Методические рекомендации к странице календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и его окрестности» 19 августа 1943 года.
методическая разработка

     В данных рекомендациях рассматривается методика работы со страницей календаря 19 августа 1943 года в воспитательном процессе образовательных учреждений Петергофа и Санкт-Петербурга.

     Методические рекомендации предназначены школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования.

    Рекомендации разработаны на основе проведенного проекта «Я – исследователь»

Данный методический продукт может быть использован  при проведении классных часов, занятий по внеурочной деятельности, кружковой работы по изучению истории Петергофа, знакомства с историей и подвигами моряков балтийцев в годы Великой Отечественной войны, проведении мероприятий, посвященных   Дню героя Отечества 9 декабря, Дню победы в ВОВ 9 мая, Дню Воздушного Флота России 12 августа.

 

Автор: Шулякова Наталья Анатольевна педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района С-Петербурга

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования Дом Детского творчества

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

к странице календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и его окрестности»

19 августа 1943 года.

Разработчик: Шулякова Наталья Анатольевна

педагог дополнительного образования

Санкт –Петербург

2020

Пояснительная записка

    Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война. Все меньше остается ветеранов. Все длиннее становится река Бессмертного полка. Все больше появляется памятников и мемориалов погибшим в Великую Отечественную.

     В  школе № 529 есть музей 1-й Гвардейской истребительной авиационной Выборгской дивизии Военно-Воздушных Сил дважды Краснознаменного Балтийского  Флота, в которой находятся обломки самолета ИЛ-2, принадлежащие самолету, на котором летали летчики 1-й ГИАВД Александр Федорович Литовчук и Николай Алексеевич Трунов.

Почему музей посвящен именно летчикам?

14 микрорайон, где находится школа, расположен на месте бывшего аэродрома истребительной авиации Балтийского Флота. О Петергофском аэродроме  напоминает установленная в 1973 году на фасаде школы мемориальная доска, посвященная летчикам балтийцам.  Это они громили фашистов в небе и на море, не щадя свои жизни, проявляя исключительную доблесть и отвагу.

     В концепции «Воспитания Петербуржца 2020-2025» во главу угла ставится воспитание творческого активного гражданина, патриота. Изучение родного края помогает воспитанию юного петербуржца, любящего свой город, готового беречь и защищать его.

Условия для решения актуальных задач воспитания юных петербуржцев создает социокультурное пространство города. Реализация задач воспитания требует консолидации усилий учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Данные методические рекомендации могут способствовать повышению мотивации школьников к сохранению памяти о военных страницах истории нашего города.

Проект «19 августа 1943 года»

Элемент

Краткое раскрытие

Название

«19 августа 1943 года»

Тип проекта

Коллективный, творческий, долгосрочный

Цель

Способствовать формированию у учащихся посредством поисковой и творческой работы уважительного отношения  к подвигу павших в страшные дни защиты нашего города от фашистов.

Задачи

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению истории боевых летчиков в годы Великой Отечественной войны.

Изучить, проанализировать и систематизировать материалы о гибели экипажа самолета.

2. Систематизировать собранный материал.

Воспитательные: 

1.Формировать стремление заботливо относиться к старшему поколению, проявлять выручку и взаимопомощь в классном коллективе.

Развивающие: 

Развивать коммуникативные универсальные учебные действия:

1.Учиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

2.Учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

3.Брать на себя инициативу в организации совместного действия;

Развитие регулятивных универсальных учебных действий:

1.Планировать пути достижения целей;

 2.Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

3.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Актуальность проекта

Заключается в необходимости постоянной  работы по увековечиванию памяти   участников войны. В этом году исполнилось 75 лет со Дня Великой Победы. А сколько неизвестных героев защищали наш город в Великую Отечественную войну. Настоящий петербуржец должен знать историю своей малой родины. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности.  Это помогает ему переосмыслить сумму полученных знаний о родном городе и его истории. Чем больше мы будем знать о героях Великой Отечественной войны, тем бережнее сохраним благодарную память для будущих поколений.

Участники

В проекте задействованы ученики 4 «А», родители, педагоги ДДТ

Продолжительность проекта

Вторая четверть учебного года

Прогнозируемый

результат проекта

-формирование знаний о роли героев подводников в защите нашего города от врагов

-формирование уважительного отношения к военному прошлому города и района;

-развитие поисковых умений и навыков учащихся в реализации совместных творческих проектов;

-расширение использования библиотечных фондов района для подготовки проектной деятельности;

-мобилизация родителей на воспитание своих детей настоящими петербуржцами, патриотами нашего города

-расширение совместной деятельности детей, родителей и педагогов

Проблема проекта

Что дети знают о школьном музее 1-й Гвардейской истребительной авиационной Выборгской дивизии Военно-Воздушных Сил дважды Краснознаменного Балтийского  Флота? Почему музей посвящен именно летчикам?

 Какую роль играли военные летчики в защите нашего города? Как пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.

Этапы

Первый этап. Мотивационный

Задача этого этапа: формировать познавательный интерес, учить действовать в системе выбора, воздействуя на чувства ребенка.

