Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году
статья по литературе (11 класс) на тему

Методические рекомендации  по подготовке обучающихся 10- 11 классов  к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_itog._soch._shcherbak_e.v.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

        Методические рекомендации  по подготовке обучающихся 10- 11 классов  к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году

Направления

Основные аспекты раскрытия темы

Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа

Примечание

Цитаты

«Верность и измена»

Верность-измена как категории, определяющие систему ценностей героя                                                                Верность нравственным заповедям.

Верность-измена идеалу, целям, принципам, ценностным установкам.

Верность-измена Отечеству, большой и малой родине. 

Верность – измена в отношениях между людьми

Верность-измена в дружбе, любви.

Верность – измена присяге, долгу

«Житие Александра Невского»

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

«Бородино»  М.Ю. Лермонтов

«Василий Теркин»А.Т. Твардовский

А.С. Пушкин «Полтава»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.С. Лесков «Левша»

«Прощание с Матерой»В.Г.Распутин

В.Быков «Сотников»

М. Шолохов «Судьба человека»

В. Шекспир «Гамлет»

А. Дюма «Три мушкетера»                           Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

А.С. Пушкин «Цыганы»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А.Н. Островский «Гроза»

Л.Н. Толстой «Война и мир»                               И.А.Бунин «Темные аллеи», «Кавказ»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

В. Шекспир "Король Лир"

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

«Постоянство — основа добродетели»  О.Бальзак                      «Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма                                    «Предатели предают прежде всего себя самих» Плутарх                                                                      «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир                                                         «Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер                                               «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы» Мария Эбнер Эшенбах                      «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» Дж.Свифт                                                «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий

«Равнодушие и отзывчивость»

Отношение к людям

Отношение к своему профессиональному долгу. 

Отношение к близким людям. 

Отношение власти к простому человеку.

Отношение к миру, к жизни в целом.

М. Горький «Старуха Изергиль»

А.И. Солженицын «Матренин двор» М. Горький «На дне»

В. Железников «Чучело»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В. Г. Распутин «Уроки французского»

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

А.П. Чехов «В аптеке»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Б. Екимов «Говори, мама, говори…»

«Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина «Шинель» Н.В. Гоголя

«Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского ранние рассказы А.П. Чехова

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»       М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится»                          Ч. Айтматов                                                                «По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!»                                    М. Горький                                                  «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека»                                      В. А. Сухомлинский                «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»                                   Н. С. Лесков                                                                      «Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу»                  В. А. Сухомлинский               «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу                          «Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям»                                              Мать Тереза                                               «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М. Горький

«Цели и средства»

Если цель – сохранение собственной жизни, то есть  самосохранение.

Если цель – доказательство верности собственных убеждений, теорий, принципов.

 Если цель – личное счастье

Если цель – спасение других людей

Если цель - прогрессивные преобразования в жизни общества, государства.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский»

А. Фадеев «Разгром»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

«Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха»  Ч.Диккенс                                         «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других» Г.Ф. Гегель                «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни» Л.Н.Толстой «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения» А.Эйнштейн                                  «Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом»                                           Н.М. Карамзин                                      «Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна — благо всех людей...» Л.Н.Толстой                                                             «Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе»                                    Г. Ф. Гегель                                                                   «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу» М. Аврелий         

«Смелость и трусость»

Смелость и трусость как абстрактные понятия, черты характера; смелость и трусость в обыденной жизни, в любви. 

Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»                                                                   М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

М. Горький «Старуха Изергиль»

произведения А.П. Чехова: "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

А.И. Куприн «Белый пудель»

В. Железников «Чучело»

 Л.Н. Толстой «Война и мир»

В.А. Закруткин «Матерь человеческая»

В. Быков «Сотников»

В. Распутин «Живи и помни»

К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

В. Кондратьев «Сашка»

Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Б. Васильев «В списках не значился»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Пословицы и крылатые фразы:

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет.

Герой умирает раз, трус — тысячу раз.

Смелость города берет.

Где смелость, там и победа.

На смелого собака только лает, а труса кусает.

Трус и тени своей боится.

Волков бояться — в лес не ходить.

Большая отвага о себе молчит.

Шпага труса не имеет ни ручки, ни лезвия.

Кто испытывает страх, у того в глазах двоится.

Один трус — всему войску гибель.

Бить мертвого тигра — выдавать трусость за храбрость.

Враг побежит, если ты не побежишь.

На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся.                                                               «Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед»

Г. Сакс

«Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату» Ж.Ж. Руссо

«Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость»

Б. Джонсон

«Отвага заменяет крепостные стены» Саллюстий

«Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств» У. Черчилль

«Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»

М. Твен

«Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит» Овидий

«Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего» Л. Берне

«Нет ничего страшнее самого страха» Ф. Бэкон

«Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий»                                          Р. Декарт

«Страх — плохой наставник»                                     Плиний Младший

«Испуган — наполовину побежден» А.В. Суворов

«Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни -  значит быть на две трети мёртвым»                                                    Бертран Рассел

«Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя» Цицерон

«Человек и общество»

Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество?                                                     

Вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти, человека и общества.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «Старуха Изергиль»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

«Мастер и Маргарита»М.А. Булгаков

А. И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"

Рэй  Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун                         «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим» Цицерон              «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»                                    В. Г. Белинский            «Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию»                                                         В. Г. Кротов                                                «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье          «Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»                                             Х. Келлер                                                                                      «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»                           Л. Н. Толстой                               «Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни»                                        Д. И. Писарев                                                          «Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе» Н.А.  Бердяев                                     «Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества»                                                        Ф.  Честерфильд                                    «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа                                            «Каждый человек  —  центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров»                                                                                  Э.  Канетти                                                                      «Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас»                                                   Г. Лихтенберг                                                                      «Все дороги ведут к людям»                                                                                   А. де Сент-Экзюпери

                         Уважаемые коллеги!  Рекомендую обсудить примерные аспекты, произведения, цитаты  с выпускниками. Используйте при подготовке к итоговому сочинению материалы сайтов:  http://sochinenie11.ru/ , http://fipi.ru/ .Уважаемые выпускники! Искренне желаю вам творческих успехов  и удачи на итоговом сочинении!

                                                                                                                  Руководитель РМО учителей русского языка и литературы – Е.В. Щербак,

                                                                                                                                                  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году...

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебный год

Данная презентация подготовлена для выпускников 11-х классов с целью ознакомления с основными направлениями итогового сочинения и критериями, по которым оценивается сочинение....

Индивидуальная программа для подготовки обучающихся к ОГЭ по математике на 2017-2018 учебный год

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутрен...

Приказ О создании комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году

Приказ "О создании комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году"...