методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году
методическая разработка по литературе на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году
Направления | Примерные темы сочинений | Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа | Примечание | Цитаты |
«Время» | 1. «Крутые у них времена». 2. «Воистину железный век». 3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?». 4. «Время-это простор для развития способностей». 5. «Время не любит, когда его тратят впустую». 6. «Время – самое драгоценное из всех средств». 7.Человек и время 8.Старая фотография 9.Вечность и сиюминутность 10.Время лечит 11.Ценности времени 12.Делу – время, потехе – час. 13.Все бегут, бегут… 14.«Нам не дано предугадать…» | И.С. Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов "Вишнёвый сад" А.М. Горький "Старуха Изергиль" А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" С. Есенин "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой "Война и мир" | направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. | Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр). На день надо смотреть как на маленькую жизнь (М.Горький). Настоящая любовь не та, что выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости (Хелен Роуленд) Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени(Бальзак) Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль) |
«Дом» | 1.Моя семья 2.Тихая моя родина 3.Мой дом – уютный и родной 4.Можно ли прожить без дома? 5.Мой дом – моя крепость 6.Бабушкин дом 7.Такие разные семьи 8.Семья – ковчег спасения 9. Дом всегда нужен человеку! 10. Дом…Родительский дом. | Н.В. Гоголь "Мёртвые души" И.А. Гончаров "Обломов" Л.Н. Толстой "Война и мир" А.И. Солженицын "Матрёнин двор" А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов«Герой нашего времени» А.Н.Островский «Гроза» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Горький «Детство» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» И.С. Тургенев «Отцы и дети» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М. А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С.Грибоедов «Горе от ума» Д.И.Фонвизин «Недоросль» | направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. | Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит). Семья начинается с детей (А.И.Герцен) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н.Толстой) Добродетель родителей – большое приданое (Гораций). Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон). Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин). В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов) |
«Любовь» | 1.Любовь – огромная страна 2. Родители и дети 3. Любовь – высшее начало 4. Муж и жена 5. Любовь к работе (делу, увлечению) 6. Любовь к животным 7. Сила любви | А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка»,«Медный всадник» А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся" И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" И.С. Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" М. Горький "Старуха Изергиль" С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой "Война и мир" М.А. Шолохов "Тихий Дон" Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский "Гроза" Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" В. Шекспир "Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо» О. Генри «Дары волхвов» | направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. | Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой). Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский). На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев). |
«Путь» | 1. Дорога домой 2.Моё увлекательное путешествие 3. Духовные искания главных героев 4. Жизнь – это путь 5. Иногда хочется уехать в никуда 6. Когда находишься в дороге 7. Дорога без начала и конца | М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени" Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" А.П. Чехов "Ионыч" М.А. Шолохов "Тихий Дон" Л. Н. Толстой "Война и мир" Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" А. Никитин «Хождение за три моря» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н. Гоголь «Мёртвые души» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Некрасов Н.А.«Кому на Руси жить хорошо» Экзюпери А.«Маленький принц» И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» | направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. | Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс). Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри). У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе (Герман Гессе). Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон). Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери). Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери). |
«Год литературы» | 1. Круг моего чтения 2. Книга или компьютер 3. Роль книги в моей семье 4. Моя настольная книга 5. Моя золотая полка 6. Мои любимые герои 7. Книга, которая меня изменила 8.Книга, которую хочется перечесть… | Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220 лет со дня рождения) «Басни» Крылова И.А.(250 лет) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет) А.С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет) М.А. Шолохов «Тихий Дон» (75 лет) В. Быков «Сотников» (45 лет) и др. | направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. | Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения (Монтескье). Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым , а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон). Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать (Рене Декарт). Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле (Гёте). Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн). |
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-300 слов. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц. Используйте при подготовке к итоговому сочинению материалы сайтов: http://sochinenie11.ru/ , http://fipi.ru/ .
Руководитель РМО учителей русского языка и литературы – Е.В. Щербак,
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цитаты для подготовки к итоговому сочинению в 2015-2016 году
Итоговое сочинение по литервтуре в 11 классе, возможно, будет начинаться с цитаты по одному из 5 напрвлений.....Либо данные цитаты можно будет использовать в качестве основного тезиса....
Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году
Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...
Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году
Методические рекомендации по проверке итогового сочинения в 2015 -16 учебном году...
Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения»
Методические рекомендации подготовлены на основе письма Рособрнадзора от 17.10.16 № 10-764...
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году
Методические рекомендации по подготовке обучающихся 10- 11 классов к итоговому сочинению в 2017 – 2018 учебном году...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...
Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению в 2019-2020 учебном году
В данной методической рекомендации рассматривается порядок подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению....