Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Театральный сундучок»
рабочая программа

Блыщик Наталья Ринатовна

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

Задачи:

образовательные:

-обучить начальным навыкам актерского мастерства через  систему тренингов;

развивающие:

-развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;

-развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

-развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и создание творческой мастерской;

воспитательные:

-сплочение детского коллектива;

-реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;

-создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.teatralnyy_sunduchok._2017g.doc718.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Театральный сундучок» 

2017

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Федоровский дом детского творчества»

РЕКОМЕНДОВАНА

методическим советом

МБУДО «ФДДТ»

25 апреля 2017 года

Протокол № 4

УТВЕРЖДЕНА

приказом

от 25 апреля 2017 года № 116

Директор

  Е. Н. Мансурова

           

        

Дополнительная общеобразовательная модульная программа

«Театральный сундучок»

         Направленность:

         художественная

Возраст учащихся: 5-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Блыщик Наталья Ринатовна,

педагог дополнительного образования

Сургутский район,

г.п. Федоровский

2017 год

2. Пояснительная записка.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Каждый ребенок, начиная с самого раннего детства, стремится к игре, а значит и к актерству. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральный сундучок» является общеразвивающей, образовательной областью которой является искусство. Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и  развивает способность человека к творчеству.

Программа   составлена на основе программ: «Театральный сундучок» художественной направленности, педагога дополнительного образования Близнецовой Л. В., г.Санкт-Петербург, «Театральный сундучок» Кирьяновой Т.Н., г. Павлово Нижегородской области, методических рекомендаций и программы «Арт-фантазия» Чуриловой Н.А.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);

-Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

-образовательная программа;

-учебный план .

Направленность дополнительной образовательной программы: художественная.

Программа направлена на приобщение  детей к театральному искусству посредством их участия в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей; создание условий для развития личности ребенка; формирование интереса к театральному искусству; укрепление психического и физического здоровья; приобщение к общечеловеческим ценностям; на успешную социальную адаптацию ребенка.

Новизна – в модульном принципе построения программы. Образовательные модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов театральной деятельности, необходимых для  достижения  учащимися общего положительного результата и достижения цели  программы. Обучение через игры, этюды дает возможность педагогу выявлять артистические таланты у детей.  

Актуальность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в деятельности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости – это путь через игру, фантазирование. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления деятельности: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся объединения. 

Педагогическая целесообразность. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс – универсальное средство развития личностных способностей человека. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Этюд - одно из ведущих форм в деятельности театрального коллектива. Принцип «от простого к сложному» занимает главное место при распределении разнообразных творческих заданий, которые постепенно усложняются. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

Задачи:

образовательные:

-обучить начальным навыкам актерского мастерства через  систему тренингов;

развивающие:

-развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;

-развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

-развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и создание творческой мастерской;

воспитательные:

-сплочение детского коллектива;

-реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;

-создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

Отличительные особенности программы. Особенность театрального искусства заключается не только в том, что оно способствует эстетическому развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические и интеллектуальные нагрузки, способствует формированию физического и духовного здоровья. Кроме того, развитие актерских способностей помогает ребенку приобрести не только уверенность в себе, возможность внешне моделировать свое поведение, но и удивительную внутреннюю свободу, умение быстро адаптироваться в сложных ситуациях, своеобразную «гибкость души».

Программа состоит из двух модулей: «Театральная игра», «Работа над спектаклем».

I модуль

«Театральная игра»

Пояснительная записка.

      Обучение по модулю предполагает изучение основ театральной культуры; театральной игры; ритмопластики; культуры и техники речи. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания. Ведущий методический прием – метод художественной импровизации. На занятиях предусмотрено: чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; сочинение сказок, придумывание историй для постановки; упражнения для социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации, развивающие игры; упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика); упражнения на развитие детской пластики; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения. Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно и созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Цель: развить творческие способности детей средствами театральной игры. 