 На этом этапе был проведен классный час, посвященный героям России, летчикам. О Петергофском аэродроме  напоминает установленная в 1973 году на фасаде нашей школы мемориальная доска, посвященная летчикам балтийцам.  Это они громили фашистов в небе и на море, не щадя свои жизни, проявляя исключительную доблесть и отвагу  

Проведение экскурсии по экспозиции школьного музея, посвященной летчикам 1-й ГИАВД. Разделение класса на группы и распределение тем исследования по группам; создание плана действий и постановка задач для работы

Второй этап. Исследовательская работа

Задача: подготовить историческую справку о военных летчиках,  их деятельности по защите нашего города в Великую Отечественную войну.

Формируются умения поиска, сбора и обработки информации. Развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыки самостоятельной работы. Формируются знания о военном прошлом Петергофа.

Провели исследовательскую работу

А) Подготовили историческую справку о военных летчиках Великой Отечественной войны

Б) Подготовили сообщение о расположении военного аэродрома и мастерских на территории Птетергофа.

В) Учились задавать вопросы по теме сообщения.

Г) С родителями провели образовательные прогулки по местам подвигов боевых летчиков в Петергофе в годы Великой Отечественной войны  в районе Троицкой горы.

Был проведен опрос детей и родителей по следующим вопросам:

1)Служили ли ваши близкие в авиации?

2)Какие обязанности у них были?

Третий этап. Создание творческих работ

Задача: приобрести опыт самостоятельного творческого действия, активности на основе собственного выбора

А) Писали стихи, готовили поздравительный плакат ко дню «Героя Отечества»

Б) Готовили выступление,

В) Создавали страницу календаря «По ту сторону блокады :Петергоф и окрестности»

Четвертый этап. Подведение итогов

 Обобщение результатов проекта, диагностика детей и родителей после реализации проекта.

 Презентация продукта – творческое выступление групп.

 Рефлексия. Что узнал нового? Что оказалось сложным?

При выполнении проекта сложным оказалось составить историческую справку.

Ребятам очень нравится работать в группе, к третьему классу они научились распределять роли, самостоятельно репетировать выступление.

Продукт проекта

1) Создание страницы календаря «По ту сторону блокады : Петергоф и окрестности»

2)Проведение творческого выступления, посвященного боевым пловцам и их подвигам по защите нашего города.

3) Создание творческого портфолио проекта

Перспективы развития

Создание  страницы календаря и творческого портфолио по теме  «Подвиг капитана Литовчука А.Ф и сержанта Трунова Н.А. 19 августа 1943, » позволяет познакомить младших товарищей с этой неизвестной страницей по защите нашего города в годы Великой Отечественной войны.

В результате реализации проекта были сформированы  знания о роли боевых летчиков в защите Петергофа и Дороги жизни от врага.

 Реализация проекта способствовала развитию поисковых умений и навыков; развитию мотивации и положительной социализации учащихся.

Возросла удовлетворенность детей и родителей совместной деятельностью Большая часть детей стала внимательнее относиться к тому, что их окружает. Создание творческого портфолио и страницы календаря «По ту сторону блокады : Петергоф и окрестности»  позволит  познакомить младших товарищей с неизвестными страницами защиты Петергофа

Источники.

  1. Анатолий Лашкевич. В воздушных боях. Балтийское небо. Стр.37. [Электронная книга] booksbunker.comanatoliy_lashkevich/98272/125.html

 - (Дата обращения: 23 октября 2019г).

  1. Авиация – ПО «Тризна». [электронный ресурс ]trizna.ru>forum/topik/ 37353).
  2. Окрестности Петербурга: Книга Памяти Второй мировой. [электронный ресурс ]forum. Evvaul.com>index.php?tohik. / Форум
  3. 57-й штурмовой авиаполк ВВ БФ[электронный ресурс ] wikipedia.org>.
  4.  Стена [электронный ресурс ] yok-milo4ka.ru>xochu-tuda/troichkja-gora
  5. https://vk.com/video153388606_456239053?list=4fd38177fcb5a6646f


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Шурышкарского района в 2014-2015 учебном году

Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...

Внеклассное мероприятие "По страницам истории. 1942-1943 года"

Внеклассное мероприятиеТема: «1942-1943 …»Цель: формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигахЗадачи:- воспитание уважения к борцам за свободу...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году

Методические рекомендации  по подготовке обучающихся 10- 11 классов  к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году...

Квест «Петергоф в блокаде» с использованием материалов страниц календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».

В данной статье рассматривается методика организации работы с календарем «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».Статья призвана оказать помощь педагогам дополнительного образовани...

Методическая разработка по использованию страницы календаря «Памятные даты военной истории Петергофа и окрестностей» при проведении занятия на тему: «Ученики 416-й школы на защите Петергофа в 1941 году»

Данная методическая  разработка разработана на основе страницы календаря, которая подготовлена в рамках открытого районного конкурса по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и...

ИЗУЧЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ 7 АВГУСТА – 2 ОКТЯБРЯ 1943 ГОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ»

В статье приведены нестандартные методы исследования памятной даты регионального значения – 25 сентября (День Освобождения Смоленщины). Каждый метод имеет теоретическую обоснованность в соответс...