КТП ОДНКНР (Светская этика)
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Беляева Евгения Николаевна

КТП ОДНКНР (Светская этика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_svetskoy_etiki_5_a_klass.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»_____________2021 года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ  №______

от «____» ______________2021 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«_____» _____________2021 года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   курсу «Основы духовно-нравственных культур народов России. Основы светской этики»        

                                                

Класс__5   _А_      

Количество часов __35_______               Уровень ______базовый       _______

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                

Ф.И.О. учителя Беляевой Евгении Николаевны

Квалификационная категория высшая 

Сургут, 2021 год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этика» ориентированная на использования учебника авторов Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 кл. 2019, который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего.

Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.

Цель изучение духовно-нравственной культуры, знакомство учеников с основными нормами нравственности и  первичных представления о морали.

Задачи курса: нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:

• формировать нормы светской морали;

• дать представления о светской этике;

• познакомить учащихся с основами культур;

• развивать представления о значении нравственных норм;

• обобщить знания о духовной культуре и морали;

• развивать способности к общению;

• формировать этическое самосознание;

• улучшать взаимоотношения детей и родителей;

• противодействовать суициду детей.

На изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» в 5  классе отводится 1 час в неделю ( всего 35 часов).

2. Результаты освоения предмета

Личностные:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5) формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию

подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.  

2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов общероссийской культуры.

5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.  

3. Содержание учебного предмета, курса.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость».

При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединённый общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и при общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношений учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребёнка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них ещё слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей.

Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально- коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет». На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога - беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию 

Тематический план курса

Основные разделы

Количество часов

количество

Теория

Практикумы

Защита проекта

1

Гражданин России

3

1

2

Порядочность

2

2

3

Совесть

2

2

4

Доверие и доверчивость

2

1

1

5

Милосердие и сострадание

2

1

1

6

Правда и ложь

2

2

7

Традиции воспитания

2

1

1

8

Честь и достоинство

2

2

9

Терпимость и терпение

2

1

1

10

Мужество

2

2

11

Равнодушие и жестокость

2

1

12

Самовоспитание

2

1

1

13

Учись учиться

2

2

14

Речевой этикет

3

2

1

15

Мои права и обязанности

4

2

1

1

Итого:

35

20

6

4

1 полугодие

16

10

3

2 полугодие

19

10

3

Информационное обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 кл. – М.: Русское слово, 2019

Студеникин М.Т.

Нет

Методические пособия

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 кл. Методические рекомендации. – М.: Русское слово, 2019

Студеникин М.Т.

Нет

2

  1. Духовность как ценностная основа личности//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.

Адамова А.Г.

Нет

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Наименование

Авторы

Темы, разделы, в изучении которых применяются ЭОР и ЦОР

1

  1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

Гражданин России

Порядочность

Совесть

Доверие и доверчивость

Милосердие и сострадание

Правда и ложь

Традиции воспитания

Честь и достоинство

Терпимость и терпение

Мужество

Равнодушие и жестокость

Самовоспитание

Учись учиться

Речевой этикет

Мои права и обязанности

2

  1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3

  1. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4

  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/тема урока

Дата

Используемые ресурсы

Основные виды деятельности обучающихся

План

Факт

1

Введение в предмет.

 

 

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно-нрав-ственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «национальность», «мораль», «нравственность». Фиксация информации в различных знаковых системах

2

Гражданин России

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация» «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем

3

Гражданин России. Государственные символы России

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем. Обучение навыкам участия в викторинах. Моделирование ситуаций, требующих проявления соответствующего отношения к государственным символам России

4

Порядочность

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Усвоение правил работы с учебником. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства

5

Совесть

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «благородство», «корысть», «эгоизм». Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля

6

Совесть. Ответственность за свои дела

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «ответственность». Использование элементов причинно-следственного анализа. Моделирование ситуаций, требующих проявления ответственности за свои дела

7

Доверие и доверчивость

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия

8

Милосердие и сострадание

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания

9

Милосердие и сострадание. Милосердие в блокадном Ленинграде

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сердечное участие», «Великая Отечественная война». Разработка правил поведения в экстремальных ситуациях. Развитие навыков работы в группах с раздаточным материалом. Моделирование достойного поведения в экстремальных ситуациях

10

Правда и ложь

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков составления схем. Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навы ков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости

11

Традиции воспитания

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов

12

Традиции воспитания. Воспитание дворян

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сословие», «дворяне». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций, свойственных дворянам

13

Честь и достоинство

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения. Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения

14

Честь и достоинство. Александр Невский

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Обучение навыкам составления сообщения. Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения (А как бы я поступил на месте Александра Невского?)

15

Терпимость и терпение

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем.

16

Терпимость и терпение. Дети разных народов

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности в общении со сверстниками разных национальностей и рас

17

Столовый этикет

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Развитие навыков в организации и участии в ролевых играх

18

Повторение и обобщение изученного

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Проверка знаний и навыков, относящихся к изученным темам курса

19

Мужество

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинноследственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма

20

Мужество. Мужество наших современников

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. (А как бы я поступил на месте Жени Табакова?) Моделирование ситуаций, требующих проявления уважения к памяти героев

21

Равнодушие и жестокость

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)

22

Равнодушие и жестокость. Я люблю тебя, жизнь

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «ценность жизни», «равнодушие», «суицид». Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих проявления участия, противодействия суицидальным наклонностям

23

Этикет посещения массовых мероприятий

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «овации», «бис». Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного поведения на массовых мероприятиях

24

Самовоспитание

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов

25

Самовоспитание. Воспитание полководца А.В. Суворова

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «военная дисциплина». Развитие навыков выработки индивидуальных и групповых норм, работы в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно-следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания

26

Учись учиться

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение» «воспитание». Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работа у доски). Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания

27

Учись учиться. Коллективизм и справедливость

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «коллективизм», «взаимопомощь», «общее дело». Моделирование ситуаций, требующих слаженной групповой работы

28

«Фруктовый» этикет

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «десерт», «показной этикет». Освоение навыков организации и участия в ролевых играх

29

Речевой этикет

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи; требующих проявлений

30

Речевой этикет. День вежливости

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх и сценках. Развитие навыков подготовки и выступления с сообщениями

31

Мои права и обязанности

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определения понятия «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов причинно-следственного анализа.

32

Мои права и обязанности. Устав школы

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков работы в группах. Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Моделирование ситуаций, наглядно демонстрирующих необходимость соблюдения Устава школы

33

Этикет народов мира

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков сравнения и сопоставления. Моделирование ситуаций, требующих применения навыков взаимоотношений с представителями разных народов

34

Этикет народов мира

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков сравнения и сопоставления. Моделирование ситуаций, требующих применения навыков взаимоотношений с представителями разных народов

35

Итоговый урок

Метлик И.В., Потаповская О.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. 5 кл. «Русское слово». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Проверка навыов и знаний, составляющих содержание курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс

В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Мои права и обязанности" 5 класс

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Мои права и обязанности" 5 класс...