Задачи:

образовательные:

-создать условия для развития творческой активности детей;

развивающие:

-развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;

воспитательные:

-сплочение детского коллектива;

-реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;

-создание атмосферы доброжелательности в коллективе.

II модуль

«Работа над спектаклем»

Пояснительная записка.

     Модуль способствует совершенствованию актерских способностей, развивает творческие способности. Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с взрослыми и сверстниками.

Цель: развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи:

образовательные:

-обучить начальным навыкам актерского мастерства через  систему тренингов;

развивающие:

-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

воспитательные:

-создание атмосферы доброжелательности в коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5-9 лет. В одной группе 10 учащихся.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы занятии. Для качественного усвоения материала используются следующие формы и методы обучения: беседа, игра, диалог, тренинги, этюды, игровая импровизация, инсценировка и драматизация, беседа, просмотр видеофильмов, презентаций, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдение.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия по 30 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

I модуль

«Театральная игра»

Ожидаемые результаты

Способы определения результативности

Личностные

Предметные

Метапредметные

-раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации);

-развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазии);

-дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным;

-регулирует свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами;

-умеет довести начатое дело до конца;

способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков;

формируется потребность в уважении со стороны взрослого;

Учащиеся научатся:
-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-различать виды театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение), речь становится предметом активности детей;

-строить разные типы высказываний, описанию и повествованию;

-пониманию смысловой стороны речи, синтаксической структуры предложений;

-удачной имитации голоса животных,

-интонационно выделять речь тех или иных персонажей;

-навыкам самостоятельного придумывания небольшой сказки на заданную тему;

-эмоциональному  отклику  на  отраженные  в  произведении искусства  действия,  поступки;

-делиться  своими  впечатлениями  от  встреч  с  искусством,  со  взрослыми  и  сверстниками;

-«Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, артикуляционный аппарат с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;

-первые  попытки  творчества;

-«Музыкальное воспитание»: дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; навыки слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ;

- возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками;

-появляются конкурентность, соревновательность.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос
  • тесты
  • результаты активности в конкурсах, викторинах, играх, инсценировке
  • тренинги
  • результаты публичных выступлений
  • личные достижения каждого учащегося

      в театральной игре, постановках.

II модуль

«Работа над спектаклем»

Ожидаемые результаты

Способы определения результативности

Личностные

Предметные

Метапредметные

-развитая творческая активность детей, участвующих в театральной деятельности;

-артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа;

-исполнительские умения;

-отсутствие страха перед публикой и желание выступать перед зрителями;

-развитая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь;

-знание различных видов театра;

-развитый интерес к театральной игровой деятельности;

-умение выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

-навыки самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

 -простейшие образно-выразительные умения, навыки имитировать характерные движения сказочных животных;

-умение создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

-навыки выступления перед зрителями, не испытывая дискомфорта, получая удовольствие от творчества;

-умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

-умение взаимодействовать с партнером по сцене.

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Формирование представлений о честности, справедливости, доброте.

Воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос
  • тесты
  • результаты активности в конкурсах, викторинах, играх, инсценировке
  • тренинги
  • результаты публичных выступлений
  • личные достижения каждого учащегося в театральной игре, постановках.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:  входной контроль (тесты, опрос, наблюдение);  промежуточная аттестация; итоговая аттестация. Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, активность участия в театральной игре, постановках, публичных выступлениях.

3. Учебно-тематический план.

п/п

Модули, разделы, темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I модуль

«Театральная игра»

I

История театра.

10

5

5

1

Знакомство с театром.

2

1

1

2

«Азбука театра».

2

1

1

3

Дорога в театр.

2

1

1

4

Театральные профессии.

2

1

1

5

В театре.

2

1

1

II

Сценическая речь.

58

29

29

1

Театр-экспромт.

2

1

1

2

Как создается спектакль.

