Наставничество в дополнительном образовании
методическая разработка

Программа наставничества выходит в современном образовании на качественно новый уровень. Однако, основная часть методических рекомендаций ориентирована на школы. Особенности внедрения и реализации программы наставничества в дополнительном образовании рассмотрены в данной публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_nastavnichestva.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Форма наставничества «специалист – специалист» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом Центра, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Кроме того, взаимодействие двух (и более) специалистов, обладающих большим опытом в рамках одного направления деятельности, в котором наставник обладает бОльшим опытом и экспертностью развиваемой компетенции.

Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри Центра, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне; профилактика выгорания специалистов Центра. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса; ориентировать начинающего специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в Центре; ускорить процесс профессионального становления специалиста; передача специфического опыта в рамках одного направления профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в Центре. Специалисты-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Среди оцениваемых результатов: 

● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве специалиста в данном коллективе/образовательной организации;

● сокращение числа конфликтов в педагогическом и с родительским сообществами;

● рост числа специалистов высшей категории;

 измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и специалистов;

● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Портрет участников. 

Наставник. Опытный специалист, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества Центра. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.

● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. Взаимодействие такого тандема – классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

● Наставник-мастер – опытный педагог того же направления, что и специалист-наставляемый, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку, обладающий большим опытом и экспертностью в рамках формируемой компетенции. (Например, педагог-психолог с опытом консультирования в кризисных ситуациях, методист со знанием библиотечного дела и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования

В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...

Для чего нужна программа наставничества в организации дополнительного образования

В работе представлен материал о создании программы наставничества в условиях УДО, некоторых  ролевых моделях  и формах наставничества, что можно вынести из участия в программе наставничества...

О роли методического объединения педагогов дополнительного образования в организации наставничества

В данной статье представлен материал о том, какая роль отводится методическому объединению педагогов дополнительного образования , направлениях и формах работы МО в современных условиях...

Система наставничества в дополнительном образовании.

Статья на тему наставничество в дополнительном образовании...

Реализация системы наставничества в дополнительном образовании

Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-настав...

МО ДО «Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»

В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации росси...