активизации профессиональной и личностной рефлексии учителя .

СОДЕРЖАНИЕ Портрет……………………………………………………………………...3Коллектор…………………………………………………………………...4Рабочие материалы…………………………………………………….....27Мои достижения………………………………………………………......33Самоанализ………………………………...

Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.

Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...

"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"

Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....

Выступление: «Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа» в рамках работы РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

laquo;Создание воспитательной модели  на основе внедрения  комплекса технологий деятельностного типа» в  рамках работы  РИП...