2

1

1

3

Гномы играют в театр.

2

1

1

4

Сценическое воображение.

2

1

1

5

Упражнения на воображение.

2

1

1

6

Театр-экспромт.

2

1

1

7

Театр-экспромт.

2

1

1

8

Упражнения на сценическое общение.

2

1

1

9

Упражнения по развитию речи.

2

1

1

10

Дыхательная гимнастика.

2

1

1

11

Голосовая гимнастика.

2

1

1

12

Театральные игры.

2

1

1

13

Театр-экспромт.

2

1

1

14

Театр-экспромт.

2

1

1

15

Театр-экспромт.

2

1

1

16

Диалог.

2

1

1

17

Театральные игры.

2

1

1

18

Конкурс скороговорок.

2

1

1

19

Выразительные средства.

2

1

1

20

Выразительные средства.

2

1

1

21

Выразительные средства актера.

2

1

1

22

Выразительные средства актера.

2

1

1

23

Театральные игры.

2

1

1

24

Актерские упражнения.

2

1

1

25

Актерские упражнения.

2

1

1

26

Театр-экспромт. Аттестация.

2

1

1

27

Актерские упражнения.

2

1

1

28

Актерские упражнения.

2

1

1

29

Актерские упражнения.

2

1

1

30

ИТОГО

68

34

34

II модуль

«Работа над спектаклем»

I

Здравствуй, театр!

80

40

40

1

Сказка «Теремок».

2

1

1

2

«Построим новый теремок!»

2

1

1

3

«Вот красивый теремок, очень, очень он высок!»

2

1

1

4

Спектакль «Теремок».

2

1

1

5

«Вышла курочка — хохлатка, с нею желтые цыплятки».

2

1

1

6

«Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень».  

2

1

1

7

«Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет».  

2

1

1

8

Воображаемое путешествие.

2

1

1

9

Игровое занятие.  

2

1

1

10

Эмоции.

2

1

1

11

Театрализованная игра «Колобок».

2

1

1

12

Импровизация русской народной   сказки «Колобок».

2

1

1

13

Репетиция пьесы «Колобок».  

2

1

1

14

«Колобок наш удалой!».  

2

1

1

15

«Прыг с окошка — и в лесок, покатился колобок».  

2

1

1

16

Сказка «Колобок»

2

1

1

17

Волшебная шкатулка.  

2

1

1

18

Игры с бабушкой Забавой.  

2

1

1

19

Театрализованная игра «Полет на Луну».  

2

1

1

20

Язык жестов.

2

1

1

21

Игровое занятие.  

2

1

1

22

«Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу».  

2

1

1

23

Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»?  

2

1

1

24

Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?».  

2

1

1

25

«Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог!»  

2

1

1

26

«Не вы ли «мяу – мяу» говорили?»

2

1

1

27

Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?».  

2

1

1

28

Волшебное путешествие по сказкам.  

2

1

1

29

Театрализованные игры «Ярмарка».

2

1

1

30

Театральная игра «Ходим кругом».  

2

1

1

31

Игровая программа «Это вы можете!»  

2

1

1

32

Волшебная шкатулка.  

2

1

1

33

 Вот так гриб – великан, всем хватило места там!

2

1

1

34

Импровизация сказки «Под грибом».  

2

1

1

35

Репетиция сказки «Под грибом».  

2

1

1

36

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком!».  

2

1

1

37

Играем спектакль «Под грибом». Эмоции.  

2

1

1

38

Аттестация учащихся.  Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем.  

2

1

1

39

Сочиняем новую сказку.  

2

1

1

40

Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем.

2

1

1

 Сказки разных народов

20

20

41

Хантыйская сказка «Мышка»

2

2

42

Мансийская сказка «Гордая лиса»

2

2

43

Казахская сказка «Глупый волк»

2

2

44

Молдавская сказка «Чудесный клад»

2

2

45

Грузинская сказка «Сын охотника»

2

2

46

Азербайджанская Сказка «Сказка о лентяе»

2

2

47

Киргизская сказка «Лиса и муравей»

2

2

48

Узбекская сказка «Упрямые козы»

2

2

49

Украинская сказка «Колосок»

2

2

50

Черкесская сказка «Медведь-воспитатель»

2

2

ВСЕГО

168

74

94

4. Содержание программы.

п/п

Содержание

I

модуль

 «Театральная игра»

Теория: История театра. Театральные профессии. Виды театров. Знакомство с театром: «Азбука театра»,  «Дорога в театр», правила поведения в театре. Как создается спектакль. О создателях спектакля. Выразительные средства актера. О роли театральной деятельности в жизни человека. Отгадывание загадок. Скороговорки.

Практика: Театр-экспромт. Создание образов с помощью выразительных движений. «Гномы играют в театр» (развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения). Сценическое воображение (развитие речи детей; ознакомление со стихотворным текстом сказок «Репка», «Теремок»).  Упражнения на воображение (действия с воображаемыми предметами), сценическое общение, правильное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосовая гимнастика (развитие артикуляции и дикции, знакомство с новыми скороговорками). Театральные игры (развитие воображения, инициативы, умений действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы). Диалог (привитие навыков сценического общения).  Конкурс скороговорок. Чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята». Мимические этюды; драматизация сказки «Перчатки». Актерские упражнения: чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки. Имитационные упражнения. Пополнение словарного запаса детей. Об использовании жестов. Развитие двигательных способностей: ловкости, гибкости, подвижности. Эксперименты со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты). Переключение с одного образа на другой. Самоконтроль, самооценка. Игра – драматизация. Создание образа героя (использование мимики, жеста, движений).

II

модуль

 «Работа над спектаклем»

Теория: Волшебное путешествие по сказкам: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики»,  В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом». Беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе», мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок». «Воображаемое путешествие» (общение в предполагаемых обстоятельствах). Правильное речевое дыхание. Язык жестов.

Практика: Инсценировка, показ спектаклей: «Теремок», «Цыпленок» К. Чуковского. Волшебная шкатулка: отгадывание загадок. Скороговорки. Игровое занятие. Эмоции: жест, мимика, голос. Эмоциональные состояния (радость, грусть, любопытство, испуг). Термины. Театрализованная игра «Колобок». Создание образов с помощью выразительных движений. Импровизация сказок «Кто сказал «мяу»?», «Колобок» . Действия с воображаемыми предметами. Правильное речевое дыхание. Пластическая выразительность, снятие зажатости и скованности. Согласованность своих действий с действиями других детей. Театрализованная игра «Полет на Луну». Выразительность движений, владение своим телом. Игровая программа «Это вы можете!». Самостоятельный выбор и показ отрывков из поставленных ранее мини-спектаклей. Сказку сами сочиняем! (творческое воображение, характерные особенности сказочных героев, последовательное изложение мыслей по ходу сюжета, навыки групповой деятельности).

 5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Обеспечение программы методическими видами продукции: тесты и методики для диагностики учащихся; методические разработки, справочная литература.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов: методические разработки: тренинги, ролевые, театральные игры, памятки. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы: видеокурс по технике речи «Язык мой – друг мой», таблицы, схемы, рисунки, карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения.

Материально-техническое обеспечение

  1. Музыкальный центр.
  2. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  3.  Литературные произведения: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики»,  В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом».

6. Список литературы.

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

3. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л.  М.: Просвещение, 1994. – 128с.

4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

              5.Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

              6. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 2009г.

              7. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2010г.

              8. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 2008г.

