План-конспект учебного занятия для обучающихся в объединении «Творческий калейдоскоп» Тема: «Пуантилизм»
план-конспект

Шляхина Екатерина Николаевна

Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puantilizm.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

План-конспект учебного занятия

для обучающихся в объединении

«Творческий калейдоскоп»

Тема:

«Пуантилизм»

 Автор: Шляхина Е.Н.

2021 год


План-конспект учебного занятия для детей первого года обучения.

Программное содержание:

Пояснительная записка.

Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.

Цель: знакомство учащихся с направлением в живописи «пуантилизм», с возможностями и приёмами новой техники при выполнения рисунка.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с творчеством художников – пуантилистов;

- обучение рисунку в технике «пуантилизм».

Развивающие:

- развитие воображения и творческих способностей;

- совершенствование и развитие цветового видения.

Воспитательные:

- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;

- воспитывать интерес к художественному творчеству.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: презентация, образцы работ детей.

Раздаточный материал: бумага, гуашь, ватные палочки.


Ход занятия.

Вводная часть:

 (1) Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас познакомлю с новой и интересной техникой рисования. Эта техника называется «пуантилизм». Сейчас я расскажу вам о ней подробнее.

Основная часть:

(2) Что такое пуантилизм?

 Пуанты — такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе, заставляя зрителя в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела, стройностью ножек, едва касаясь пола носками балетных туфелек — пуантами. Именно поэтому слово «пуанты» в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как «художник-пуантилист», то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?! На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller — «писать точками», пуантилизм — от французского pointel — «письмо точками»).

Пуантилизм это художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников).

(3) Пуантилизм — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы.

(4) Французский художник Жорж-Пьер Сёра в поиске своего стиля в искусстве изобрёл пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

(5) Он считал, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.

(6) Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими. Его картина полна света и воздуха.      

(7) Главные особенности пуантилизма заключаются в том, что мазки должны быть небольшими, любой формы.

Техника не ограничивает художника в выборе живописного материала – акварель, гуашь, масло, акрил, темпера и даже графические материалы.

(8) Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, еще один живописец, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, (дивизионизм -лат.- разделение, дробление) или пуантилизма.

(9) Вот одна из его работ: Сосна в Сен-Тропезе.

(10) Также в технике пуантилизм создавал свои произведения знаменитый нидерландский художник Винсент Ван Гог. Такие картины воспринимаются зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде, при этом происходит ощущение переливов воздушной среды, вибрации воздуха.

(11) Основоположники пуантилизма старались писать свои картины чистыми «радужными» цветами.

(12) Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать очень маленькими,  любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть круглые – след от ватной палочки.

(13) Этот натюрморт в технике пуантилизм современной русской художницы Ольги Шагиной.

(14) Давайте вспомним, как рисовать в этой интересной технике. Но начнём мы не ватными палочками, а фломастерами. Приготовьте, пожалуйста: лист бумаги, тёмно-зелёный, салатовый, жёлтый, голубой и серый фломастеры.

(15) Послушайте, что и как мы будем рисовать.

1. Сначала мы салатовым фломастером наметим контуры яблока. Дальше берём тёмно-зелёный и делаем точки на контуре, в верхней части рисунка яблока точки нанесем реже, так как мы должны показать освещение.

2.Салатовым-нанесем точки по всему рисунку, в верхней части рисунка яблока точки нанесем реже, так как мы должны показать освещение. В области выемки на яблоке и в области собственной тени нанесем точки более плотно.    

(16) 3.Темно-зеленым добавим точки в области тени.

4.Желтым фломастером нанесем точки в область света

(17) 5.Углубим тень голубым фломастером.

6.тень изображается серым фломастером.

(18) А теперь попробуем нарисовать сами.

(19) Вот мы с вами вспомнили про интересную технику рисования – «пуантилизм». Но тема нашего сегодняшнего занятия не яблоко. Ведь уже наступила весна, а на улице всё еще снег и холодно. Давайте мы с вами перенесёмся вперёд и представим, что уже тепло и начинают цвести деревья. И не зря же мы принесли кисти, краски и ватные палочки.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Цветущее дерево». Сегодня мы с вами будем рисовать такое красивое дерево. Мы будем это делать в смешанной технике. Если бы мы рисовали только в технике пуантилизм, то нам бы потребовалось уж слишком много времени.

(20) Теперь приготовимся. Уберём фломастеры, перед этим подписать лист. Достаём: лист акварельной бумаги (подписать на обратной стороне), палитру, гуашь, кисти, наливаем водичку в баночку, готовим ватные палочки.

Делаем рамочку бумажным скотчем.

(21) Начинаем работу с фона. Равномерно окрашиваем лист самой большой кисточкой синим цветом. Горизонтально (спава-налево).

(22) Далее работа будет идти в вертикальном направлении (с верху в низ). Будем делать цветовые растяжки (плавные переходы от цвета к цвету) используя белую и синюю гуашь. Наносим вертикальную линию белого, затем чистой кистью с водой делаем плавный переход к синему цвету. Затем можно взять синий и белый и аккуратно их соединить. И так далее.

(23) Вот мы и нарисовали фон. Теперь берём среднюю кисть и чёрным цветом рисуем дерево. Внизу листа рисуем линию земли.

(24) Далее нам понадобится самая тоненькая кисть. Ею мы нарисуем тоненьки веточки на дереве и травку.

(25) Хорошенько промываем тонкую кисточку и берём белую краску. Затем прорисовываем травинки белым цветом в разных направлениях, так словно на траву дует ветер.

(26) Используем белый для декорирования дерева.

(27) И переходим к работе ватными палочками. Берём их 3 штуки. Обмакиваем палочки в тёмно-синий цвет (ультрамарин) и начинаем делать отпечатки (крона дерева).

(28) Сначала выполняем всю крону синим цветом.

(29) Далее мы берём новые палочки и красный цвет. Каждый последующий цветовой слой наносится между предыдущего.

(30) Ещё раз берём новые палочки. И в завершение рисуем белым цветом.

Заключительная часть:

Отклеиваем скотч, и наша работа завершена!

(31) Источники информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием обучающих структур Сингапурсокй системы образования

Тип урока-комбинированныйМожно применить при изучении лексичнского материала по теме"Рождество"....

План-конспект занятия со слабоуспевающими обучающимися по теме "Средства выразительности.Фразеологизмы" ( в рамках подготовки к ОГЭ)

План занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения  с использованием структур сингапурской методики...

План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 7-9 классов на тему "Праздник особого назначения"

Цель мероприятия – изменить отношение подростков к государственному празднику Дню народного единства.Задачи мероприятия:1.  раскрыть историческую и духовно-нравственную суть Дня народного единств...

План – конспект коррекционного занятия Для обучающихся 3 К класса с лёгкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью (групповое)

Тема занятия: «Формирование правильной осанки посредствам упражнений с мячом»Цель: ·         способствование лучшему пониманию и усвоению физ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....