        Приложение №1

Календарно-тематическое планирование  

        

п/п

Группа №

Наименование раздела, темы

Количество часов

Методы

Знания, Умения, Навыки

Дата

Всего

Теория

Прак

тика

По плану

По факту

1 модуль «Театральная игра»

  68

34

34

История театра

  10

5

5

1

  

Знакомство с театром.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

дать представление о театре, познакомить с искусством театра

2

Азбука театра.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

дать представление о театре, познакомить с искусством театра

3

Дорога в театр.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

дать представление о театре, познакомить с искусством театра

4

Театральные профессии.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

знать театральные профессия

5

В театре.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

Сценическая речь

58

29

29

6

Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

7

Как создается спектакль.

2

1

1

творческие задания, показ

знать театральные профессия

8

Гномы играют в театр.

2

1

1

творческие задания, показ

 знать театральные профессия

9

Сценическое воображение.

2

1

1

творческие задания, показ

Дать понятие  о сценическом воображении

10

Упражнения на воображения.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

11

Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

12

Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

13

Упражнения на сценическое общение.

2

1

1

творческие задания, показ

знать скороговорки

14

Упражнения по развитию речи.

2

1

1

творческие задания, показ

знать скороговорки

15

Дыхательная гимнастика.

2

1

1

творческие задания, показ

знать упражнения дыхательной гимнастики

16

Голосовая гимнастика.

2

1

1

творческие задания, показ

 знать скороговорки

17

Театральные игры.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

18

Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

19

Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

20

 Театр-экспромт.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

21

Диалог.

2

1

1

творческие задания, показ

 уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

22

Театральные игры.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

23

Конкурс скороговорок.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

24

Выразительные средства.

2

1

1

творческие задания, показ

 знать понятие мимика и жесты

25

Выразительные средства.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

26

Выразительные средства актера.

2

1

1

творческие задания, показ

Уметь применять мимику и жесты

27

Выразительные средства актера.

2

1

1

творческие задания, показ

Уметь применять мимику и жесты

28

Театральные игры.

2

1

1

творческие задания, показ

 Уметь ориентироваться в пространстве

29

Актерские упражнения.

2

1

1

творческие задания, показ

Уметь  действовать в вымышленных обстоятельствах

30

Актерские упражнения.

2

1

1

творческие задания, показ

Уметь  действовать в вымышленных обстоятельствах

31

Театр-экспромт. Аттестация учащихся.

2

1

1

творческие задания, показ

 Уметь ориентироваться в пространстве

32

Актерские упражнения.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

Уметь  действовать в вымышленных обстоятельствах

33

Актерские упражнения.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

 Уметь  действовать в вымышленных обстоятельствах

34

Актерские упражнения.

2

2

диалог-беседа, творческие задания, показ

 Уметь ориентироваться в пространстве

2 модуль «Работа над спектаклем»

Здравствуй, театр!

80

40

40

35

 

Сказка «Теремок».

2

1

1

показ

 уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

36

Построим новый теремок.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

 уметь действовать согласованно

37

Вот красивый теремок, очень, очень он высок!  

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

38

Спектакль «Теремок».

2

1

1

показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

39

 Вышла курочка — хохлатка, с нею желтые цыплятки.

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

40

Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень.

2

1

1

творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

41

Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

42

Воображаемое путешествие.

2

1

1

творческие задания

уметь общаться в предполагаемых обстоятельствах.

43

Игровое занятие.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

44

Эмоции.

2

1

1

творческие задания

учить  распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, испуг, любопытство) по мимике

45

Театрализованная игра «Колобок».

2

1

1

творческие задания

 учить создавать образы с помощью выразительных движений

46

Импровизация русской народной   сказки «Колобок».

2

1

1

творческие задания

 уметь действовать согласованно

47

Репетиция пьесы «Колобок».  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

48

Колобок наш удалой.  

2

1

1

творческие задания

 уметь действовать согласованно

49

Прыг с окошка — и в лесок, покатился колобок.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

50

Сказка «Колобок».  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

51

Волшебная шкатулка.  

2

1

1

творческие задания

знать скороговорки

52

Игры с бабушкой Забавой.  

2

1

1

творческие задания

учить  правильному речевому дыханию; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность

53

Театрализованная игра «Полет на Луну».  

2

1

1

творческие задания

учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

54

Язык жестов.

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои»

55

Игровое занятие.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои»

56

Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу».  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои»

57

Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»?  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

58

Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?».  

2

1

1

творческие задания

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

59

Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог!  

2

1

1

творческие задания

уметь действовать согласованно

60

Не вы ли «мяу – мяу» говорили?

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

61

Играем спектакль «Кто сказал «мяу?».  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

62

Волшебное путешествие по сказкам.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

63

Театрализованные игры «Ярмарка».

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

64

Театральная игра «Ходим кругом».  

2

1

1

творческие задания

учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

65

Игровая программа «Это вы можете!».  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев

66

Волшебная шкатулка.  

2

1

1

творческие задания

 уметь действовать согласованно

67

Вот так гриб – великан, всем хватило места там!

2

1

1

творческие задания

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

68

Импровизация сказки «Под грибом».

 

2

1

1

творческие задания

уметь действовать согласованно

69

Репетиция сказки «Под грибом».  

2

1

1

творческие задания

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

70

Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком.  

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев  

71

Играем спектакль «Под грибом». Эмоции.

2

1

1

творческие задания

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев  

72

Аттестация учащихся.  

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь   распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике

73

Сочиняем новую сказку.  

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

74

Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем.  

2

1

1

диалог-беседа, творческие задания, показ

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе

                                           Всего

148

74

74

Сказки разных народов

20

20

 

75

Хантыйская сказка «Мышка»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев  

76

Мансийская сказка «Гордая лиса»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

77

Казахская сказка «Глупый волк»

2

2

уметь   распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике

78

Молдавская сказка «Чудесный клад»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь действовать согласованно

79

Грузинская сказка «Сын охотника»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

80

Азербайджанская сказка «Сказка о лентяе»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев  

81

Киргизская сказка «Лиса и муравей»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь действовать согласованно

82

Узбекская сказка «Упрямые козы»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь создавать образы с помощью мимики и жестов

83

Украинская сказка «Колосок»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь действовать согласованно

84

Черкесская сказка «Медведь-воспитатель»

2

2

Чтение сказки, импровизация

уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев  

                                                                     Всего

168

74

94

        Приложение №2

Промежуточная аттестация

 

Показатели/ Критерии

 История театра

 

 Сценическая речь

 

Ф. И. об-ся

история театра

виды театра

П1

дыхательная гимнастика

П2

ИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

средний балл

 

 

 

 

 

 

 

% качества знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели/ Критерии

 История театра

 

 Сценическая речь

 

Ф. И. об-ся

 актерские упражнения

театральные игры

П1

скороговорки

П2

ИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

средний балл

 

 

 

 

 

% качества знаний

 

 

 

 

        

Приложение №3

Итоговая аттестация

 

Показатели/ Критерии

 История театра

 

 Сценическая речь

 

Ф. И. об-ся

 культура в театре

театральные профессии

П1

интонация

П2

ИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

средний балл

 

 

 

 

 

 

 

% качества знаний

 

 

 

 

 

 

 

Показатели/ Критерии

 Здравствуй, театр!

 

 История театра

 

Ф. И. об-ся

выразительные средства актера

творческие задания

П1

   грим, маски

П2

ИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

средний балл

 

 

 

 

 

% качества знаний

 

 

 

 

Приложение №4

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

 литературные произведения: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики»,  В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом». Хрестоматия сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена    на развитие эстет...

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Сердцем за добро»

Цель: вовлечь детей в волонтерское движение.Задачи дополнительной образовательной программы:образовательные:формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской ...

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Югорская палитра»

Цель программы: научить обучающихся основам художественной грамотности на основе изучения культуры родного края, творчества художников Югры. Задачи программы: обучающие:познакомить с на...

Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»

Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»  Пособие предназначено для руководителей ...